На Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Территория смыслов», который проходил на реке Клязьме во Владимирской области, Дмитрием Анатольевичем Медведевым совместно с участниками экономической смены форума была затронута тема внедрения курсов по предпринимательству в школах. Дмитрий Анатольевич отметил, что «в школе, я думаю, какие-то курсы вполне могли бы появиться. Давайте мы подумаем вместе с Министерством образования. Наверное, это не должны быть какие-то общеобязательные курсы, но какие-то специальные, факультативные курсы для профориентации должны быть. Только в таком случае мы сможем получить качественный малый и средний бизнес и добиться успеха в экономике» [7].
В.С. Иванова в своей статье «Предпринимательство в планах выпускников школ» проанализировала результаты ежегодного социологического мониторинга жизненных планов выпускников школ, проводимого с середины 1990-х гг. областным Центром профориентации населения при поддержке департамента образования администрации г. Томска (Рисунок 1). Выводы, сформулированные В.С. Ивановой:
Профессия предпринимателя в рейтинге реально выбираемых профессий занимает лишь двадцатые места.
Рейтинг предпринимателя как престижной профессии в последние годы значительно возрос. Он поднялся с 16 места в 1990 годах до 7 места в 2009 году.
В рейтинге востребовательности профессий предпринимательство же опять находится в нижнем ярусе рейтинга, занимая 14-е место [5].
Рисунок 1. Рейтинги профессий по оценкам школьников (по годам).
Такие результаты исследования не соответствуют целям и политике государства, а значит необходимо применять меры по изменению отношения школьников к профессии предпринимательство. Одной из таких мер могло было бы стать включение обучающихся в процесс предпринимательской деятельности.
Одним из первых педагогов, который включил школьников в предпринимательскую деятельность, был А.С. Макаренко. Он организовал в коммуне им. Дзержинского промышленное производство фотоаппаратов «ФЭД» и электросверла. Воспитанники коммуны работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе, существовавшей в коммуне, соединяя образование с производительным трудом [6]. Такой подход в воспитании вызвал положительный отклик у воспитанников, что стало инновацией в педагогике тех лет и получило название трудовое воспитание. Из этого примера можно сделать вывод, что учащиеся с энтузиазмом воспринимают решение «взрослых» задач, а также решение проблем из реального мира. На сегодняшний день привлечение школьников к промышленному производству противоречит статье 34 раздела 2 пункта 4 закона «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Таким образом, возникает потребность изучить предпринимательскую деятельность не практически на промышленном производстве, а теоретически, применяя проектный подход в изучении предпринимательской деятельности промышленности или иного предприятия, с использованием ролевых и деловых игр. Учитывая требования ФГОС ООО, такую деятельность необходимо осуществлять во внеурочной деятельности основной образовательной программы, и эта деятельность будет относиться к внеурочной деятельности социальной направленности развития личности ребенка [3]. Введение курса предпринимательство будет являться частью профессиональной ориентации в школе, так как позволит воспитанникам иметь четкое представление о таком роде деятельности.
Обратимся к зарубежному опыту внедрения дисциплин/курсов по предпринимательству в школах. Обучение предпринимательству в европейских школах является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики. Например, в Швеции разработана Государственная стратегия развития предпринимательства в образовании, которая предполагает интеграцию предпринимательства на разных ступенях образования [1] . Предпринимательство в Швеции в школе мотивирует учеников к творчеству, инновационному мышлению, инициативности, ответственности, оно развивает уверенность и готовность попытаться воплотить новые идеи в жизнь, способность к адаптации. Реформы Шведской системы образования в настоящее время нацелены на изменение образовательных стандартов и более эффективное удовлетворение потребностей рынка труда [4]. В Российской системе образования в отличие от Шведской основы предпринимательства в школе имеют частный характер, а не системный. С сентября 2006 по июнь 2009 года в Москве была организована экспериментальная работа в школах по теме «Основы предпринимательской деятельности». Формами организации были курсы, факультативы, кружки. В рамках этих форм учениками был изучен процесс предпринимательской деятельности, начиная от предпринимательской идеи и заканчивая разработкой и реализацией предпринимательского проекта. Важным итогом эксперимента можно считать данные, полученные в результате анкетирования школьников (около 300 учащихся – участников эксперимента):
у 70% школьников появился интерес к предпринимательству;
треть опрошенных школьников будут работать над тем, чтобы стать предпринимателями;
40% школьников начали думать на эту тему (до эксперимента желание стать предпринимателем было лишь у 3% старшеклассников) [8].
Такие данные свидетельствуют о положительном изменении отношения учащихся к предпринимательству после введения данного курса в школах.
Рассмотрим эффекты внедрения и реализации курса предпринимательской деятельности в школе. Нами выделено два вида эффектов: внешние (с англ. externalities) и внутренние, к каждому из которых относятся определенные типы эффектов. Под экстерналиями подразумеваются эффекты внедрения и реализации курсов предпринимательской деятельности в школах, объектами воздействия которых, являются общество и государство. К ним можно отнести:
Социальные эффекты (изменение отношения общества к предпринимательству: от негативного отношения, сформированного в период советской власти, к позитивному отношению в современности);
Государственные эффекты (увеличение численности «выживающих» компаний в малом и среднем бизнесе, в связи приобретенным школьниками теоретико-практическим опытом предпринимательской деятельности, что приведет к росту экономики).
Под внутренними эффектами понимаются эффекты внедрения и реализации курсов предпринимательской деятельности в школах, объектом воздействия которых является сам ученик. Эти эффекты можно охарактеризовать, как педагогические эффекты. Основными компонентам образования является обучение, развитие, воспитание, поэтому к типам педагогических эффектов относятся:
Обучающие эффекты (знание основ предпринимательской деятельности; свободно оперирует понятиями из сферы предпринимательства; знаком с технологией бизнес-планирования и умеет её применять; осведомлен о государственной поддержке предпринимательства в России)
Развивающие эффекты (освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, развиваются творческие способности, способность к адаптации, гибкость, способы социального взаимодействия, профессиональная ориентация и т.п.)
Воспитательные эффекты (формируется положительная «я-концепция», а также такие качества, как ответственность, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность, интерес к общественной жизни, целеустремленность и иное).
Список литературы:
Entreprenörskap i skolan // Den svenska Skolverket. URL: http://www.skolverket.se/skolutveckling/larande/entreprenorskap. (дата обращения 30.11.2015).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21.12.2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26.12.2012 г. // Российская газета. – 2012. – 12 декабря.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 29.12.2014 № 1644 // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения 24.11.2015).
Волошина Т.А. Шведский опыт построения стратегии обучения предпринимательств // Sci-article.ru. – 2014. – №15. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1417271855 (дата обращения 01.12.2015).
Иванова В.С. Предпринимательство в планах выпускников школ // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – №343. – C.48-50.
Константинов Н.А. История педагогики / Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с., ил. – 376.
Медведев считает целесообразным введение в школах курсов по предпринимательству // ТАСС информационное агентство. URL: http://tass.ru/obschestvo/3504436 (дата обращения 23.11.2015).
Топешкина Н.В. Практико-ориентированное обучение школьников основам предпринимательства: итоги экспериментальной работы // Экономика в школе. – 2009. – 3/4 (49/50). – C.4-11.
7