АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ И РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ, ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ В КОТОРЫХ ПРЕДСТАВЛЕН В ВИДЕ ОНТОЛОГИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ И РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ, ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ В КОТОРЫХ ПРЕДСТАВЛЕН В ВИДЕ ОНТОЛОГИИ

Сергиенко В.В. 1, Макушкина Л.А. 1
1Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Процесс развития современного сообщества характеризуется непрерывно растущем значением информационных технологий в науке, производстве и управлении.

Онтологии обеспечивают связное системное понятие иерархии и содержания системы мнений, охватывающих предметную область.

В данной роли они употребляются в учебных, научных и производственных приложениях, подключая задачи информационной помощи проектирования трудных технических систем.[1]

Целью работы является повышение эффективности процесса обучения за счет разработки мобильного приложения, предоставляющего доступ к учебным ресурсам.

Постановка задачи

В результате выполненного анализа различных систем (Protege, OntoEdit, OilEd, WebODE, OntoSaurus) было выявлено, данные системы предназначены для работы, либо на локальном компьютере (Protege,OilEd, OntoEdit), либо располагаются на веб-сайте (WebODE, OntoSaurus).[2]

Из проанализированных обучающих мобильных приложений были выявлены системы справочного характера либо обучающие системы для детей. Поэтому, актуальным является разработка мобильного приложения, обеспечивающая выполнение основных функций обучающей системы, имеющая единую базу данных со стационарным обучающим комплексом.

Рассматриваемая мобильная версия обучающей системы, теоретический материал, который представлен в виде онтологий может совмещать в себе функции системы навигации и поисковой системы.

Данное приложение позволит преподавателю оперативно получать сведения об успеваемости студентов, а студентам позволит получить доступ к функциям системы в любое удобное для них время.

Для оценки наиболее значимых функций системы работающих с онтологиями, необходимо выполнить:

  • анализ существующих систем по методу Саати;

  • выполнить анализ структуры онтологических моделей;

  • анализ форматов представления данных в онтологических моделях.

Проанализировав современные разработки в области проектирования автоматизирования информационных систем можно сделать выводы об актуальности систем разработки мобильной версии обучающей системы, которая обеспечит доступ к основным функциям обучения в любое удобное , как для преподавателя, так и для студента, время.

Авторами в статье «The ontological model of a training course creation module» в качестве структуры учебного модуля дисциплины была предложена следующая модель:

М=< I, U, Q, T, R1, R2 , R3 >,

где:

  • I – элемент учебного модуля (квант учебной информации);

  • U – множество связей между элементами учебного модуля;

  • Q – множество типов элементов учебного модуля: {понятие, закон, пояснение, дополнительные сведения};

  • T - множество типов связей между информационными элементами: (is-a, part-of, base-on);

  • R1 - отношение инцидентности на множестве I×U;

  • R2 - отношение инцидентности на множестве I×Q;

  • R3 - отношение инцидентности на множестве U×T. [3]

Описанная выше структура курса применяется для построении траектории обучения в разрабатываемой мобильной версии автоматизированной обучающей системы.

Список литературы

  1. Оценка качества структурирования учебного материала на основе метрик онтологических моделей //Макушкина Л.А., Рыбанов А.А.//Актуальные вопросы профессионального образования. 2014. Т. 11. № 14 (141). С. 86-89.

  2. Исследование методов построения конвертера онтологических моделей курса //Попов Д.В., Макушкина Л.А. //Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1 (33). С.

  3. Рыбанов, А.А. The ontological model of a training course creation module / Рыбанов А.А., Макушкина Л.А. // Technics Technologies Education Management – TTEM (Босния и Герцеговина). - 2014. - Vol. 9, No. 1. - C. 222-228.

Просмотров работы: 437