РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РАЗВИТИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РАЗВИТИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Габдулхакова Г.Р. 1
1Башкирский Государственный Аграрный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Значение малого предпринимательства в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Становление и развитие его – одна из основных проблем государства. Есть много способов для развития бизнеса, один из них – кредит.

Кредит оценивается по своему воздействию на народное хозяйство неоднозначно. Одни специалисты считают, что кредит возникает от бедности или нехватки имущества в распоряжении субъектов хозяйства. Другие считают, что кредит разрушают экономику в целом, т. к. за него надо платить, что приводит к банкротству.

Актуальность темы обусловлена тем, что недостаточность, нехватка или отсутствие свободных финансовых ресурсов вынуждает предпринимателей прибегать к банковским услугам, тем самым увеличивая роль банков в развитии малого предпринимательства в сельском хозяйстве.

К малому предпринимательству в сельском хозяйстве относятся, во-первых, малые предприятия (их также можно именовать малыми сельскохозяйственными предприятиями), которые являются коммерческими организациями, т.е. преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Период 2013–2015 гг. был отмечен для малого предпринимательства преимущественно негативными тенденциями. Только в сентябре 2015 г. малому и среднему бизнесу было выдано на 17 % меньше кредитов, чем в сентябре 2014 г. В целом объем выданных кредитов малому бизнесу в 1-м полугодии 2015 г. составил 2,5 трлн руб., сократившись на 36 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. По общему мнению, кредитование малого предпринимательства является рискованным. Число невозвратных кредитов малого бизнеса значительно возросло, что повлияло на финансовые показатели банков (рис. 1).

Рисунок 1 Портфель кредитов малых предпринимателей

Для сравнения: за тот же период портфель кредитов крупному бизнесу вырос на 30 %, а портфель розничных кредитов физическим лицам — на 1 %. На конец III квартала 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. доля 30 крупнейших банков в портфеле МСП сократилась на 21 % и составила 54 %. Крупные банки сосредоточились на кредитовании крупного бизнеса из-за необходимости рефинансирования внешнего фондирования [3].

На динамику кредитования малого бизнеса повлияли высокие процентные ставки, снижение потребительской активности и спроса на кредиты со стороны малого предпринимательства. Кризисные явления особенно сильно отразились на качестве обслуживании долга малыми предпринимателями. Особенность 2015 г. состояла в том, что почти 74 % кредитов, выданных в этом году, имеют срочность до одного года. Предприниматели в начале 2015 г. не брали долгосрочные кредиты по возросшим процентным ставкам, ожидая их снижения. Банки, не уверенные в будущем финансовом положении заемщиков в условиях снижения доходности их бизнеса и макроэкономической волатильности, сокращали свои программы долгосрочного финансирования малого предпринимательства. В результате объем кредитов срочностью свыше 3 лет составил лишь 7 % от совокупного объема кредитов малого бизнеса, выданных в 1-м полугодие 2015 г., против 11 % прошлого года. За счет более «коротких» кредитов банки ограничивают уровень риска в условиях спада экономики [6, 7].

Банки практически всегда предъявляют к заемщикам высокие требования. Тщательно изучаются условия деятельности: время работы предприятия, стабильность получения выручки и чистой прибыли. Причинами отказов в кредите являются недостаточно устойчивое состояние предприятия как заемщика, уровень ликвидности залога, высокая финансовая нагрузка на заемщика, цель кредита, не соответствующая необходимым параметрам, а также отсутствие кредитной истории. При предоставлении кредитов банкам приходится учитывать, что не все операции и не всю выручку малые предприятия проводят по расчетному счету.

Расширение кредитования и повышение доступности кредитов не решат проблемы малого и среднего бизнеса. В настоящее время доля малого предпринимательства в ВВП составляет 20–21 %, а в развитых странах — до 50 %. Доля долгосрочных кредитов большая и составляет около 10–12 % от общего объема кредитов, выданных в 2015 г.

Для решение данных проблем мы предлагаем следующее:

1) Политика, направленная на поддержку малого предпринимательства, должна быть частью общеэкономической стратегии развития страны.

2) Целесообразно установить и в дальнейшем развивать систему квотирования участия малого бизнеса в закупках естественных монополий и государственных корпораций. В настоящее время этот рынок с точки зрения доступа к нему МСБ оценивается в 32 млрд долл. США. Однако малый и средний бизнес не всегда может удовлетворить требования высокотехнологичных компаний в плане качества и скорости выполнения работ и производимой продукции, а также по ценовым параметрам.

3) Позитивное влияние на рынок кредитования МСП могут оказать меры, направленные на поддержку МСБ, с привлечением поручительства гарантийных организаций под умеренные процентные ставки. Данные программы будут стимулировать деятельность МСП и обеспечивать устойчивость кредитных портфелей банков.

4) Оказание имущественной поддержки предпринимательству в части приобретения и получения в аренду земельных участков, зданий и сооружений.

5) Для стимулирования интереса банков к финансированию малого предпринимательства целесообразно снизить стоимость фондирования и нагрузки на капитал.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль банков в развитии малого предпринимательства очень велика, но не смотря на положительную динамику кредитования малого бизнеса, все же остаются нерешенные проблемы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Индекс «Финансовый перекресток»: итоги 1-го полугодия 2015 г.. URL: https: //www.mspbank.ru/ userfi les/fi les/researches/ipf-otchet-2015-I. pdf (дата обращения: 30.11.2015).

2. Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса в 2013–2014 гг. URL: https: // www.mspbank.ru/userfi les/fi les/researches/index_kach_2013–2014.pdf (дата обращения: 30.11.2015).

3. Статистика кредитования малого и среднего бизнеса в России. URL: https: //www.mspbank.ru/ userfi les/billuten%20november%202015.pdf (дата обращения: 30.11.2015).

4. Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2015 г. URL: https: // www.mspbank.ru/userfi les/fi les/MSP_SIO_2015_15–06.pdf (дата обращения: 30.11.2015).

5. Малый и средний бизнес не хочет инвестировать. URL: https: //www.mspbank.ru/userfi les/fi les/ MSP. pdf (дата обращения: 30.11.2015).

6. Кредитование малого и среднего бизнеса: результаты опроса представителей бизнеса в 3 квартале 2015 года. URL: https://www.mspbank.ru/userfi les/3square.pdf (дата обращения: 30.11.2015).

7. Импортозамещение и малый и средний бизнес: миф или реальность? Результаты опроса представителей бизнеса. URL: https://www.mspbank.ru/userfi les/files/az/2015–06-importozamecshenie.pdf (дата обращения: 30.11.2015).

8. Развитие малого и среднего предпринимательства. Сравнительный анализ российского и международного опыта. URL: https://www.mspbank.ru/userfi les/fi les/researches/analiz-may-2013.pdf (дата обращения: 30.11.2015).

9. Путятинская Ю. В. Анализ проблем и тенденций развития кредитования малого и среднего бизнеса в России [Текст]/ Ю. В. Путятинская, К. С. Жукова // Экономика и социум – 2014. – № 3. – С. 8.

  1. Шайхутдинова Н.А. Особенности управления прибылью в малом бизнесе / Н.А. Шайхутдинова // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2011. Т.2. № 30-1.С. 164-167

  2. Шайхутдинова Н.А. Об управлении денежными потоками предприятия / Н.А. Шайхутдинова, М.В. Белобородова // Экономика и социум. 2013. №2-3 (7).С 413-41

  3. Шайхутдинова Н.А. Об обновлении основного капитала предприятия АПК Республики Башкортостан / Н.А. Шайхутдинова // В сборнике: Пути повышения эффективности АПК в условиях вступления России в ВТО материалы международной научно – практической конференции (к XIII международной специализированной выстовке «АГРО-2003»). 2003. С. 175-17

Просмотров работы: 517