ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Ефимова Ю.С. 1
1Московский Педагогический Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям проблема одиночества является одним из предметов разностороннего научного изучения в ряде наук о человеке: философии, психологии, социологии, медицине, педагогике. Феномен одиночества имеет сложное содержание, включает в себя множество форм, каждая из которых может переживаться людьми по – разному.

Одиночество – это социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена – позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации.

Одиночество – распространённое явление в крупных городах, где общение с различными людьми происходит кратковременно и поверхностно, а времени на установление длительных и доверительных отношений не хватает. Одиночество нередко переживают люди с инертной нервной системой, с трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие к новым знакомым. В крайнем случае, одиночество может привести к депрессии.

Существует ряд психологических факторов, которые способствуют одиночеству. Например, это может быть низкая самооценка, которая приводит к избеганию контактов с другими людьми из – за страха подвергнуться критике. Слабые навыки общения также способствуют возникновению одиночества. Они боятся потерпеть неудачу в отношениях или попасть в психологическую зависимость, поэтому нередко стремятся к одиночеству, особенно если у них уже есть неудачный опыт общения с другими людьми.

Состояние одиночества переживается человеком по – разному на протяжении всей жизни. Впервые как состояние оно осознается наиболее остро в подростковый период. Это связано с актуализацией расширяющихся социальных потребностей, присущих подростковому возрасту.

В подростковом возрасте формируются новые взаимоотношения со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы в нем найти поддержку, прежде получаемую, внутри семьи. В этот период наиболее значимо групповое общение. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников.

Подростки – особая социально - психологическая группа, имеющая свои собственные нормы, специфические формы поведения, одежду, моду – все это образует особую подростковую субкультуру. Группа создает особое чувство – «чувство мы». Они защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно предъявляет к нему определенные требования. Желание добиться признания со стороны сверстников порождает у подростка стремление соответствовать их требованиям. Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков, поэтому разрыв дружеских отношений переживается подростками как личная драма, которая может привести к серьезным психологическим проблемам, одной из которых является одиночество.

Существует несколько взглядов на подростковое одиночество. Первый из них – отрицание самого факта наличия подросткового одиночества как особенности возраста.

Следующий взгляд на одиночество признаёт подростковое одиночество как явление, социальное по своей сути и поверхностное, несерьёзное по природе. Максимализм в оценке отношений друг с другом и родными приводит к субъективному чувству одиночества. Обособление и отчуждение в этом возрасте не являются внутренними, личностными психологическими процессами, а некоторыми характеристиками подросткового социального отношения к жизни. Таким образом, переживание одиночества подростками столь поверхностно, что можно говорить о старшем дошкольнике как о более насыщенном психологически в своих переживаниях.

Третья точка зрения принадлежит И.С. Кону. Он рассматривает одиночество подростка как нормальное состояние, присущее подростковому возрасту, отмечает серьёзность, даже драматичность этого переживания, наполнение его психологическим смыслом в этом возрасте: Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» ещё неопределённо, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается избирательность в общении, потребность в уединении. А также в переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние, подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм поведения, направленных на противоборство с ним или «уход» от него: криминальные и экстремистские действия, алкоголизм, наркомания, суицид.

На разных стадиях развития и становления подростка одиночество может переживаться по – разному и вызывать множество проблем. Исходы переживаний могут быть альтернативными, переживаемое одиночество либо становится побуждением к раскрытию своих возможностей, ступенькой к поиску себя, либо – обстоятельством, ограничивающим развитие человека и даже иногда подводящим к суициду. Переживаемое одиночество предполагает часто хроническую разобщенность с самим собой и другими, являющуюся следствием невозможности построения и сохранения желаемых отношений со значимыми другими. Оно характеризуется следующими компонентами:

  1. Отсутствием контакта с самим собой;

  2. Неспособностью к преодолению эмоциональных барьеров с другими;

  3. Неспособностью и неумением найти свое место в социальном сообществе;

  4. Утратой смысла собственной жизни.

Переживание одиночества у подростков связано не только с ситуацией межличностных отношений, но и с потерей смысла собственного существования. Одиночество в этот период часто неприятно для подростков, они жалуются на него, но в то же время часто его сами ищут. Подросток хочет быть собой и, одновременно, боится этого. Подростки еще не задумываются о смысле жизни, они чаще раздумывают над тем, любимы они или нет, ценят их или нет и т.д.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендации для подростков чувствующие себя одинокими.

  1. Идти навстречу другим. Не нужно избегать людей, более того, можно взять на себя инициативу новых отношений. Сделайте первый шаг навстречу, попытайтесь установить контакт с теми, кто вам симпатичен. Помогите тому, кто просит вас о помощи. Поделитесь о чем-нибудь с окружающими (это может быть фильм, книга и т.п.).

  2. Повернуться к внешнему миру. Чем бы ни был обусловлен страх перед другими людьми, он всегда заставляет нас чувствовать себя мишенью чужих взглядов и мнений. Чтобы перестать беспокоиться по этому поводу, нужно не зацикливаться на себе: интересуйтесь другими людьми, задавайте им вопросы и т.п. Научившись ценить окружающих, вы почувствуете, что и вы для них интересны и ценны.

  3. Не подчиняйтесь своим страхам. Чрезмерные страхи, а в нашем случае это страх общения, ограничивают нашу свободу, порабощают нас. Чем больше вы им будете подчиняться, тем сильнее они будут становиться.

  4. Подумайте о причине своего страха и переходите к действиям. Всегда полезно узнать, откуда берется наш страх общения. Но посвящать все свое время поиску причин не стоит. Найдите в себе силы напрямую столкнуться с предметом вашего страха.

  5. Научитесь расслабляться. Регулярно делайте упражнения, во время которых вы будете тренироваться принимать свой страх.

  6. Не прекращайте прилагать усилия. Привыкайте к пугающим ситуациям постепенно.

Одиночество достаточно тяжелое переживание человека, которое не только влияет на его внутренний мир, на отношения с окружающими, но и снижает качество жизни в целом. Одинокий человек не способен получать удовольствие от жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Драгунова Т.В. Подросток – М.: Знание, 1978.

  2. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков// Вопросы психологии - 1998.

  3. Кошелева, Ю.П. Самопредъявление одиноких людей в тексте газетных объявлений / Ю.П. Кошелева // Вопросы психологии. 1998

  4. Перлман Д. Теоретические подходы к одиночеству/ Д. Перлман, Л.Э. Пепло //Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс. – 1989.

  5. Хорицкая Ю.Г., Шевченко С.Н. У одиночества характер крут – М., 1990.

8

Просмотров работы: 918