Тьюторское сопровождение— особый тип педагогического сопровождения, когда педагог выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам и затем обсуждает их с тьютором [1]. Это образовательная технология, которая используется для сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).
Выделим и опишем основные компоненты данной технологии.
Главной целью данной образовательной технологии в ДОУ является организация деятельности педагогов:
- по поиску и обработке информации;
- обобщению способов действия;
- постановке образовательной задачи;
- по использованию информационно-образовательной среды.
Данная технология опирается на принципы:
- гибкости – ориентации на расширение контактов, поддержку инициативы в выборе способов деятельности;
- непрерывности – обеспечения последовательного, цикличного, своевременного процесса в развитии познавательного интереса;
- открытости – управления собственной познавательной и образовательной деятельностью.
- индивидуализации – учета личностных запросов, особенностей и интересов педагогов. Принцип индивидуального подхода к педагогув процессе повышения уровня его самообразовательной компетентности способствует раскрытию потенциальных сил, возможностей, способностей [2].
Субъктом технологиитьюторского сопровождения самообразовательной деятельности педагогов выступает старший воспитатель или опытный творческий педагог. Тьютор - это тот, кто:
- сопровождает процесс самообразования;
- создаёт условия для непрерывного, открытого процесса повышения квалификации;
- инициирует процессы мотивации педагогов;
- индивидуализирует процесс повышения квалификации;
- осуществляет мониторинг уровня повышения самообразовательной и в целом профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, динамики профессионального развития;
- формирует инновационный ресурс, осуществляет презентацию достижений педагогов.
Основными функциями тьютора являются [2]: проектировочная; организационно-мотивационная; информационно-консультационная; аналитическая; рефлексивная. Каждая функция реализуется перечнем конкретных задач.
В функцию тьютора может входить деятельность по координации самостоятельной учебы педагога и продвижению индивидуальной образовательной программы (ИОП).
Тьютор видит, осознает проблему и показывает ресурсы решения проблемы. Такое сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки воспитателю при самостоятельной разработке и реализации индивидуальной образовательной программы.
Любая технология характеризуется наличием этапов. О.И. Давыдова и А.А. Майер предлагают следующие этапы тьюторского сопровождения педагога к достижению определенного результата профессиональной деятельности [1]:
— «прогнозирование некоторого будущего состояния профессиональной деятельности педагога: например, получения высшей категории, участие в профессиональном конкурсе;
— умение прослеживать события в обратном порядке, от ожидаемого исхода к истоку (замыслу);
— выбор перспективных путей решения проблемы в условиях поливариантности. Педагогам приходится маневрировать большим числом возможных комбинаций, мысленно оценивая приемлемость продолжения каждого из них. Из множества вариантов педагог должен уметь выбрать один, который лег бы в основу решения. Он оказывается в состоянии неопределенности, лишается привычных точек опоры, ранее несомненные положения утрачивают свою надежность, и это порождает ситуацию интеллектуального и психологического напряжения;
— планирование коллективных действий. В условиях изменения начальной формулировки задачи, появления новых вариантов возникает сложность в согласовании действий нескольких участников педагогической деятельности. Слаженность и координация требуются не только в их действиях, но и в случае столкновений мнений, ценностей и убеждений отдельных педагогов. Нередки ситуации, когда предлагаемые одними участниками изменения идут вразрез с мнением других и интересами третьих. Между членами педагогического коллектива возникает непонимание, и он теряет способность к консолидированному движению вперед. В таких обстоятельствах на первый план выходит умение достичь компромисса, сотрудничать в выработке решения, понять чужие интересы. Тьютору в такой ситуациина какое-то время нужно взять на себя роль координатора действий педагогов;
— целостное представление объекта. Зависимости между следствиями и отдаленными по времени причинами прослеживаются с помощью воображения, с применением гипотетических конструкций. Педагогам необходимо представлять в уме всю конструкцию целиком, удерживать в памяти большой объем информации и мысленно оперировать ею. Для этого они должны знать исходный материал, уметь его обобщить и проанализировать, выявить дефицит знаний и организовать поиск недостающей информации, которая, как правило, рассеяна по многим источникам. При этом у педагогов развивается умение отбирать сущностное, главное, отбрасывать второстепенное;
— конфликт между организованным и спонтанным мышлением. Педагог стремится выполнить работу системно и последовательно. Однако пространство, в котором педагог ведет поиск, слишком велико для упорядоченного исследования. Объем информации, которая должна быть осмыслена, критически переработана и освоена, всегда излишен, а опыт и знания ограничены, поэтому трудно предусмотреть все возможные варианты и комбинации. Кроме того, в силу вступают ограничения по времени, и в стремлении свести его затраты к минимуму педагог отказывается от всестороннего обследования каждого отдельного анта, отделяя перспективные от второстепенных, попадая в более сложную ситуацию» [1].
По нашему мнению, в сопровождении, разворачивающемся во времени и процессе, можно выделить три основных этапа:
- диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей;
- отбор и применение методических средств;
- анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.
Как сопровождающий профессиональное развитие, тьютор организует ситуации
- самоопределения;
- самообразования;
- самоосуществления;
- самореализации человека в профессии.
Тьютор включает педагогов в разные виды деятельности проектную, исследовательскую, за счет чего педагогам удается увидеть проблемы собственной практики, построить пути их решения, создать программы преобразований, связанных с повышением качества образования.
Список использованной литературы:
Давыдова, О.И. Тьюторское сопровождение самообразования педагога ДОУ / О.И. Давыдова, А.А. Майер // Управление ДОУ, 201. - № 1. - С. 92-99.
Юревич, С.Н. Самообразование как педагогическая проблема / С.Н. Юревич, Д.А. Хабибулин // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XIII Международной научно-практ. конф.: в 5 ч. Ч.5/ Межд. Академия наук. пед. образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ.; отв. ред. Д.Ф. Ильясов. – М.; Челябинск: изд-во ЧИППКРО, 2012. – С.28-35.