ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НА ПОКАЗАТЕЛИ ОБЪЕМА ПРОДАЖ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ В 2013-2016 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОВАЗ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НА ПОКАЗАТЕЛИ ОБЪЕМА ПРОДАЖ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ В 2013-2016 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОВАЗ»

Полковников М.А. 1
1Российский университет дружбы народов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 
Введение

С 2013 года экономика России начала переживать новый экономический кризис. В этот раз кризис является внутренним, который усилился с последующим внешним эффектом, выраженным Западными санкциями и снижением мировой цены на нефть. По своей динамике он является медленным и длительным. С 2013 года перестала расти промышленность, нарастающими темпами начали падать инвестиции, резко начали нарастать долги бюджетов регионов. С января 2014 года доходы населения находились в стагнации, затем в декабре 2014 года резко упали, а с лета 2015 года находятся в стагнации. 1

В условиях падения курса российского рубля, роста цен и высокой инфляции совокупный потребительский спрос населения в РФ быстро снижался. В связи с этим возник вопрос, как снижение потребительского спроса влияет на деятельность предприятий автомобильной промышленности. страны, в частности ОАО «АвтоВаз».

Автомобилестроение – один из ключевых секторов промышленности, от которого зависит целый ряд других смежных отраслей. Производство любого автомобиля задействует такие отрасли, как: химия и нефтехимия, электроэнергетика, топливная, электронная, электротехническая, легкая промышленности и другие отрасли.

Автомобильная промышленность играет важную роль в промышленности любой страны. Основной продукцией являются легковые и грузовые автомобили. Эффективность и конкурентоспособность данной подотрасли машиностроения РФ сегодня - важнейшие вопросы экономической политики государства и происходящих в обществе социально-экономических изменениях. В докризисный 2011 год российский автопром обеспечивал около 1% ВВП, создавал около 1 млн рабочих мест, а в смежных отраслях эта цифра доходила до 4,5 млн человек. 2

Актуальность темы данной исследовательской работы обуславливается наличием риска падения производства в автомобильной промышленности страны из-за сложившегося экономического кризиса. В условиях, когда реальные доходы населения падают, совокупный потребительский спрос сокращается, страдают предприятия автомобильной промышленности.

Объект исследования – финансово-хозяйственная деятельностьОАО «АвтоВаз».

Предмет исследования – динамика объема продаж ОАО «АвтоВаз» после старта реализации государственныхфинансовых мер: «Программа обновления автопарка», «Программа льготного автолизинга», «Программа льготного автокредитования».

Целью данного исследования является анализ эффективности принятых Правительством РФ мер по стимулированию потребительского спроса на автомобили на примере показателя объема продаж ОАО «АвтоВаз» в 2013-2016 гг.

Поставленная цель предопределила решения необходимость решения следующих задач:

  1. Изучить понятие и сущность потребительского спроса населения, а также факторы его изменения;

  2. Выявить влияние основных показателей потребительского спроса на динамику продаж на российском рынке автомобилей;

  3. Проанализировать программы государственной поддержки отечественного производства легковых и грузовых автомобилей в 2013-2016 гг.;

  4. Выявить тенденции в динамике объемов продаж ОАО «АвтоВаз».

Статистическую базу работысоставили данные Росстата, аналитического агенства «Автостат», годовые отчеты ОАО «АвтоВаз», бухгалтерская отчетность по МСФО ОАО «АвтоВаз» с 2009 по 2016 гг.

Теоретической и методологической базой послужили труды Нуреева М.Р., Позднякова В.Я., Казакова С.В., Ефимова М.Р. и Бычкова С.Г. и др.

1 Потребительский спрос и его влияние на развитие предприятий автомобилестроения в РФ

1.1 Понятие и сущность "потребительского спроса", показатели, его определяющие.

Потребительский спрос – это желание и готовность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене в определенный момент времени.3 Безусловно, выпуск продукции зависит, в том числе от величины спроса. Если спрос на продукцию растет, то у предприятия увеличивается выручка, растут активы, наращиваются производственные мощности посредством реинвестирования части прибыли. Но в условиях, когда спрос по каким-то причинам падает, для предприятия наступает проблемный период, выраженный спадом производства, уменьшением выручки, увеличением себестоимости продукции, убытками.4 Куда более серьезной ситуацией является сокращение производства из-за падения спроса не одного предприятия, а предприятий целой отрасли.

Следует понимать, что то изменение спроса, которое наблюдается сейчас, не зависит от ценового фактора. Рассмотрим факторы изменения потребительского спроса, не связанные с изменением цены (табл.1.1.):

  1. Потребительские вкусы.

Если отталкиваться только от потребительских предпочтений, то рядовой российский потребитель скорее выберет новую иномарку, чем новый отечественный автомобиль из-за лучших технических характеристик и лучшего качества. (рис. 1.1) Другое дело, что наряду с российскими марками в России производят и иностранные марки автомобилей. Поэтому российский потребитель, покупая иностранный автомобиль, произведенный в России, поддерживает автомобильную промышленность в РФ.

Таблица 1.1.

Неценовые факторы изменения потребительского спроса.

Фактор

Пояснение

Потребительские вкусы

На потребительские вкусы оказывает влияние мода, технический прогресс, национальные особенности потребителей.

Число покупателей

Прямая зависимость с численностью покупателей. Однако чрезвычайно важно учитывать половозрастную структуру, долю лиц пенсионного возраста ит.д.

   

Процентные ставки по вкладам

При значительным повышении процентных ставок по вкладам выше уровня инфляции, может начаться снижение спроса, особенно на товары длительного пользования из-за увеличения вкладов населения с последующей целью покупки более дорогого товара.

Цены на сопряженные товары

Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, приводит к увеличению спроса на данный товар

Цены на комплиментарное благо

Повышение цен на взаимодополняемое благо сокращает спрос на него.

Ожидание покупателей

Увеличение спроса может быть вызвано инфляционными ожиданиями, уверенностью потребителя , связанными с ростом цен на товар в будущем.

Продолжение таблицы 1.1.

Доходы

Увеличение денежных доходов потребителей означает повышение спроса. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходовпереключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спросже на низкокачественные товары снижается.

Источник: составлено автором по методологии Р.М. Нуреева.— Нуреев Р.М.Курс микроэкономики: учеб.для вузов —2-е изд., перераб и доп..— М.: НОРМА, 2000. — с.82-85

Рис.1.1. Продажа легковых автомобилей отечественных и иностранных марок в России, 2010-2016 годы, месячные данные, шт.

Источник: Л. Григорьев. Рынок легковых автомобилей// Бюллетень социально- экономического кризиса в России Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации./ А. Голяшев, А. Лобанова, В. Кульпина—2016.—№13—С.10

  1. Число покупателей.

Если согласиться с очевидным фактом, что автомобили в России покупают люди в основном трудоспособного возраста, то статистика говорит нам, что спрос с 2007 по 2016 гг. должен сокращаться постоянно, потому что каждый год с 2007 по 2016 гг. численность людей трудоспособного возраста сокращалась в среднем на 0,7% к предыдущему году. 2015 год был единственным, когда показатель вырос на 0,3%. В целом за этот период численность людей трудоспособного возраста сократилась на 5, 859 млн. человек.

Безусловно, численность трудоспособного возраста, а именно потенциальных покупателей является важным фактором совокупного потребительского спроса на автомобили, но назвать его решающим было бы неправильно, иначе графики продаж автомобильного рынка в России имели бы с 2007 года нисходящую прямую.

  1. Процентные ставки по вкладам.

За 2013 – 2016 гг. вклады юридических и физических лиц в рублях выросли в 1,6 раз. (табл. 1.2.) А вклады юридических и физических лиц в иностранной валюте и драгоценных металлах выросли в 2,3 и в 2,5 раз соответственно. Это говорит о том, население активно инвестирует в банковскую систему, откладывая свои сбережения на будущее, а не тратя их в большем количестве.

Таблица 1.2.

Банковские депозиты (вклады) и другие привлеченные средства юридических и физических лиц в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах, млн. руб.

Отчетная дата

депозиты юридических лиц**

вклады (депозиты) физических лиц

в рублях

в иностранной валюте и драгоценных металлах

в рублях

в иностранной валюте и драгоценных металлах

01.12.2012

5202 971

1904 117

10948 892

2469 635

01.12.2013

6009 816

2210 436

13194 305

3006 829

         

01.12.2014

6710 242

4131 947

13778 640

4426 075

01.12.2015

7394 592

5620 337

15338 196

6242 012

01.10.2016

8233 462

4352 139

17314 172

6093 777

Источник: составлено автором по статистическим данным сайта Центрального банка РФ (ЦБ РФ) [Электронный ресурс]: База содержит сведения о размещенных и привлеченных средствах – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?prtid=sors

Как видно из таблицы 1.3., увеличение вкладов в 2014-2015 гг. не объясняется значительным превышением процентной ставки над инфляцией. Из этого можно сделать предположением о том, что такое существенное увеличение банковских депозитов объясняется чувством неуверенности в завтрашнем дне. Люди начинают меньше потреблять и больше сберегать.

Максимальную динамика валютных сбережений физических лиц показал период с 1.11.2014 по 1.02.2015. Увеличение за эти 3 месяца произошло в 1,5 раза. Очевидно, что такая динамика произошла из-за роста курса доллара с 40 до 69 рублей.

Однако стоит отметить, что с 1.11.2014 по 1.02.2015 вклады физ. лиц в рублях практически не менялись, они даже уменьшились на 310,7 млн. рублей. Именно в этот период на автомобильном рынке был бум продаж.

Таблица 1.3.

Уровень инфляции и средняя ставка по рублевым вкладам физических лиц,%

Показатель/год

2013

2014

2015

2016

Инфляция,%

6,5

11,4

12,9

4,4

Средняя ставка по рублевым вкладам физических лиц, %

9,2

9,3

11,7

9,3

Источник: составлено автором по статистическим данным сайта Центрального банка РФ (ЦБ РФ) [Электронный ресурс]: База содержит сведения об уровне инфляции на потребительском рынке, а также динамику максимальных процентных ставок (по вкладам в российских рублях) десяти кредитных организаций, привлекающих наибольший объем депозитов физических лиц – Режим доступа: http://cbr.ru/statistics/?PrtId=macro_subhttp://www.cbr.ru/statistics/Default.aspx?Prtid=avgprocstav

  1. Цены на сопряженные товары.

Товаром-субститутом для автомобиля является мопед или велосипед. Реальность такова, что сознание российского общества в большинстве своем пока не позволяет пересесть с автомобиля на скутер или на велосипед, которые более экологичны. Поэтому не имеет смысла рассматривать понижение цены мопедов или велосипедов как фактор снижения спроса на автомобили в России.

  1. Цены на комплиментарное благо.

Пожалуй, главным комплиментарным товаром для автомобиля является топливо для него.

На рисунке 1.2. наглядно показан рост цены на все виды топлива с 2013 по 2016 гг. Так, например, литр 95-го бензина в апреле 2013 стоил 31, 54 рубля, а в октябре 2016 стоил 38, 2 рубля.

Рис.1.2. Динамика изменения цен на топливо, руб.

Источник: составлено автором по статистическим данным сайта «Путешествуем на авто» [Электронный ресурс]: База содержит сведения о ценах на топливо в России – Режим доступа: http://autotraveler.ru/russia/dinamika-izmenenija-cen-na-benzin-v-rossii.html#.WEcDqSOhpHw

Конечно, для некоторых семей подорожание бензина настолько серьезно ударило по кошельку, что они были вынуждены продать свой старый автомобиль и не покупать новый. Но в целом, на сдвиг кривой спроса на автомобили рост цен на топливо не повлиял.

  1. Ожидания покупателей.

Просмотреть, как российский потребитель оценивал свое финансовое положение в будущем, можно через динамику индекса потребительской уверенности. (Прил.1) На рисунке видно, что в IV квартале 2014 года индекс впервые за 5 лет достиг значения “–18”. Индекс до сих пор показывает отрицательную динамику, а его нынешнее значение “-26” можно сравнить с послекризисным в 2009 году.

Осенью 2014 года, когда рубль начал активное падение, спрос резко взлетел вверх к концу 2014 года. Это объясняется тем, что потребитель, который планировал купить машину в ближайшем будущем, но откладывал покупку, покупал ее в IV квартале 2014 года. Если у него не хватало денежных средств, то он брал автокредит. Так, количество выданных автокредитов в IV квартале 2014 года выросло до 217, тыс. шт. (Прил.2)

Потребитель ожидал серьезного роста цен, поэтому старался быстро приобрести автомобиль по ценам старого курса доллара. Это вызвало резкое, но короткое увеличение спроса на автомобили. На рынке начался ажиотаж. По данным Автостата продажи автомобилей достигли в IV кв. 2014 года 704,4 тыс. шт. На усиление спроса также оказали влияние граждане СНГ, в частности Белоруссии и Казахстана, которые приезжали в Россию с целью купить авто по выгодно сложившейся цене из-за девальвации российского рубля. В автосалонах практических не оставалось моделей в наличии. В итоге российский потребитель, массово скупавший автомобили, оказался прагматичен. С сентября 2014 по октябрь 2015 рост цен на легковые автомобили составил 25%.

  1. Доходы населения.

Чтобы оценить доходы населения РФ, был произведен расчет среднедушевых доходов населения в ценах 2007 года. (Рис. 1.3)5

В 2014 году наблюдается замедление темпов прироста среднедушевого дохода до 0,6%. В 2015 году происходит спад до -2,2%; а в 2016 (за 10 месяцев) спад составляет -11,7%. Между уменьшением спроса на автомобили и уменьшением среднедушевого дохода наблюдается прямая зависимость. Более того, реальные доходы населения являются ключевым неценовым фактором потребительского спроса на автомобили.

Рис. 1.2. Динамика среднедушевых доходов населения в ценах 2007 года, руб.

Источник: составлено автором по статистическим данным сайта Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]: База содержит сведения о среднедушевых доходах населения в номинальных ценах – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/

1.2 Основные показатели потребительского спроса в автомобильной промышленности

Одним из показателей сокращения совокупного потребительского спроса является индекс физического объема оборота розничной торговли. Оборот розничной торговли непродовольственными товарами в 2015 году сократился на 10,9% к 2014 году. Такое изменение четко дает понять, что российский потребитель сжимает свое потребление.

Если смотреть индекс розничной торговли непродовольственными товарами в процентах к 2000 году, то в 2015 году показатель достигает отметки 337,6%. Такой же масштаб розничной торговли непродовольственными товарами был в середине 2011 года.

В 2016 году сокращение не остановилось. По данным Росстата, по сравнению с первым кварталом 2015 года падение оборота совокупной розничной торговли составило 5,4%, а по сравнению с четвертым кварталом 2015 года – 17,5% .

По товарной структуре оборота розничной торговли «Автомобили легковые» последний раз занимали максимальную долю 7,5% от всех товаров в 2007 и в 2008 годах.6 В 2009 году показатель упал до отметки 4,8% из-за мирового финансового кризиса. В 2010 и 2011 гг. доля росла, а затем рост остановился и в 2012-2013 гг. доля держалась на отметке 6,1%. В последующие годы доля сокращалась и в 2015 году составила 5%.

Основным показателем потребительского спроса в автомобильной промышленности является показатель продаж (рис. 1.4)

Рис. 1.4. Российский рынок продаж легковых и грузовых автомобилей с 2007 по 2016(10 мес.) гг.

Источник: составлено автором по статистическим данным сайта Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]: База содержит сведения о розничной торговле, услугах населению, туризму. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#

С 2013 года происходит сокращение объемов продаж легковых автомобилей. Следует отметить, что с 2013 по 2014 гг. динамика сокращения к предыдущему году уменьшилась на 0,79%. Это хорошо видно на графике, если посмотреть на прирост продаж легковых автомобилей к предыдущему году, отмеченный зеленым цветом. Однако начиная с 2014 года, падение продаж только увеличивается. В 2009 году спад произошел сильнее, но длился всего 1 год. За 10 месяцев 2016 года продано 1,15 млн. легковых автомобилей, что составляет всего 53% от продаж докризисного 2012 года.

Что же касается рынка грузовых автомобилей, то падение началось годом ранее. Динамика сокращения в 2013 году уменьшилась на 4,87 %. Но затем в 2014 году продажи упали на 27%, а в 2015 году рынок просел на рекордные 62,32% к 2015 году. Это больше, чем в 2009 году на 2%. За 10 месяцев 2016 года было продано 40900 грузовых автомобилей, что составляет всего 20,8% от продаж 2011 года.

Следует отметить, что темп падения рынка грузовых автомобилей в 2016 году уменьшается на 42,2%, что дает надежду на тренд постепенного восстановления показателя продаж до уровня 2011 года.

1.3 Государственная поддержка отечественного производства легковых и грузовых автомобилей и динамика потребительского спроса в 2013-2016 гг.

В Российской Федерации на данный момент существует 14 действующих подпрограмм поддержки автомобильной промышленности в рамках Программы поддержки автомобильной промышленности на 2016 год.7(Приложение 4)

В данной работе будут рассмотрены только 3 программы по поддержке спроса на легковые и грузовые автомобили:

  1. Программа обновления автопарка.

  2. Программа льготного автокредитования.

  3. Программа льготного автолизинга.

  1. Программа обновления автопарка введена в 2014 году для стимулирования спроса на российском автомобильном рынке в кризисный период, а также снижения уровня падения автомобильного рынка.

Суть программы заключается в том, что автопроизводители начинают реализацию программы за счет собственных ресурсов до момента компенсации им соответствующих затрат из бюджета через субсидии. Действие программы распространяется на все категории автотранспортных средств. Покупатель получает скидку на покупку нового автомобиля при условии сдачи старого на утилизацию или через механизм «trade-in».

Рекомендуемый размер скидки не зависит от стоимости старой машины и варьируется по типам автомобилей. Например, для легковых она составляет 50 000 руб. при сдаче его в утилизацию и 40 000 руб. — при продаже автомобиля по схеме trade-in. Максимальную же скидку смогут получить покупатели грузовиков и автобусов — 350 000 и 300 000 руб. соответственно. До 350 000 руб. смогут сэкономить также владельцы внедорожников, легковых коммерческих автомобилей(LCV), грузовиков полной массой от 2,91 до 8,2 т и более.

  1. Программа льготного автокредитования введена в 2013 году для стимулирования спроса на российском автомобильном рынке в кризисный период, а также снижения уровня падения автомобильного рынка.

Ее суть состоит в том, что государство помогает заемщику выплачивать часть процентной ставки по кредиту, а именно 2/3 ставки рефинансирования ЦБ.

Действие программы льготного автокредитования распространяется на легковые и легкие коммерческие автомобили массой до 3,5 тонны и стоимостью не более 750000 рублей(2013 год), 1 млн рублей(2014 год) не старше одного года. Автомобиль должен быть произведен на территории Российской Федерации, а также не должен стоять ранее на регистрационном учете. Автомобили можно купить не все, подходящие под данные критерии, а только некоторые модели определенных комплектаций, утвержденных Правительством РФ.

  1. Программа льготного автолизинга введена в 2015 году для стимулирования спроса на российском автомобильном рынке в кризисный период, а также снижения уровня падения автомобильного рынка.

Условия этой программы заключаются в субсидировании части авансового платежа по договорам лизинга автомобильной техники всех категорий с юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Выпадающие доходы участвующих в программе лизинговых организаций в размере 10% от цены колесных автотранспортных средств (но не более 500 тыс. рублей на один предмет лизинга и 5 млн рублей на одного лизингополучателя) будут возмещаться за счет средств федерального бюджета. Новизна и уникальность программы состоит в том, что физические лица в первый раз получают возможность оформления субсидии для приобретения авто на условиях финансовой аренды.

В таблице 1.4 представлена информация по объему финансирования этих трех программ.

Таблица 1.4.

Объем финансирования программ по стимулированию спроса на автомобили, млрд. руб

 

2013

2014

2015

2016

Программа обновления автопарка

-

10

22,5

22,5

Программа льготного автокредитования

2

2

2,5

11,3

Программа автолизинга

-

-

5

5

Итого

2

12

30

38,8

Источник: составлено автором по материалам пояснительной записки Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на 01 января 2016 года.

По данным программам было продано:

  1. В 2014 году (программа обновления автопарка и льготного автокредитования): 188178 транспортных средств всех категорий.

  2. В 2015 году: 502000 транспортных средств всех категорий.

  3. В 2016 году: 516000 транспортных средств всех категорий.

В 2014 году доля проданных автомобилей с государственной поддержкой равна 8,6%. Такое маленькое значение объясняется засчет короткого периода работы программы ( с 1.09.14 по 31.12.14). В 2015 году эта доля составляла 30,4%, а в 2016г. – 43,3%. Следует отметить, что рост доли продаж с гос. поддержкой с 2015 по 2016 гг. связан преимущественно не с ростом продаж в абсолютных числах (количеством сделок), а с уменьшением количества продаж в целом.

Рис.1.4. Структура продаж автомобилей всех категорий на российском рынке, млн. штук.

Источник: составлено автором по материалам сайта Министерства промышленности и торговли РФ [Электронный ресурс]: База содержит сведения количествах продаж по трем программам стимулирования спроса. – Режим доступа:

http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/

В целом можно сказать, что с 2013 года на рынке легковых автомобилей происходит серьезное падение продаж. Только в 2014 году темп падения снижается на 0,79%. Как видно из рис.1.1 рост продаж легковых автомобилей начался с сентября и резко закончился в декабре. Программа обновления автопарка в 2014 году началась с 1.09.2014 и работала до 31.12.14. Поэтому можно сказать, что в этот период времени программа сработала эффективно.

Но нужно сделать существенную оговорку, что на потребительское решение купить автомобиль огромное влияние оказали: инфляционные ожидания рубля, удорожание иностранной валюты. Это доказывает индекс потребительской уверенности, который достиг именно в IV квартале 2014 года показателя «-18». (Прил.1)

Безусловно, можно говорить, что данные программы по стимулированию спроса на автомобили работают, потребители используют государственные денежные средства при покупке автомобилей. Но существует вопрос экономической эффективности реализации данных программ. Рассчитаем размер государственной субсидии на продажу одного автомобиля, как отношение суммарно выделенных денег по трем программам стимулирования спроса к количеству проданных автомобилей по этим программам для каждого года:

2014 год: 12 млрд. руб. / 188178 автомобилей = 63 769,41 руб.

2015 год: 30 млрд. руб. / 502000 авт. = 59 760,96 руб.

2016 год: 38,3 млрд. руб. /516000 = 74 224,81 руб.

В совокупности это: 197 755,17 млн. руб

В последующие годы темпы падения продаж при этом нарастают. Это означает, что программы работают лишь на замедление темпов их падения. Однако их реализация не затормозила темпы падения продаж и не остановила падение полностью, отсюда можно сделать вывод, что программы по стимулированию спроса на легковые автомобили с 2015 года являются слабо эффективными.

Рынок грузовых автомобилей имеет свою специфику падения продаж. Безусловно, можно говорить о том, что продажи упали больше, чем на рынке легковых автомобилей. Ведь за 10 месяцев 2016 года грузовиков произведено на 78% меньше, чем в 2011 году (рис1.2.).

В 2013 году темп падения продаж грузовых автомобилей по отношению к 2012 году снизился. Но на тот момент не действовали никакие программы по повышению спроса на грузовые автомобили. Поэтому здесь сыграли другие факторы.

В 2014 и в 2015 гг. темпы падения повышались. Поэтому программы обновления автопарка и льготного автолизинга можно назвать в эти периоды неэффективными.

Зато в 2016 году падение замедлилось на 42% по отношению к 2015 году.. Здесь явно можно говорить о том, что рынок грузовых автомобилей нащупал дно в 2015 году и начал набирать обороты. «Положительная динамика вызвана отложенным спросом. Своим выросшим выручкам производители грузовых автомобилей обязаны в первую очередь различным строительным организациям и предприятиям, которые нуждаются в новой спецтехнике. Немалую роль в увеличении спроса сыграли и транспортные компании», - отмечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.8

Рост продаж, в основном, показал «KAMAZ», «GAZ» и «МАЗ». Поэтому «…можно сделать вывод, что потребители выбирают вариант, когда дешевле купить новый грузовик отечественной марки, чем содержать старую иномарку, у которой выходит срок эксплуатации, потому что цены на зарубежные запчасти существенно выросли из-за девальвации рубля», - заявил Генеральный директор «КамАЗа» Сергей Когогин.9

Поэтому программа обновления автопарка и льготного лизинга в 2016 году сыграли второстепенную роль.

2 Оценка влияния кризиса 2013-16гг на финансово-хозяйственную деятельность ОАО «АВТОВАЗ»

2.1 Динамика выручки от реализации ОАО «АВТОВАЗ» в 2005-16 гг.

Волжский автомобильный завод был основан 20 июля 1966 года.

19 апреля 1970 года он выпустил свой первый автомобиль марки ВАЗ-2101. Сегодня АВТОВАЗ является уникальным предприятием, это круп- нейший производитель Альянса Renault-Nissan в России и один из крупнейших автозаводов в мире. По состоянию на начало 2016 года производит автомобили под собственной торговой маркой Lada, а также автомобили марки Nissan, Renault и Datsun. Кроме того, АвтоВАЗ поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марки Lada и их модификаций.

В конце 2015 года Группа АВТОВАЗ начала серийное производство автомобилей нового поколения – LADA Vesta и LADA XRAY, которые в будущем обеспечат полное обновление бренда LADA, модельного ряда компании и новые перспективы его развития.10

На рис.2.1.. представлена выручка от реализации ОАО «АВТОВАЗ» за 2007-2016 гг.

С 2000 по 2009 гг. выручка реализации по сравнению с предыдущим годом росла, но в 2009 году, когда произошел глобальный мировой кризис, выручка от реализации резко упала до 92,043 млрд. рублей. С тех пор выручка от реализации ни разу не достигала уровня 2008 года. С 2010 года темпы прироста выручки только замедлялись.

С 2013 года выручка от реализации сокращается, за исключением 2014 года. Но рост выручки от продажи автомобилей в 7,7% был достигнут за счет роста цен на конечную продукцию, а не увеличения продаж. Причем темпы падения выручки с 2014 года увеличиваются.

Рис. 2.1. Динамика выручки от реализации ОАО «АвтоВаз» с 2007 по 2016 гг., млн руб.

Источник: составлено автором по данным отчетов компании по МСФО [Электронный ресурс]: База содержит отчеты по МСФО с 2003 по 2016 гг. – Режим доступа:

http://info.avtovaz.ru/index.php?id=307

В 2013 году чистый убыток компании составил 7897 млн. рублей, а в 2012 году у компании была чистая прибыль в размере 29180 млн. рублей. В 2014 году чистый убыток увеличился на 17153 млн. рублей за счет: роста себестоимости реализации на 15 млрд. рублей, роста затрат на резервы под снижение стоимости долгосрочных активов на 2 млрд. рублей, а также увеличения прочих операционных расходов на 5 млрд. рублей. В 2015 году чистый убыток компании составил уже 73851 млн. рублей, что превышает показатель предыдущего года в 2,9 раз. Причиной таких изменений послужило сокращение выручки от реализации на 15246 млн. рублей, но в значительной степени сыграло увеличение резервов под обесценение и затраты на реструктуризацию на 37407 млн. рублей по сравнению с 2014 годом.

За первые 9 месяцев нынешнего года убытки завода по МФСО составили 34,044 млрд рублей. Это в 2,1 раза больше, чем за тот же период прошлого года. При этом выручка завода также снизилась, хоть и незначительно – до 130,4 млрд рублей. В итоге чистый убыток "АвтоВАЗа" почти достиг 2 млрд рублей, увеличившись на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Госкорпорация "Ростех", один из основных акционеров завода, заявила, что показатели по МФСО никак не демонстрируют реальные денежные потоки на предприятии. Основной вклад в увеличение убытка внесло обесценивание активов. «Данный тип убытка никаким образом не влияет на реальные денежные потоки. По мере ожидаемого в будущем роста российского автомобильного рынка это резервирование будет сниматься, тем самым повышая прибыль», - цитирует агентство представителей Ростеха.11

Масштабы автомобильного рынка России определяются масштабами спроса на автомобили, поэтому можно сделать вывод, что пока среднедушевые доходы населения не вырастут, автомобильный рынок не вырастет в своих масштабах.

Активы компании в 2013 году составляли 142 254 млн. рублей, а к концу 2016 года составляют 119 531 млн. рублей. Следует также отметить, что руководство компании за эти три года сократило основные средства на 50%. Отсюда можно сделать вывод, что компания ведет политику серьезного сокращения расходов, избавления от непрофильных активов, что говорит о том, что предприятие пытается экономить.

2.2 Сравнение динамики среднедушевых доходов населения с показателями продаж ОАО «АВТОВАЗ» в 2005-16 гг., как оценка влияния кризиса.

После глобального кризиса 2008 года объем продаж ОАО «АВТОВАЗ» марки Lada достиг своего максимума в 2011 году. В течение 5 лет этот показатель не был достигнут ни разу. С 2011 года количество проданных автомобилей Lada постоянно сокращается, причем темпы замедлились только в 2016 году. Вероятнее всего это объясняется тем, что при понижении доходов население делает свой потребительский выбор в пользу автомобилей более низкого качества.

Рис. 2.2. Динамика объема продаж марки Lada на внутреннем рынке, штук.

Источник: составлено автором по данным годовых отчетов ОАО «АвтоВаз» [Электронный ресурс]: База содержит отчеты с 2013 по 2015 гг. – Режим доступа:

http://info.avtovaz.ru/index.php?id=186

Динамика среднедушевых доходов населения представлена на рис.1.2. Среднедушевые доходы в 2014 году практически не выросли, а начиная с 2015 года, активно падают.

Анализ взаимосвязи показателей объема продаж марки Lada и среднедушевых доходов населения применялся к периоду с 2013 по 2016 гг. Коэффициент корреляции равен 0,75. Достаточно сильна, но не очень тесная связь объясняется тем, что в 2016 году показатель прироста среднедушевых доходов продолжил падать еще сильнее и составил «-11,7%», а показатель прироста продаж наоборот, сократил свои темпы падения на «16%». Опять же это объясняется тем, что чем ниже доходы у населения, тем сильнее смещается спрос на дешевые и более некачественные товары. Автомобили марки Lada являются самыми дешевыми в своем сегменте, а их качество до сих пор оставляет желать лучшего. Это подтверждается и тем, что с 2015 года происходит увеличение доли рынка продаж новых легковых автомобилей в России Lada и сокращение доли иномарок производства РФ.

2.3 Меры государственной поддержки и их влияние на объем продаж ОАО «АВТОВАЗ» в 2013-2016 гг.

По трем государственным программам по стимулированию спроса на автомобили для всех российских производителей автомобилей было выделено:

  1. В 2013 году: 2 млрд. рублей

  2. В 2014 году: 12 млрд. рублей

  3. В 2015 году: 30 млрд. рублей

  4. В 2016 году: 38,8 млрд. рублей

Проведя, корреляционный анализ с 2013 по 2016 гг., который определяет тесноту взаимосвязи между объемом финансирования программ по стимулированию спроса на автомобили и объемом продаж ОАО «АВТОВАЗ» марки Lada на внутреннем рынке, был получен коэффициент корреляции -0,9977. Который говорит о том, что чем больше государство поддерживает спрос, тем хуже идут продажи у ОАО «АВТОВАЗ».

Из этого можно сделать вывод, что такие программы по стимулированию потребительского спроса на автомобили, как: программа обновления автопарка, программа льготного автокредитования, программа льготного автолизинга являются абсолютно неэффективными инструментами по поддержанию уровня продаж.

Заключение

Ключевым фактором потребительского спроса на автомобили являются доходы населения. Именно они определяют объем продаж на рынке как легковых, так и грузовых автомобилей.

Государственное стимулирование спроса на автомобили крайне важно для поддержания предприятий автомобильной промышленности. Вопрос только в том, на протяжение какого времени государство может эффективно поддержать этот спрос, а когда просто тратит денежные средства впустую. Как было показано в работе, эффективными подобные меры были только в IV квартале 2014 года на рынке легковых автомобилей. На рынке грузовых же автомобилей программы не показали эффективности. Только в 2016 году наметился постепенный месячный рост продаж грузовых автомобилей, но это связано с тем, что бизнесу нужно обновлять свой автопарк.

На объем продаж ОАО «АВТОВАЗ» государственная поддержка никак не оказывает положительного влияния. Чистый убыток ОАО «АВТОВАЗ» в 2015 году составил 73,851 млрд. руб. Это самый большой показатель за всю его историю. Поэтому ОАО «АВТОВАЗ» надеяться на государство в рамках данных трех программ не стоит. В целом, с 2015 года рассмотренные государственные программы по стимулированию спроса на автомобили напоминают «паллиативное лечение»12, когда помощь направлена на облегчение состояния пациента, чье заболевание не поддается лечению.

Под радикальной терапией понимаются государственные меры по повышению среднедушевых доходов населения. Следует задействовать мощные ресурсные для устойчивого повышения реальных доходов населения. Решение этой задачи является ключевым вопросом поддержания автомобильной отрасли.

Список использованной литературы
  1. Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2016 г. N 71-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 27.08.2016 N 1810-р)

  2. Нуреев Р.М.Курс микроэкономики: учеб.для вузов —2-е изд., перераб и доп..— М.: НОРМА, 2000. — с.82-85

  3. В.Я,Поздняков, С.В.Казаков. Экономика отрасли : учеб. пособие.—М.:ИНФРА-М, 2010.— С.53-58

  4. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 560

  5. Л. Григорьев. Рынок легковых автомобилей// Бюллетень социально- экономического кризиса в России Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации./ А. Голяшев, А. Лобанова, В. Кульпина—2016.—№13—С.10

  6. Торговля в России. 2007: Стат.сб./Росстат.— М., 2007.

  7. Торговля в России. 2009: Стат.сб./Росстат.— М., 2009

  8. Торговля в России. 2011: Стат.сб./Росстат.— М., 2011

  9. Торговля в России. 2013: Стат.сб./Росстат.— М., 2013

  10. Торговля в России. 2015: Стат.сб./Росстат.— М., 2015

  11. Годовой отчет ОАО «АвтоВаз» за 2013 год

  12. Годовой отчет ОАО «АвтоВаз» за 2014 год

  13. Годовой отчет ОАО «АвтоВаз» за 2015 год

  14. Бухгалтерская отчетность ОАО «АвтоВаз» по МСФО за 2003 год.

  15. Бухгалтерская отчетность ОАО «АвтоВаз» по МСФО за 2004 год.

  16. Бухгалтерская отчетность ОАО «АвтоВаз» по МСФО за 2005 год.

  17. Бухгалтерская отчетность ОАО «АвтоВаз» по МСФО за 2006 год.

  18. Бухгалтерская отчетность ОАО «АвтоВаз» по МСФО за 2007 год.

  19. Бухгалтерская отчетность ОАО «АвтоВаз» по МСФО за 2008 год.

  20. Бухгалтерская отчетность ОАО «АвтоВаз» по МСФО за 2009 год.

  21. Бухгалтерская отчетность ОАО «АвтоВаз» по МСФО за 2010 год.

  22. Бухгалтерская отчетность ОАО «АвтоВаз» по МСФО за 2011 год.

  23. Бухгалтерская отчетность ОАО «АвтоВаз» по МСФО за 2012 год.

  24. Бухгалтерская отчетность ОАО «АвтоВаз» по МСФО за 2013 год.

  25. Бухгалтерская отчетность ОАО «АвтоВаз» по МСФО за 2014 год.

  26. Бухгалтерская отчетность ОАО «АвтоВаз» по МСФО за 2015 год.

  27. Бухгалтерская отчетность ОАО «АвтоВаз» по МСФО за 9 мес. 2016 года.

  28. Интернет-ресурс Правительства РФ http://government.ru

  29. Интернет-ресурс Министерства промышленности и торговли http://minpromtorg.gov.ru

  30. Интернет-ресурс Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru/

  31. Интернет-ресурс аналитического агенства «Автостат» https://www.autostat.ru

  32. Интернет-ресурс газеты «Ведомости» http://www.vedomosti.ru

  33. Интернет-ресурс журнала «За рулем» http://www.zr.ru

  34. Н. В. Зубаревич Кризис в России: региональная проекция//Клуб «Открытая Россия»: доклад (Лондон, 2 февр.2016г.): [Электронный ресурс].: https://www.youtube.com/watch?v=cYZ8BuAwyoo&t=417s

  35. Интернет-ресурс информационного портала РБК http://www.rbc.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1

Динамика индекса потребительской уверенности

Источник: составлено автором по статистическим

данным сайта Федеральной службы

государственной статистики (Росстат)

[Электронный ресурс]:

База содержит данные

об уровне жизни населения РФ. – Режим доступа:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/

rosstat/ru/statistics/population/level/#

Приложение 2

Динамика рынка автокредитования в 2014-2016 гг.

Источник: Аналитическое

агенство «Автостат»

[Электронный ресурс]:

– Режим доступа:

https://www.autostat.ru

Приложение 3

Российский рынок продаж легковых и грузовых автомобилей

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2

Источник: составлено автором

по статистическим

данным

сайта Федеральной службы

государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]:

База содержит сведения

о розничной торговле, услугах

населению, туризму. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#

016(за 10 мес.)

 

Продажи легковых автомобилей, млн штук

1,366182

1,490697

0,70901

1,251007

1,814689

2,18449

2,08878

2,01376

1,601

1,15

Прирост продаж легковых автомобилей к предыдущ. году, %

 

9,11

-52,44

76,44

45,06

20,38

-4,38

-3,59

-20,50

-28,17

Продажи грузовых автомобилей, млн штук

0,23538

0,21363

0,08476

0,142418

0,196803

0,18665

0,18612

0,13588

0,0512

0,0409

Прирост продаж грузовых автомобилей к предыдущ. году, %

 

-9,24

-60,32

68,03

38,19

-5,16

-0,28

-26,99

-62,32

-20,12

Приложение 4

Программа поддержки автомобильной промышленности на 2016 год

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 23 января 2016 г. N 71-р

Список изменяющих документов

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 27.08.2016 N 1810-р)

Утвердить прилагаемую программу поддержки автомобильной промышленности на 2016 год.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 23 января 2016 г. N 71-р

ПРОГРАММА

ПОДДЕРЖКИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА 2016 ГОД

Список изменяющих документов

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 27.08.2016 N 1810-р)

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ответственные исполнители

Предполагаемые объемы финансирования

Ожидаемые результаты

Методика оценки эффективности оказываемой поддержки

 

Продолжение приложения 4

 

за счет средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год"

за счет дополнительных средств

1.

Обновление парка колесных транспортных средств

2016 год

Минпромторг России

 

22,5 млрд. рублей

(одобрено 11,3 млрд. рублей, поручение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N ДМ-П9-8813р)

обеспечение дополнительного производства 320 тыс. транспортных средств, а также сохранение рабочих мест на предприятиях автомобилестроения и в смежных отраслях

бюджетная эффективность программы обновления парка колесных транспортных средств рассчитывается как отношение поступлений в федеральный бюджет от налогов и сборов к затраченным средствам. Определение снижения уровня падения российского автомобильного рынка

2.

Субсидирование организаций автомобилестроения в целях компенсации части процентных платежей по инвестиционным кредитам

2016 год

Минпромторг России

7,2 млрд. рублей

 

компенсация части затрат на обслуживание кредитного портфеля более 32 производителей, направленного на инвестиционные цели и значительно возросшего по причине увеличения ключевой ставки Банка России

оценка доступности для производителей кредитных продуктов, используемых в целях реконструкции, модернизации и технического перевооружения существующих производственных мощностей, а также внедрение передовой техники и технологий, механизации и автоматизации производства

3.

Предоставление льгот на лизинг колесных

транспортных средств

2016 год

Минпромторг России

 

5 млрд. рублей

(одобрено 2,5 млрд.

 

Продолжение приложения 4

 

рублей, поручение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N ДМ-П9-8813р)

реализация 32 тыс. транспортных средств

стимулирование спроса на российском автомобильном

рынке в кризисный период, а также снижение уровня падения автомобильного рынка

4.

Предоставление льготных автокредитов

2016 год

Минпромторг России

 

11,3 млрд. рублей

(одобрено 5,6 млрд. рублей, поручение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. N ДМ-П9-8813р)

реализация 270 тыс. транспортных средств, а также исполнение государственных обязательств по программе льготного кредитования 2015 года

стимулирование спроса на российском автомобильном рынке в кризисный период, а также снижение уровня падения автомобильного рынка

5.

Субсидирование закупки троллейбусов и трамвайных вагонов

2016 год

Минпромторг России

 

1 млрд. рублей

реализация 110 единиц наземного электротранспорта (80 троллейбусов и 30 трамваев)

стимулирование спроса на российском автомобильном рынке в кризисный период, а также снижение уровня падения автомобильного рынка

6.

Субсидирование российских кредитных организаций в целях возмещения выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными о

Продолжение приложения 4

рганизациями в 2013 - 2014 годах физическим лицам на приобретение автомобилей

 

2016 год

Минпромторг России

1 млрд. рублей

 

завершение государственных обязательств по программе льготного кредитования 2013 - 2014 годов

стимулирование спроса на российском автомобильном рынке в кризисный период, а также снижение уровня падения автомобильного рынка

7.

Субсидирование российских производителей колесных транспортных средств в целях компенсации части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности

2016 год

Минпромторг России

3,89 млрд. рублей

 

уменьшение финансовой нагрузки на производителей в условиях экономического кризиса и сохранение возможности стабилизации цен на выпускаемые колесные транспортные средства

расчет бюджетной эффективности предоставления субсидии посредством определения отношения поступлений в федеральный бюджет от налогов и сборов к затраченным средствам (в рамках оценки объемов производства колесных транспортных средств за отчетный период)

8.

Субсидирование российских производителей колесных транспортных средств в целях компенсации части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств по колесным т

Продолжение приложения 4

ранспортным средствам, соответствующим нормам Евро-4 и Евро-5

 

2016 год

Минпромторг России

30,21 млрд. рублей

 

уменьшение финансовой нагрузки на производителей в условиях экономического кризиса и сохранение возможности стабилизации цен на выпускаемые колесные транспортные средства

расчет бюджетной эффективности программы посредством определения отношения поступлений в федеральный бюджет от налогов и сборов к затраченным средствам (в рамках оценки объемов производства колесных транспортных средств за отчетный период)

9.

Субсидирование российских производителей колесных транспортных средств в целях компенсации части затрат на содержание рабочих мест

2016 год

Минпромторг России

46,29 млрд. рублей

 

уменьшение падения уровня занятости в отрасли в условиях экономического кризиса

расчет бюджетной эффективности программы посредством определения отношения поступлений в федеральный бюджет от налогов и сборов к затраченным средствам (в рамках оценки объемов производства колесных транспортных средств за отчетный период)

10.

Стимулирование спроса на автобусы и технику для жилищно-коммунального хозяйства, которые работают на газомоторном топливе

2016 год

Минпромторг России

 

3 млрд. рублей

реализация 1700 единиц газомоторной техники

стимулирование спроса на российском автомобильном рынке в кризисный период, а также снижение уровня падения автомобильного рынка

11.

Субсидирование российских организаций автомобилестроения в целях компенсации части затрат на транспортировку продукции на в

Продолжение приложения 4

нешние рынки, а также на доработку конструкции автомобилей для экспортных рынков, а также подготовки их производства и омологации

 

2016 год

Минпромторг России

 

3,3 млрд. рублей

снижение стоимости перевозки в пределах Российской Федерации, а также снижение затрат на доработку и сертификацию автомобилей

увеличение объемов транспортных средств, выпускаемых российскими автопроизводителями, поставляемых на внешние рынки

12.

Субсидирование закупки автомобилей скорой и неотложной медицинской помощи

2016 год

Минпромторг России

4 млрд. рублей

 

реализация 1747 автомобилей скорой медицинской помощи класса B, а также 110 автомобилей скорой медицинской помощи класса C на шасси российского производства

стимулирование спроса на российском автомобильном рынке в кризисный период, а также снижение уровня падения автомобильного рынка

(п. 12 в ред. распоряжения Правительства РФ от 27.08.2016 N 1810-р)

13.

Субсидирование закупки школьных автобусов

2016 год

Минпромторг России

3 млрд. рублей

 

реализация 1835 школьных автобусов на шасси российского производства

стимулирование спроса на российском автомобильном рынке в кризисный период, а также снижение уровня падения автомобильного рынка

(п. 13 введен распоряжением Правительства РФ от 27.08.2016 N 1810-р)

14.

Предоставление в 2016 году дополнительных средств федерального бюджета на государственную

 

Продолжение приложения 4

 

поддержку автомобильной промышленности по отдельным решениям Правительства Российской Федерации

2016 год

Минпромторг России

1,4 млрд. рублей

 

реализация приоритетных проектов в автомобильной промышленности

реализация приоритетных проектов в автомобильной промышленности

(п. 14 введен распоряжением Правительства РФ от 27.08.2016 N 1810-р)

1 Н.В.Зубаревич Кризис в России: региональная проекция//Клуб «Открытая Россия»: доклад (Лондон, 2 февр.2016г.): [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=cYZ8BuAwyoo&t=417s

2 http://urpred.ru/2011/12/13/rossijskij-avtoprom-sostoyanie-tendencii-perspektivy/

3 Нуреев Р.М.Курс микроэкономики: учеб.для вузов —2-е изд., перераб и доп..— М.: НОРМА, 2000. — с.82-85

4 В.Я,Поздняков, С.В.Казаков. Экономика отрасли : учеб. пособие.—М.:ИНФРА-М, 2010.— С.53-58

5 Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. – 560 с.

6 По данным Росстата, расчет проводился в фактически действовавших ценах.

7 Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2016 г. N 71-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 27.08.2016 N 1810-р)

8 http://www.vedomosti.ru/auto/articles/2016/08/10/652412-rinok-tyazhelih-gruzovih-avtomobilei-rastet-pyatii-mesyats-podryad

9 http://www.vedomosti.ru/auto/articles/2016/08/10/652412-rinok-tyazhelih-gruzovih-avtomobilei-rastet-pyatii-mesyats-podryad

10 Материалы годового отчета ОАО «АвтоВаз» за 2015 год.

11 http://auto.vesti.ru/news/show/news_id/663935/

12 Паллиативное лечение применяют при невозможности радикальной терапии. Лечение приводит к удлинению жизни, уменьшению страданий и улучшению качества жизни больного.

33

Просмотров работы: 1782