ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Соловьева Е.С. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Двадцатый век запомнился большими преобразованиями в социальной сфере. Развитие экономики, появление новых технологий способствовали росту рисков (потеря трудоспособности в результате заболеваний, травм, безработица). Одновременно с индивидуальными способами защиты от таких рисков на основе договоров личного страхования, индивидуальных накоплений и благотворительной деятельности религиозных организаций, государство постепенно берет на себя ответственность по гарантии компенсации последствий этих рисков.

В рамках социальной политики, проводимой государством, можно выделить систему обязательных гарантий по обеспечению граждан в старости, в случаях болезни, инвалидности, потери работы, а также малообеспеченных семей. Эта система гарантий, а также правовое регулирование взаимоотношений работодателей и работников; защита прав последних составляют понятие социальной защиты. В свою очередь, система мер по непосредственному материальному обеспечению нетрудоспособных и малообеспеченных граждан в рамках этой защиты составляет понятие социального обеспечения [4, c. 186].

Социальное обеспечение может быть основано на механизме: во-первых, социального страхования, предусматривающего создание страховых фондов и ориентированного на работающих граждан и членов их семей, и, во-вторых, социальной помощи, предусматривающей прямое бюджетное финансирование, направленное на доведение доходов малоимущих граждан до прожиточного минимума.

Социальное страхование – одна из основных форм социального обеспечения; государственная система материального обеспечения работников в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (в случае потери кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей.

Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, которые образуются из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей. Это мощный механизм достижения социального согласия, а степень его развития свидетельствует об уровне социальной защиты трудящихся. Приближая сферу этой защиты непосредственно к тем, кто трудится, к их семьям и трудовым коллективам, соцстрахование фактически стабилизирует общество. Совместное участие работников и работодателей в управлении деятельностью этого института, взаимное доверие и сотрудничество — необходимые условия эффективного функционирования экономики.

Федеральный Закон от 25 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [*] регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Основными функциями государственного социального страхования являются: во-первых, материальное обеспечение работников и членов их семей в предусмотренных законом случаях; во-вторых, всемерная охрана здоровья работников и их семей. В свою очередь, функции государственного социального страхования определяются его видами. Обеспечение по государственному социальному страхованию принято подразделять на: денежные выплаты и материальные блага и услуги.

В первую группу выделяют денежные выплаты в виде пенсий и пособий. Работники и, в соответствующих случаях их семьи, обеспечиваются за счет средств государственного социального страхования пособиями по временной нетрудоспособности, а женщины, кроме того, пособиями по беременности и родам, а также единовременным пособием за постановку на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособиями по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособиями по случаю рождения ребенка; пенсиями по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также пенсиями за выслугу лет, которые устанавливаются для некоторых категорий работников (просвещения, здравоохранения, гражданской авиации и некоторых других). В случае смерти работника или члена его семьи за счет средств государственного социального страхования выдается пособие на погребение. Условия выдачи и размеры пособий по государственному социальному страхованию устанавливаются законом.

Во вторую группу входят средства государственного социального страхования, направляемые на проведение оздоровительно-профилактических мероприятий: на оплату санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания работников, содержание оздоровительных учреждений для их детей и другие мероприятия по государственному социальному страхованию.

Средствами государственного социального страхования Российской Федерации управляет Фонд социального страхования РФ. Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью и составляют само понятие «финансы Фонда». Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

В соответствии с требованиями Международной организации труда (МОТ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) средства социального страхования должны быть обособлены от бюджетов бюджетной системы. Риски, подлежащие социальному страхованию, включают в себя: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

В целом в большинстве стран обычно выделяют четыре основных вида социального страхования:

• пенсионное страхование;

• страхование на случай безработицы;

• страхование на случай общего заболевания (здесь обычно включены риски, связанные с материнством, а также оплатой медицинских услуг);

• страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [7, c. 368].

Фонд социального страхования имеет существенные отличия от других внебюджетных страховых фондов в отношении порядка получения и расходования средств. Дело в том, что суммы страховых взносов, реально поступающие в Фонд социального страхования, не соответствуют и не должны соответствовать суммам реально начисленных страхователями страховых взносов. В положениях Фонда социального страхования закреплено правило, по которому страхователи перечисляют в ФСС только остаток средств от начисленных страховых взносов после оплаты пособий, расходов на санитарно-курортное обслуживание работников и оздоровления их детей в пределах каждого месяца.

Средства ФСС образуются за счет:

- страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

- страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

- добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

- ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

- прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других) [2].

Страховые взносы в ФСС регулируются постановлением Правительства РФ и уплачиваются:

- бюджетными учреждениями - один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину месяца;

- всеми предприятиями и внебюджетными организациями - два раза в месяц в сроки, установленные для получения заработной платы, как за первую, так и вторую половину месяца;

- лицами, нанимающими отдельных граждан по договорам - ежемесячно 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы;

- крестьянским хозяйствам с 1 января 1995 г. - один раз в год не позднее 1 апреля следующего года.

Законодательство РФ предусматривает применение к работодателям и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере [6, c. 20].

Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

Средства ФСС направляются на:

1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

2) оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

3) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;

4) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;

5) оплату проезда к месту лечения и обратно;

6) создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;

7) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

8) проведение научно - исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

9) участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Расходы Фонда в первую очередь связаны с обязанностью по выплате гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение и других пособий, а с 2000 г. — по выплатам в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [3]. По решению комиссии по социальному страхованию, создаваемой на каждом предприятии, работникам на льготных условиях могут выдаваться путевки в санатории, профилактории, детям — в оздоровительные лагеря.

Наибольший удельный вес в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации (95%) занимают непосредственно выплаты по социальному страхованию [5, c. 3].

Размер пособия по временной нетрудоспособности при общем заболевании и заболевании члена семьи зависит от среднемесячной заработной платы за предшествующий год, причины заболевания, трудового стажа.

Пособия на детей, выплачиваемые из Фонда социального страхования РФ. Размер пособия по беременности и родам устанавливается в зависимости от среднемесячного заработка за предшествующий год и срока отпуска по беременности и родам. Размеры единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, а также ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет определены законодательством в абсолютных суммах [8, c. 62].

Список использованной литературы

I. Нормативно - правовые акты.

1. Конституция РФ.

2. Налоговый Кодекс РФ: Части первая и вторая: (по состоянию на 15 апреля 2006 г.). – М.: ЮРАЙТ-Издат, 2006. - 576 с.

3. Федеральный закон от 16 июля 1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»

II. Специальная литература.

4. Айларова З.Г. Как организовать работу со страхователями — плательщиками ЕСН в новых условиях / З.Г. Айларова // Вестник государственного социального страхования, 2007. - № 9. – С. 14-19.

5. Перемены назрели // Трудовые отношения, 2007. - № 8. - С. 37-40.

6. Сорокина Т.В. Государственный бюджет. Уч. пособие / Т.В. Сорокина. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 289 с.

7. Тишкина Л.Е. Укрепление доходной базы местных бюджетов / Л.Е. Тишкина // Финансы. – 2006. - № 9. – С. 7-10.

8. Финансы: Учебник для вузов / М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанти. – М.: Из-во «Перспектива»; Из-во «Юрайт», 2000. – 520 с.

Просмотров работы: 553