ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Зензура К.Ю. 1
1Южный Федеральный Университет, Факультет Управления
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время мировая экономика столкнулась с мощным экономическим спадом, который сопровождается конфликтами на международной политической арене, а также нестабильностью российской национальной валюты и взаимными экономическими санкциями в отношениях между Российской Федерацией, Европейским Союзом и Соединенными Штатами Америки. На фоне этих дестабилизирующих факторов особенно острым для финансового менеджмента является вопрос распределения прибыли и ее оптимизации с целью повышения финансовой устойчивости предприятия. Именно поэтому тема: «Выбор стратегии поведения предприятия на рынке в условиях экономической нестабильности» является по-настоящему актуальной и важной.

Принимая во внимание такой фактор, как изменение курса валюты, его неопределенность в среднесрочной и краткосрочной перспективе, российские компании могут ориентироваться на те изменения в экономике, которые он может вызвать: при росте курса валют, в которых ведется внешнеэкономическая деятельность, компании-экспортеры приобретают конкурентное преимущество. Таким образом, при стратегическом планировании компаний-экспортеров должна учитываться неопределенность курса рубля к бивалютной корзине, что позволит компаниям, занимающимся торговлей с иностранными государствами понизить свои цены в иностранной валюте, то есть установить их на уровне ниже среднемировых, и при этом получить премию при обмене иностранной валюты на подешевевшую национальную.

Рис. 1 Стоимость бивалютной корзины [1]

Стоит также учитывать тот факт, что вследствие падения курса национальной валюты импорт в страну падает из-за увеличивающихся цен. В данных условиях компании могут переориентироваться на производство тех товаров, цены на которые для большинства населения непомерно высоки, тем самым заняв высвободившуюся рыночную нишу. На данный момент государство работает со многими организациями по программе импортозамещения. Если однозначного понимания о влиянии внешнеэкономических санкций на курс пока не существует, то влияние контрсанкций России в сельскохозяйственной и продуктовой сферах уже дает результат: в целом сельское хозяйство и переработка продукции по сравнению с другими отраслями показывают положительные темпы роста в 2014-2015 гг. [2]. Тем не менее, стратегическое планирование в организациях, занимающихся сельским хозяйством и переработкой продукции должно учитывать неопределенность контрсанкций России, так как хоть они и не имеют краткосрочный характер, они могут быть сняты при нормализации отношений с западом, таким образом, воспользоваться их положительным влиянием российские организации могут лишь в определенный промежуток времени.

Рис. 2 Динамика производства продукции сельского хозяйства за январь-август 2011-2015 гг. (2008г. – 100%)

Если рассматривать санкции со стороны Европейского союза и Соединённых Штатов Америки с точки зрения перенаправления торговых потоков, то стоит отметить, что российский бизнес устремил своё внимание в сторону Китая, Индии, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки. Это позволит избежать экономической изоляции страны и сохранить темпы развития экономики. В то же время, сотрудничество в рамках БРИКС несёт в себе взаимную выгоду для всех стран группы, за счёт роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики. Сложившаяся внешнеполитическая ситуация оказывает огромное влияние на формирование стратегических планов крупных российских компаний во всех сферах экономики, принуждает их к сотрудничеству с иностранными партнерами из таких стран, как Бразилия, Аргентина, Китай, Индия, ЮАР, Турция и т.д. В стратегическом планировании развитых компаний в России наблюдается не только тенденция импортозамещения, но и стремление закрепиться на рынках вышеперечисленных государств. Об этом свидетельствует множество фактов, в том числе заключение Газпромом газовых контрактов с Китаем и Турцией, поставка вооружения Рособоронэкспортом, а также поставки пищевой продукции из Бразилии.

Отдельное внимание стоит обратить на отрасль машиностроения. С резкими скачками курса рубля на автомобильный рынок тоже пришла нестабильность. Валютные колебания вызвали рост цен на запчасти и комплектующие, что в конечном итоге повысило стоимость автомобилей до 25%. Отток покупателей и их уход на вторичный рынок вынуждает компании изменить свои планы на российском рынке автомобилей и их комплектующих. Автопроизводители ставят упор на дешевые модели, пользующиеся наибольшей популярностью у среднего класса. Среди крупных компаний, таких как Toyota, Hyundai, Audi популярна тенденция создания заводов по производству автомобилей на территории России, с целью снижения издержек по транспортировке, растаможиванию и сборке автомобилей, а следовательно снижения цены.

Из-за природы экономической неопределенности санкций и финансовых потерь, которые она может вызвать у организаций, особую роль начинает играть формирование "нового" подхода к управлению, который позволил бы сэкономить ряд средств, перенаправит их в иные денежные фонды организации. В рамки "нового" подхода к управлению входит инновационный менеджмент, который все больше используется российскими компаниями. Одной из основных особенностей инновационного менеджмента является отказ от излишней формализации и бюрократизации процессов в организации за счет продвижения гибких форм построения отношений людей в компании .

Также важными элементами в стратегическом планировании, выгодными для организации, являются способы, посредством которых компания привлекает новых потребителей. При экономической неопределенности проблема удержания организацией своей доли на рынке наиболее остра, поэтому организация вырабатывает план действий, способных удерживать потребителей. Как вариант, в стратегическое планирование многих компаний следует изначально закладывать ориентиры по удержанию рынка и способам, с помощью которых организации собираются это делать. Например, компанию, занимающаяся выпуском продукции, ориентированной на массовое потребление, может сконцентрироваться на разработке такого дизайна упаковки для своей продукции, который бы удовлетворял наибольшее количество покупателей. Данная стратегия позволяет организации не только повысить свою популярность, но также повлиять на уровень продаж. [4]

Подводя итоги, можно отметить, что стратегическое планирование играет всю большую роль в жизни российских организаций. Пересмотр его основных направлений из-за экономической неопределенности, возникшей из-за санкций против России, является необходимым для адаптации организаций к новым экономическим условиям.

Список литературы

  1. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru

  2. Мониторинг «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам января-августа 2015 года» Минэкономразвития России, С. 58

  3. Rigby. D., Bilodeau B. Management Tools & Trends – Bain & Company –2009.– 16 p.

  4. Тарасова Н.Е., Герасименко П.А. Тенденции развития инновационного менеджмента в России // Управление инновациями: теория, методология, практика. – 2012. – № 1 – С. 59

Просмотров работы: 376