ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ (ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ (ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА)

Мороз А.А. 1, Николаева И.И. 1
1Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» в г. Нерюнгри
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга [6, с. 181].

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». Сквозной характер проблемы общения сразу становится понятным, если дать одно из определений межличностного общения: это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности [1, с. 124].

В едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). В данной работе мы рассмотрим интерактивную сторону общения.

Цель данной работы - изучить интерактивную сторону, стратегию и структуру межличностного взаимодействия.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) ознакомиться с понятием интерактивной стороны общения;

2) рассмотреть различные типологии стратегий воздействия на человека в процессе взаимодействия;

3) изучить структуру межличностного взаимодействия.

Организация взаимодействия в процессе общения (интерактивная сторона)

Интерактивная сторона общения - это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Для ее участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее [4, с. 154].

Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации и конкуренции говорят также о согласии к конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «»расшатывающие«» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее [4, с. 154].

Кооперация, или кооперативное взаимодействие: обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса [4, с. 154].

Другими словами, кооперации - это взаимное соглашение о способе действий для достижения общей цели.

Что касается другого типа взаимодействия - конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован в наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов [4, с. 154].

Таким образом, при конкуренции каждая сторона любой ценой готова достичь своей цели, даже если при этом придется ущемить интересы других. В основном такое поведение приводит к конфликтам.

Важно подчеркнуть, что конфликт не всегда только деструктивен. Так, продуктивный конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а мотивации партнеров, защищающих противоположную точку зрения, становятся более «законными» (легитимными) с точки зрения групповых норм. Сам факт признания легитимности противоположной точки зрения способствует развитию кооперации внутри конфликта и возможности его разрешения и нахождения оптимального решения [5, с. 198].

Деструктивный конфликт приводит к разрушению всех либо отдельных элементов сложившихся социальных систем, изоляции или подавлению субъектов конфликта, деформации отношений между членами группы. Все это сказывается на работе, на их настроении и самочувствии, затрудняются или делаются невозможными совместные координированные действия. Практически важно уметь не допускать перехода конфликтных ситуаций в деструктивное русло, предупреждать такое развитие событий [5, с. 198].

Стоит отметить, что продуктивный конфликт в основном возникает из-за различия точек зрения на решение какой-либо проблемы, тогда как деструктивный часто связан со столкновением личных интересов людей и всегда переходит «на личности».

Конфликты обычно возникают непредвиденно, стихийно, ситуативно. Чаще всего «пищу» им дают отрицательные оценки, носящие критический характер. Поэтому такие оценки лучше не делать, а если и делать, то очень осторожно. Американский психолог Дейл Карнеги считает, что критика является той «опасной искрой, которая может вызвать взрыв в пороховом погребе гордости». Далее он советует: «Вместо того, чтобы осуждать людей, давайте попытаемся понять их. Попытаемся представить себе, почему они поступают так, а не иначе» [4, с. 154].

В условиях конфликтной ситуации, связанной с критикой действий собеседника, главное - не потерять внутреннего самообладания, сразу же прекратить критику, постараться объективно разобраться в причинах, вызывавших недовольство и любым способом смягчить напряженную ситуацию. Хорошим средством предупреждения конфликтов служит умение слушать собеседника. От того, насколько собеседнику представлена возможность высказаться, во многом зависит его расположение и доверительность. Между тем, по данным психологических исследований лишь 10% людей умеют выслушать другого в случае возникших разногласий [4, с. 155].

Таким образом, чтобы избежать конфликтных ситуаций, нужно научиться принимать точки зрения других людей, уметь слушать, анализировать и только потом приводить свои выводы.

В социальной психологии было несколько попыток описать структуру интерактивного общения. В классификации польского исследователя Я. Щепаньского структура взаимодействия связана с расчленением взаимодействия не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Центральным понятием у него является понятие «социальной связи». Социальная связь может быть типа пространственного контакта, психического контакта (взаимная заинтересованность), социального контакта (совместная деятельность), взаимодействия (действия с целью вызвать соответствующую реакцию у партнера) и социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) [5, с. 199].

Теория трансакций («трансактный анализ») - концепция структурного описания взаимодействия, получившая большую популярность и признание в практике работы с группами и при психологическом консультировании. Она предложена Эриком Берном (1902-1970), который развивал представления об общении, опираясь на теорию психоанализа. С его точки зрения, вступая в контакт, люди находятся в одном из базовых состояний: Ребенок, Взрослый или Родитель. Позиция Ребенка кратко может быть определена как позиция «хочу», позиция Родителя - «надо», а позиция Взрослого - объединение «хочу» и «надо» [5, с. 199].

Успех общения во многом зависит оттого, соответствуют ли друг другу Ego-состояния коммуникантов. Эффективность взаимодействия выше, если трансакции носят «дополнительный» характер, т. е. совпадают. Так, благоприятными для общения являются такие пары Ego-состояний, как «Ребенок-Ребенок», «Взрослый-Взрослый», «Родитель-Родитель» [5, с. 199].

Таким образом, для успеха общения все трансакции должны приводиться в соответствие с базисными, т.е. совпадающими. В этом состоит задача психолога при консультировании клиента. Другая его задача состоит в том, чтобы освободить клиента от так называемых «игр» в общении, осваиваемых еще в детстве и выражающих лицемерие и неискренность. Кроме игр, Э. Берн особое внимание при описании взаимодействия уделяет различным ритуалам и полуритуалам. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача неадекватна, то возникают затруднения во взаимодействии [5, c. 200].

Стратегия и структура межличностного взаимодействия в процессе общения

Межличностное взаимодействие - инструментально-технологическая сторона общения; взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения [3, с. 64].

Если мы хотим понять смысл и содержание взаимодействия между людьми, нам требуется знание контекста происходящего. Определение ситуации является важнейшим структурообразующим моментом межличностного взаимодействия. Рассмотреть поведение человека в определенном контексте означает поместить его в такие рамки, в которых оно приобретает более или менее однозначный смысл. Отсутствие таких рамок сбивает человека с толку, не позволяет ему сориентироваться в ситуации [3, с. 64].

Обращение к контексту выполняет по меньшей мере две задачи в межличностном взаимодействии. Для наблюдателя - это условие объяснения того, что происходит между людьми, почему именно так, а не иначе общаются индивиды; для действующего лица - это возможность формирования собственного отношения к происходящему, выбора способов поведения, адекватных определенной ситуации, то есть возможность соотнесения действия и ситуации [3, с. 64].

Таким образом, перед тем, как выбрать нужную манеру поведения и форму обращения с другим человеком, необходимо сориентироваться в ситуации, т. е. понять контекст, в котором происходит взаимодействие.

Определив ситуацию, люди начинают выстраивать позиции, позволяющие им достичь своих целей в заданных обстоятельствах. Соотношение позиций, пристройка к позициям друг друга или «проверка их на прочность» - еще один важный структурный аспект межличностного взаимодействия, который может быть проанализирован в пространственных терминах. Можно утверждать, что условием межличностного взаимодействия является формирование пространства такого взаимодействия [3, с. 64].

Межличностное взаимодействие есть не что иное, как конструирование, формирование межличностного пространства, то есть организация всех элементов взаимодействия в определенном порядке. Оно предполагает:

1) выбор позиции по отношению к другому, пристройку к позициям друг друга, «проверку их на прочность»;

2) четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной;

3) оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации [3, с. 67].

Пространственное структурирование взаимодействия сопровождается символическим обозначением этой структуры, что проявляется как в символике «языка тела» (мимике, взглядах, жестах и т. д.), имеющей глубинные филогенетические корни, так и в способах персонализации пространства [3, с. 68].

Можно обозначить вертикальные и горизонтальные пространственные характеристики межличностного взаимодействия. Вертикальная составляющая находит свое выражение в представлениях о взаимном расположении партнеров по общению. Возможные позиции в общении могут быть обозначены следующим образом: пристройка к партнеру сверху, пристройка к нему наравне, пристройка снизу, отстраненная от партнера позиция [3, с. 68].

Тот, кто стремится доминировать, занимает или стремится занять позицию сверху. Символическое представление о связи вертикали с силой партнера имеет социальное происхождение. Однако в этой зависимости нетрудно отыскать модели поведения, присущие всем социальным животным: преимущество всегда у того, кто находится выше, – хороший обзор, выгодная позиция для нападения, большая безопасность. И наоборот – потерпевшее поражение животное, как правило, ложится и обнажает или делает уязвимыми различные части своего тела [3, с. 68].

Пристройка сверху может выглядеть как поучения, осуждения, советы, порицание, замечания, обращения на «ты», «сынок», высокомерные или покровительствующие интонации, похлопывание по плечу, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и многое другое [3, с. 68].

Позиция подчиненной стороны предполагает свои стереотипы в поведении. Оказавшись в ней, человек демонстрирует зависимость, требует защиты, лишен инициативы, власти. Пристройка снизу проявляется как просьба, извинение, поиск самооправдания, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы и другие формы демонстрации зависимости и подчинения [3, с. 68].

Позиция равенства сторон также предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и желаний, обоснованные высказывание и готовность выслушать критические замечания в свой адрес с последующим их обсуждением и т. д. [3, с. 68].

Способность к смене психологических позиций в зависимости от возникшей ситуации и поставленной задачи, репертуар позиций, которыми владеет человек, - это, по мнению специалистов в области межличностной коммуникации, один из существенных показателей компетентного, зрелого общения [3, с. 68].

Горизонтальная составляющая межличностного взаимодействия находит свое выражение в использовании (или в отказе от использования) межличностных преград, стоящих на пути сближения людей, что предопределяет ту или иную межличностную дистанцию. Такими преградами могут быть внешние физические барьеры как эквиваленты психологических преград: стол, стул, скрещенные на груди руки, нога на ногу, паузы, остановки, перевод разговора на другие темы. Преградой может оказаться «закрытость» той или иной стороны личности для другого человека (например, в проявлении эмоций, нравственных или религиозных ценностных ориентации, эрудиции и т. д.), что также создает определенную дистанцию между людьми. По мнению социальных психологов, полное отсутствие межличностной дистанции (то есть интимной, личной зоны) ненормально [3, с. 69].

К пространственным характеристикам межличностного взаимодействия можно отнести и способы выделения и обозначения индивидом территории, которую он считает «своей». Это может быть физическая территория: кабинет, рабочий стол, пятачок под ногами в переполненном автобусе. На эмоциональном уровне это право на собственное настроение, собственное отношение к чему-либо или к кому-либо; на ролевом уровне – право на выбор профессии, рода занятий, индивидуальный способ выполнения своей работы [3, с. 70].

Именно потому, что ситуация межличностного взаимодействия представляет собой совместную деятельность двух партнеров по общению, заведомо социально и психологически непохожих друг на друга, но при этом зависимых в осуществлении своих намерений друг от друга, она является изначально рассогласованной и психологически напряженной. Одним из путей повышения устойчивости формирующейся межличностной связи является борьба за то, чтобы навязать другому партнеру свои намерения - такова предпосылка установок на принуждение, психологическое подавление, манипуляцию. Другим путем повышения устойчивости межличностной связи - более трудным с точки зрения душевных затрат - является установка на сотрудничество, при которой требуется отыскать способы продуктивного сопряжения намерений обоих партнеров [3, с. 70].

Таким образом, от того, какое мы создадим пространство в процессе взаимодействия, какие мы выберем позиции и как приспособимся друг к другу, будет зависеть дальнейшее развитие конкретного взаимодействия, его направленность и будущие перспективы.

Отечественные психологи предлагают несколько типологий стратегий воздействия на человека, основным критерием в которых является отношение к партнеру по общению как к субъекту или как к объекту. Рассмотрим типологию основных стратегий психологического воздействия, предложенной Г. А. Ковалевым, в которой он выделяет три основные стратегии - императивную, манипулятивную и развивающую [3, с. 115].

Императивная стратегия соответствует «объектной» или «реактивной» парадигме в психологии, в соответствии с которой психика и человек в целом рассматриваются как пассивный объект воздействия внешних условий и продукт этих условий [3, с. 115]. Это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, заставить его определенным образом действовать и поступать. Конечная цель императивного общения - принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Партнер по общению в этом случае выступает пассивной стороной [2, с. 94].

Манипулятивная стратегия соответствует «субъектной» парадигме, основывающейся на утверждении об активности и индивидуальной избирательности психического отражения внешних воздействий, где субъект сам оказывает преобразующее воздействие на поступающую извне психологическую информацию [3, с. 116]. В данной стратегии влияние на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым выступает лишь стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств [2, с. 94].

Развивающая стратегия основывается на «субъект-субъектной» или «диалогической» парадигме, где психика выступает в качестве открытой, находящейся в постоянном взаимодействии системы, которая обладает внутренним и внешним контурами регулирования. Психологическими условиями реализации такой стратегии воздействия являются диалог и обоюдная открытость. Диалог как обоюдооткрытый процесс предполагает не только достаточно высокий уровень психологической культуры субъекта, но и тот факт, что диалогу надо учиться и учиться постоянно. Должны быть организованы условия для такого диалогического взаимодействия [3, с. 116].

Исходя из данной типологии стратегий, можно сделать вывод, что наиболее продуктивной является последняя, развивающая стратегия, так как она раскрывает потенциал и способности участников взаимодействия, устанавливает доверительные отношения и свободу высказываниям. Особенно важно, если этой стратегии будет придерживаться педагог, тогда его процесс будет направлен на уважение личности и развитие достаточной самооценки, использование же других стратегий может привести к деформациям личности и застоям в получении знаний.

От типологии Г. А. Ковалева отталкивается и Е. Л. Доценко, выстраивая свою шкалу уровней установок на взаимодействие от объектного полюса к субъектному. Объектный полюс характеризуется отношением к партнеру по общению как к средству, объекту, орудию достижения своих целей. Субъектный полюс конституирует отношение к партнеру по взаимодействию как к ценности и характеризуется установкой на диалог и сотрудничество. Е. Л. Доценко предлагает пять уровней установок на взаимодействие в межличностных отношениях [3, с. 116].

1. Доминирование. Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. Стремление обладать, распоряжаться, получить неограниченное одностороннее преимущество. Открытое, без маскировки, императивное воздействие - от насилия, подавления до внушения, приказа [3, с. 116].

2. Манипуляция. Отношение к партнеру по взаимодействию как к «вещи особого рода» - тенденция к игнорированию его интересов и намерений. Воздействие скрытое, с опорой на автоматизмы и стереотипы, с привлечением более сложного опосредованного давления. Наиболее частые способы воздействия - провокация, обман, интрига, намек [3, с. 116].

3. Соперничество. Партнер по взаимодействию представляется опасным и непредсказуемым, с силой которого приходится считаться. Стремление переиграть его, вырвать одностороннее преимущество. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним. Средствами ведения борьбы могут быть отдельные виды «тонкой» манипуляции, чередование открытых и закрытых приемов воздействия, «джентльменские» или временные тактические соглашения [3, с. 116].

4. Партнерство. Отношение к другому как к равному, имеющему право быть таким, какой он есть, с которым надо считаться. Стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. Равноправные, но осторожные отношения, согласование своих интересов и намерений, совместная рефлексия. Основные способы воздействия строятся на договоре, который служит и средством объединения, и средством оказания давления [3, с. 117].

5. Содружество. Отношение к другому как к самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких или совпадающих целей. Основной инструмент взаимодействия - уже не договор, а согласие (консенсус) [3, с. 117].

Таким образом, во взаимодействии наиболее оптимальными установками являются партнерство и содружество. Использование этих установок позволит не только удовлетворить потребности и интересы обеих сторон, но также и сохранить уже установленные доверительные, надежные отношения.

В реальной человеческой жизни часто используются три основные стратегии взаимодействия, предложенные Г. А. Ковалевым: императивная, манипулятивная и развивающая, где отношение к партнеру по общению как к объекту меняется на отношение к нему как к субъекту.

Заключение

Общение связано с общественными и с личными отношениями человека. Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека.

Интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности.

Наиболее распространенным является деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кооперация означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Что касается другого типа взаимодействий - конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.

В структуре межличностного взаимодействия выделяются два основных элемента: определение ситуации, вникание в контекст происходящего и соотношение позиций, пристройка к позициям друг друга.

В реальной человеческой жизни имеют место три основные стратегии взаимодействия: императивная, манипулятивная и развивающая, где отношение к партнеру по общению как к объекту меняется на отношение к нему как к субъекту.

Таким образом, для комфортного межличностного взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида накладываются на представление о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения.

Для того чтобы избежать появления конфликтов и наладить доверительные, прочные взаимоотношения, необходимо придерживаться следующих простых рекомендаций:

1) больше слушайте, меньше говорите, научитесь отражать эмоции партнера и соответствовать им;

2) воздерживайтесь от критики, правильно формулируйте свои мысли, чтобы избежать двойственного понимания, меньше задавайте бестактных, «щекотливых» вопросов;

3) стремитесь больше акцентировать свое внимание не на собственных интересах, а на потребностях и интересах партнера;

4) будьте более открытыми, не закрывайтесь и не прячьте свои эмоции, старайтесь как можно чаще искренне радоваться успехам других людей.

Список литературы

1. Журавлев А. Л. Социальная психология. Учебное пособие. / М. : ПЕР СЭ, 2002. - 351с.

2. Крысько В. Г. Социальная психология. Учебник для вузов. - М. : Эксмо, 2010. - 850 с.

3. Куницина В Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб. : Питер, 2001. - 544 с.

4. Радугин А. А. Психология и педагогика. - М. : Центр, 2002, - 256 с.

5. Сидоров П. И., Парников А. В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов. - М. : Академический Проект, 2000. - 381с.

6. Шкуренко Д. А. Общая и медицинская психология : Учебное пособие. Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 352 с.

Просмотров работы: 2609