Современному обществу остро необходима ясно выраженная система ценностных ориентиров, особенно подрастающему поколению, поскольку ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Именно в младшем школьном возрасте при правильном построении образовательного и воспитательного процесса складываются основы будущей личности. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.
С целью формирования и развития ценностно-нормативной основы национального самосознания, на основе Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) и Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) была разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, целью которой является воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России [1].
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что все современные образовательные программы опираются на Концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников. В число категорий планируемых результатов начального общего образования, формирование которых предусмотрено концепцией, входит группа личностных универсальных учебных действий, у выпускника должны быть сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения [2].
Как мы видим, один из личностных планируемых результатов, направлен на осознание ответственности человека за общее благополучие.
На начальной ступени общего образования во всех программах по всем предметным областям существует множество заданий, направленных на развитие ответственности. Ответственность – это волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за деятельностью человека. Различают внешние формы, обеспечивающие возложение ответственности (подотчетность, наказуемость и т.д.), и внутренние формы саморегуляции (чувство ответственности, чувство долга) [3].
Особый интерес для нас представляет такой вид работы, как создание ситуаций нравственного выбора на уроках литературного чтения с целью развития ответственности. Ситуация нравственного выбора - это ситуация, в которой нужно сделать выбор из нескольких вариантов поведения. Существуют следующие виды учебных ситуаций, которые можно применить с целью создания ситуации нравственного выбора:
- ситуации выбора;
- ситуации успеха;
- проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач;
- ситуации самооценки;
- ситуации общения;
- ситуации убеждения;
- ситуации сопереживания;
- игровые ситуации;
- ситуации освоения новых способов деятельности [4].
Далее рассмотрим подробнее каждый вид учебной ситуации в перспективе применения его на уроках литературного чтения с целью развития ответственности у обучающихся младших классов.
- прогностическая – направлена на развитие умений предвиденья последствий поступка (своего или чужого);
Основная цель создания прогностических ситуаций в рамках образовательного процесса, заключается в том, чтобы учащиеся могли предвидеть возможные последствия своего или чужого поступка. На уроках литературного чтения учащиеся могут прогнозировать возможные последствия поступков героев произведения.
- оценочная – направлена на формирование и развития навыков оценки;
Основная цель создания оценочных ситуаций нравственного выбора на уроке, состоит в развитии навыков оценки. Ученик должен уметь правильно оценить поступок свой или чужой, с точки зрения нравственности. На уроках литературного чтения оценочную ситуацию можно использовать при изучении произведений с нравственной направленностью, ученики должны оценить поступки героев в сложившихся ситуациях.
- аналитическая – для анализа верных и ошибочных действий участников;
На уроках литературного чтения данный тип ситуации, обычно используют после прочтения произведения с целью анализа действий героев.
- репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.
Основная цель создания репродуктивных ситуаций на уроке способствует воспроизведению знаний и их применению по образцу или в несколько измененных, но опознаваемых ситуациях. На уроках литературного чтения данный тип ситуации целесообразно применять в процессе изучения произведения, дети могут воспроизвести опыт поведения героев, разыгрывать сценку. Как показывает практика, такой вид работы воспринимается детьми положительно.
Все выше перечисленные ситуации могут быть использованы на уроках литературного чтения в целях развития ответственности.
Одним из методов решения ситуации нравственного выбора выступает метод сопереживания. Учитель предлагает учащимся рассказать или увиденного, описать те моменты из своего жизненного опыта, которые помогли бы объяснить первую реакцию. «Поставить себя на место героев произведения, проникнуть их чувствами, при этом будьте осторожны с оценками». Далее предлагается сравнить свои чувства с чувствами этих лиц, определить причины. Используя этические знания, объясните поведение участников, спрогнозируйте поведение при измененных условиях, предложите свою стратегию и тактику решения ситуации.
Кроме вышеупомянутых особенностей в процессе реализации ситуаций нравственного выбора на уроках литературного чтения, ключевыми особенностями являются тщательное, изучение совокупности условий, в которых разворачивается жизнедеятельность учащихся; внимательное изучение их жизненного опыта; осуществление подбора ситуаций, адъективных возрасту детей, их предшествующему опыту; логике развивающего учебного процесса.
В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что благодаря созданию ситуаций нравственного выбора на уроках литературного чтения развитие ответственности у детей младшего школьного возраста происходит более эффективно. Важно отметить, что такая форма работы на уроке очень интересна и хорошо приветствуется детьми.
Литература:
1. Данилюк, А.Ю. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]: пособие / А.Ю. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – 2-е изд. ― М.: Просвещении, 2009.― С.16-18.
2. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева [и др.] ; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – C.14-18.
3. Словарь педагогических терминов[электронный ресурс] / Леонтьев А.Н. – Режим доступа: http://www.belogurova.ru/glossary?letter=11&word=2630
4. Флегонтова Л.И. Мультипликационный фильм как средство создания учебной ситуации, способствующей формированию универсальных учебных действий младших школьников. (Методическая разработка) [Текст] / Л.И. Флегонтова // Инта, 2013.С.7-11.