Благодаря двигательной работе человека, сформированной путем физических упражнений, а также иных средств или факторов физического воспитания, появляется возможность перестройки, преобразования функционального состояния организма в большом интервале своего воздействия, при этом сосредоточенно контролировать его и стимулировать усиливающиеся положительные изменения.
Но все же иногда может обнаружиться, что даже самые разумные методы физического воспитания могут угрожать здоровью человека в случае, если происходит превышение приемлемых функциональных нагрузок. Систематичное, правильно разработанное увеличение функциональных нагрузок является значимым фактором роста работоспособности, а, следовательно, и улучшения здоровья в целом. Для того чтобы установить адекватные нагрузки, требуется тщательное наблюдение за состоянием здоровья и воздействием на него используемых средств. Данные обязанности закреплены за специалистами, занимающимися данной деятельностью: педагоги, тренеры, врачи [1].
Систематичные занятия физическими упражнениями воздействуют, во-первых, на опорно-двигательную систему, мышцы. Сила и объем мышечной массы стоят в непосредственной зависимости от тренировок. В процессе физических нагрузок возрастает приток крови к мышцам, положительно реагирует и работа нервной системы, идет процесс увеличения мышечных волокон. При осуществлении физических тренировок в мышцах создается тепло. Реакцией нашего тела является обильное потоотделение. Улучшается и обмен веществ, так как при физических нагрузках открываются дополнительные капилляры, и количество циркулирующей крови увеличивается в значительной степени.
Обмен веществ - это важнейший источник энергии для всех жизненных процессов и функций в нашем организме. При расщеплении сложных органических веществ энергия, которая в них содержится, превращается в иные виды энергии. Физические нагрузки увеличивают активность процессов обмена и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии [4].
Под влиянием умеренных физических упражнений улучшается работоспособность сердца. Это обусловлено, во-первых, тренировкой и укреплением мышцы сердца, а во-вторых, нормализацией сложного механизма регуляции деятельности сердца и всей системы кровообращения. Это приводит к:
улучшению коронарного кровообращения и обменных процессов в сердце;
улучшению венозной гемодинамики, это способствует притоку крови к сердцу;
повышению эффективности систолы;
снижению количества холестерина в крови;
улучшению обеспечения кровью сердечной мышцы, нормализации интенсивности общего кровотока и артериального давления [2] .
Физические нагрузки также влияют на органы дыхания. Дыхание – это процесс потребления кислорода и выделения углекислого газа тканями живого организма. Принято различать легочное, или внешнее, дыхание и тканевое, то есть внутриклеточное дыхание. Под внешним дыханием понимают обмен воздуха между внешней средой и легкими, а под внутриклеточным – обмен кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела [1]. Физические тренировки адаптируют ткани к гипоксии - недостатке кислорода, повышают способность клеток тела к интенсивной работе.
Скоординированная деятельность мышц и внутренних органов регулируется нервной системой. Ее функция совершенствуется при постоянном выполнении различных физических упражнений. Если мышцы бездействуют, то ухудшается их питание, уменьшаются объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слишком слабыми [3, с. 123].
Роль органов выделения при мышечной деятельности весьма значительна. Они выполняют функцию сохранения внутренней среды в организме. Желудочно-кишечный тракт выводит остатки переваренной пищи, через легкие удаляются газообразные продукты обмена веществ, сальные железы, выделяя кожное сало, образуют защитный слой на поверхности тела, а также обеспечивают влагу, смачивающую слизистую оболочку глазного яблока. Но все же главная роль в освобождении организма от конечных продуктов обмена принадлежит почкам, потовым железам и легким. При высоких физических нагрузках потовые железы и легкие увеличивают активность выделительной функции и этим в значительной степени помогают почкам в выводе из организма продуктов распада, образующихся при интенсивно протекающих процессах обмена веществ [1].
Малая двигательная активность создает неестественные условия для жизнедеятельности человека. Одним словом, малоподвижный образ жизни отрицательно воздействует на структуру и функции всех тканей организма человека. В результате наблюдается снижение общих защитных сил организма и увеличение риска возникновения заболеваний. По результатам различных исследований выяснилось, что среди лиц, не занимавшихся физическими упражнениями, за медицинской помощью обращались 57%, среди занимавшихся нерегулярно - 27%, а среди лиц, регулярно занимавшихся физической культурой - лишь 16%.
Как мы видим, уровень здоровья человека напрямую связан с влиянием на организм человека физических нагрузок, соответственно, значение физического воспитания в жизни каждого из нас очень велико. И у каждого из нас должно быть сознательное отношение к использованию средств и методов физического воспитания для плодотворной трудовой деятельности и активного долголетия [5, с.157]
Список литературы:
Научная электронная библиотека «Киберленинка». [Элекронный ресурс] /Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-kultura-i-ee-vliyanie-na-organizm-cheloveka (дата обращения 16.03.2016г.)
Сайт о здоровом образе жизни. [Элекронный ресурс] /Режим доступа: http://pererojdenie.info/aktivnaya-zhizn/vliyanie-fizicheskix-uprazhnenij-na-organizm-cheloveka.html (дата обращения 16.03.2016г.)
Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни. – М., 2003.-167 с.
Физическое воспитание и здоровье. [Элекронный ресурс] /Режим доступа: http://all-gigiena.ru/lit/497-fizicheskoe-vospitanie-i-zdorove (дата обращения 16.03.2016г)
Шкурпит М.Н., Старлычанова М.А., Дьяконова Н.А. "Формирование культуры здоровья студентов в процессе физического воспитания". Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС). - Ростов-н/Д: ЮРИУ РАНХ и ГС, 2014. - № 1. С. 136-141