Риск развития посттравматического состояния зависит от характера внешнего воздействия. Его причиной может быть любое сильное переживание, выходящие за рамки обычного опыта и вызывающее крайнее перенапряжение всей эмоционально-волевой сферы человека, но наиболее изученным причинным фактором являются военные конфликты, вызывающие у активных участников посттравматического стрессового с некоторыми характерными особенностями.
После возвращения военнослужащих с боевых действий общество столкнулось с массой социальных, медицинских и психологических проблем участников войны. По статистическим данным число самоубийств среди участников войны превышает число погибших в самой войне в три раза. Алкоголизм, наркомания, профессиональные и социальные конфликты ˗ все формы дезадаптации наблюдаются среди тех, кто прошел ад войны. Приблизительно у 30% ветеранов военных действий отмечаются симптомы посттравматического стрессового расстройства.
Следует отметить, что, несмотря на обилие работ по вопросам психологической реабилитации участников боевых действий, вряд ли можно считать эту проблему исчерпанной. В них практически не рассматриваются вопросы организации психологической помощи самым нуждающимся в ней категориям военнослужащих – раненым и инвалидам.
Посттравматическое стрессовое расстройство представляет собой целостный комплекс симптомов нарушения психической деятельности, возникший в результате разового или повторяющегося внешнего сверхсильного травмирующего воздействия на психику человека.
По мнению ряда специалистов [1], течение посттравматического синдрома проявляется в следующих видах:
Неотступное переживание травматического события, сопровождающееся навязчивыми воспоминания травмирующих событий; периодически повторяющимися кошмарными сновидениями; неожиданным ощущением прямого возврата травматических событий и повторного их переживания и др.
Упорное избегание стимулов, связанных с травмой, сопровождающееся чувством безразличия, снижения способности к сопереживанию и душевной близости с другими людьми. Оно может проявляться в осознанном избегании мыслей, чувств и ситуаций, связанных с травмой; снижение интереса к ранее значимым для данного человека видам активности; уклонение от разговоров на тему войны, нежелание смотреть соответствующие фильмы, читать литературу по военной тематике, попытки избегания действий мест или лиц, вызывающих воспоминания о своих боевых переживаниях;
Стойкие признаки гиперактивности, повышенной возбудимости, проявляющиеся в трудности засыпания, повышенной раздражительность, появление вспышек гнева, невозможности сконцентрировать своё внимание и др.
Психологический дистресс, т.е. глубокие психологические переживания, которые возникают под действием событий мирного времени, имеющих сходство или символизирующих пережитую боевую ситуацию.
После возвращения к мирной жизни на ветеранов продолжают оказывать влияние социальные стрессоры, а также стрессоры, связанные с последствиями полученных на войне ранений и увечий (переживание своих увечий и собственной несостоятельности, сохраняющееся чувство вины, недостаточная поддержка ветеранов со стороны близких, общественности и государства).
Психологические последствия боевого стресса, пережитого военнослужащим, обычно возникают впервые полгода после травмы. Однако симптомы могут появиться как сразу после нее, так и спустя много лет. Люди постоянно возвращаются к прошлым событиям и пытаются найти им объяснение. Одни верят, что это был знак судьбы. У других возникает гнев из-за чувства глубокой несправедливости. Переживания проявляются в бесконечных разговорах без всякой необходимости и по любому поводу. Безразличие окружающих к проблеме ветерана приводит к изоляции страдающего и вызывает у него дополнительную травму.
Психологические переживания участников боевых действий в сложном процессе их возвращения в мирную жизнь, в процессе их адаптации к гражданским условиям, подчас входят в противоречие со сформировавшимися боевыми представлениями о чести, справедливости, дружбе и т.д.
Часто для снятия остроты болезненных переживаний, воспоминаний или чувств ветераны боевых действий с ПТСР начинают злоупотреблять алкоголем, пробовать наркотики, у них нередко возникают суицидальные мысли или попытки к самоубийству. Многие боевые ветераны стремятся вернуться в зону своих боевых действий или принять участие в других вооруженных конфликтах и рискованных предприятиях, что свидетельствует о выраженном влиянии пережитого ими боевого стресса на личность.
Большое значение имеют социальные условия, в которых пребывает человек после пережитого психологического шока. Замечено, что риск развития посттравматического состояния значительно снижается в тех случаях, когда пациент находится в окружении людей, подвергшихся подобной травме.
Решение проблемы восстановления от посттравматического состояния достаточно много. Восстановление может быть медикаментозное и с помощью специалистов, но в период реабилитации военнослужащего не меньшее значение имеет поддержка близких и родных людей. Очень важно создать участникам боевых действий такую атмосферу, в которой они могли бы переосмыслить происходящее с ними, проанализировать ощущения и внутренне принять пережитый опыт, смириться с ним. Это необходимо для того, чтобы продолжать созидательную жизнедеятельность, не отдаваясь воле тяжелых переживаний и воспоминаний. Очень важно для военнослужащих, переживших военные события, непосредственно участвующих в них, чтобы дома, в семье их окружала любовь, понимание, забота, эмоциональный и психологический комфорт. Отсутствие эмоционального контакта, чувства безопасности, непонимание, безучастность и безразличие нередко приводит к обострению посттравматического стрессового состояния военного ветерана. Нередко они вынуждены подавлять в себе эмоции, рискуя потерять самоконтроль над собой.
Существуют различные методики реабилитации военнослужащих, возвратившихся с войны, например такие, как: «Через тернии к родным»; «Долгая память»; «Новое рождение» и другие.
Достаточно эффективной является методика, в ходе которой ветерана в момент начала приступа ПТСР учат концентрировать внимание на ярких событиях или объектах, отвлекающих их страшные воспоминания. Это со временем формирует привычку к автоматическому переходу сознания к нейтральным или положительным эмоциям в обход травмирующего переживания (плач ребенка, шум машины, нахождение на высоте, изображение или картина, книга, фильм, телепередача и др.). Многим людям, страдающим посттравматическим стрессом, помогают беседы со специалистом или другими людьми, пережившими травмирующие события. Такой вид терапии помогает ветерану боевых действий преодолеть пережитый кошмар.
Психологическая помощь при ПТСР должна быть направлена, в первую очередь на обучение ветеранов принимать реальность своей гражданской жизни, создавать новые когнитивные модели поведения, жизни и деятельности. Обретая гармонию душевного и физического состояния, военный ветеран должен осознавать, что важнее прийти в согласие с самим собою, нежели соответствовать чьим-то стандартам и нормам. При этом необходимо быть предельно честным перед самим собой, пытаться адекватно оценивать себя и то, что происходит социуме.
Таким образом, психологические последствия участия военнослужащих в боевых действиях, их реабилитация и коррекция ПТСР следует отнести к достаточно серьезной и актуальной социологической и государственной проблеме, которую нужно решать совместными усилиями психологов, медицинских работников, социологов и семьи. Восстановление психического состояния военных ветеранов очень длительный и трудный процесс, требующий много сил, внимания, любви и заботы.
Литература
Иванов А.Л., Рубцов В.В., Жуматий Н.В., Давлетшина М.В. Психологические последствия участия военнослужащих в боевых действиях в Чеченской республике и их медико-психолого-социальная коррекция. // Консультативная психология и психотерапия. – 2003. – № 4. – С. 146-162.
4