На сегодня существует только одна методика, которая позволяет рассчитать загрязнение почвы около дороги соединениями свинца. Методы прогнозного оценивания для других видов загрязнений отсутствуют. В связи с существенным изменением требований к экологическому качеству автомобилей и топлива оценка свинцового загрязнения почвенного покрова становится все менее актуальной, в то время как необходимость учета других загрязнителей становится все более востребованной [1].
В придорожной полосе магистралей с интенсивностью движения более 1500 авт./час концентрация свинца в среднем составляет 97 мг/кг, цинка - 111 мг/кг, меди - 89 мг/кг (М-6 «Каспий» 600+000…615+000 км; А-114 «Курск-Саратов»).
На рисунке 1 представлены результаты измерений выполненных на участках магистрали М-6 «Каспий». Причем почва исследовалась с обеих сторон дороги.
Рисунок 1– Изменение концентрации свинца в почве по мере удаления от кромки дороги на магистрали М-6 «Каспий»
Все более значимую роль начинают играть и другие загрязнители. Среди тяжелых металлов - цинк и медь. На отдельных дорогах убывание концентрации цинка носит хаотический характер, иногда сосредотачивая максимум концентрации на расстоянии 10 метров (рисунок 2).
К сожалению, методика расчетов накопления цинка в придорожных почвах пока полностью не разработана, происходящие в почве процессы миграции и накопления цинка недостаточно изучены, что не позволяет уверенно прогнозировать процессы его распределения в почве.
Тем полезнее опыт наблюдений за содержанием цинка в почве, который позволяет оценить изменение концентраций цинка с расстоянием, указать какой вклад привносит дорога по сравнению с уже существующим фоновым содержанием цинка в почве.
Рисунок 2 – Изменение концентрации цинка при удалении от кромки автомагистрали М-6 «Каспий» (в долях ПДК = 55мг/кг) при пересечениях со второстепенными дорогами
Данные о концентрациях меди в придорожных почвах магистрали М-6 «Каспий» представлены на рисунок 3. Характерно убывание концентраций по мере удаления от проезжей части, что свидетельствует о непосредственном влиянии транспорта. В среднем непосредственно у кромки дорог ПДК превышено в 3,8 раз.
Обработка многочисленных экспериментальных данных показала, что распределение концентраций загрязняющих веществ описывается зависимостью:
у=a·e-bx + F , (1)
где: у - концентрация загрязняющего вещества на расстоянии х, а - начальная концентрация около кромки дороги, мг/кг;b - характеризует скорость убывания концентраций, 1/м (мг/кг); x - расстояние от кромки дороги, м;F - фоновая концентрация, мг/кг.
Рисунок 3 – Изменение концентрации меди в почве около магистрали М-6 «Каспий» по мере удаления от кромки дороги (в долях ПДК = 33 мг/кг)
В подавляющем большинстве случаев в выполненном анализе экспериментальных данных коэффициент детерминированности (величина достоверности аппроксимации) находился в пределах 0,7…1. Это говорит о том, что можно использовать для аппроксимации экспоненциальную функцию (рисунок 4)
Рисунок 4 – Пример аппроксимации экспериментальных данных экспоненциальной зависимостью для концентраций свинца около дороги (М-6 «Каспий»)
Полученные результаты основаны на обработке большого числа измерений, проведенных, как правило, на дорогах с высокой интенсивностью движения и с продолжительной историей, где в придорожной полосе сложился равновесный характер распределения загрязнений (М-6 «Каспий», А-114).
Для оценки характера и степени антропогенного влияния и, в первую очередь, влияния автомагистралей на растительность опушечных зон леса было проведено исследование почв, снегового покрова и древесной растительности по нескольким профилям, пройденным от границ в глубь лесного массива [2].
Воздействия автотранспорта на состояние атмосферного воздуха на данной территории изучалось по снеговым пробам, отобранным по 6-ти профилям, пройденным перпендикулярно магистралям: М-6 и А-144.
На всех профилях отмечена достаточно высокая запыленность атмосферного воздуха. Особенно она высока в придорожной зоне (до 7 м). По мере удаления от проезжей части уровень запыленности атмосферного воздуха резко снижается, но иногда в районе 200 м от дороги превышает фоновые значения в 3 раза.
При этом прослеживается тенденция увеличения суммарных концентраций химических элементов при удалении от проезжей части. Максимальные значения СПК достигаются на расстоянии от 50 до 200 м от дорог и соответствуют сильному уровню загрязнения снегового покрова.
По характеру накопления в снеговой пыли химические элементы можно объединить в несколько групп:
свинец, серебро, никель – концентрации увеличиваются по мере удаления от проезжей части;
хром, олово, молибден, ванадий – концентрации максимальны в непосредственной близости от дороги, но повышенные значения встречаются и на удалении до 200 м;
медь, вольфрам, кобальт – имеют тенденцию к понижению концентрации с удалением от дороги;
цинк имеет околофоновые концентрации на всем протяжении профилей.
Уровень суммарной концентрации химических элементов (СПК) в снеговой пыли колеблется по точкам опробования от 4 до 44. Распределение суточной пылевой нагрузки и СПК по профилям показано на рисунке 5.
Рисунок 5 – Ежесуточное выпадение атмосферной пыли и суммарная концентрация химических элементов в снеговой пыли автодороги М-6 «Каспий» А–610 км. Б–613 км. В–620 км.
Такое распределение, скорее всего, объясняется различием химического состава пылевых частиц разного размера и веса.
На рисунке 6 показано изменение концентраций химических элементов на профиле автодороги М-6 «Каспий» по мере удаления от проезжей части.
Рисунок 6 – Концентрации химических элементов в снеговой пыли при удалении от дороги.
Содержание кальция на всех профилях в непосредственной близости от дороги превышает фоновые значения в среднем в 25 раз, снижаясь в 200 м от дороги до 3…5 раз. Содержание нитритов вблизи дорог выше фоновых значений в 15 раз, а в 200 м – в 3…4 раза. Наиболее высокие концентрации отмечены на профиле вблизи М–6 «Каспий», где превышение над фоновыми значениями составляет 22 раза у проезжей части, 26 раз – в 30 м от дороги и 10 раз – в 200 м.
Наиболее опасными для придорожных биоценозов являются ионы натрия и хлора, растворенные в талой воде. Концентрация натрия в придорожной зоне превышает фоновые значения минимум в 100 раз на автодороге М–6 «Каспий» и снижается в 200 м от дороги до 4–7 фоновых значений.
Вывод: Для придорожной зоны (до 10 м) типично превышение допустимых среднесуточных концентраций запыленности атмосферного воздуха. Загрязняющее влияние автомагистралей прослеживается, главным образом, по уровню общей загрязненности атмосферного воздуха и концентрации макрокомпонентов в снеговой воде. Ширина зоны влияния достигает 200 м. Наиболее опасным для растительного мира является загрязнение придорожной полосы солями хлористого натрия.
Библиографический список:
Сушков, С.И. Оптимизация параметров транспортных процессов на предприятиях лесопромышленного комплекса [Текст] / С.И. Сушков // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) – Краснодар: КубГАУ,2011.№76(2).- 10 с. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/02/pdf/23.pdf
Бурмистрова, О.Н. Некоторые аспекты улучшения экологической обстановки при эксплуатации лесовозных автомобильных дорог [Текст] / О.Н. Бурмистрова // Международная научно-практическая конференция «Научно-технический прогресс в лесном комплексе»: Тезисы докладов. - Сыктывкар, 2000. - 244с.