Одиночество – это социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена – позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации.
Одиночество – распространённое явление в крупных городах, где общение с различными людьми происходит кратковременно и поверхностно, а времени на установление длительных и доверительных отношений не хватает. Одиночество нередко переживают люди с инертной нервной системой, с трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие к новым знакомым. В крайнем случае, одиночество может привести к депрессии.
Существует ряд психологических факторов, которые способствуют одиночеству. Например, это может быть низкая самооценка, которая приводит к избеганию контактов с другими людьми из – за страха подвергнуться критике. Слабые навыки общения также способствуют возникновению одиночества. Они боятся потерпеть неудачу в отношениях или попасть в психологическую зависимость, поэтому нередко стремятся к одиночеству, особенно если у них уже есть неудачный опыт общения с другими людьми.
Состояние одиночества переживается человеком по – разному на протяжении всей жизни. Впервые как состояние оно осознается наиболее остро в подростковый период. Это связано с актуализацией расширяющихся социальных потребностей, присущих подростковому возрасту.
В подростковом возрасте формируются новые взаимоотношения со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы в нем найти поддержку, прежде получаемую, внутри семьи. В этот период наиболее значимо групповое общение. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников.
Подростки – особая социально - психологическая группа, имеющая свои собственные нормы, специфические формы поведения, одежду, моду – все это образует особую подростковую субкультуру. Группа создает особое чувство – «чувство мы». Они защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно предъявляет к нему определенные требования. Желание добиться признания со стороны сверстников порождает у подростка стремление соответствовать их требованиям. Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков, поэтому разрыв дружеских отношений переживается подростками как личная драма, которая может привести к серьезным психологическим проблемам, одной из которых является одиночество.
Существует несколько взглядов на подростковое одиночество. Первый из них – отрицание самого факта наличия подросткового одиночества как особенности возраста.
Следующий взгляд на одиночество признаёт подростковое одиночество как явление, социальное по своей сути и поверхностное, несерьёзное по природе. Максимализм в оценке отношений друг с другом и родными приводит к субъективному чувству одиночества. Обособление и отчуждение в этом возрасте не являются внутренними, личностными психологическими процессами, а некоторыми характеристиками подросткового социального отношения к жизни. Таким образом, переживание одиночества подростками столь поверхностно, что можно говорить о старшем дошкольнике как о более насыщенном психологически в своих переживаниях.
Третья точка зрения принадлежит И.С. Кону. Он рассматривает одиночество подростка как нормальное состояние, присущее подростковому возрасту, отмечает серьёзность, даже драматичность этого переживания, наполнение его психологическим смыслом в этом возрасте: Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» ещё неопределённо, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается избирательность в общении, потребность в уединении. А также в переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние, подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.
Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм поведения, направленных на противоборство с ним или «уход» от него: криминальные и экстремистские действия, алкоголизм, наркомания, суицид.
На разных стадиях развития и становления подростка одиночество может переживаться по – разному и вызывать множество проблем. Исходы переживаний могут быть альтернативными, переживаемое одиночество либо становится побуждением к раскрытию своих возможностей, ступенькой к поиску себя, либо – обстоятельством, ограничивающим развитие человека и даже иногда подводящим к суициду. Переживаемое одиночество предполагает часто хроническую разобщенность с самим собой и другими, являющуюся следствием невозможности построения и сохранения желаемых отношений со значимыми другими. Оно характеризуется следующими компонентами:
Отсутствием контакта с самим собой;
Неспособностью к преодолению эмоциональных барьеров с другими;
Неспособностью и неумением найти свое место в социальном сообществе;
Утратой смысла собственной жизни.
Переживание одиночества у подростков связано не только с ситуацией межличностных отношений, но и с потерей смысла собственного существования. Одиночество в этот период часто неприятно для подростков, они жалуются на него, но в то же время часто его сами ищут. Подросток хочет быть собой и, одновременно, боится этого. Подростки еще не задумываются о смысле жизни, они чаще раздумывают над тем, любимы они или нет, ценят их или нет и т.д.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Рекомендации для подростков чувствующие себя одинокими.
Идти навстречу другим. Не нужно избегать людей, более того, можно взять на себя инициативу новых отношений. Сделайте первый шаг навстречу, попытайтесь установить контакт с теми, кто вам симпатичен. Помогите тому, кто просит вас о помощи. Поделитесь о чем-нибудь с окружающими (это может быть фильм, книга и т.п.).
Повернуться к внешнему миру. Чем бы ни был обусловлен страх перед другими людьми, он всегда заставляет нас чувствовать себя мишенью чужих взглядов и мнений. Чтобы перестать беспокоиться по этому поводу, нужно не зацикливаться на себе: интересуйтесь другими людьми, задавайте им вопросы и т.п. Научившись ценить окружающих, вы почувствуете, что и вы для них интересны и ценны.
Не подчиняйтесь своим страхам. Чрезмерные страхи, а в нашем случае это страх общения, ограничивают нашу свободу, порабощают нас. Чем больше вы им будете подчиняться, тем сильнее они будут становиться.
Подумайте о причине своего страха и переходите к действиям. Всегда полезно узнать, откуда берется наш страх общения. Но посвящать все свое время поиску причин не стоит. Найдите в себе силы напрямую столкнуться с предметом вашего страха.
Научитесь расслабляться. Регулярно делайте упражнения, во время которых вы будете тренироваться принимать свой страх.
Не прекращайте прилагать усилия. Привыкайте к пугающим ситуациям постепенно.
Одиночество достаточно тяжелое переживание человека, которое не только влияет на его внутренний мир, на отношения с окружающими, но и снижает качество жизни в целом. Одинокий человек не способен получать удовольствие от жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Драгунова Т.В. Подросток – М.: Знание, 1978.
Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков// Вопросы психологии - 1998.
Кошелева, Ю.П. Самопредъявление одиноких людей в тексте газетных объявлений / Ю.П. Кошелева // Вопросы психологии. 1998
Перлман Д. Теоретические подходы к одиночеству/ Д. Перлман, Л.Э. Пепло //Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс. – 1989.
Хорицкая Ю.Г., Шевченко С.Н. У одиночества характер крут – М., 1990.
8