Наиболее часто в современном мире используются синтетические сахарозаменители – это аспартам (Е951), ацесульфам калия (Е950), сахарин (Е954), цикламат натрия (Е952). На основании исследований в опытах на лабораторных животных были выявлены их побочные действия.
Все синтетические сахарозаменители практически не усваиваются человеческим организмом, не выводятся естественным путем. Аспартам, содержащийся в напитках - light (без сахара), при нагревании до +30°С (например, в жаркий день, при приготовлении пищи) распадается с образованием высокотоксичного метанола, который затем преобразуется в канцероген формальдегид. При значительных количествах потребления аспартама (более 300-400 таблеток) возможны нарушения со стороны пищеварительной и нервной систем, также имеется предположение о способности аспартама значительно ухудшать течение сахарного диабета и даже инициировать болезнь Альцгеймера. Сахарин, как и формальдегид, обладает канцерогенным действием, значит, способен привести к возникновению и развитию раковых опухолей. Помимо этого, сахарин вызывает заболевания желудочно-кишечного тракта различной тяжести. У цикламата натрия так же выявлена канцерогенная способность, в связи, с чем этот сахарозаменитель запрещен в качестве пищевой добавки в США и России, но одобрен к применению в более чем 55 странах мира. В сахарозаменителях и сладких напитках цикламат натрия кодируется как пищевая добавка Е952. Эта добавка категорически запрещена к употреблению беременным женщинам, поскольку существует риск тератогенного влияния на развивающийся плод.
При анкетировании 42 студентов Медицинского колледжа ВолгГМУ было выявлено избыточное ежедневное потребление студентами кондитерских изделий (у 35,7 % обследованных), включение в рацион питания чипсов (у 26,2%), сладких газированных напитков (у 23,4%), кофе с сахаром (у 30,9%). Если в общеобразовательных учреждениях нормируется запрет на продажу этой группы продуктов, то в учреждениях высшего и среднего профессионального образования этот ассортимент представлен в полном объеме.
Это подтверждает необходимость изменения поведения студентов с ориентацией на минимизацию потребления скрытых сахаров и особенно сахарозаменителей, активизировать работу по формированию здорового образа жизни у молодежи, воспитанию ответственного отношения к своему здоровью.
Список литературы:
Доника А.Д. Проблемы формирования профессиональных компетенций специалистов со средним медицинским образованием: монография / А.Д. Доника, Е.И. Калинченко, И.М. Чеканин, Е.А. Лаптева. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2015. - 78 с.
Доника А.Д., Калинченко Е.И., Чеканин И.М., Лаптева Е.А. Формирование профессиональных компетенций на этапе обучения в медицинском колледже /В книге: Проблемы формирования профессиональных компетенций специалистов со средним медицинским образованием / А.Д. Доника, Е.И. Калинченко, И.М. Чеканин, Е.А. Лаптева. - Москва, 2015. - С. 28 - 41.
Корпачев В.В. Сахар и сахарозаменители. - К.: Книга плюс, 2004. - 320 с.
Латышевская Н.И. Организация питания учащихся колледжей как фактор риска здоровья молодого поколения / Н.И. Латышевская, Т.Л. Яцышена, А.Н. Новикова, М.Д. Ковалева, Л.А. Давыденко, Л.П. Сливина // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета., 2012. № 1. С. 57-59.
Сливина Л.П., Калинченко Е.И., Великопольская М.Ю. Характеристика образа жизни девушек-студенток медицинского колледжа //Матер. Всероссийского конгресса по школьной и университетской медицине, М., 2010. С. 574 – 577.