Рис. 1. Мировые расходы госсектора на ИКТ (Источник: Gartner, 2015).
В числе важнейших технологических трендов для правительств в 2015 г., по версии Gartner, цифровое рабочее место, вовлечение граждан посредством множества каналов, полностью открытые данные, электронная идентификация граждан и «локальная аналитика», масштабируемое взаимодействие, цифровые платформы, интернет вещей, ИТ веб-масштаба и гибридные облака [2]. Это наглядно представлено в таблице 1.
Таблица 1.
10 технологических трендов в 2015 г. для правительств
№ |
Тренд |
1 |
Цифровое рабочее место |
2 |
Вовлечение граждан посредством множества каналов |
3 |
Полностью открытые данные |
4 |
Электронная идентификация граждан |
5 |
Локальная аналитика |
6 |
Масштабируемое взаимодействие |
7 |
Цифровые платформы |
8 |
Интернет вещей |
9 |
ИТ веб-масштаба |
10 |
Гибридные облака |
Источник: Gartner, 2015
Россия постепенно движется по пути от электронного правительства к электронному обществу. В стране развиваются электронные услуги и функции, количество офлайн-операций постепенно снижается, появляется возможность также применять результаты электронных госуслуг в электронном виде.
Среди направлений развития следует отметить следующие: возможность предоставлять электронную справку о состоянии счета и наличии материнского капитала из Пенсионного фонда в банк при оформлении кредита; отправка уведомлений о штрафах за нарушение ПДД и задолженностях из ФССП России в электронном виде на электронную почту пользователя; возможность заказать госуслугу на ЕПГУ и получить ее результат в выбранном МФЦ, размещение виджетов электронных услуг с ЕПГУ на региональных порталах и сайтах заинтересованных коммерческих организаций [4]. Процесс реализации электронной услуги представлен на рис. 2.
Рис. 2 Процесс реализации электронной услуги
В Минкомсвязи также прорабатывается возможность использования СМЭВ 3 не только для организации обмена информацией между ведомствами, но и для реализации контрольно-ревизионных функций. Таким образом, будет обеспечена гарантия доставки запросов и контроль их исполнения.
О необходимости использования накопленных госведомствами данных для предоставления услуг населению говорят и в Минэкономразвития РФ. Для этого доступ к этим данным должен получить бизнес, который впоследствии сможет создать на их основе множество сервисов. Наиболее оптимальной моделью такого доступа является создание организации, которая будет подключена к СМЭВ и возьмет на себя маршрутизацию и выверку поступающих запросов [1]. На рис.3 представлено использование государственных данных бизнесом.
Рис.3 Использование государственных данных бизнесом
Продолжается работа и по стартовавшим ранее государственным ИТ-проектам. В частности принято более 50% подзаконных актов, необходимых для функционирования ГИС ЖКХ. Большая часть технологий уже реализована – в процессе тестирования находится около 80 государственных и частных систем. Подписано 69 соглашений об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ с российскими регионами, в системе зарегистрировано более 15 900 поставщиков информации. На рис. 4 представлены пользователи ГИС ЖКХ.
Рис. 4 Пользователи ГИС ЖКХ
Также около 20 тыс. предпринимателей скачали и установили у себя запущенную в конце ноября 2014 г. систему «Независимый регистратор». Она предназначена для юридически значимой фиксации всех действий участников электронных торгов, происходящих на 5 авторизованных торговых площадках. С 1 января 2016 г. ее использование участниками торгов станет обязательным.
Премьер-министр РоссииДмитрий Медведев подписал постановление Правительства, которым утвердил положение о государственной интегрированной информационной системе (ГИИС) управления общественными финансами «Электронный бюджет». В новых реалиях развитие ГИИС предлагается реализовать в три этапа, последний из которых должен завершиться в 2020 г. Создание системы финансируется в рамках масштабной госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», в ее нынешнем виде утвержденной Правительством 15 апреля 2014 г.
Минпромторг РФ готовится создать государственную информационную систему (ГИС), которая будет содержать развернутые данные о состоянии промышленности России. Также в мае 2015 г. президент Владимир Путин подписал указ «О некоторых вопросах информационной безопасности РФ». Согласно документу, необходимо «преобразовать сегмент международной компьютерной сети интернет, использующейся федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации, в российский государственный сегмент информационно-телекоммуникационной сети интернет». Обеспечение функционирования госсегмента интернета возложено на Федеральную службу охраны (ФСО).
В июле были обнародованы планы создания межведомственной информационной системы контроля над использованием бюджетных средств при размещении и выполнении оборонного заказа страны. А Федеральная таможенная служба (ФТС) начала эксперименты по электронному декларированию товаров, пересылаемых почтой, и использованию электронной формы реестра таможенных деклараций транспортных документов для обоснования применения налоговой ставки 1%. Ведомство также реализует пилотные проекты по внедрению международного стандарта электронного сопровождения и сопровождения грузовых авиационных перевозок E-Freight и электронному декларированию таможенного транзита [4].
Среди самых ярких трендов настоящего времени – заявленный государством курс на импортозамещение, долгосрочная задача, требующая капитальных затрат и взвешенного подхода.
Все больший интерес вызывает и государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере создания ИКТ-решений. В мае 2015 г. на едином портале раскрытия информации о законотворческой деятельности федеральных госорганов regulation.gov.ru появились данные о завершении подготовки изменений в ряд законов, направленных на расширение способов создания и эксплуатации государственных информационных систем посредством заключения концессионных соглашений между государством и бизнесом.
Принципиальным новшеством стало расширение перечня возможных объектов концессионного соглашения, который пополнился пунктом «государственные информационные системы». Ранее он включал только объекты государственной недвижимости, а также транспортной, энергетической и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Соответственно, все статьи тематического закона, в которых ранее речь шла только о «реконструкции» объектов, дополнились понятием «модернизации» и положениями о возможной их сдачи в «эксплуатацию».
По модели ГЧП с 2012 г. выполняется большинство крупных проектов в Москве. Среди них создание городской системы видеонаблюдения, разработка сервисов в сфере организации движения общественного транспорта и парковочного пространства, размещение инфоматов в лечебных учреждениях. В Челябинской области по модели ГЧП внедрена городская система видеонаблюдения и открыт региональный ИТ-парк, а также рассматривается возможность появления системы весового контроля транспорта и туристического портала. В Чувашской Республике на средства инвестора организован Единый центр процессинга и биллинга (ЕЦПиБ), а также установлены терминалы для оплаты школьного питания. «Соинвестиции со стороны бизнеса способствуют реализации инициатив государства в условиях экономического кризиса», - говорит Владимир Захаров.
Среди наиболее активных инвесторов подобных проектов – компания «УЭК», которая в настоящее время уже создала на собственные деньги Единые центры процессинга и биллинга (ЕЦПиБ) в 12 регионах и планирует открыть их еще в 19 субъектах РФ. Одним из наиболее известных и успешных ее проектов является единая транспортная карта Московской области «Стрелка», к настоящему времени объединившая 140 транспортных компаний. В «УЭК» рассчитывают, что вложенные в проект деньги будут полностью возвращены через 7 лет, после чего все наработки по проекту (включая права на использование торговой марки, патенты, программное обеспечение и другую интеллектуальную собственность) будут переданы Правительству Московской области.
Тем не менее, сегодня можно говорить о ГЧП только как о зарождающемся тренде. «Для всплеска этого сегмента рынку требуется успешный опыт первопроходцев и соответствующие доработки в законодательство», – комментирует Андрей Богомолов, вице-президент по продажам компании «Техносерв».
Растет спрос на аутсорсинг со стороны госведомств. При этом в компании Maykor отмечают, что в рамках аутсорсинговых контрактов заказчики переходят от дорогих иностранных расходных материалов на более доступные по цене и подходящие по качеству российские аналоги [3].
Список использованной литературы:Министерство экономического развития РФ: http://economy.gov.ru
Мировые расходы госсектора на ИКТ. Сайт: http://www.gartner.com
Основные тренды. Журнал: CNews. http://www.cnews.ru/reviews/
gov2015/articles/ikt_v_gossektore_osnovnye_trendy
Россия на пути к электронному обществу. Сайт: Минкомсвязь России http://www.minsvyaz.ru
8