ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ НЕПОСРЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ НЕПОСРЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Аветисян С.В. 1
1Мурманский арктический государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования. Важным шагом в развитии отечественной системы дошкольного образования стало утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) [2]. Все больше внимания в настоящее время уделяется интеллектуальному развитию ребенка. Так, согласно ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования становится «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» [2, ст.1.4, п.7].

Термин «математика», как предмет изучения, отсутствует во ФГОС ДО. Задача формирования математических представлений является «проникающей» и имеет содержательные соответствия в различных образовательных областях, таких, например, как познавательное развитие.

Одной из задач дошкольного образования и составляющих познавательного развития, согласно ФГОС ДО, является «формирование первоначальных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др [2, ст.2.6 ]. Эта задача включает в себя формирование элементарных математических представлений.

Различные аспекты формирования математических представлений детей дошкольного возраста находятся в центре внимания многочисленных исследователей. Среди них необходимо выделить труды А. В. Белошистой, Р. Л. Березиной, В. В. Даниловой, А. М. Леушиной, Г. А. Метлиной, Л. С. Метлиной, Н. В. Микляевой, Н. В. Микляевой, Т. Д. Рихтерманом, Е. И. Тихеевой, и др., в которых отмечается, что повышение уровня математического развития детей дошкольного возраста помогает решить проблему интеллектуальной готовности ребенка к школе, поскольку способствует развитию предпосылок учебной деятельности.

На современном этапе развития образования в соответствии с ФГОС ДО применение информационно–коммуникационных технологий (далее ИКТ) в дошкольном образовании становится всё более актуальным [1]. Согласно Закону об образовании в Российской Федерации, владение ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми дошкольного возраста является одним из условий профессиональной деятельности педагога [1].

В этой связи уместно говорить о наличии противоречия между актуальностью использования ИКТ как средства формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста и недостаточной освещенностью методических аспектов данного процесса.

Исключением являются работы: И. И. Комаровой, П. Г. Рагулина, А. В. Туликова и др.

Методологической основой исследования являются:

- идеи о развитии математических представлений детей дошкольного возраста, представленные в трудах: А. В. Белошистой, Р. Л. Березиной, Л. С. Выготского, В. В. Даниловой, А. М. Леушиной, Г. А. Метлиной, Л. С. Метлиной, Т. Д. Рихтерманом, Е. И. Тихеевой и др.;

- положения об использовании информационно-коммуникационных технологий в дошкольной образовательной организации, представленные в трудах: И. И. Комарова, П. Г. Рагулина, А. В. Туликова и др.

Математика на сегодняшний день является одной из наиболее жизненно важных областей знания современного человека. «Математика – наука о количественных и пространственных отношениях действительности» [12, с.14]. По мнению А. В. Белошистой, математика для существования в цивилизованном человеческом обществе крайне необходима [5].

Формирование элементарных математических представлений, по мнению Н. В. Микляевой, можно охарактеризовать как целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренными программными требованиями [23]. Элементарные представления, согласно А. В. Белошистой, являются первичными элементами других более сложных понятий, с которыми ребенок познакомится в школе, при чем элементарные понятия будут составлять их базу [6].

Проблема формироания элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста не нова. Так, например, в XVIII – XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве рассматривались великими педагогами, такими как Л. С. Выготским, Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Т. Д. Рихтерманом, Л. Н Толстым, К. Д. Ушинским и др. В XX в. этими вопросами занимались Ф. Н. Блехером, Л. В. Глаголевой, А. М. Леушиной, Л. С. Метлиной, А. А. Столяром, Е. И Тихеевой, Г. А. Урунтаевой, А. П. Усовой и другими.

Так, например, Л. С. Выготский считал, что «наилучший возраст для обучения арифметике колеблется приблизительно между 6 и 8 годами» [10, с. 336]. В исследованиях К.Д. Ушинского большое место занимает вопрос о развитии умственной деятельности. Он считал так: «Если рассудок есть особенная, прирожденная человеку способность, то она может одинаково работать, к чему бы ни была приложена, и развитие рассудка возможно одинаково на всяком предмете, который только упражняет его силу» [37, с. 360]. По мнению Т. Д. Рихтерман, необходимо большое внимание уделять формированию у детей дошкольного возраста понятие время. Как части математических представлений. Он писал так: «Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени……. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни» [30, с. 3]. Ещё И. Г. Песталоцци занимался проблемами развития памяти у детей. Он писал: «Память, удерживающая ряды чисел, приковывает ум к их внутренним отношениям» [29, с. 72]. Также развитием памяти и условий её успешного функционирования занималась Г. А. Урунтаева, так она сделала следующие выводы: «Эффективность произвольной образной памяти напрямую зависит от степени трудности запоминания и воспроизведения признаков предмета, нарастающей в следующем порядке: цвет, форма, величина, количество, пространственное расположение объектов и их частей» [36, с. 6]. Также она отмечала, что умственное развитие является важнейшим направлением в формировании психики детей дошкольного возраста [36].

Так, на современном этапе используется накопленный опыт педагогической науки, учитываются современные условия развития математического мышления ребенка и новые разработки современной педагогической науки в области математики.

Развитие умения познавать предметы и явления, выделять свойства, выявлять зависимости и закономерности, сравнивать предметы по свойству – всё это позволяет формировать логические структуры мышления, которые являются фундаментом общего умственного и математического развития.

Произошли большие изменения в системе дошкольного образования. Плавно произошёл переход от учебно-дисциплинарной модели к личностно – развивающей, приобрел гуманистический характер [2, Ст.1.2, п.2], Это все привело к изменению способов и средств обучения. Игра имеет исключительное значение в педагогическом процессе, она позволяет ребенку проявлять собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Свободное сотрудничество взрослого с детьми и самих детей друг с другом является прочной основой игры и формой организации детской жизни. Если воображение и мышление ребенка не скованы страхом перед неудачей и насмешкой, то раскрепощаются, развиваются познавательные и творческие способности. Это позволяет организовать процесс формирования математических представлений, учитывая игровую деятельность, как ведущую.

Если использовать в работе с детьми игровые ситуации с элементами соревнований, по мнению И.А. Помораевой, мотивируют их деятельность и направляют мыслительную активность на поиск способов решения задач. Методика работы с детьми не предполагает прямого обучения, которое способно отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций содружества и содеятельности [26]. Как считает В.П. Новикова, следует всегда помнить при подборе игры о том, что она должна быть не слишком трудной, не слишком легкой. Только в этом случае она принесет детям пользу и радость [24].

Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни [15]. Как считает И.Б. Стеценко, математика вездесуща: нужно лишь уметь увидеть, понять и показать эту связь, потому что все математические понятия пришли к нам из жизни [34].

ФГОС ДО дошкольного образования в качестве одного из основных принципов определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности. Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО отнесено к образовательной области «Познавательное развитие». Данная область предполагает развитие интересов детей, становление их сознания; развитие воображения и творческой активности, а также формирование первичных представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [2, ст.2.6 ].

По А. В. Белошистой, математика как наука изучает конкретные предметы или явления в их непосредственном проявлении. Предметом её изучения являются только количественные и пространственные характеристики изучаемых объектов, явлений, процессов с помощью специфических математических моделей, имеющих высокую степень абстрактности и общности [7].

А процессе формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС дошкольного образования внимание педагогов должно быть направлено на развитие познавательных возможностей детей и на их реализацию. Следовательно, организация взаимодействия с детьми должна быть такой, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса у детей, развитие у них познавательной самостоятельности и инициативности [1].

Важнейшим итогом, по мнению А.В. Белошистой, предшкольной математической подготовки ребенка является не только накопление определенного запаса знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для успешного усвоения в дальнейшем математического и любого другого обобщенного содержания[5]. Данная мысль соответствует требованиям ФГОС ДО, в котором ребенок должен обрести предпосылки учебной деятельности. Только после усвоения ребенком элементарных математических представлений его легче подготовить к усвоению более сложных математических задач на следующих ступенях развития [38].

Задачи формирования математических представлений у детей дошкольного возраста:

1) формирование у детей системы элементарных математических представлений;

2) развитие элементарных основ математического мышления;

3) развитие у детей сенсорных процессов и способностей;

4) расширение, обогащение словаря и совершенствование связной речи [6].

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет успешна при соблюдении следующих принципов:

- сознательности и активности (выражается в глубоком и самостоятельном осмыслении знания, в собственной сознательной активности ребенка);

- наглядности (предусматривает наличие наглядности в обучении как средства);

- систематичности и последовательности (заключается в том, что в процессе обучения должна соблюдаться логическая последовательность и преподаваемый материал должен находиться в системе);

- прочности (отражает качество усвоения содержания образования и развитие познавательных сил детей);

- доступности (предусматривает соблюдение следующих правил – от легкого к трудному, от неизвестного к известному, от простого к сложному);

- научности (требует, чтобы педагогами предлагались только научно установленные сведения);

- эмоциональности (предполагает формирование положительного настроя детей на занятие);

- связи теории с практикой (предусматривает прочности связи обучения с жизнью; теория должна закрепляться практикой).

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста включает в себя ряд разделов: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени» [9]. Необходимо заметить, что такое построение программы по формированию элементарных математических представлений остается постоянным во всех возрастных группах в дошкольной образовательной организации.

- Раздел «Количество и счет» предполагает развитие представлений детей о числе, счете, множестве, об арифметических действиях, а также предполагает решение и составление с детьми элементарных текстовых задач.

- Раздел «Величина» предусматривает развитие представлений детей о величинах, о способах их сравнения и измерения (толщине, площади, длине, ширине, высоте, объеме, массе и времени).

- Раздел «Форма» предполагает развитие представлений детей о форме предметов, геометрических фигурах(плоских и объемных), их свойствах, а также существующих отношениях.

- Раздел «Ориентировка во времени» ориентирован на развитие представлений детей о времени суток и их частях, о днях недели, месяцах и временах года, а также предполагает развитие у детей «чувства времени»

- Раздел «Ориентировка в пространстве» содержит программный материал, направленный на обучение детей ориентироваться в отношении собственного тела, относительно себя самих, другого человека, расположенных вокруг предметов, учатся ориентироваться на плоскости, в том числе на листе бумаги и в движении.

В подготовительной группе в дошкольной образовательной организации предусматривается усвоение детьми материала, изученного в предыдущих группах, а также приобретенные знания, умения и навыки расширяются, углубляются и систематизируются. Это касается навыков счета, в том числе порядкового, вводится количественный состав числа из отдельных единиц, обратный счет, дети учатся составлять и решать элементарные арифметические задачи. Этот программный материал по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста не изменяется и остается постоянным во всех примерных образовательных программах дошкольного образования.

Таким образом, формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей в сфере математики. Результатом рассматриваемого процесса является формирование математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Внедрение ФГОС ДО дошкольного образования потребовало изменения организации непосредственной образовательной деятельности в ДОО ДО.

По наблюдениям А.В. Белошистой, согласно единому мнению школьных учителей, многие проблемы обучения математике в школе были бы предупреждены и сняты при качественно и методически грамотно организованном предматематическом периоде подготовки ребёнка [6].

В настоящее время наблюдается наличие большого числа программ дошкольного образования, когда как в советские и в первые годы постсоветского периода предматематическая подготовка традиционно велась широкой сетью дошкольных учреждений по специально разработанным и официально утвержденным единым программам, например программа воспитания в детском саду под редакцией М.А. Васильевой [8]. Осноной целью математического образования в тот период являлись:

- формирование элементарных математических представлений;

- подготовка к школе.

Разработчиком методики формирования именно элементарных математических представлений была Л.С. Метлина. До сих пор её книгу используют педагогические работники ДОО [22]. У детей, согласно этой программе, в детском саду формировали представления о натуральном числе (до 10), об основных величинах, о простых геометрических фигурах и многообразии форм предметов, о пространственных направлениях и отношениях, о длительности некоторых временных отрезков (сутки, неделя, месяц). Эта программа соответствует всем общепринятым в методике правилам: программа (содержание), цели, методы, средства; присутствует система, имеющей целью формирования у ребенка навыков счета и некоторых представлений о величинах (длине, массе, емкости) и способах их измерения, а также знакомящей детей с формами и названиями геометрических фигур (круг, квадрат. прямоугольник, треугольник и др.), которое используются в основном как счетный материал.

Стремительное развитие информационных технологий вызвало большие изменения в концептуальных походах к разработке содержания и методик обучения детей дошкольного возраста и привели к новым требованиям в дошкольной подготовке ребенка. Уже сегодня дошкольный педагог не может ограничиваться подготовкой детей к школе только в плене формирования предметных знаний, умений и навыков.

В последнее десятилетие наблюдается обновление дошкольного образования программ в системе ДОО, активная разработка образовательных альтернатив, издание новых методических материалов, создание комплексных и парциальных (однопредметных) программ, разработан проект непрерывного дошкольного и начального образования, тем самым делается попытка разработки концептуальных вопросов развития дошкольного образования. Согласно Федеральной программе развития образования, современная политическая и социально-экономическая ситуация и состояние образования в России позволяют завершить модернизационные задачи, поставленных Концепцией модернизации российского образования и Федеральной целевой программой развития образования (совершенствование содержания и технологий обучения), а также ставить более масштабные цели: выход на новые горизонты инновационного развития отечественного образования и обеспечения его конкурентоспособности, что в свою очередь обеспечит конкурентоспособность страны на международном уровне [27].

Самой трудной задачей в новой модели образования, по мнению В.А. Красильниковой, является смена личной установки, как педагога, так обучающегося на самооценку, самоанализ, самообразование, саморазвитие [20].

В системе ДОО на сегодняшний день имеется ряд альтернативных комплексных программ, каждая из которых предлагает и разрабатывает свою версию решения проблемы формирования математических представлений. Можно ожидать того, сто новые программы ещё заявят о себе, так как по сравнению с начальной школой дошкольное образование насыщено разнообразием программ пока крайне слабо. Для педагога ДОО стало необходимым самостоятельно проводить методический анализ любой новой программы математического образования ребенка и делать правильный выбор. Первые впечатления ребенка являются для него самого самыми яркими и ложатся в основу всей его дальнейшей познавательной деятельности. Начало и способы работы с предметом, содержание и форма этого содержания, направленного на детей дошкольного возраста, чрезвычайно важны. С целью организации образовательного процесса в ДОО, если учитывать вышесказанное, крайне ответственной является работа автора программы. если автор резко обновляет содержание образовательной области, вводит в неё понятия и способы действий и ними, не знакомые воспитателям, которые будут работать с этой программой и реализовывать её по мере и в силу своих возможностей и познаний в предмете.

Современное общество живет среди постоянно увеличивающегося потока информации, удваивающейся практически каждые несколько лет [11].

Исследования по использованию компьютерной техники в дошкольной образовательной организации убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютерных технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания, и в целом личности ребенка [18].

Современный ребенок дошкольного возраста входит в компьютерный мир так же естественно, как учится ходить, говорить, играть, общаться с окружающими людьми. Компьютер притягивает их тем, что он позволяет непосредственно участвовать в разворачивающемся на экране действии в отличии от просмотра мультфильмов.

Компьютерные игры полезны следующем:

- тренируют память, развивают абстрактное мышление, учат сначала обдумывать потом действовать;

- среди современных обучающих программ много развивающих и обучающих, с помощью которых дети знакомятся с формой и цветом, буквами и цифрами, окружающим миром и т. д.

- формируют у ребенка мотивационную и интелектуальную готовность к обучению к школе. Общение ребенка с компьютером должно начинаться с игр, подобранных в соответствии с его возрастом, особенностями здоровья, внимания и памяти. Если компьютер передает значимую для ребенка информацию в привлекательной форме, если крупное цветное изображение сопровождается спокойным звуком, то это не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным [31].

Можно констатировать, что компьютер вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи. Он является одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития ребенка [19].

Внедрение и использование современных ИКТ в учебно- воспитательном процессе в дошкольном образовательной организации – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной педагогике. Современный педагог дошкольной образовательной организации использует компьютер, интерактивную доску, мультимедиа и другие технические средства в целях воспитания и развития творческих способностей ребёнка, для формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника. Умелое использование ИКТ расширяет возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.

Важнейшим механизмом преобразования образовательной системы России на современном этапе развития становится информатизация образования. При этом используются следующие преимущества информационно-коммуникационных технологий:

- может использоваться в процессе системно-деятельностный подход;

- реализация индивидуального подхода в обучении;

- возможность управления системой информационно – методического обеспечения образовательного учреждения [3].

При подборе математических игр можно учитывать виды мыслительных операций, приведенных ниже в таблице 1 [14].

Таблица 1

Базовые мыслительные операции

Вид операции

Операция

Операции над парами

Сравнение

упорядочивание

ассоциация

Операции над множествами

Объединение

пересечение

вычитание

Операции на множестве

Классификация

структуризация

обобщение

Логические операции

Отрицание

Импликация (ести…то)

Конъюкция (и)

Дизъюкция (или)

эквивалентность

Комплексные операции

Синтез

запоминание

анализ

воображение

аналогия

абстракция

позиционирование

Приведем некоторые описания введенных базовых мыслительных операций, которые в то же время позволяют подбирать упражнения для их диагностики, раз​вития и контроля, а также примеры таких упражнений, базирующихся на операциях с рисунками и практически не требующих умения читать. Это позволяет использовать данные задания в широком возрастном спектре от дошкольников до студентов.

- Операции над парами:

Сравнение двух и более объектов (картинок) на нахождение различий или оди​наковых фрагментов.

- Упорядочивание — перестановка двух или более объектов (картинок, слов) для выстраивания их в некотором порядке (по цвету, форме, размерам, количеству).

- Ассоциация — указать общность определенных образцов

- Операции над множествами

1) Объединение — операция, результатом которой будет уникальное объединение элементов исходных множеств.

2) Пересечение — операция, результатом которой будет являться множество эле​ментов, принадлежащих обоим исходным множествам.

3) Вычитание — операция, результатом которой станет множество элементов пер​вого множества, которых нет во втором.

- Операции на множестве

1) Классификация — ранжирование множества предметов в соответствии с неко​торым признаком.

2) Структуризация — создание иерархического порядка во множестве компонен​тов некоторой системы.

3) Обобщение нескольких сущностей по определенным признакам. Результат обоб​щения нужно выбрать или ввести.

- Логические операции

1) Отрицание (противопоставление) — формирование объекта (рисунка), проти​воположного данному

2) Импликация (установление причинно-следственной связи) — установление для двух или более событий (фактов), что является причиной, а что — следствием.

3) Конъюнкция — высказывание истинно, если оба его предиката истинны.

4) Дизъюнкция — высказывание ложно, если оба его предиката ложны.

5) Эквивалентность — высказывание истинно, если оба предиката одновременно либо истинны, либо ложны.

- Комплексные операции

1) Синтез — сбор целого из частей.

2) Запоминание — воспроизведение ранее предъявленного.

3) Анализ — выяснение, из каких частей состоит целое: указать либо ввести ком​поненты, составляющие целое.

4) Воображение — представить и довести до целого предлагаемую часть изображе​ния: ввести или указать недостающие компоненты.

5) Аналогия — выполнение какого-либо набора действий, в соответствии с опреде​ленным образцом.

6) Абстракция — даются предметы для проведения абстракции. Результат абст​ракции нужно выбрать или ввести.

7) Позиционирование — перенесение объекта в указанную позицию плоскости или пространства.

Параллельно с разработкой мыслительных операций и заданий на их диагности​ку и развитие, создавались и средства формирования таких заданий. Одним из глав​ных требований к таким средствам была минимизация уровня компьютерной грамот​ности авторов заданий. В результате задания на развитие мышления могут создавать​ся не только учителями и студентами, но и самими школьниками, VII, V, III и даже II классов.

Наиболее распространенными в использовании в обучении ИКТ являются мультимедиа и интерактивная доска.

Мультимедийные системы являются новым видом технических следств обучения, интегрирующий разные виды информации – звуковую, визуальную, и обеспечивающий интерактивное воздействие с обучаемым. Возможности используются при создании электронных учебных пособий и других материалов обучающего характера. По мнению В.А. Красильниковой, применение мультимедиа технологии открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения [20]. Мультимедиа подразумевает работу с информацией в различных видах, а не только в цифровом виде, как у обычных компьютеров. Мультимедиа-компьютеры позволяют воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформация (видеоролики, анимационные фильмы и др.). Для мультимедиа присуще наличие графики, звука, текста, видео, анимации, объединяющиеся в единый объект-контейнер, имеющий собственный формат и обладающий свойством интерактивности [13]. Само понятие мультимедиа имеет достаточно большой спектр понятий, который можно рассмотреть на рисунке 1.

Рисунок 1

Понятие мультимедиа

 

Технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов.

 

 

Информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов.

 

 

Компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов.

 

 

Особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов

 

Интерактивная доска (далее ИД) - новейший вид ИКТ, которая эффективнее других реализует основной принцип обучения – наглядность. В режиме доски можно без подключения компьютера писать на экране цветными маркерами так же, как на обычно белой доске. С помощью ластика (электронной тряпки) можно исправлять ошибки. ИД SMART Board – это сенсорный дисплей, работающий, как часть системы, в которую также входит компьютер и проектор [4]. Процесс работы ИД можно подробно рассмотреть на рисунке 2.

Рисунок 2

Алгоритм процедур интерактивной доски.

 

Компьютер посылает изображение проектору.

 

 

Проектор передает изображене на ИД.

 

 

ИД работает одновременно как монитор и устройство ввода данных: управлять компьютером можно, прикасаясь к поверхности доски.

 

 

Если какая-либо программа открыта на компьютере, возможно работать с ней прямо на ИД

 

 

Одно прикосновение к поверхности ИД равносильно щелчку левой кнопки мыши.

 

 

На лотке есть специальные контейнеры, отвечающие за цвет маркера и ластик. У каждого контейнера есть оптический сенсор, определяющий, какой из инструментов был взят. Цвет определяет контейнер для маркера, а не сам контейнер. Возможно писать и рисовать на поверхности ИД, взяв маркер с лотка.

 

Таким образом, на современном этапе происходит техническое оснащение ДОО, педагог дошкольной образовательной организации использует компьютер, интерактивную доску, мультимедиа и другие технические средства в целях формирования математических представлений ребёнка, для обогащения интеллектуальной сферы дошкольника. Умелое использование ИКТ расширяет возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.

В любой ДОО приоритетными направлениями работы являются охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для их личностного роста [17].

Здоровье сберегающие технологии – это совокупность средств физического воспитания как средства оздоровления ребёнка, таких как оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физическая активность самих детей и даже художественные средства, таких как литература, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства [25].

В связи с тем, что приоритетным в последние годы стала информатизация российского образования, вовлекающая в него огромный интеллектуальный потенциал, все чаще в нашей стране ДОО оборудуются компьютерно-игровыми комплексами(далее КИК). Оформление КИК регулируются санитарно - гигиеническими нормами, государством выделяются деньги на их техническое оснащение. Однако программ и методических рекомендаций для педагогов пока еще нет, в связи с этим каждое ДОО решает воспитательные и образовательные задачи по своему.

При неправильном использовании компьютера, как одного из средств ИКТ, он может представлять реальную угрозу, разрушая социальные связи и подменяя их виртуальными. К этому добавляется сильное воздействие на детей, свойственное всей экранной технике. К тому же, сенсомоторная система ребенка биологически рассчитана на подвижный образ жизни. Детям старшего дошкольного возраста требуется 3-4 часа активных игр для достижения адекватной сенсорной стимуляции их вестибулярной, проприоцептивной и тактильной систем, обеспечивающих нормальной развитие [19].

Среди 5-8 летних пользователей уже достаточно «многостаночников», которые используют несколько медиаустройств одновременно [21].

В таблице 2 можно рассмотреть Структурно-временная организация индивидуального занятия с использованием ИКТ [16].

Таблица 2

Структурно-временная организация индивидуального занятия с использованием компьютерных технологий.

Вид деятельности

Продолжительность

  1. Организационный момент (беседа, игровой момент, сообщение темы)

1 мин.

  1. Подготовительные и профилактические упражнения

  1.  
    1. мин.

  1. Работа за компьютером

8-9 мин.

  1. Физкультминутка

1-2 мин.

  1. Подведение итогов (рефлексия)

1 мин.

  1. Релаксационные игры

1-2 мин.

При работе за компьютер основная нагрузка ложится на глаза. Рекомендуется проводить специальную гимнастику.

- Садясь с ребенком за компьютер целесообразно сразу оговорить количество игр.

- необходимо педагогу создать для ребенка условия дл двигательной разрядки, например разминка под музыку, точечный массаж [31].

В то же время есть все осно​вания утверждать, что в результате та​кой работы очень велик риск появле​ния (или прогрессирования уже имею​щейся) близорукости. Рассматривание информации на достаточ​но близком расстоянии со светящегося экрана более утомительно, чем чтение книг или просмотр телепередач. Чело​веческое зрение абсолютно не адапти​ровано к компьютерному экрану. Люди привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Экранное самосветящееся изображение имеет зна​чительно меньший контраст, состоит из дискретных точек — пикселей. Утом​ление глаз вызывают, кроме того, мер​цание экрана, блики, неоптимапьное сочетание цветов в поле зрения. Под​тверждением этому служат и данные о большей утомительности занятий де​тей с использованием компьютеров по сравнению с традиционными. Так, после традиционных занятий общее утомление регистрировалось у 19% учащихся, а зрительное — у 8,6%, тогда как после занятий с компьюте​ром — у 24,2% и 38,3% учащихся со​ответственно [33].

Сейчас, когда пользователями ком​пьютеров становятся не только школь​ники, но и 5—6-летние дети, процесс «формирования зрительного анализато​ра у которых не закончен, еще более актуально, чтобы обучение с исполь​зованием компьютеров соответство​вало возрастным возможностям детей. Это в полной мере относится и к самому компьютеру. В комплексе с рабочим местом он должен соответствовать всем требованиям безопасности.

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства к эксплуатации допускаются только те компьютеры, которые имеют санитарно-эпидемиологичпское заключение об их соотстветствии санитарным правилам. В то же время, при использовании интерактивной доски и поекционного экрана обеспечивается её равномерное освещение и отсутствие световых пятен. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы (с коэффициентом отражения 0,8, с высотой подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м). Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 – 69 см. Высота их установки должна составлять 1 – 1,3 м [32].

Специальные многолетние исследо​вания позволили определить оптималь​ную продолжительность непрерывных занятий для детей и подростков раз​ного возраста. Чем младше ребенок, тем раньше у него появляются признаки утомления. Так, для детей 5—6 лет это время составляет 10—15 минут. Функ​циональные возможности детей в этом возрасте еще очень малы.

Общение с компьютером для ребенка весьма привлекательно. Между тем длительное завороженное сидение перед работающим монитором может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз.

Очень важна правильная организация рабочего места. Компью​тер лучше разместить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то что экран светится, занятия долж​ны проходить не в темной, а в хорошо освещенной комнате.

Таким образом, с внедрением ИКТ в ДОО, возникла необходимость регулирования безопасности использования со стороны законодательства. На данный момент существуют нормы использования ИКТ разными возрастными группами, нормы установки оборудования в ДОО. Их выполнение – это необходимое условие здоровьесбережения детей.

Вывод: процесс формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при соблюдении следующих условий:

- в непосредственной образовательной деятельности дошкольной образовательной организации используются ИКТ;

- осуществляется индивидуальная работа с детьми по формированию математических представлений с использованием ИКТ;

- в процессе работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста используются принципы здоровьесбережения.

На данный момент проходит экспериментальное исследование в ДОО города Мурманска, заключающееся во внедрении ИКТ в области формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях непосредственной образовательной деятельности. Результаты исследования будут представлены в выпускной квалификационной работе в январе 2017 года в Мурманском арктическом государственном университете.

Список литературы:

  1. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федеральный закон : Ф 32 текст с изм. и доп. на 2014г. [принят Гос. Думой 29.12.2012.] – М. : Эксмо, 2014. – 208с.

  2. Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : утвержден Минобрнауки России 17 октября 2013 г. Режим доступа: №1155http://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ%20№%201155%20от17.10.2013%20г..pdf (дата обращения 25.11.2016) - 29 с.

  3. Алексеева, Г. Ю. Использование компьютерных технологий в практике работы дошкольного образовательного учреждения / Г. Ю. Алексеева, Н. А. Мишукова // Детский сад от А до Я. – 2015. - № 4. С. 132-139.

  4. Андреева, Е. М., Крукиер, Б. Л., Крукиер, Л. А., Крукиер, Л. А. и др. Прогрессивные информационные технологии в современном образовательном прецессе: учебное пособие [Электронный ресурс] / Е. М. Андреева и др. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011. – 256 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=240959 (дата обращения 28.11.2016)

  5. Белошистая, А. В. Теория и методика организации математического развития дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. – Мурманск. : МГПУ, 2010. – 140 с.

  6. Белошистая, А. В. Современные программы математического образования дошкольников : монография [Текст] / А. В. Белошистая. – 2-е изд., стереотип. - М.: ИНФРА-М, 2016. – 252 с.

  7. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

  8. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Электронный ресурс] / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 208 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=212595 (дата обращения 22.11.16)

  9. Веракс, Н. Е. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 333 с.

  10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский / Под. Ред. В.В. Давыдова. – М. : Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.

  11. Габдуллина, З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет [Текст] / З. М. Габдуллина – Волгоград : Учитель, 2010. – 139 с.

  12. Габова, М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Электронный ресурс] : Учебное пособие / М. А. Габова. – М. : Директ-Медиа, 2014. – 534 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=239494 (дата обращения 22.11.16)

  13. Гафурова, Н. В. Педагогическое применение мультимедиа средств: учеб. Пособие [Электронный ресурс] / Н. В. Гафурова, Е. Ю. Чурилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2015. – 204с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=435678 (дата обращении 28.11.2016)

  14. Долинский, М. С. Компьютерные средства развития мышления у дошкольников и младших школьников [Текст] / М. С. Долинский, М. А Кугейко. // Информаника и обоазование. - 2011.- № 6. - С. 71 – 75.

  15. Дреер, C. C., Потыкан, А. Н. Модели комплексно-интегрированных занятий с детьми 1,5-7 лет [Текст] / С. С. Дреер, А. Н. Потыкан – Волгоград : Учитель, 2011. – 137 с.

  16. Емченко, С. А. Компьютерные средства обучения в индивидуальной работе с дошкольниками [Текст] / С. А. Емченко // Дошкольная педагогика. – 2014. - № 9. – С. 37-41

  17. Емченко, С. Дошкольник … и технические устройства [Текст] / С. Емченко // Дошкольное воспитание. – 2016. – С.64-66.

  18. Клопотова, Е., Романова, Ю. Компьютерные игры в жизни современных дошкольников [Текст] / Е. Клопотова, Ю. Романова // Дошкольное воспитание. – 2014. - №7. – С. 97-103

  19. Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / И. И. Комарова, А. В. Туликов – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013, –192с.

  20. Красильникова, В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие [Электронный ресурс] / В.А. Красильникова. – Оренбург : ОГУ, 2012. – 292 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=209293 (дата обращения 26.1.2016)

  21. Малыш и экран : как дети от 0 до 8 лет и их родители используют современные медиа [Текст] // Дошкольное образование (Прил. к газ. «Первое сентября»). – 2014. - № 9. – С. 37-41

  22. Метлина, Л. С. Математика в детском саду : Пособие для воспитателя детского сада. [Текст] / Л.С. Метлина. – 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1984. – 256 с.

  23. Микляева, Н. В. Теория и технологии развития математических представлений у детей у детей : Учебник для студ. учреждений высш. образования [Текст] / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 352 с.

  24. Новикова, В. В. Математическе игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5-7 лет [Текст] / В. В. Новикова – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 48 с.

  25. Павлова, М. А., Лысогорская, М. В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения : модели программ, рекомендации, разработка занятий [Текст] / М. А. Павлова, М. В. Лысогорская – Волгоград : Учтель, 2012. – 186 с.

  26. Помораева, И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада [Текст] / И. А. Помораева, В. А. Позина – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.

  27. Прогнозирование развития образовательных программ в условиях непрерывного образования [Электронный ресурс] / под ред. В. А. Ермоленко, Л. С. Царева, С. Ю. Черноглазкина. – М. : ФГНУ ИНТИП РАО, Издательский центр ИЭТ. – 2012. – 400 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=232277 дата обращении (22.11.16)

  28. Программа воспитания и обучения в детском саду [Электронный ресурс] / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 208 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=212595 (дата обращения 22.11.16)

  29. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения [Текст] : Т. 2. / под. Ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. – М. : Педагогика, 1981. – 416 с.

  30. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / Т.Д. Рихтерман - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 47с.

  31. Скуратова, К. В. Ребенок и компьютер [Текст] / К.В. Скуратова // Ребенок в детском саду. - 2011. № 4. - С. 86-87.

  32. Степанова, М. И. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПин 2.4.1.2660-10) : С комментариями [Электронный ресурс] / М.И. Степанова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 144 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=212482 (дата обращения 28.11.2016)

  33. Степанова, М. А. Правида безапасного общения с компьютером [Текст] / М. А. Степанова // Дошкольная педагогика. - 2010. - №3. - С. 4-8.

  34. Стеценко, И. Б., Машовец, М. А. Очень открытые задачи, или Математика для дошкольников [Текст] / И. Б. Стеценко, М. А. Машовец – СПб. : Речь, Образовательные проекты, 2012. – 136 с.

  35. Урунтаева, Г. А., Афонькина Ю. А. Помоги принцу найти Золушку : Занимат. дидакт. задания для детей ст. дошк . возраста : Книга длявоспитателей детского сада и родителей [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Просвещение, 1994. – 144 с.

  36. Урунтаева, Г. А., Афонькина Ю.А. Учимся запоминать [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – Мурманск : Научно-методический центр системы образования, 1993. – 93 с.

  37. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. [Текст] : Т. 1. / К. Д. Ушинский ; под ред. А. И. Пискунова (отв.ред), [и др.] – М. : «Педагогика», 1974. – 584 с., Т.2 – С. 360.

  38. Федорова, Г. А. Формирование математических представлений и навыков счета у детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Федорова // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 2. – С. 42-46.

 

26

 

Просмотров работы: 1584