Наличие web – сайта один из критериев, по которому формируется мнение об организации. Поэтому многие учебные заведения давно ушли от простых сайтов-визиток, к полноценным web – системам. Сейчас сайты учебных заведений предназначены для поддержки абитуриентов, студентов и преподавателей.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Проблема увеличения посещаемости web – системы связана с необходимостью размещения актуальной и интересной информацией, а так же использовании различных функций, которые облегчат работу в web - системе.
Цель данной работы: Повышение информативности и эффективности работы пользователя с web-системой Волжского политехнического техникума.
Для достижения поставленной цели необходимо решения следующих исследовательских задач:
Выбор реализуемых функций и размещаемой информации в web-системе волжского политехнического техникума;
Разработка алгоритмов и программная реализация web-системы волжского политехнического техникума;
Оценка качества web-системы волжского политехнического техникума;
ОБЗОР КРИТЕРИЕВ ИНФОРМАЦИОННОГО НАПОЛНЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАССМАТРИВАЕМЫХ WEB-СИСТЕМ
Для проведения исследования были выбраны и изучены 16 web-систем учебных заведений [1]. Рассмотрев web-системы, были выделены 12 основных функций позволяющих повысить удобство работы с web-системой организации:
Поиск по сайту – функция поиска любой информации, размещенной на сайте, по словам, использованным в заголовках и тексте;
Карта сайта - функция, представленная в виде страницы, и позволяющая быстро перемещаться по разделам и подразделам сайта;
Версия для слабовидящих – режим просмотра сайта для людей, имеющих проблемы со зрением;
Масштабируемость – функция в виде адаптивной системы, для изменения отображения сайта в зависимости от разрешения;
Онлайн-подача заявления абитуриента – функция, позволяющая подать первичную заявку на поступление, через сайт учебного заведения;
Вставка видео на сайт – функция, позволяющая просматривать видео с сайта учебного заведения без перехода на сторонние ресурсы;
Обратная связь – функция, реализованная в виде формы для связи с администрацией;
Архив – функция актуализации информации на сайте, позволяющая устаревшие статьи и новости, группировать по годам и месяцам для удобного поиска;
Новостная подписка – возможность подписаться на новости учебного заведения через rss или новостную рассылку на почту;
Теги, облако тегов – функция, позволяющая быстро найти все статьи и новости определенной тематики;
Возврат к верху страницы – функция, реализованная в виде кнопки, позволяющей моментально вернуться к началу web страницы;
Интеграция с соц. сетями – функция, обеспечивающая связь сайта с одной или несколькими соц. сетями;
Так же были выделены 9 основных информационных блоков, размещенных учреждениями на своих сайтах:
Информация об учреждении – основная информация об учреждении, которая обязательно должна быть расположена на сайте. Подробно о том какая информация располагается и насколько подробно описано в статье 29 законе «об образовании в РФ», поэтому учитывать при анализе ее не имеет смысла;
Новости учебного заведения – информационный блок с последними новостями учебного заведения;
Подробная контактная информация – подробная контактная информация: адрес учреждения, схема проезда, телефон приемной, директора и заместителей, адреса дополнительных корпусов и их телефоны;
Расписание студентов – актуальное расписание для студенческих групп, расположенное на сайте учебного заведения;
Фотогалерея – страница с архивом фото и видео материала посвященными учебному заведению и его студентам;
Информация для родителей – информационный блок, в котором размещена информация для родителей и родительских комитетов;
Учебно-методические комплексы – страница, на которой преподаватели размещают учебно-методические комплексы для публичного доступа студентов;
Достижения учебного заведения, студентов преподавателей – страница с наградами и достижениями учебного заведения, преподавателей и студентов;
Полезные ссылки на различные государственные ресурсы – ссылки на страницах учебного заведения, направленные на доступ к другим информационным ресурсам;
АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ WEB-СИСТЕМ
На основе аналитической иерархической процедуры Саати определим весовые коэффициенты критериев функциональных возможностей web-систем [2-5].
Матрица парных сравнений критериев, средние геометрические и веса критериев представлены в таблице 1.
Таблица 1
A1 |
A2 |
A3 |
A4 |
A5 |
A6 |
A7 |
A8 |
A9 |
A10 |
A11 |
A12 |
Среднее геометрическое |
Веса критериев |
|||
A1 |
1 |
1/3 |
1/5 |
1/3 |
1/9 |
3 |
3 |
3 |
5 |
9 |
7 |
5 |
1,47 |
0,08 |
||
A2 |
3 |
1 |
1/5 |
1/3 |
1/7 |
3 |
5 |
3 |
7 |
5 |
7 |
3 |
1,77 |
0,10 |
||
A3 |
5 |
5 |
1 |
5 |
1/3 |
7 |
7 |
5 |
7 |
7 |
5 |
7 |
4,01 |
0,22 |
||
A4 |
1/3 |
3 |
1/5 |
1 |
1/5 |
5 |
5 |
1/3 |
9 |
7 |
5 |
5 |
1,69 |
0,09 |
||
A5 |
9 |
7 |
3 |
5 |
1 |
5 |
3 |
7 |
9 |
9 |
7 |
7 |
5,20 |
0,28 |
||
A6 |
1/3 |
1/3 |
1/7 |
1/5 |
1/5 |
1 |
1/3 |
3 |
7 |
5 |
5 |
3 |
0,91 |
0,05 |
||
A7 |
1/3 |
1/5 |
1/7 |
1/5 |
1/3 |
3 |
1 |
1/3 |
5 |
3 |
5 |
1 |
0,78 |
0,04 |
||
A8 |
1/3 |
1/3 |
1/5 |
3 |
1/7 |
1/3 |
3 |
1 |
5 |
7 |
5 |
3 |
1,14 |
0,06 |
||
A9 |
1/5 |
1/7 |
1/7 |
1/9 |
1/9 |
1/7 |
1/5 |
1/5 |
1 |
1/5 |
1/3 |
1/5 |
0,20 |
0,01 |
||
A10 |
1/9 |
1/5 |
1/7 |
1/7 |
1/9 |
1/5 |
1/3 |
1/7 |
5 |
1 |
3 |
1/5 |
0,33 |
0,02 |
||
A11 |
1/7 |
1/7 |
1/5 |
1/5 |
1/7 |
1/5 |
1/5 |
1/5 |
3 |
1/3 |
1 |
1/3 |
0,29 |
0,02 |
||
A12 |
1/5 |
1/3 |
1/7 |
1/5 |
1/7 |
1/3 |
1 |
1/3 |
5 |
5 |
3 |
1 |
0,60 |
0,03 |
||
Сумма |
18,39 |
1,00 |
После получения результата, была проведена проверка экспертных оценок на непротиворечивость [3], которая показала, что отношение согласованности имеет значение 0,17, что не превышает 0.2.
Ниже представлена диаграмма показывающая сравнение функциональности ценности web-систем (рис.2).
АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦЕННОСТИ WEB-СИСТЕМ
На основе аналитической иерархической процедуры Саати определим весовые коэффициенты критериев информационного наполнения web-систем [2-5].
Матрица парных сравнений критериев, средние геометрические и веса критериев представлены в таблице 2.
Таблица 2
B2 |
B3 |
B4 |
B5 |
B6 |
B7 |
B8 |
B9 |
Среднее геометрическое |
Веса критериев |
|||
B1 |
1 |
1/5 |
3 |
3 |
7 |
5 |
3 |
9 |
2,53 |
0,22 |
||
B2 |
5 |
1 |
5 |
3 |
5 |
3 |
3 |
7 |
3,52 |
0,31 |
||
B3 |
1/3 |
1/5 |
1 |
5 |
7 |
3 |
5 |
7 |
1,99 |
0,17 |
||
B4 |
1/3 |
1/3 |
1/5 |
1 |
5 |
1/3 |
1/3 |
3 |
0,66 |
0,06 |
||
B5 |
1/7 |
1/5 |
1/7 |
1/5 |
1 |
1/5 |
1/3 |
7 |
0,37 |
0,03 |
||
B6 |
1/5 |
1/3 |
1/3 |
3 |
5 |
1 |
1/3 |
5 |
0,93 |
0,08 |
||
B7 |
1/3 |
1/3 |
1/5 |
3 |
3 |
3 |
1 |
5 |
1,15 |
0,10 |
||
B8 |
1/9 |
1/7 |
1/7 |
1/3 |
1/7 |
1/5 |
1/5 |
1 |
0,21 |
0,02 |
||
Сумма |
11,37 |
1,00 |
После получения результата, была проведена проверка экспертных оценок на непротиворечивость [3], которая показала, что отношение согласованности имеет значение 0,19, что не превышает 0.2.
Ниже представлена диаграмма, показывающая сравнение информационной ценности web-систем (рис.2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Были исследованы шестнадцать web-систем. В них выявлены двенадцать основных функций и девять основных информационных блоков, используемых в рассматриваемых системах. Был рассчитан уровень каждой web – системы, в зависимости от количества и качества реализуемых функций и размещаемой информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
100 лучших ССУЗОВ // Петербуржский международный форум профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: http://eforumspb.com/100-luchshih-ssuzov
Рыбанов А. Определение весовых коэффициентов сложности тем учебного курса на основе алгоритма Cаати // Педагогические измерения. 2014. № 4. С. 21-28.
Рыбанов А.А., Макушкина Л.А. Технология определения весовых коэффициентов сложности тем дистанционного курса на основе алгоритма Саати // Открытое и дистанционное образование. 2016. № 1 (61). С. 69-79.
Морозов А.О., Рыбанов А.А. Экспертная оценка программных продуктов для расчета метрических характеристик физической схемы базы данных // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1-1 (45). С. 97-102.
Моисеев Ю.И., Рыбанов А.А. Подходы к автоматизации деятельности автошкол и количественной оценке навыков вождения//NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 43. С. 17-21.