Безопасность в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова трактуется как «предупреждение опасности, условия при которых не угрожает опасность» [6].
Исследования по формированию опыта безопасного поведения детей дошкольного возраста отражены в трудах Н.Н. Авдеевой, К.Ю. Белой, Т.П. Гарнышевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Л.Л. Тимофеевой. Материалы данных исследований доказывают что, именно в дошкольном возрасте начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде, но ориентированы в основном на старший дошкольный возраст.
Опыт безопасного поведения не дается ребенку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития. В силу возрастных особенностей дети среднего дошкольного возраста не способны обеспечить собственную безопасность. Это связано с нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей детей, которые сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в быту[3]. Но данный период сензитивен для формирования опыта безопасного поведения. Воспитание опыта безопасного поведения в дошкольном возрасте предполагает развитие у ребенка элементарных умений, навыков адекватного поведения в неожиданных и опасных для него и его здоровья ситуациях в быту. Основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений (Н.Н. Авдеева, А.А. Баранов, К.Ю. Белая, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина). Согласно существующей в дошкольной педагогике и психологии точке зрения, нормы и правила поведения становятся «достоянием» ребенка только при условии, если они преломляются через внутренний мир самого дошкольника, через его собственную активность. Свою активность ребенок проявляет, прежде всего, в игровой деятельности. Следовательно, освоение опыта безопасного поведения в быту, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь должно осуществляться на основе игры. Поэтому необходимо создать условия и подобрать методические средства позволяющие ребенку 4-5 лет планомерно осваивать правила безопасного поведения в быту.
Опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы ребенка (Т.Г. Хромцова).
По мнению Т.Г. Хромцовой, научение ребенка среднего дошкольного возраста безопасному поведению – это процесс и результат приобретения им индивидуального опыта, который выражается в стабильном изменении поведения, обеспечивающего формирование опыта безопасного поведения[7].
Приобретение опыта безопасного поведения детьми среднего дошкольного возраста осуществляется в определенной последовательности: от актуализации знаний через имитацию формируемых умений с переходом к реальным действиям с потенциально опасными предметами быта.
Исходя из теоретического анализа содержания понятий «опыт» и «безопасное поведение» Т.Г. Хромцовой, опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка. С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:
знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
отношение (переживание и понимание ребенком необходимости и соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасностей).
Процесс формирования опыта безопасного поведения предполагает наличие определенных педагогически условий, способствующих его эффективности. Создание условий, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами безопасного поведения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребенка соблюдать данные правила.
Важным условием по формированию опыта безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста является развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая современным требованиям и задачам, как комплексное средство обеспечения эффективного формирования опыта безопасного поведения детей в ДОО. В соответствии с ФГОС ДО (часть III, пункт 3.3.4, часть 6), безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования[1].
Вторым условием является образовательная технология формирования опыта безопасности у детей среднего дошкольного возраста, как системообразующий фактор природосообразного, здоровьесберегающего образовательного процесса, которая основывается на принципах: гуманизации, непрерывности, целостности, комплексности, свободы и самостоятельности, индивидуализации, интеграции, преемственности, стимулирования активной деятельности, региональности.
Третьим условием является диагностика изучения уровня сформированности опыта безопасного поведения дошкольников. Диагностический инструментарий определения уровней сформированности опыта безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста представляет собой комплекс диагностических заданий, направленных на изучение когнитивного, эмоционально-мотивационного и деятельностного компонентов опыта безопасного поведения.
Система педагогических условий, разработанной Т.Г. Храмцовой, направленна на формирование опыта безопасного поведения в быту у детей среднего дошкольного возраста, и включает поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, детей):
этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения в быту преимущественно через дидактические игры;
этап усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирование возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;
этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.
Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.
Чтобы безопасно действовать в самых различных ситуациях, детям необходимо иметь представления о свойствах предметов. Определяющее значение при формировании компетенций безопасного поведения имеет выбор форм организации совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной детской деятельности. Безусловный приоритет должны иметь средства, обеспечивающие познавательную, творческую активность у детей среднего дошкольного возраста. Наибольшим развивающим эффектом обладают дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, которое одновременно выступает и игровым методом обучения дошкольников, и формой обучения, и средством реализации самостоятельной деятельности. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся общаться друг с другом.
Дидактическую игру необходимо использовать как звено между образовательной и самостоятельной игровой деятельностью. Так как, возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Однако самостоятельная игровая деятельность осуществляется в том случае, когда дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям[5].
Преимущество использования дидактических игр в обогащении знаний о правилах безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста, как компонента опыта безопасного поведения в быту проявляется в следующем:
каждый ребенок максимально активен;
имеется возможность дифференцированно осуществлять и систематизацию знаний детей;
поддерживать устойчивый интерес дошкольников к данной деятельности и положительный эмоциональный фон.
Дидактические игры по формированию безопасного поведения в быту дают возможность:
знакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;
сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения.
При этом активно развивается, тренируется внимание, чтобы дети могли предвидеть угрозу, чтобы воспитывалась выдержка, бережное отношение к своей жизни и здоровью, к жизни и здоровью окружающих. Применение игровых атрибутов, наглядности, поощрительных призов, вызывает желание дошкольников играть, активизирует их психические процессы.
Дидактическая игра – отличная возможность для ребенка проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки, она позволяет подготовить дошкольников к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях.
Таким образом, безопасность – важнейшая потребность, удовлетворение которой, является необходимым условием нормального существования и развития и формируется через определенные организационные формы, устойчивые структуры социальных взаимодействий, совместную деятельность. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом формирования опыта поведения детей среднего дошкольного возраста, и позволяют обеспечить повышение его качества. Предметно-пространственная развивающая среда должна служить интересам детей, обогащать развитие опыта безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста, обеспечивать зону ближайшего развития, побуждать делать осознанный выбор, формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности – отличная возможность. Эмоциональные переживания, которые дети испытывают во время игры, помогают оценить и осмыслить ситуацию, сформировать оптимальный алгоритм поведения.
Литература:
Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования [Текст]: приказ от 17 октября 2013 г. № 1155: [утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466, от 5 августа 2013 г. № 661]. Журнал Обруч. - 2014 - №1. – 25-26.
Авдеева, Н.Н. Безопасность [Текст]: учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста /Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 144 с.
Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство» [Текст]: учеб.-метод. пособие/Т.И. Бабаева и др. - Спб.: «Детство-Пресс», 2013.- 480 с.
Тимофеева, Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет [Текст] / Л.Л. Тимофеева. Справочник старшего воспитателя. -2015.- №7. – С 3-15
Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры [Текст] /Г. А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 2. – С. 8-15
Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка [Текст]: Д.Н. Ушаков. Том 1. Под редакцией Д.Н. Ушакова. – М.: АСТ, 2010. – 848 с.
Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие/ Т.Г. Хромцова. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 80 с.