Кроме разработки концепций лидерства ученые исследовали стили лидерства. Американские ученые К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт провели ряд экспериментов, в результате которых было выделено 3 основных стиля лидерства – авторитарного, демократического и либерального.
В отечественной социальной психологии развитие проблемы лидерства имело достаточно сложный и противоречивый характер. Первоначальными работами в этой области были исследования Е. А. Аркина, С. О. Лозинского, П. Л. Здгоровского, А. С. Залужного и др. В данных работах рассматривались вопросы вожачества, лидерства главным образом в детских группах и коллективах, организованных и стихийных. Более поздние работы принадлежат Г. К. Ашину, И. П. Волкову, Р. Л. Кричевскому, Н. С. Жеребовой,Б. Д. Парыгину, Л. И. Уманскому и др.
Лидер – член группы, который содержит в себе необходимые организаторские способности, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений членов группы, способствуя своим примером организации и управлению группой и достижению целей наилучшим путем для ее членов. Согласно общепринятому определению, лидерство – это процесс управления группой и организация поведения людей, которые осуществляют лидеры.
В роли лидера спортивной команды, обычно выступает наиболее авторитетный, опытный спортсмен. Но встречались команды, которые имели в роли лидеров не самых авторитетных и опытных членов коллектива. В спорте высших достижений лидером является почти всегда один из сильнейших спортсменов команды. Возможность участвовать в управлении спортивной командой у лидеров достаточно широка. Здесь, если лидер действует в соответствии с планом и задачами тренера, то достигается, как правило, максимальный положительный эффект в организации и координации общих усилий членов команды. Иногда между официальным руководителем (тренером) и лидером не возникает полного согласия, не устанавливается взаимопонимание. Это может привести к определенной дезорганизации, к нарушению процессов управления в команде. В такой ситуации тренеру не всегда удается сразу найти наиболее оптимальный способ управления командой.
На ранних стадиях исследования в спортивных играх изучались отдельные стороны игрового процесса: техника, тактика, физическая подготовленность игроков и т.д. Современные исследования в данной области интегрируют накопленные ранее знания и направлены на изучение целостного игрового процесса и действий в нем как отдельных игроков, так и команд в целом. Команда, как участник игрового процесса, может рассматриваться в двух аспектах:
- с точки зрения социальной психологии, как малая группа с присущими ей особенностями: ограниченной численностью (по разным источникам от 2 до 22 человек), определенной обособленностью и замкнутостью, сплоченностью, наличием общей цели деятельности ее членов и т.д.);
- с точки зрения теории систем как, определенным образом организованная система с наличием составляющих ее элементов - игроков и внутренних связей между ними.
Команда, как система, всегда действует в окружающей ее среде. В свою очередь, среда постоянно влияет на действующий объект определенным набором факторов, которые отклоняют поведение системы от избранной траектории поведения. Для достижения нужных целей в таких условиях команде необходимо управление действиями всех игроков по ходу ведения игрового процесса. В команде, как закрытой системе, такое управление возможно только в форме самоуправления, т.е. система является самоуправляемой. Известно, что самоуправление в малой группе реализуется лидерами. Лидер - это член малой группы, выдвигаемый в результате взаимодействия ее членов в определенной ситуации, способствующий организации группы и управлению ею при достижении поставленной цели. Социальная психология достаточно подробно рассматривает набор качеств и свойств лидера: высокий уровень компетентности, статус в группе, способность к руководству и т.д. Используя эти сведения нами проведены исследования лидерства в командах АлтГУ по игровым видам спорта. Мы использовали социометрические процедуры (анкетирование) и расчеты, принятые в современных исследованиях. В результате исследований выявлено, что некоторые члены команд обладали высоким уровнем необходимых лидеру показателей, но не являлись лидерами группы. С другой стороны, некоторые члены команды имели низкие показатели, но выдвигались на роль лидеров. Можно предположить, что процесс лидерства имеет сложную структуру.
В этом процессе выделено, по меньшей мере, две составляющие:
- процедура, как последовательная реализация управляющих воздействий по ходу игрового процесса; эта составляющая названа нами "игровые роли";
-носители, как субъекты лидерских ролей при управлении по ходу игрового процесса - это "потенциальные лидеры".
Таким образом, лидер в группе является носителем определенных лидерских ролей.
Наблюдения показывают, что теория и практика спортивных игр идет по пути выделения в игровом процессе типичных тактических построений и различных их вариантов. Эти типичные варианты наигрываются в тренировочном процессе; при этом, чем больше выделено и наиграно таких вариантов, тем успешнее деятельность команды, тем выше ее квалификация. Следовательно, игровой процесс в определенной степени алгоритмирован, его содержание составляет переход от одного алгоритма к другому. Исследования большинства психологов в проблеме лидерства (Г. К. Ашин, Н. С. Жеребова, Р. Л. Кричевский и др.) показывают, что творчество игроков в игровом процессе направлено именно на поиск решения перехода от одного алгоритма к другому. Эти условия формируют две основные тенденции в реализации самоуправления команды:
- команда, как система, приобретает устойчивый характер, все более и более упорядочивается структура ее деятельности. Этропия (эталонное поведение), как мера порядка в деятельности, с квалификацией команды уменьшается. Наряду с этим процессом, происходит централизация управления, число носителей уменьшается, лидеры все более и более приобретают автократический характер;
- каждый игрок на отдельных отрезках игрового процесса и в каждом алгоритме полностью осведомлен о своих действиях и действиях партнеров, т.е. он действует в условиях полной определенности.
В каждом алгоритме, как отдельно взятой ситуации, имеется свой ситуативный лидер, который своими действиями запускает весь механизм действия своих партнеров. Отсюда, в таких условиях возрастает роль именно ситуативного лидера, практически им может быть каждый из игроков команды.
Лидерство в спортивных группах и командах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности. Лидер, как субъект лидерского процесса воздействует на ведомых, ведомые же принимают или отвергают эти воздействия. Принятие лидерского влияния обнаруживается в подчинении, следовании указаниям, советам, просьбам лидера и, наоборот, отказ проявляется в неподчинении, несогласии с лидером, уклонении от исполнения его распоряжений. Влияние лидерства и лидера в спорте может быть непосредственным (даже физически), внешне легко фиксируемым, но может иметь и скрытую форму, быть опосредованным многократно через какие-либо факторы, например через этические или нравственные нормы, бытующие в данной спортивной команде.
Список литературы.
Социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ipages.ru/index.php?ref_item_id=16658&ref_dl=1
Андреева Г. М. Социальная Психология. Москва: Аспект пресс, 1998.
Артамонова, Н.В. Организационное поведение: учеб. пособие / Н.В. Артамонова, Л.П. Фрумкин, И.Г. Головцова. – СПб.: СПбГУАП, 2011.
Аширов Д.А. Организационное поведение: учеб. пособие / Д.А. Аширов – М.: Проспект, 2006.