Что ж, возьмем этот труд на себя. Что же такое одаренность? Каких детей можно считать одаренными?На сегодняшний день наиболее полное определение одаренности сформулировано в труде «Рабочая концепция одаренности / под ред. В.Д. Шадрикова», – «…Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой)».
Но даже если разобраться с этим определением, встает ряд вопросов. Как осуществлять сравнение с другими людьми? Корректно ли это сравнение, ведь если речь идет о специальной одаренности (т.е. о превосходстве в какой-либо конкретной деятельности), то сравнение будет априори необъективно? Имеют ли место природные (генетически заложенные задатки), ведь есть множество случаев, когда одаренный ребенок рождался в семье, не обогащенной образованием и какими-либо выдающимися достижениями? Прекрасный пример – М.В. Ломоносов. То же будет справедливо и для социальной среды. Кроме того, выделяют множество видов одаренности, которые не коррелируют друг с другом: творческая одаренность, умственная одаренность, художественная одаренность, социальная одаренность.
Опережение в развитии может быть следствием большей включенности ребенка в познавательную деятельность (занятия дома, посещение центров), скачком развития в конкретный сензитивный период, большей заинтересованности ребенка. Так как и по каким параметрам можно вычленить из класса обычных детей одаренных? Есть ли такие критерии и способы диагностики?
Раньше считалось, что для этого подойдут стандартизированные тесты интеллекта (методики А. Бине), позже – что общая оценка результатов деятельности в сравнении с другими детьми. Но все это, как мы понимаем, субъективно. Можно предположить, что одаренность – не способность ребенка, а всего лишь количественное различие в результатах деятельности, обусловленное стечением внутренних и внешних обстоятельств. Из этого можно сделать вывод, что при определенных условиях одаренность можно развить, на что и направлена деятельность множества центров раннего развития. Но так ли это?
Опираясь на личный профессиональный опыт, можем предположить, что суть одаренности заключается не в этом. У одаренных детей есть одна общая черта, которой часто не придается значение – осознанность. Именно осознанность и глубина мышления отличает этих детей от остальных. Результаты деятельности могут превосходить результаты других, а могут и не отличаться или даже быть объективно хуже. Это зависит от множества факторов, начиная от физических дефектов (сниженное зрение, дефекты речи и т.д.) и заканчивая социальной средой, в которой развивается ребенок. Но именно отличие в образе мышления выделяет одаренного ребенка и отличает от остальных. Если рассмотреть детей с разными видами одаренности и попытаться найти что-то общее, то это будет именно образ мышления, а именно:
- способность к глубокому анализу;
- умение мыслить творчески, своеобразно реагировать на стандартные ситуации;
- стремление узнать все самому, понять логику явлений, суть происходящего.
Таких детей никогда не устроят ответы вроде: «потому что я так сказала», «потому что в учебнике написано», «потому что так есть» и т.д. Более того, эти дети выстраивают логические цепочки, чтобы проникнуть в суть какого-либо явления, они объясняют все для себя сами, собирая различные определения и синтезируя их в собственное видение.
У одаренных детей на качественно другом уровне развиты высшие психические функции. Они уже обладают произвольным мышлением, произвольным вниманием, произвольной памятью. Н. С. Лейтес замечает, что у одаренных детей лучше развита память, но он упускает из виду существенную разницу между ребенком с хорошей памятью и ребенком с произвольной памятью. В случае, если память просто развита лучше, чем у других детей (например, он легко заучивает наизусть тексты, слова иностранного языка, цифры и т.д.), это может говорить либо о сензитивном периоде для изучения нового, либо просто о хорошей памяти. Но, по нашему мнению, при одаренности память имеет другой характер – ребенок умеет вычленять важное и запоминать именно это. Он не станет удерживать в памяти ненужный числовой ряд, неинтересные ему даты и стихотворения. Он сможет выделить то, что он считает важным, что занимает какое-то место в его цепочке размышлений и сможет оперировать полученными знаниями.
Когда мы говорим об осознанности, мы говорим о глубоком анализе происходящего. То есть в идентичных социальных ситуациях глубина анализа у обычного ребенка и одаренного будет сильно отличаться. Одаренный ребенок сможет вычленить важную информацию, соединяя и аффективную и когнитивную стороны познания, он постоянно находится в процессе изучения чего-то, извлекая из всего уроки и пытаясь постигнуть суть. Именно это качество глубины познания мы и позволим себе выделить в качестве определения одаренности. Все остальное является лишь следствием. Ребенок, способный проникать в суть и анализировать всегда добьется существенно больших результатов в значимой для него деятельности, чем ребенок, неспособный к этому. Если брать за основу именно это определение одаренности, станет очевидно и почему выделено множество ее видов, и почему условия и генетика могут не оказывать влияния на развитие одаренности, а кроме того, выделяя одаренность именно так, можно отличить ее от временного скачка в развитии, являющегося не постоянным качеством ребенка.
Итак, подытожим – мы выводим собственное понимание понятия одаренности. Одаренность – это способность ребенка к глубокому анализу происходящего, синтезу полученной информации и ориентация на познание. Одаренные дети обладают качественно более развитыми высшими психическими функциями, нежели их сверстники.
Почему так важно понимать, где одаренность, а где – просто временный скачок в развитии? Дело в том, что одаренность предполагает иной, особый подход к детям, сопровождение их в процессе обучения, качественно иную учебную программу. Ребенок, не обладающий одаренностью, эту программу не потянет и не освоит, что приведет к ряду проблем. Если то, что было принято за одаренность – временный скачок, ребенок перерастет этот этап, развитие вернется в обычный темп. Это приведет к неизбежным психологическим травмам – как так, его считали исключительным, выделяли и хвалили, а теперь он такой же как все? Это может привести к депрессии и даже суициду, чему есть ряд подтверждающих примеров.
Как диагностировать одаренность?
Если исходить из предложенного нами определения, можно сделать вывод, что одаренность диагностируется прежде всего методом наблюдения. Одаренный ребенок отличается реакциями на любые ситуации, он строит логические цепочки, у него развито воображение, произвольная память и произвольное внимание. Тут важно действительно беспристрастно наблюдать – если такому ребенку неинтересно, он не будет вникать и учится, то есть он вполне может проявлять свои способности только в какой-то конкретной сфере. Но именно это и является показателем осознанности – так как чтобы сделать сознательный выбор нужно уметь анализировать. Говоря о диагностике одаренности, мы говорим прежде всего о диагностике уровня развития ВПФ. Соответственно определить одаренность можно комплексом мероприятий: наблюдение и диагностика ВПФ с помощью стандартных тестов на память, внимание, воображение и т.д. Тут важно понимать, что последнее несет в какой-то мере субъективный контекст – например, ребенку может быть попросту неинтересно выполнять задания, либо взрослый не в состоянии оценить зрелость и нестандартность реакций ребенка.
Непосредственно психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
Естественно, что образовательная программа для одаренных детей должна качественно отличаться от стандартной программы, кроме того эти дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении и особых образовательных условиях. Какими мы видим образовательные условия, благоприятные для одаренных детей? В первую очередь это индивидуальный подход. Количество учеников в классах не должно превышать 8 человек (это же правило используется в группах центров раннего развития по методикам Бэби-Клуба). Это способствует тесным взаимоотношениям внутри класса, более прочной связи учителя и учеников, а кроме того позволяет учителю раскрывать каждого ребенка, учитывая его личностные особенности.
Важно использовать в обучающих программах творческий подход, открытые вопросы вместо закрытых, различные творческие задания, организацию работы в группах. Обо всем этом пишет и Н. С. Лейтес, описывая идеальные методы работы с одаренными детьми. Важно не количественно изменить нагрузку, добавляя новые задания, а изменить ее качественно, направив в русло творческого взаимодействия. Количественно-большой объем информации должен сопровождаться его осознанием и рефлексией. Нужно давать детям возможность генерировать идеи, основываясь на полученном материале. Важна и работа в группе, т.к. социальная одаренность заключается в умении работать с группой и лидерских качествах, что даст таким детям раскрыться. Однако важно соблюсти баланс и не делать на лидерстве акцент – каждый должен осознавать свою индивидуальность и иметь все возможности для развития.
Что же касается психологического сопровождения, то здесь важно учитывать чувствительность таких детей. Познание возможно только в случае совмещения аффективного и когнитивного процессов, и мы можем предположить, что такие дети обладают высокой эмоциональной чувствительностью. Глубина познания может сопровождаться и глубиной переживаний, что говорит о необходимости поддержки одаренных детей. Важно обсуждать с ними их мысли и переживания, находить выход эмоциям и давать реализацию идеям. Психологическое сопровождение здесь объединяется с педагогическим и упирается в создание комфортной среды для самореализации детей. Важно учитывать компетентность и психологическую подготовку педагога, примерно равный уровень детей в обучающейся группе, использовать творческий подход и давать возможности для реализации. Пребывая в среде равных, одаренные дети не будут ощущать себя исключительными или наоборот отвергнутыми, что непременно произойдет в любой другой среде. Здесь детей будет объединять общий тип мышления, примерно равная глубина осознания. Они смогут делиться мыслями и переживаниями, встречая понимание, смогут реализовать идеи и встречать конструктивную критику.
Итак, можно подвести итог: мы считаем, что под понятием одаренности скрывается качественно иной уровень мышления, а виды одаренности – это частные проявления. Основные качества одаренности – умение схватывать суть и развитость ВПФ. Это может привести к непониманию ребенка сверстниками, иногда даже отставание от программы (если учитель не в состоянии оценить творческий подход и способность к анализу), а иногда – к излишней самоуверенности и высокомерию. Все это ведет к проблемам в социализации, трудностям в общении и самоактуализации и ощущению ребенком одиночества и отчужденности. Создание специальной среды и особой программы обучения позволит не только избежать этих негативных последствий, но и даст ребенку возможность раскрыться в полной мере и реализовать себя.
Список литературы.
Абакирова Т.П., Проблемы организации сопровождения одаренных детей в образовательных учереждениях
Бине А.Измерение умственных способностей. - СПб.: Союз, 1999.
Лейтес Н. С. Ранние проявления одарённости // «Вопросы психологии», 1988, № 4, с. 98–107.
Лейтес Н. С. О признаках детской одарённости // «Вопросы психологии», 2003, № 4, с. 13.
Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. - 1960. - № 1.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности / А.М. Матюшкин. - М., 1993. - 128 с.
Одаренность: рабочая концепция. Материалы 1 Международной конференции (Самара, 1-3 октября 2000 г) / Под. ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 2002.
Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса; Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей / Н.Б. Шумакова // Вопросы психологии. – 1996. - №3. – с. 34-43.
8