ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СКАЗКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СКАЗКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Нгуен Н.З. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сказка – одно из первых вербальных воздействий на еще не сформированную психику ребенка. Рассматривая вербальное воздействие сказки на психику ребенка, необходимо учитывать источники, из которых оно формируется. Проблема вербального воздействия имеет основные аспекты: лингвистический, медицинский, психологический. Каждый из этих аспектов представляет сложную систему, состоящую из не менее сложных подсистем. Но главное для меня в данной статье, это психологический аспект.

Кузнецова Е. В. пишет: «Любой текст, независимо от его содержания, воздействует на личность читателя через определенные элементы языковой структуры, вызывая тем самым различные эмоциональные состояния. Латентным языковым фактором воздействия на эмоциональное состояние ребенка является фоно-семантическая программа текста, которая представляет собой набор гласных звуков, встречающихся в тексте с определенной частотностью. Мы выяснили, что звуки человеческой речи и фонемы письменного текста несут определенное символическое значение. Психической основой этого явления выступает синестезия — глубинный механизм сознания, оперирующий на предметном уровне репрезентации объекта и осуществляющий закономерную трансформацию содержания одной перцептивной модальности в форму другой модальности»1.

Сказку можно использовать как средство нравственного воспитания детей. К примеру – дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности. Поэтому такие произведения необходимо исключать из детского восприятия. Это так же относится к детям младшего школьного возраста. В связи с особенностями мышления младших школьников особое место в процессе нравственного развития занимают литература и искусство. Они служат средством формирования личности, основанным на обобщении жизненного опыта многих людей. В художественных произведениях показаны различные взаимоотношения между героями, истоки этих отношений, раскрыты разные человеческие качества, стремление, идеалы. Воздействие художественных произведений на ребенка всегда индивидуально, вызывает глубокие эмоциональные переживания.

Отношение ребенка к сказке особенно пристально исследовала немецкий психолог и специалист по детской психологии Шарлотта Бюлер. Она ввела такое понятие возраста увлечения сказками с 4-х до 10 лет. Она показала, что сказка совпадает с потребностями детской фантазии, они следуют параллельно.2 «Обращает на себя внимание то, что любимые сказочные персонажи обладают детской непосредственностью, они являются носителями одного наиболее характерного качества, которое ярко проявляется в позиционной борьбе. При всей сложности сказочных перипетий в финале все приходит в согласие с детским оптимизмом и чувством справедливости. Ребенок проживает в сказках собственные мечты и желания и вместе с этим приобретает опыт правильного отношения к ним, а также получает удовольствие от самого процесса фантазирования, не осознавая еще, что это является своеобразной тренировкой его интеллектуальной деятельности.3

Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному. Сказка - рассматривается как средство нравственного воспитания детей и в то же время как метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ.

Ребенку (или группе детей) предлагается рассказать устно сказку на свободную или заданную педагогом тему. В процессе рассказывания сказки актуализируются наиболее значимые, актуальные или проблемные темы, события из жизни ребенка, из его отношения к людям, себе, окружающему миру. Поэтому сочинение сказки ребенком обладает не только развивающим, но и большим диагностическим потенциалом. М.В. Киселева выделяет следующие этапы работы со сказкой:

1. Создание комфортной среды (разминка).

2. Активизация творчества (письменного).

3. Вхождение в сказочное пространство – рассказ педагогом сказочной истории.

4. Написание сказки ребенком.

5. Драматизация.

Разыгрывание сюжета может проходить как после сочинения сказки, так и в форме отдельного занятия. Театрализованное проигрывание сказки может проходить с помощью кукол, либо ребенок сам будет играть. Такая работа развивает поведенческий компонент отношения к себе и миру, самооценку, самосовершенствование, самоконтроль ребенка. Ребенок может проявить те эмоции, которые ему сложно проявить при общении с людьми [5].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Список литературы

1. Жаркова, Л. Г. К здоровью ученика через здоровье учителя [Текст] / Л. Г. Жаркова // Учитель в школе. - 2009. - N 2. - С. 102-105

2. Клаус Р. Бергер Сказки - безобидные рассказы?/Изд. Логос , мг.пер., 74 с., 2005 г.

3. Квирин Гербст, Педагогический анализ сказок, Munchen, 1964. Стр. 17-19. (Quirin Gerstl Die Gebruder Grimm als Erzieher. Padagogische Analyse es Marchens, Munchen 1964. S.17-19.)

4. Романенко Л. Г. К формированию эмоционально-нравственного фонда младшего школьника // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 225-228.

5. Психологическая компетентность учителя начальных классов как критерий эмоционального здоровья младших школьников: Монография / Под общ. ред. Т.И. Куликовой. - Тула: Изд-во «Имидж Принт», 2012. – 200 с.

1 Жаркова, Л. Г. К здоровью ученика через здоровье учителя [Текст] / Л. Г. Жаркова // Учитель в школе. - 2009. - N 2. - С. 102-105

2 Клаус Р. Бергер Сказки - безобидные рассказы?/Изд. Логос , мг.пер., 74 с., 2005 г.

3 Квирин Гербст, Педагогический анализ сказок, Munchen, 1964. Стр. 17-19.

Просмотров работы: 737