Приведем некоторые определения брака.
Российское законодательство не дает определения брака, используя этот термин как общеизвестный. В юридической литературе сложились различные определения брака. Приведу одно из них: «Брак — это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности».
Религиозные понятия брака. «Брак в Исламе – это законное соглашение между мужчиной и женщиной, которые выражают намерения и взаимные обязательства жить вместе в соответствии с учением веры. Они всегда должны помнить о своих обязательствах перед Аллахом, друг перед другом и о единстве взаимных прав и обязанностей
«Брак в Христианстве является церковным таинством и, согласно православному учению, в церковном таинстве жених и невеста, соединённые любовью и взаимным согласием, получают благодать и благословение Бога для создания семьи, для взаимного согласия в супружеской жизни, для благословенного рождения детей, умножения семьи, воспитания детей в христианской вере родителей, конечной целью которой является спасение всех членов семьи. Семья в христианстве является «малой церковью»».
Брак – это сближение двух любящих молодых людей, он приносит им огромную радость, они переживают ни с чем не сравнимое счастье. Близость им очень дорога, так как связана с большим чувством. Но это чувство будет непрочным, если любящие не будут испытывать ответственность за свои отношения друг к другу.
Когда же на свет появляется новый человек, то эта ответственность повышается вдвойне. И, если супруги осознают эту ответственность и готовы пронести эту чашу своего счастья, то это им и не в тягость. Это наполняет семейную жизнь огромной радостью.
Согласно нашему законодательству в основе брака лежит принцип взаимного желания и согласия. А законная регистрация брака накладывает и свои обязанности на молодых людей, принявших решение о создании семьи.
Если мужчина и женщина все же договариваются о совместном проживании без регистрации брака, то это не порождает супружеских прав и обязанностей.
Так называемый гражданский брак, который набирает популярность в студенческой среде, таит в себе много отрицательного: молодые люди как – будто не уверены в себе, в своем решении и, если говорить словами автомобилиста: « не уверен - не обгоняй», то и тут не лучше ли не обгонять события, а немного повременить, взвесить еще раз свое решение, проверить свои чувства. Вслед за неуверенностью напрашивается и такой термин как несерьезность, не взвешенность своего решения – как – будто оставляют дверцу открытой - ею всегда можно воспользоваться во время какого-либо семейного конфликта. Сказать друг другу: «мы ничем не обязаны, мы друг другу никто» и хлопнуть этой дверью и разойтись в разные стороны. Тогда как можно было бы найти какое-то решение, погасить конфликт.
В таком гражданском браке и женщина чувствует себя не особо уверенно – как в народе говорят «на птичьих правах». Она вроде и жена, а вроде и нет, вроде хозяйка дома, а вроде и нет. На каких правах знакомиться с родственниками мужа, знакомить своих родных, близких, друзей?! – Ведь, если молодые люди вступили в совместную жизнь, то родители, родные, близкие, друзья ждут от них и логического завершения этого решения, то есть торжественной регистрации своего брака – большого радостного события.
Да, много хлопот, волнений, подготовки. Чего стоят приготовления невесты – ведь выбор наряда, украшений и прочего – всегда очень волнительно и долгожданно для девушки. Ничего этого гражданский брак даже не предполагает.
Так, например, в Прибалтийских республиках за две недели до свадьбы предусмотрена обязательная процедура объявления о том, что состоится регистрация брака – то есть такое ритуальное мероприятие как помолвка, которое уже подключает семейно-родственную общественность и тоже может помочь будущим супругам более обдуманно принять окончательное самостоятельное решение. Совместные визиты к родным и друзьям - все это дает большой психоэмоциональный подъем. Подготовка пригласительных, их вручение – все это тоже входит в разряд приятных мероприятий, говорит о том, что молодые люди радуются сами и приглашают своих близких разделить эту радость с ними.
Зачастую мужчина стремиться играть роль лидера в семье, и предлагая женщине узаконить их отношения, он берет на себя ответственность за семью – за жену и их будущего ребенка.
В гражданском же браке, женщина не чувствует себя защищенной, не чувствует, что будет в дальнейшем защищен их ребенок.
При каких-то малейших жизненных неурядицах, ей придется в суде доказывать свои права и права своего ребенка, а это не всегда хорошие исходы, во всяком случае, эти процессы всегда сопряжены с нервным напряжением. И многого можно было бы избежать, если бы брак был зарегистрирован.
Не маловажный аспект и в отношениях родителей невесты. Как им воспринимать такого «зятя»?! – кто он для них?! – муж их дочери или не муж, а так … сожитель. (А в народе существует и еще много эпитетов по этому поводу). И как принимать такого человека, который не очень – то торопится создать прочную семью с их дочерью, может в любую минуту повернуться и хлопнуть той дверью, которую оставил приоткрытой. Да вроде и действительно, ничем не обязан.
И молодой женщине будет не очень приятно осознавать, что ее брак в принципе «нелегален». Кстати, я бы именно так назвала этот вид брака, вместо так популярного среди молодежи словосочетания «ГРАЖДАНСКИЙ БРАК». Потому что в царской России брак был церковным, а с приходом советской власти он стал гражданским. Да-да наш законный брак назывался именно гражданским, то есть, узаконен государством. Именно так расшифровывается знаменитая аббревиатура ЗАГС – запись актов гражданского состояния.
Женщине куда спокойнее и увереннее бы жилось, зная, что она, ее муж, их ребенок одна семья, у них одна общая у всех фамилия, они живут в законном браке и в случае непредвиденных обстоятельств и мама и малыш будут защищены государством. Что их папа несет за них ответственность. Всегда будет для них опорой и поддержкой. И, в случае каких-то трудностей в семье, не хлопнет той приоткрытой дверцей, не воспользуется трусливо той лазейкой, которую предусматривает «гражданский» брак, а с готовностью разделит все трудности семейной жизни, всегда найдет возможность сдержанностью, равновесием и уступчивостью, а где-то и доброй шуткой, погасить тот или иной семейным конфликт, сберечь свою семью. А в случае потери кормильца, женщина избежит прохождения дорогостоящей процедуры ДНК.
Ну вот, если подвести итог, какие минусы, на мой взгляд, несет в себе гражданский брак:
Неуверенность в завтрашнем дне.
Незрелость или не твердость принимаемого решения молодыми людьми.
Неуверенность в своих силах для создания семьи.
Лишения радостных эмоций по поводу торжественного бракосочетания.
Нет материальной защищенности женщины и детей со стороны государства.
А плюсов я не нашла.
Предвижу возражения сторонников «гражданского брака», что и получение документа о регистрации брака не является гарантом крепкой семьи, сохраняющейся на долгие годы. Если иссякли чувства, то и это не спасет семью. Да не спасет. Еще раз повторюсь – это не спасательный круг. Это защищенность семьи.
Есть, конечно, жизненные ситуации, когда гражданский брак оправдан. Ведь всегда надо, прежде всего, видеть того или иного конкретного человека и исходить из его конкретной жизненной ситуации. Например, молодые люди решили создать семью, но радость этого события омрачена кончиной близкого родственника или его тяжелой болезнью, тогда, конечно, как вариант можно на какое-то время принять «гражданский брак», а позже зарегистрировать свои отношения, ну может уже не так торжественно, как хотелось бы. Или дождаться того благоприятного времени, когда это событие можно торжественно отпраздновать с родными и друзьями.
Или, если люди, вступающие в брак не молоды, вдовцы или повторные браки, имеют взрослых детей и даже внуков, не претендуют на жилпощадь и имущество друг друга, а создают семью для того, чтобы поддержать друг друга, быть рядом до глубокой старости, то в этом случае можно допустить гражданский брак, так как эти люди уже защищены государством, имеют свои трудовые пенсии или какие-либо другие пособия, как правило, обеспечены жильем, а в моральном отношении еще и защищены своими детьми и даже внуками, окружены их заботой, вниманием и любовью. Тогда, конечно, никакие житейские бури не страшны. За этих людей можно только порадоваться и пожелать им семейного счастья.
Библиографический список
Конституция Российской Федерации.
Семейное право: учебник для студентов вузов. / Под ред. Алексий П.В., Петров И.В. 3-е издание. М., «Юнти-Дана», Закон и право. 2008.
Семейное право и законодательство на мусульманском Востоке: статья/ Автор Барковская Е.В., 19.11.2008. Портал Рособразования
Религии народов современной России: Словарь / Отв. ред. М.П. Мчедлов. М: Республика, 1999
Международное частное право: Практикум. /Под ред. Ерпылева Н.Ю., Гетьман-Павлова И.В., М., 2007
Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950
Основы государства и права: учебник для студентов вузов. / Под ред. В.А. Ржевский, В.Т. Гайков, изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 1999
Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.1994 (с изм. и доп.)
Современное семейное право Российской Федерации и шариат: уч-к./Под ред. Манукян Ю.К., Ростов н/Д, 2003
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 (с изм. и доп.).
Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997
Основы государства и права: учебник для студентов вузов. / Под ред. С.В. Клименко, А.Л. Чичерин, М., 2003
Гражданское и торговое право зарубежных государств: уч-к.Т.2.,М., 2006
Социально-психологические проблемы гендерных различий смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте / Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 4-й всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 24-25 апреля 2016 г. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 165-170 с.