Анализ научной и учебно-методической литературы (М.В. Фирсов. И.В. Наместникова, А.В. Мудрик) позволил выявить следующие значения понятия «социальная практика» в педагогической науке:
создающиеся социальные отношения;
социальная активность;
процесс преобразований, носящий социальный характер;
действия, осуществляемые в обществе.
Медиаскетизм во всех смыслах является проблемой педагогического образования.
Интенсивное использование средств киберсоциализации ведет к сужению социальных связей вплоть до одиночества, а также к сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивного состояния в реальной жизнедеятельности. С каждым годом возникает все больше и больше проблем зависимости от средств киберсоциализации, и медиаскетизм может стать одним из способов решения данной проблемы. Медиаскетизм заставляет задуматься и по-другому рационализировать свое свободное время. Вместо отказа от возможностей применения средств киберсоциализации [1, 56] необходимо научиться рационально их использовать, т.е. практиковать медиаскетизм.
Далее выделим средства киберсоциализации:
Телефон, компьютер, смартфон, ноутбук, нетбук, планшет, wi-fi роутер, видео-очки, шлем виртуальной реальности, игровая приставка, очки дополнительной реальности.
Медиаскетизм – это образ жизни, характеризующийся пониманием новейших средств киберсоциализации и разумным использованием их для человеческой жизни. Понимание механизмов рекламы, медиа и новейших интернет-технологий для обретения самосознания в новом мире [3, 123].
Мы рассматриваем проблему медаскетизма как один из способов понимания работы средств киберсоциализациии и их разумного использования.
Цель медиаскетизма – формирование умения осознанного использования современных технологий и медиа для обустройства осознанной жизни в современном мире.
На основе анализа публикаций по данной теме мы составили перечень основных правил медиаскетизма:
Избавьтесь от ненужных приложений на своих средствах киберсоциализации, без которых можно легко обойтись.
Перестаньте автоматически обновлять новостную ленту социальных ресурсов Интернета, которыми Вы пользуетесь.
Возьмите себе за правило проводить время с семьей и друзьями без средств киберсоциализации.
Выработайте свое отношение к воспринимаемой информации, относитесь к ней как к движущей Вас вперед силе.
Вместо того чтобы тратить время за средствами киберсоциализации, сделайте что-то полезное, для души, то что Вы откладывали в «долгий ящик».
Главное – это концентрация. Выделите себе часы, когда Вы не будите нуждаться в средствах киберсоциализации. Будьте выносливы в этом!
Вам необходимо понимать, как работают сетевые структуры, алгоритмы и системы. Изучайте их, они оказывают большое влияние на Вашу жизнь.
Никогда не забывайте о реальном мире во время работы со средствами киберсоциализации.
Проверяйте и испытывайте себя, насколько Вы готовы и можете отказаться от средств киберсоциализации.
Научитесь отдыхать без средств киберсоциализации.
На основе проведенного в 2015-2016 гг. исследования, которое проходило в Интернете в виде вербального медиатричесского авторского теста, который был разработан на основе социометрии. В ходе которого испытуемым было предложено ответить на вопросы и расставить средства киберсоциализации в приоритетном для них выборе (45 респондентов), был сделан вывод, что к плюсам медиаскетизма относится следующее:
переоценка времени жизнедеятельности респондентами;
испытуемые стали эмоционально устойчивыми;
у респондентов появилось больше свободного времени;
испытуемые становились общительными и раскрепощенными;
отмечали экономию денежных средств;
респонденты начали выполнять дела быстрее и продуктивнее;
отдых испытуемых стал насыщенным;
сон респондентов стал продуктивнее и лучше;
испытуемые отметили возврат к «живому общению» с друзьями, которых давно они не видели.
К минусам медиаскетизма можно отнести:
респонденты не успевали следить за информацией, которая обновлялась у них в группах, а так же на страницах в социальных сетях Интернета, т.к она заменялась новой каждые сутки;
испытуемые отметили, что даже после включения в практику медиаскетизма все равно не хватает времени на все дела;
по отношению к респондентам появилось осуждение со стороны людей, не практикующих медиаскетизм.
В ходе проведенного исследования было установлено, что интенсивное использование средств киберсоциализации заставляет задуматься о медиаскетизме, который способствует рациональному использованию своего времени и ресурсов.
Дальнейший научный поиск решений этой проблемы требует углубленного изучения и разработки социально-педагогической технологии формирования медиаскетного поведения молодежи.
Литература
Плешаков В.А.Теория киберсоциализации человека: монография / Под ред. А.В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.
Угольков Н.В. Киберсоциализация старших школьников как социально-педагогический феномен // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. – С. 178 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7026
М.В. Фирсов Теория социальной работы : учебник для бакалавров / М. В. Фир- сов, Е. Г. Студёнова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 455 с.
И.В. Наместникова Методы исследования в социальной работе : учебник для бакалав- ров / И. В. Наместникова. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 430 с.
А.В.Мудрик Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 200 с.
Соловьев Д. Лекция «Интернет – новая среда жизни. Медиаскетизм» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=uUcic-5DyUU