Например, А.В. Юрасов определяет электронную коммерцию как «сферу экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций» [2].
E-commerce system (система электронной коммерции) представляет технологию, которая дает участникам системы следующие возможности в интернете:
компаниям-производителям и поставщикам товаров/услуг – предлагать в сети свою продукцию потенциальным покупателям, а также осуществлять прием и обработку заказов клиентов;
клиентам (покупателям) – находить и выбирать на стандартных Интернет-ресурсах товары и услуги по необходимой для них цене и оформлять заказы.
Индустрия e-commerce, годовой оборот которой в мире составляет более триллиона долларов, продолжает активно развиваться. На рост рынка электронной коммерции мало влияет даже кризис – средние темпы роста общемирового рынка электронной коммерции оцениваются приблизительно в 17% (на 2015-2016 год). Кризис и другие негативные явления дают о себе знать: к 2017 году темп роста составит всего 14,8% против 22,3% в 2012 году. По данным аналитического агенства eMarker, в России после значительного скачка в 2012 году (+35% по сравнению с 2011), в 2015-2016 гг. составит порядка 9% и будет снижаться[3].
Из-за разницы курса рубля к доллару, объем внутреннего рынка электронной коммерции в РФ оценивается в 650 миллиардов рублей (или 9,7 млрд. долларов) – то есть в рублевом выражении он вырос на 16% по сравнению с 2014 годом, а в долларовом – упал на 28%. Рынок электронной коммерции в России недостаточно развит – он составляет до 2,5% от розничного оборота. Эксперты заявляют, что доля e-commerce может подняться до 4-4,5% в ближайшие несколько лет, чему способствуют усилия многих крупных компаний, например «Яндекса».
В мире средний уровень электронной коммерции относительно розничного оборота составляет 6%, а в развитых странах (например, в США) он достигает 10-12%[3].
По мнению специалистов, вложения в электронную коммерцию в России требуют больших денег, и одно из основных направлений инвестирования связано с созданием собственных систем логистики. «Почта России» предпринимает, определенные усилия для своей модернизации, полагаться на нее, как на надежный канал доставки, по-прежнему невозможно»
Для интернет-магазинов вопрос доставки играет важнейшую роль. Быстрая доставка за 1-2 дня в развитых странах – норма. В России с этим есть определенные проблемы, логистическая система развивается медленно.
В ближайшие несколько лет, благодаря электронной коммерции, в России будет множество отлаженных логистических сетей, позволяющих доставить покупателю товар в самый короткий срок. Примером может служить покупка логистической группой «Itella» курьерской службы «MaxiPost».
Эксперты утверждают, что будущее за теми компаниями, которые способны осуществлять доставку товара в масштабах всей страны. Мелкие магазины не исчезнут, они вольются в инфраструктуру крупных сетей.
На сегодняшний день функционируют и развиваются такие отрасли предпринимательства, которые наиболее соответствуют интересам и потребностям населения.
Если верить статистике, то больше всего в интернет-магазинах заказывают электронику, одежду и аксессуары. Их доля составляет больше 50% в России и около 45% в развитых странах. Сейчас большую популярность набирают продукты питания (доставка фаст-фуда, фермерской продукции), автозапчасти (в каждом регионе функционируют уже десятки онлайн-продавцов). Активно идут продажи товаров для дома и офиса, мебели и книг (ozon.ru и myshop.ru). Причем для снижения издержек многие компании не открывают свои пункты выдачи в городах, а используют интеграцию с терминалами выдачи товаров (почтоматами), такими как «PickPoint» или «QIWIPost».
Рынок e-commerce быстро растет и постоянно меняется. Рынок электронной коммерции в России на данный момент недостаточно развит, поэтому лучше именно сейчас запускать инновационные проекты. Пока конкуренция невелика. Работать над максимальным улучшением и отлаживанием системы e-commrece сегодня для региональных интернет магазинов, значит найти способы противостоять крупным торговым сетям в будущем.
Литература:
1. Прохорова, М.В., Коданина А.Л. Организация работы интернет-магазина.— 2-е изд.— М.: Дашков и Ко, 2014.
2. Юрасов, А.В. Основы электронной коммерции.— М.: Горячая линия-Телеком, 2014.
3. Темпы роста оборотов электронной торговли в России: https://profi-site.info/e-commerce.html
4. Еремин, В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации.— М.: Кнорус, 2014.
5. Комаров, Н.М., Борзов М.А. Экономика сферы обслуживания. Интернет-бизнес в России. Особенности, проблемы перспективы // Маркетинг услуг.— 2010.— № 2.