Поскольку в состав ООО «Авантаж» кроме исследуемого нами магазина бижутерии входят еще две аналогичные торговые точки, расположенные в разных крупных торговых центрах г. Новокуйбышевска, создание и развитие информационного обеспечения коммерческой деятельности является актуальной проблемой в условиях насыщенного рынка, обостряющейся конкуренции.
Для создания информационной системы коммерческой деятельности магазина «Bijou Len» ООО «Авантаж» необходимы:
трудовые ресурсы,
технические средства,
владение методами и процедурами сбора, анализа и передачи информации, используемой в процессе разработки и принятия решений в области коммерческой деятельности.
Помощь в руководстве магазинами «Bijou Len» ООО «Авантаж» оказывает администратор, в обязанности которого входит:
анализ движения товаров в магазинах и товарных запасов;
формирование заявок на закупку товаров;
регулирование процесса продаж товаров покупателем, работа с рекламациями.
Поскольку привлечение дополнительного работника, который бы занимался исследованиями рынка весьма затруднительно для такого небольшого предприятия, можно предложить расширить круг полномочий, прав и обязанностей администратора, предварительно организовав повышение его квалификации и заработной платы.
Роль товароведа в формировании информационного обеспечения коммерческой деятельности магазинов ООО «Авантаж» может определяться выполнением следующих функций:
анализ и выявление тенденций, перспектив рынка бижутерии;
изучение особенностей спроса покупателей бижутерии;
анализ конкурентной среды;
сравнение конкурентоспособности товаров различных производителей;
оценка уровня торгового обслуживания покупателей;
формирование системы стимулирования процесса продаж.
В целях ускорения получения, обработки и анализа информации, необходимо в каждом магазине установить компьютерную технику и соответствующее программное обеспечение, работающее в единой сети данных магазинов.
Современные компьютерные программы обеспечивают эффективность управления предприятием, рациональное использование имеющихся ресурсов, сочетают простоту и удобство работы, гибкость настройки и широкие возможности по проведению анализа деятельности для руководителей.
Повышение квалификации продавца могло бы также решить проблему, связанную с третьим элементом - владением методами и процедурами сбора, анализа и передачи информации.
Успешное осуществление коммерческой деятельности невозможно без постоянного анализа и учета информации, характеризующей ситуацию на рынке товаров и услуг. Это коммерческая информация, к которой относится информация о: покупателях и мотивах покупок, требованиях рынка к товару, конъюнктуре рынка, конкурентной среде, потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособности.
Проведение тренингов и техническое оснащение потребует затрат ООО «Авантаж», которые в будущем будут быстро покрыты, поскольку, благодаря лучшему знанию покупательского спроса, сильных и слабых сторон конкурентов и собственного магазина бижутерии ООО «Авантаж», технологии обслуживания покупателей, объем продаж будет расти.
Произведем расчет эффективности организации информационного обеспечения (проведения тренингов продавцов и оснащения компьютерной техникой и программными продуктами) всех трех магазинов бижутерии ООО «Авантаж». Для этого необходимо определить следующие прогнозные показатели до проведения тренинга:
товарооборот 19083,2 тыс. руб.;
валовой доход – 6714,9 тыс. руб.;
издержки обращения – 5454,7 тыс. руб.
размер прибыли от реализации – 1260,2 тыс. руб (табл.1).
Таблица 1 – Прогнозируемые результаты информационного обеспечения коммерческой деятельности в сети магазинов ООО «Авантаж» на 2017 г.
Показатели коммерческой деятельности |
Значение показателей сети магазинов бижутерии ООО «Авантаж» |
||
До проведения мероприятий |
После проведения мероприятий |
Отклонение +/- |
|
Товарооборот, тыс. руб. |
19083,2 |
20609,8 |
1526,6 |
Валовой доход, тыс. руб. |
6714,9 |
7254,6 |
539,7 |
Уровень валового дохода, % |
35,2 |
35,2 |
- |
Издержки обращения, тыс. руб. |
5454,7 |
5723,7 |
269 |
Уровень издержек обращения, % |
28,6 |
27,8 |
-0,8 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
1260,2 |
1530,9 |
270,7 |
Рентабельность продаж, % |
6,3 |
7,4 |
1,1 |
Средняя стоимость тренинга по маркетингу и маркетинговым исследованиям, а также по психологии персональных продаж в небольшом специализированном магазине составит примерно 30 тыс. руб.
Затраты на техническое оснащение в магазинах сети – 136 тыс. руб. (80 тыс. руб. – закупка и установка компьютеров, 56 тыс. руб. – программное обеспечение).
Вместе с тем, мы рекомендуем ввести систему мотивации торгово-оперативного персонала, и увеличить расходы на премирование продавцов в размере 0,5% от месячного товарооборота (в год примерно 103 тыс. руб.).
По наблюдениям специалистов, в случае проведения тренинга, товарооборот возрастает в среднем в течение следующего месяца минимум на 8%.
В таблице 1 отражены прогнозные экономические показатели работы ООО «Авантаж» на 2017 г. в двух случаях: без формирования системы информационного обеспечения коммерческой деятельности и в случае ее формирования, также полученный эффект (изменение прибыли от реализации) и эффективность (изменение рентабельности продаж).
Данные представленной таблицы свидетельствуют о том, что организация тренинга по технологии персональных продаж приведет к увеличению объема продаж на 1526,6 тыс. руб., прибыли от реализации – на 270,7 тыс. руб. рентабельности продаж, по прогнозным данным на 1,1%.
Таким образом, несмотря на то, что формирование системы информационного обеспечения в таких небольших магазинах, как магазинах ООО «Авантаж» на первый взгляд кажется весьма затратным мероприятием, не целесообразным, расчеты показали обратное. Увеличение издержек обращения на 269 тыс. руб. (на 4,9%) за год, приведет к увеличению товарооборота на 1526,6 тыс. руб. (на 8%).