ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ И СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ К УСЛОВИЯМ РЫНКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ И СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ К УСЛОВИЯМ РЫНКА

Кузоб Н.О. 1, Кондратьева О.В. 1
1ФГ БОУ ВПО Омский ГАУ им. П.А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Деятельность каждой организации протекает в экономической среде. Внешняя среда является источником ресурсов организации, необходимых для поддержания ее внутреннего потенциала. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность функционировать в долгосрочной перспективе.

Понятие «внешняя среда» как экономическая категория связано с развитием научных течений, базирующихся на представлении организации как открытой системы, внутренняя стабильность которой зависит от условий, в которых она функционирует, и, в большей части среди них, – теории стратегического менеджмента [2].

Внешнюю среду составляет совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур, других условий и факторов, действующих на предприятие и влияющих на различные сферы его деятельности.

Разделяются факторы внешнего окружения по характеру воздействия на деятельность предприятия на факторы прямого и косвенного воздействия. При этом под факторами прямого воздействия понимается совокупность факторов и сил, которые непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают на себе влияние этой деятельности. К числу факторов данной группы относятся поставщики, законы и учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты и профсоюзы. Среда косвенного воздействия представлена факторами, которые не могут оказать прямого и немедленного воздействия на операции, осуществляемые предприятием, но, тем не менее, будут сказываться на них. Эта группа факторов включает в себя состояние экономики, международные события, характер и изменения политической ситуации, социо-культурные факторы и научно-технический прогресс.

Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Можно предложить следующую классификацию прямого и косвенного воздействия [3]:

1) характер и состояние рыночных отношений;

2) хозяйственные факторы фирмы;

3) регулирование предпринимательской деятельности;

4) общеэкономические;

6) общеполитические.

Первые две категории факторов относятся к факторам прямого воздействия, последние три – к факторам косвенного воздействия.

Учет этих факторов позволяет объективно оценить условия их деятельности и определить наиболее эффективные пути развития [2].

Для того чтобы определить стратегию поведения организации, руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы обнаружить те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших с точки зрения организации субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть поставленных целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Организация может разработать системы адаптации к внешней среде, что позволяет установить с ней контакт и получать информацию о любых ее изменениях.

Адаптацию можно определить как процесс активного приспособления социальных образований к меняющимся условиям внешней среды. Однако некоторые авторы адаптацию выделяют как особую форму отражения системами воздействий внешней и внутренней среды, установления динамического равновесия с ними [1].

При адаптации организации важно правильно выбрать стратегию. Выбор стратегии адаптации предприятии зависит от множества факторов и без всестороннего анализа состояния предприятия и окружающей его среды определиться сложно.

Стратегии адаптации целесообразно дать следующее определение: целостная совокупность взаимоувязанных стратегических решений, определяющих приоритетные направления деятельности предприятия для активного приспособления социальных образований к меняющимся условиям среды.

Выбор того или иного направления развития предприятия зависит от таких факторов, как потенциал, цели предприятия, особенности технологии производства продукции, состояние рынка и положение предприятия на нем, стратегии конкурентов, потребности клиентов, экономическая и политическая обстановка в стране и др. [1].

При классификации стратегий можно выделить активную (инновационно ориентированную), пассивную (выжидательную) и компенсационную стратегии.

Пассивная стратегия основана на ожидании компании перемен во внешней среде, которые могут обеспечить им эффективное функционирование.

Активная – предполагает инициативу, приспособление к меняющимся факторам внешней среды, поиск внутренних резервов, исходя из возможностей отдельного предприятия. Характеризуется созданием условий для активной инновационной политики, внедрения передовых технологий на базе сотрудничества с отраслевой наукой и зарубежными предприятиями, использованием мотивационного управления.

Возможна также компенсационная стратегия, которая базируется на компенсации потерь от основной деятельности организации доходами от других, дополнительных видов деятельности. Данный вид адаптации используется для поддержания устойчивости организации в сложных и непрогнозируемых экономических условиях.

Для выбора стратегии адаптации организации необходимо провести анализ внутренней системы управления, что дает возможность определить потребности в адаптации, выбрать приемлемые способы ее проведения и выявить резервы.

Инструментами адаптации могут являться следующие:

1. Создание информационной системы. Это позволит снизить неопределенность на входе и выходе организации, своевременно получать достоверную информацию от первого лица и, как следствие, максимально повысить степень защиты от непредвиденных обстоятельств. Все это может быть осуществлено посредством создания в организации системы маркетинга, снабжения и, конечно, отдела стратегического планирования.

2. Прогнозирование возможных изменений в развитии внешней среды и осуществление стратегического планирования. Так организация может предугадать стратегию и тенденции развития ее окружения, что значительно снижает долю риска.

3. Слияние и поглощение организаций, создание стратегических альянсов. Такая тактика позволяет организациям укрепить свои позиции на рынке, стать более гибкими, адаптивными, стабильными, особенно если соединяются две сильные и крупные фирмы. Это способствует расширению зоны влияния и стабильности, что вызывает снижение неопределенности внешнего окружения. Наиболее эффективно слияние компаний с разными сильными сторонами.

4. Создание гибкой организационной структуры. Организация, построенная по такому принципу, не связанная нормами, традициями и рамками развития, получает возможность наиболее быстро реагировать на малейшие изменения внешней среды. Такая фирма имеет возможность за минимальный промежуток времени переориентироваться, изменить направление развития и кардинально поменять специализацию. Преимуществом гибких структур является легкость освоения, разработки и достижения научно-технического прогресса, внедрение новых технологий, рынков, создание качественно новых видов услуг.

5. Установление партнерских отношений руководства организации и ее персонала. При умении менеджером делегировать процесс принятия решений, совещаний с работниками и предоставление им возможности проявить инициативу и творческие способности, мотивация и эффективность труда резко возрастают. В ситуации, когда персонал – это единая команда, организация получает возможность максимально приспособиться к динамике внешней среды, поскольку в любом случае даже самые сложные задачи найдут свое решение.

Таким образом, для выработки стратегии адаптации организации необходимо провести анализ внешней среды очень важный и сложный процесс, требующий отслеживания изменений в среде, оценку и установление связей между факторами, а также сильными и слабыми сторонами компании, возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

Особенности организации анализа внешней среды на конкретном предприятии определяются масштабами его деятельности, организационной структурой управления, финансовыми возможностями и наличием в регионе специализированных консалтинговых фирм.

Список литературы

1. Голик В.И., Шевченко Е.В., Ермишина Е.Б. Концептуальные аспекты развития промышленных предприятий современной России. Монография. – Краснодар: Издательство Южного института менеджмента, – 2011; Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2012. — (Высшее образование). — с. 275.

2. Гергаулов С.Г., Гдгафова А.М., Кизова М.С. Стратегия адаптации сельскохозяйственных предприятий к рыночным условиям. Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2006/Gerkaulov_Gedgafova_Kizova.pdf.

3. Суровцев В.Н., Паюрова Е.Н., Никулина Ю.Н., Пономарев М.А. Адаптация сельскохозяйственного производства на северо-западе России. – 2014, с. 176 http://elibrary.ru/item.asp?id=23194590.

Просмотров работы: 2689