ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ахметзянова г.Г. 1
1ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель работы - изучение особенностей функционирования и развития финансов в системе рыночной экономики. Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- определить понятие и функции финансов в рыночной экономике

- выявить элементы финансового механизма

- раскрыть роль финансов в регулировании развития экономики России.

1 ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Материальной основой существования финансов являются деньги. Деньги выполняют разные функции, основной из которых можно назвать функцию общего эквивалента - товара, который служит измерителем ценности и стоимости других товаров, работ и услуг. В отличие от денег финансы являются отношениями, то есть инструментом накопления и распределения общественного богатства, что осуществляется, в частности, с помощью денежных средств. При этом основное назначение финансов заключается в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить потребности государства и субъектов ведения хозяйства в денежных средствах, а также контроль их расходованием.

Финансы - это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы всегда связаны с правовыми актами, регулирующими денежные отношения. Нефинансовые денежные отношения такими актами не регулируются, субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают:

- между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей и реализации товаров и услуг;

- государством и предприятиями при уплате ими налогов;

- предприятием и гражданами при внесении ими налогов и платежей;

- отдельными звеньями бюджетной системы (государственный кредит, местные бюджеты, государственный бюджет и др.);

- предприятиями и банками в процессе расчетов с поставщиками, получения и возвращения кредитов;

- на самом предприятии и в государственных органах власти и т. п.

Сущность финансов как экономической категории находит практическое проявление через функции, которые финансы выполняют в обществе. Функции финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов как инструмента мобилизации и использования централизованных фондов денежных средств. Финансы обеспечивают непрерывный процесс воспроизводства, включающий четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление.

Сущность стимулирующей функции финансов сводится к тому, что государство с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов в нужном обществу направлении.

2 ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль над правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:

- финансовое планирование и прогнозирование;

- финансовые показатели, нормативы и лимиты;

- управление финансами;

- финансовые рычаги и стимулы;

- финансовый контроль.

Финансовое планирование основано на следующих принципах:

- принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;

- предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.

Основными методами финансового планирования являются:

- метод математического моделирования;

- нормативный метод;

- балансовый метод;

- метод коэффициентов;

- метод экстраполяции и др.

Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности.

3 СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РФ

Министерство по налогам и сборам Российской Федера­ции и Федеральная служба налоговой полиции осуществля­ют контроль за правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов. Банк России подотчетен Государственной Думе Российской Федерации.

Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государст­венной власти, органы государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, при­нимать решения, противоречащие Федеральному закону о Банке России. Банк России представляет Государственной Думе и Пре­зиденту Российской Федерации информацию в порядке, установ­ленном федеральными законами.

4 ПРОБЛЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВ В РФ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ

Программа финансовой стабилизации государства, исходя из мирового опыта, предусматривает следующие направления и тенденции развития финансов в современном периоде:

− использование эффективных финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов);

− стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всех хозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой эффективности общественного производства;

− развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный прогресс, в том числе и в социальной области.

Возможными путями решения проблемы стабилизации финансов в России являются:

1. Принятие налоговых законов, составляющих основу части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Введение единой ставки подоходного налога; уменьшение обложения фонда оплаты труда; ликвидация налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, работ и услуг; отмена большинства льгот и другие предложенные меры позволят сделать налоговую систему менее обременительной и более простой для налогоплательщиков. Необходимо завершить процесс ликвидации льгот, предоставленных закрытым административно-территориальным образованиям, продолжить упрощение системы таможенных тарифов. Процесс урегулирования налоговой задолженности предприятий должен быть существенно ускорен при последовательном вытеснении неденежных форм расчетов. Простые и разумные налоги должны стать новым фундаментом ответственной бюджетной политики.

2. Инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов и обязательств, включая федеральные целевые программы. Подобную инвентаризацию следует проводить ежегодно, учитывая ее результаты при формировании федерального бюджета на последующие годы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг, предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей.

Просмотров работы: 927