АДАПТАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА К НОВЫМ БЮДЖЕТНЫМ РЕАЛИЯМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АДАПТАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА К НОВЫМ БЮДЖЕТНЫМ РЕАЛИЯМ

Корсунова Н.Н. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день федеральный бюджет и его роль в социально – экономическом развитии страны - это одна из важных проблем для России.

Его состояние напрямую влияет на устойчивый экономический рост и благосостояние страны, уровень инфляции, валютного курса, процентных ставок, полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, выполнение государством своих обязательств.

Особая роль федерального бюджета заключается в воспроизводственном процессе, обеспечении финансовой и экономической стабильности в стране.

Следовательно, федеральный бюджет оказывает влияние на экономические и социальные процессы через соответствующие группы бюджетных отношений — доходы бюджета и расходы бюджета.

Это объясняется тем , что во-первых, бюджет представляет собой систему денежных отношений, возникающих между государством, юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

Это выражается в перераспределении стоимости валового общественного продукта, части национального богатства в целях социально-экономического развития общества, укрепления обороноспособности, национальной безопасности, решения социальных проблем органами государственной власти и управления в соответствии с расходными полномочиями.

Во- вторых, бюджет это одновременно фонд и экономическая категория. Бюджетные фонды имеют обособленный характер, самостоятельность функционирования, целевое назначение, сбалансированность, правовую регламентацию формирования и использования бюджетных средств. Также они имеют определенные принципы построения бюджетных отношений.

В условиях геополитической напряженности в 2014 -2015 г.г. произошло усиление риска дестабилизации состояния российской экономики, а значит, и устойчивости федерального бюджета. Возрастает роль бюджетных рисков, к основным видам которых можно отнести:

- риск неправильного прогноза социально-экономического развития;риск неэффективного использования финансовых ресурсов;

- риск бюджетного дефицита.

По словам министра финансов Антона Силуанова, в настоящее время Министерство финансов Российской Федерации ставит задачу реализовать через бюджет 2017-2019 гг. стратегию снижения зависимости внутренней экономики от внешнеэкономической конъюнктуры.1

Таким образом, развитие экономики и социальной сферы существенно зависит от правильной оптимизация расходов федерального бюджета, а также грамотном управлении ее доходной частью. Одним из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета является сбалансированное использование средств федерального бюджета, в частности, оптимизация расходной части.

наиболее значимым направлением оптимизации расходов федерального бюджета является сокращение межбюджетных трансфертов бюджету внебюджетных фондов.

Другим значительным резервом повышения эффективности использования бюджетных средств является оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд.

Также необходимо, чтобы сокращение бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг не приводило к снижению качества и (или) объемов закупаемых товаров, работ и услуг.

Высвобождаемые в результате реализации мер по оптимизации расходов федерального бюджета ресурсы в первоочередном порядке направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства.1

Введение санкций странами Запада в 2014 году против России создало препятствия развития и функционирования федерального бюджета:

- части российских граждан был запрещен въезд и пребывание на территории США и стран Европы;

- активы ресурсных компаний-гигантов были заморожены, и сотрудничество с ними было прекращено;

- были введены запреты на ввоз с территории этих стран в Россию оружия и товаров двойного назначения с целью использования их в ВПК России, а также прекращено военное сотрудничество с Россией;

- части европейских компаний было «рекомендовано» прекратить финансирование инвестиционных проектов, реализуемых на территории России;

- Россия была исключена из состава Большой восьмерки и Парламента Ассамблеи Совета Европы, с ней прекратили сотрудничество ОЭСР, Парламентская Ассамблея НАТО.

Санкции ударили непосредственно по компаниям стран-санкционеров и по российским компаниям, работающим с иностранными партнерами. Но самый сильный удар пришелся по бюджету России, по российской валюте: подорвано доверие к рублю в мире, падает курс рубля, а отсутствие инвестиций со стороны других государств, снижает производственные мощности предприятий Российской Федерации. Ускоряется инфляция, отток капитала, ослабляется инвестиционная активность, снижаются доходы населения, потребительский спрос. Неопределенность вокруг цены на нефть сохраняется.

Таким образом, реализация современной бюджетной политики направлена в первую очередь на подавление угрозы геополитической напряженности и сохранение финансовой стабильности.

Согласно данным Министерства финансов Российской Федерации ,несмотря на геополитическую напряженность и сравнительно низкий уровень цен на нефть, уже с 2016 года прогнозируется возобновление экономического роста в нашей стране на уровне 2,3–2,4 % в год.1

По официальным данным Министерства экономического развития России по итогам 2015 года прирост потребительских цен составил 11.9%, а к 2018 году снизится до 1,5%. Также возобновится рост промышленности и реальных располагаемых доходов населения, что будет способствовать повышению инвестиционной активности и потребительского спроса. Норма накопления увеличится с 16,8% ВВП в 2015 году до 20,7% ВВП в 2018 году, а внутренний спрос за 2016-2018 годы вырастет на 11.1% против снижения на 9,5% в 2015 году.2

Следовательно, экономика нашей страны смогла адаптироваться к условиям финансово-экономического кризиса, а также найти пути выхода из него.

Целью Правительства Российской Федерации в такой ситуации является оптимизация расходной части федерального бюджета, проведение комплекса мер по повышению доходной части бюджета, его сбалансированности.

Рациональное исполнение федерального бюджета страны напрямую влияет на уровень социально-экономического развития общества.

Чтобы сбалансировать федеральный бюджет необходимо:

1) Разработка и реализация бюджетной стратегии Российской Федерации;

2) 2) Стабильность законодательно закрепленных "бюджетных правил" использования нефтегазовых доходов, регулирующих определение предельного объема расходов федерального бюджета;

3) Поддержание безопасных уровня и структуры государственного долга Российской Федерации.

В своем Послании Федеральному Собранию 1.12.2016 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что причины торможения российской экономики заключаются во внутренних проблемах. В их числе Путин назвал дефицит инвестиционных ресурсов, а также проблемы развития социальной сферы. «Смысл нашей политики - это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры» -заявил Президент.1 Более того, приоритетными направлениями бюджетных расходов должны стать сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, модернизация транспортной инфраструктуры.

Следовательно, основными направлениями развития федерального бюджета в условиях новой бюджетной реальности будут являться повышение качества инвестиционного климата, эффективность государственного управления. Институциональные преобразования будут направлены на обеспечение выхода российской экономики на инновационный путь развития.

Список используемой литературы:

1.Министерство финансов Российской Федерации ставит задачу реализовать через бюджет 2017-2019 гг. стратегию снижения зависимости внутренней экономики от внешнеэкономической конъюнктуры. Интервью Силуанова А.Г.//форум «Единая Россия».-21.06.2016.Электронный ресурс.Режим доступа:www.tass.ru

2. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Электронный ресурс. [Режим доступа]:www.minfin.ru

3. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. Электронный ресурс. Режим доступа:www.economy.gov.ru

4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1.12.2016 г. Электронный ресурс.Режим доступа:www.consultant.ru

1 Министерство финансов Российской Федерации ставит задачу реализовать через бюджет 2017-2019 гг. стратегию снижения зависимости внутренней экономики от внешнеэкономической конъюнктуры. Интервью Силуанова А.Г.//форум «Единая Россия».-21.06.2016.Электронный ресурс.Режим доступа:www.tass.ru

1 Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Электронный ресурс. [Режим доступа]:www.minfin.ru

1Официальный сайт Министерства финансов РФ. Электронный ресурс.Режим доступа: www.minfin.ru

2 Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. Электронный ресурс. Режим доступа:www.economy.gov.ru

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1.12.2016 г. Электронный ресурс.Режим доступа:www.consultant.ru

Просмотров работы: 611