ДОРОЖНАЯ КАРТА КАК ИНСТРУМЕНТ ЦЕЛЕВОЙ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МНОГОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДОРОЖНАЯ КАРТА КАК ИНСТРУМЕНТ ЦЕЛЕВОЙ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МНОГОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Марычева А.Н. 1, Степанова С.М. 1
1ИФ РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям мы выявили, что актуальность разработки и внедрения нового метода «дорожного картирования» студентов обусловлена несколькими причинами. Первая связана со сменой знаниевой парадигмы на компетентностную. В этой связи становится необходимым усиление самообразовательной и профессионально-направленной деятельности студентов в учебном процессе в так называемых профессионально-ориентированных средах. Вторая причина носит социально-психологический аспект: современная молодежь приобрела черты «дигиталов» - развитое экранное мышление, индивидуалистический настрой, предпочтения к виртуальному общению. В-третьих, социально-экономические причины определяют актуальность целевой «индивидуальной» подготовки с использованием приемов проектного обучения.

Дорожное картирование – это процесс формирования дорожных карт. Объектом дорожного картирования называется объект, эволюция которого показана на карте. Дорожное картирование связывает между собой такие понятия как видение, стратегия и план развития объекта и выстраивает во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое – настоящее – будущее». Основой дорожного картирования является сбор экспертной информации об объекте с целью прогнозирования вариантов его будущего состояния. Результатом исследований в области дорожного картирования становится план развития этого объекта с учётом альтернативных путей. Целью дорожных карт выступает информационная поддержка процесса принятия управленческих решений по развитию объекта картирования. Также существуют специфические цели, выделяемые некоторыми учёными, а именно: решение проблемы объекта (локальные дорожные карты) или инновационное развитие объекта (такие дорожные карты носят более масштабный, междисциплинарный характер).

В России дорожное картирование пока не очень распространенный инструмент планирования, поэтому как таковые унифицированные методические подходы и алгоритмы формирования дорожных карт еще не сформированы, структура и форма данного документа жёстко не заданы, а весь процесс картирования отличается высокой степенью творчества.

Составление учебной дорожной карты — как способа визуализации будущего – поможет студенту видеть свое академическое будущее, научит его ответственно и мотивировано планировать и осуществлять свою учебную деятельность [1, С. 11].

Учебная дорожная карта дисциплины – это проективная индивидуальная траектория обучения студента, основанная на свободном и узаконенном выборе средств, форм и методов обучения дисциплине, соответствующих его притязаниям и предпочтениям, для достижения заданных образовательных результатов [1, С. 11].

Технология учебных дорожных карт обладает рядом преимуществ. Она позволяет без нарушений и изменений регламента учебного процесса совмещать и использовать различные формы и способы обучения и самообучения. Данная технология интегрирует различные формы аудиторной и внеаудиторной учебной работы, методы и средства традиционных и инновационных педагогических систем обучения, а также технологии заочного и дистанционного обучения.

Эволюцию проектного обучения рассматривали такие учёные, как Сократ, Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штайнер, М. Щетинин, А. Н. Тубельской.

Обращаясь к различным источникам, рассматривающим значения и методики создания дорожных карт, можно заметить, что текущее понимание смысла в России отличается от изначальной трактовки понятия “roadmap”. Понятие «Дорожная карта» имеет несколько определений в зависимости от сферы его использования. Поэтому под эволюцией понятия «Дорожная карта» мы понимаем процесс распространения использования дорожных карт в различных сферах жизни человека, расширение области применения методов и принципов дорожного картирования.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого учащегося в процессе получения образования. Смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно студентом или в совместной с преподавателем деятельности. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся, он зависит от динамики возникающих образовательных потребностей и задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план, выстраивать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия обучающихся с преподавателями, перечень видов работы.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой последовательность дополнительных образовательных предметов, свободной работы, внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, построенная параллельно блоку обязательных образовательных предметов, в котором освоение учебной информации обучаемыми проходит в тесном контакте с педагогами.

В процессе формировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий меняется роль преподавателя. Сегодня наиболее актуальной является тьютор - педагог, который осуществляет общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы [2, с. 2].

Термин «Science and technology road mapping» («технологические дорожные карты», «технологическая стратегическая маршрутизация») объединяет перечень исследовательских подходов, целью которых является прогноз технического развития, инновационных продуктов и рамочных условий в будущем.

Технология учебных дорожных карт предполагает наличие у студентов умения работать с компьютерной и коммуникационной аппаратурой, мобильными устройствами, различными прикладными программами. Студент должен освоить средства интерактивного обмена информацией с учебными порталами, облачные сервисы сопровождения учебного процесса, способы взаимодействия с преподавателем и сокурсниками при он-лайн и оф-лайн общении [1, С.15].

Методика «технологических дорожных карт» развивается уже более 20 лет и является основным инструментом концентрации усилий государства и бизнеса на наиболее перспективных направлениях развития наноиндустрии, именно поэтому АО «РОСНАНО» активно использует данную методику в научном прогнозировании [3].

Автоматизация оценки текущей успеваемости студентов с помощью специальных систем компьютерного тестирования и проверок, носящих систематический и открытый характер, необходима для развития системы личностно-ориентированного обучения.

Принципы личностно-ориентированного обучения находят отражение в системах электронного образования (ЭО) с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), которые нацелены на самообучение и свободный выбор индивидуальной образовательной траектории студента.

Многие университеты предоставляют онлайн-ресурсы для обучения и исследуют возможности виртуальных классов для формирования и поддержки индивидуальных образовательных траекторий студентов.

Наиболее оптимальной электронной автоматизированной системой является IBM Lotus Workplace Collaborative Learning (LWCL), так как она обладает широкими возможностями управления образовательным процессом и каталогом курсов, а также позволяет составлять программы обучения. Также стоит отметить такую систему как Adobe Acrobat Connect Pro 9, главным достоинством которой является работа без установки программы, а также возможность поддерживать как мультимедийные файлы, так и любые другие форматы документов.

В настоящий момент, при помощи реализации личностно-ориентированного обучения возникли возможности устранения причин неудовлетворенности традиционным учебным процессом студентов и преподавателей.

Использование множества сценариев развития является одним из важных преимуществ дорожных карт [4, с.8].

В отличие от процедурных планов и программ реализации проектов, в которых все мероприятия запланированы жестко по ресурсам, исполнителям и срокам, дорожная карта предусматривает вариативность достижения конечного результата на основе новых идей, технологий, ресурсов, которые возникают в процессе реализации запланированных мероприятий.

Эффект реализации учебной дорожной карты студентом зависит от систематической диагностики его предметных результатов обучения и компетентностно-ориентированной оценки успешности обучения [1, С.15].

В новых условиях возрастающих взаимосвязей и взаимозависимостей системы образования с экономикой, необходимостью обеспечения многофункциональности, многоуровневости и гибкости учреждений образования на передний план выдвигаются проблемы перехода к открытой системе образования, обеспечения опережающего развития профессионального образования на всех его уровнях, развития социального партнерства образовательных учреждений и промышленных комплексов. Основным противоречием на современном этапе развития профессионального образования является противоречие, обусловленное традиционной ведомственной разобщенностью образовательных учреждений рассматриваемой системы в приоритетных аспектах их деятельности: целевом, содержательном, научно-методическом, организационном и кадровом. Стратегическим направлением в преодолении указанных противоречий и недостатков является создание комплексов многоуровневого профессионального образования. Этот путь заключается в том, чтобы создавать образовательные учреждения нового типа – типа промышленно-отраслевого образовательных комплексов непрерывного образования, где реализуется начальное, среднее, высшее профессиональное образование, но с сохранением вертикали многоуровневой подготовки. Теория и практика показывают, что возможности повышения качества профессионального образования в рамках отдельно взятого звена себя исчерпали. Этот факт находит свое выражение во все более углубляющихся несоответствиях между возросшими требованиями к качеству и количеству подготовки специалистов, расширению сфер их деятельности и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ современной системы профессионального образования студентов профессиональных училищ, лицеев, колледжей и вузов.

Одно из главных условий эффективной работы отраслевого образовательного комплекса заключается в целевой подготовке кадров, которая возможна только при интегрировании образовательного комплекса в регионально-отраслевой комплекс. Структура и логические взаимосвязи отраслевого образовательного комплекса и РОК представлены на рис. В этих условиях значительно актуализируется необходимость формирования и использования «дорожных карт» учащихся.

 

Рис. Структура и логические взаимосвязи отраслевого образовательного комплекса и регионального отраслевого комплекса

 

На сегодняшний день интеграция регионального отраслевого комплекса в образовательный комплекс единственно возможный путь целевой подготовки теоретически и практически грамотных кадров, востребованных для работы на предприятиях и в организациях 5. Формирование дорожных карт для учащихся образовательного комплекса позволит выстраивать карьерную и образовательную траекторию, как на ближний, так и на дальний горизонт планирования. Именно в многоуровневом образовательном комплексе учебные дорожные карты будут являться эффективным инструментом для реализации принципов личностно-ориентированного обучения студентов предметным дисциплинам в специально созданных информационных образовательных средах. Процесс формирования дорожной карты – это ревизия имеющегося потенциала развития изучаемого объекта, обнаружение угроз, возможностей роста, потребности в ресурсном обеспечении и т.д.

Список использованной литературы

1.Статья Пак Н.И., Дорошенко Е.Г. «Учебные дорожные карты, как средство личностно-ориентированного обучения» http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/12/16/6d7c9a02a5e71281ffcd4447b09b4a63/pak.pdf

2. Статья Стахеева Е.А. «Тьюторское сопровождение в системе инклюзивного образования» https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.ncfu.ru%2Fuploads%2Fdoc%2Fstaheeva_pmis_ipmop_2015.pdf&name=staheeva_pmis_ipmop_2015.pdf&lang=ru&c=583172526c00&page=2

3. Внешний источник: http://www.rusnano.com/investment/roadmap

4. Ковалев В.И. «Дорожная карта инновационного развития предприятия» Universum: экономика и юриспруденция, г. Омск http://cyberleninka.ru/article/n/dorozhnaya-karta-innovatsionnogo-razvitiya-predpriyatiya.

5. Степанова С.М., Широкова Н.П. Управление подготовкой специалистов рынка финансовых услуг Ивановской области. В сб. научн. трудов «Генезис экономических и социальных проблем субъектов рыночного хозяйства в России». - 2016. Т. 1. № 1 (10). С. 109-114.

Просмотров работы: 694