ЭФФЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ШКОЛАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭФФЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ШКОЛАХ

Попова Е.А. 1
1ФГБОУ ВО Российский государственный педагогический университет им. А. И.Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных рыночных условиях государство делает упор на поддержку предпринимательской деятельности, так как предпринимательство является одним из основных экономических агентов. Кроме этого, государство ставит перед собой цель обучения молодого поколения основным принципам и культуре предпринимательства.

На Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Территория смыслов», который проходил на реке Клязьме во Владимирской области, Дмитрием Анатольевичем Медведевым совместно с участниками экономической смены форума была затронута тема внедрения курсов по предпринимательству в школах. Дмитрий Анатольевич отметил, что «в школе, я думаю, какие-то курсы вполне могли бы появиться. Давайте мы подумаем вместе с Министерством образования. Наверное, это не должны быть какие-то общеобязательные курсы, но какие-то специальные, факультативные курсы для профориентации должны быть. Только в таком случае мы сможем получить качественный малый и средний бизнес и добиться успеха в экономике» [7].

В.С. Иванова в своей статье «Предпринимательство в планах выпускников школ» проанализировала результаты ежегодного социологического мониторинга жизненных планов выпускников школ, проводимого с середины 1990-х гг. областным Центром профориентации населения при поддержке департамента образования администрации г. Томска (Рисунок 1). Выводы, сформулированные В.С. Ивановой:

  1. Профессия предпринимателя в рейтинге реально выбираемых профессий занимает лишь двадцатые места.

  2. Рейтинг предпринимателя как престижной профессии в последние годы значительно возрос. Он поднялся с 16 места в 1990 годах до 7 места в 2009 году.

  3. В рейтинге востребовательности профессий предпринимательство же опять находится в нижнем ярусе рейтинга, занимая 14-е место [5].

Рисунок 1. Рейтинги профессий по оценкам школьников (по годам).

Такие результаты исследования не соответствуют целям и политике государства, а значит необходимо применять меры по изменению отношения школьников к профессии предпринимательство. Одной из таких мер могло было бы стать включение обучающихся в процесс предпринимательской деятельности.

Одним из первых педагогов, который включил школьников в предпринимательскую деятельность, был А.С. Макаренко. Он организовал в коммуне им. Дзержинского промышленное производство фотоаппаратов «ФЭД» и электросверла. Воспитанники коммуны работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе, существовавшей в коммуне, соединяя образование с производительным трудом [6]. Такой подход в воспитании вызвал положительный отклик у воспитанников, что стало инновацией в педагогике тех лет и получило название трудовое воспитание. Из этого примера можно сделать вывод, что учащиеся с энтузиазмом воспринимают решение «взрослых» задач, а также решение проблем из реального мира. На сегодняшний день привлечение школьников к промышленному производству противоречит статье 34 раздела 2 пункта 4 закона «Об образовании в Российской Федерации» [2]. Таким образом, возникает потребность изучить предпринимательскую деятельность не практически на промышленном производстве, а теоретически, применяя проектный подход в изучении предпринимательской деятельности промышленности или иного предприятия, с использованием ролевых и деловых игр. Учитывая требования ФГОС ООО, такую деятельность необходимо осуществлять во внеурочной деятельности основной образовательной программы, и эта деятельность будет относиться к внеурочной деятельности социальной направленности развития личности ребенка [3]. Введение курса предпринимательство будет являться частью профессиональной ориентации в школе, так как позволит воспитанникам иметь четкое представление о таком роде деятельности.

Обратимся к зарубежному опыту внедрения дисциплин/курсов по предпринимательству в школах. Обучение предпринимательству в европейских школах является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики. Например, в Швеции разработана Государственная стратегия развития предпринимательства в образовании, которая предполагает интеграцию предпринимательства на разных ступенях образования [1] . Предпринимательство в Швеции в школе мотивирует учеников к творчеству, инновационному мышлению, инициативности, ответственности, оно развивает уверенность и готовность попытаться воплотить новые идеи в жизнь, способность к адаптации. Реформы Шведской системы образования в настоящее время нацелены на изменение образовательных стандартов и более эффективное удовлетворение потребностей рынка труда [4]. В Российской системе образования в отличие от Шведской основы предпринимательства в школе имеют частный характер, а не системный. С сентября 2006 по июнь 2009 года в Москве была организована экспериментальная работа в школах по теме «Основы предпринимательской деятельности». Формами организации были курсы, факультативы, кружки. В рамках этих форм учениками был изучен процесс предпринимательской деятельности, начиная от предпринимательской идеи и заканчивая разработкой и реализацией предпринимательского проекта. Важным итогом эксперимента можно считать данные, полученные в результате анкетирования школьников (около 300 учащихся – участников эксперимента):

  1. у 70% школьников появился интерес к предпринимательству;

  2. треть опрошенных школьников будут работать над тем, чтобы стать предпринимателями;

  3. 40% школьников начали думать на эту тему (до эксперимента желание стать предпринимателем было лишь у 3% старшеклассников) [8].

Такие данные свидетельствуют о положительном изменении отношения учащихся к предпринимательству после введения данного курса в школах.

Рассмотрим эффекты внедрения и реализации курса предпринимательской деятельности в школе. Нами выделено два вида эффектов: внешние (с англ. externalities) и внутренние, к каждому из которых относятся определенные типы эффектов. Под экстерналиями подразумеваются эффекты внедрения и реализации курсов предпринимательской деятельности в школах, объектами воздействия которых, являются общество и государство. К ним можно отнести:

  • Социальные эффекты (изменение отношения общества к предпринимательству: от негативного отношения, сформированного в период советской власти, к позитивному отношению в современности);

  • Государственные эффекты (увеличение численности «выживающих» компаний в малом и среднем бизнесе, в связи приобретенным школьниками теоретико-практическим опытом предпринимательской деятельности, что приведет к росту экономики).

Под внутренними эффектами понимаются эффекты внедрения и реализации курсов предпринимательской деятельности в школах, объектом воздействия которых является сам ученик. Эти эффекты можно охарактеризовать, как педагогические эффекты. Основными компонентам образования является обучение, развитие, воспитание, поэтому к типам педагогических эффектов относятся:

  • Обучающие эффекты (знание основ предпринимательской деятельности; свободно оперирует понятиями из сферы предпринимательства; знаком с технологией бизнес-планирования и умеет её применять; осведомлен о государственной поддержке предпринимательства в России)

  • Развивающие эффекты (освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, развиваются творческие способности, способность к адаптации, гибкость, способы социального взаимодействия, профессиональная ориентация и т.п.)

  • Воспитательные эффекты (формируется положительная «я-концепция», а также такие качества, как ответственность, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность, интерес к общественной жизни, целеустремленность и иное).

Список литературы:

  1. Entreprenörskap i skolan // Den svenska Skolverket. URL: http://www.skolverket.se/skolutveckling/larande/entreprenorskap. (дата обращения 30.11.2015).

  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21.12.2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26.12.2012 г. // Российская газета. – 2012. – 12 декабря.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 29.12.2014 № 1644 // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения 24.11.2015).

  4. Волошина Т.А. Шведский опыт построения стратегии обучения предпринимательств // Sci-article.ru. – 2014. – №15. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1417271855 (дата обращения 01.12.2015).

  5. Иванова В.С. Предпринимательство в планах выпускников школ // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – №343. – C.48-50.

  6. Константинов Н.А. История педагогики / Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с., ил. – 376.

  7. Медведев считает целесообразным введение в школах курсов по предпринимательству // ТАСС информационное агентство. URL: http://tass.ru/obschestvo/3504436 (дата обращения 23.11.2015).

  8. Топешкина Н.В. Практико-ориентированное обучение школьников основам предпринимательства: итоги экспериментальной работы // Экономика в школе. – 2009. – 3/4 (49/50). – C.4-11.

7

Просмотров работы: 490