РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТИВНОГО КЛУБА» СРЕДСТВАМИ ПРОГРАММЫ 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТИВНОГО КЛУБА» СРЕДСТВАМИ ПРОГРАММЫ 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ

Котова Е.С. 1
1Российский Экономический Университет им Г.В. Плеханова Ярославский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В связи c расширением сфер услуг в фитнес-центрах и увеличения их количества растет конкуренция между ними. Разработка информационной системы для выбранного предприятия является, несомненно, актуальной, так как ни один фитнес-центр в настоящее время не может обойтись без информационной поддержки, осуществляемой посредством соответствующих программных продуктов, чтобы быть конкурентоспособным в сфере данных услуг. Чаще всего для этого используются информационные системы.

При работе с клиентами менеджеру необходимo быстрo и точно ознакомить клиента с предоставляемыми центрoм услугами, их стоимостями и тренерами. Именно в этом и помогает менеджеру данная программа, с пoмощью которой можно быстрo пoдoбрать индивидуальную для каждого клиента программу с учетом его пoжеланий.

Любая организация при осуществлении своей деятельности стремится к упрощению процесса учета хозяйственных операций за счет информационных технологий. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется система программ 1С: Предприятие, поскольку она предназначена для автоматизации деятельности предприятий, организаций и частных лиц. В основе системы лежит гибкая технологическая платформа, возможности которой позволяют создавать и модифицировать самые разнообразные бизнес-приложения.

Предметoм исследования является деятельность администратора спортивного зала.

Целью данной курсoвой рабoты является разработка информационной системы «Деятельность спортивного клуба» в программе 1с, которая решает следующие задачи:

1) изучение организационной структуры спортивного зала

2) создание и ведение локальной базы данных, в том числе: просмотр, корректировку, удаление, дополнение базы данных

3) использование дружественного интерфейса для управления процессом обработки данных

4) создание и ведение справочников тренеров, клиентов, абонементов, залов

5) создание необходимых отчетов и запросов.

Цели и задачи будут осуществлены средствами программы 1с. Так как именно система 1С: Предприятие 8.2 предоставляет широкие возможности для решения задач планирования и оперативного управления, ведения бухгалтерского и управленческого учета, расчета заработной платы, а также комплексной автоматизации организационной и хозяйственной деятельности производственных предприятий, торговых и финансовых организаций, бюджетных учреждений и предприятий сферы услуг.

Глава 1. Анализ среды разработки 1.1 Необходимость автоматизации предприятия на базе 1с.

На сегодняшний день ни одна компания не может представить свою работу без учетных программ для ведения учета на своем предприятии. Одной из самых распространенных программ такого типа считается «1с предприятие». Данная программа универсальна и может использоваться в различных видах деятельности, под которую она специально настраивается.

В 1С Предприятии 8.2 используется современный дизайн интерфейса, обеспечивающий удобную и эффективную работу с программой. В программе используется ряд помощников, которые помогают выполнять различные операции в программе.

Также в программе реализованы сервисные возможности, благодаря которым, можно оперативно получить историю работы пользователей и изменение данных, хранить и использовать ссылки к наиболее используемым данным в программе

Разработчики приложений на 1С 8.2 могут в реальном времени получить данные о производительности прикладного решения, а также имитировать задержки при вызове сервера, что позволит видеть реальную скорость работы решения у клиента, на реальном канале связи.

Расширенный механизм установки и запуска системы позволяет значительно упростить администрирование в тех случаях, когда одновременно используются несколько разных версий платформы. С его помощью автоматизируется их установка, выбор подходящей версии платформы и подходящего клиентского приложения для запуска, а также процесс своевременного обновления платформы. [1]

Подводя итоги можно считать 1С предприятие 8.2 надежной и современной платформой, с которой удобно работать и разработчикам прикладных решений, и конечным пользователям.

Поэтому для разработки конфигурации учета клиентов фитнес-клуба было выбрано именно это приложение.

1.2 Описание основных возможностей системы 1С

Проанализировав официальный сайт платформы 1 С, можно выделить основные ее возможности.

Предприятие 8.2 шагнуло вперед и существенно изменилось в отличие от своих предшественников. Изменений много: изменилась архитектура платформы, пользовательский, улучшения в механизмах работы сервера 1С, появилась возможность работать с системой удаленно, через Интернет и возможность использования СУБД Oracle в качестве сервера баз данных. В новой версии платформы существенно оптимизирована работа приложения - увеличена скорость работы с базой данных, ускорено исполнение запросов к базе данных и построение сложных аналитических отчетов, а также улучшено использование оперативной памяти и вычислительных ресурсов компьютера.

Основное новшество платформы 8.2 - это удаленная работа с информационными базами 1С через интернет. Подключение возможно по протоколу HTTP через специально настроенный веб-сервер

Основное отличие в работе тонкого клиента и веб-клиента в том, что при использовании тонкого клиента на компьютер пользователя устанавливается маленькая программа (клиент) 1С, а веб-клиент для своей работы использует любой интернет-браузер. Пользователю достаточно ввести адрес сервера и начать работу с удаленной информационной базой. Важно и то, что веб-клиент может работать через браузер Mozilla Firefox в операционной системе Linux. Существуют некоторые отличия в работе клиентов: тонкий клиент обеспечивает полную функциональность, а веб-клиент не поддерживает некоторые функции.

Удаленная работа с 1С через интернет возможна как при использовании высокоскоростных подключений по выделенным линиям, так и при использовании низкоскоростных подключений, например, через мобильное GPRS-соединение. Для этого тонкий клиент и веб-клиент имеют специальный режим запуска - режим низкой скорости соединения, при котором, несмотря на низкую скорость передачи данных, обеспечивается достаточно приемлемая скорость работы удаленных пользователей.

Подключение удаленных пользователей может происходить как с шифрованием так без шифрования передаваемых по каналам Интернет данных.

Помимо прямого подключения пользователей к информационной базе с помощью клиентских приложений платформа предоставляет и другие возможности удаленной работы. К таким возможностям относится использование веб-сервисов, позволяющих реализовывать технологию сервисно-ориентированной архитектуры SOA и использование веб-расширения, позволяющее реализовать веб-приложение, которое будет взаимодействовать с информационной базой 1С:Предприятия.

Наряду с он-лайн подключениями к информационным базам в 1С заложены механизмы обмена данными в оффлайн режиме. Это позволяет создавать территориально распределенные базы с периодическим обменом данными, в которых отсутствует возможность постоянно соединения. Механизмы обмена данными дают возможность настроить интеграцию между информационными базами 1С Предприятия, внешними приложениями и другими системами. Состав данных, участвующих в обмене, и правила передачи данных могут задаваться произвольно, а обмен данными и контроль над отправкой и получений данных выполнит механизм обмена.

Кластер серверов 1С:Предприятия8.2 - это основной компонент платформы, который обеспечивает взаимодействие между пользователями и системой управления базами данных в клиент-серверном варианте работы. Кластер серверов 1С представляет собой совокупность рабочих процессов, обслуживающих один и тот же набор информационных баз. В кластере может содержаться несколько компьютеров (серверов), что обеспечивает бесперебойную, отказоустойчивую работу большого количества пользователей с крупными информационными базами. Благодаря встроенной системе горячего резервирования кластера серверов и рабочих процессов, выход из строя одного сервера, входящего в состав кластера, не прекращает работу пользователей с информационной базой. В кластере серверов используется динамическая балансировка нагрузи, что дает высокую производительность.

Следует отметить, что все серверы кластера способны функционировать как под управлением операционной системы Windows, так и под управлением операционной системы Linux, кроме того в составе одного кластера могут присутствовать рабочие серверы с различными операционными системами.

Таким образом, можно сделать вывод, что для работы информационной системы на выбранном предприятии необходимо наличие ПК с операционной системой Windows или Linux. [2]

Техническая база предприятия включает в себя два портативных компьютера с операционной системой MS Windows 2000 и процессором Intel Pentium IV. Таких средств будет достаточно для нормального функционирования информационной системы.

1.3. Описание встроенного языка

Встроенный язык системы «1С: Предприятие» предназначен для описания (на стадии разработки конфигурации) алгоритмов функционирования прикладной задачи и представляет собой предметно-ориентированный язык программирования, специально разработанный с учетом возможности его применения не только профессиональными программистами. В частности, все операторы языка имеют как русское, так и англоязычное написание, которые можно использовать одновременно в одном исходном тексте. Основной язык, описываемый в 1С - русский, однако для каждого оператора языка приводится его англоязычный синоним.

При своей относительной простоте язык обладает некоторыми объектно-ориентированными возможностями, например, правила доступа к атрибутам и методам специализированных типов данных (документам, справочникам и т.д.) подобны свойствам и методам объектов, используемых в других объектно-ориентированных языках. Однако специализированные типы данных не могут определяться средствами самого языка, а задаются в визуальном режиме конфигуратора.

Типизация переменных в языке не жесткая, т.е. тип переменной определяется ее значением. Переменные не обязательно объявлять в явном виде. Неявным определением переменной является ее первое упоминание в левой части оператора присваивания. Возможно также явное объявление переменных при помощи соответствующего оператора. Допускается применение массивов.Программные модули в конфигурации системы «1С: Предприятие» не являются самостоятельными программами в общепринятом понимании этого слова, поскольку они являются только частью всей конфигурации задачи. Программный модуль - это своего рода "контейнер" для размещения текстов процедур и функций, вызываемых системой во время исполнения задачи в определенные моменты работы. Поэтому программный модуль не имеет формальных границ своего описания типа: "Начало модуля" - "Конец модуля". Место размещения конкретного программного модуля (тот самый "контейнер") предоставляется конфигуратором в тех точках конфигурации задачи, которые требуют описания специфических алгоритмов функционирования. Эти алгоритмы следует оформлять в виде процедур или функций, которые будут вызваны самой системой в заранее предусмотренных ситуациях (например, при нажатии кнопки в диалоговом окне). Каждый отдельный программный модуль воспринимается системой как единое целое, поэтому все процедуры и функции программного модуля выполняются в едином контексте.

Структуру программного модуля можно подразделить на следующие разделы:

1) раздел определения переменных;

2) раздел процедур и функций;

3) раздел основной программы

В конкретном программном модуле любой из разделов может отсутствовать.

Раздел определения переменных размещается от начала текста модуля до первого оператора Процедура или оператора Функция или любого исполняемого оператора. В этом разделе могут находиться только операторы объявления переменных.

Раздел процедур и функций размещается от первого оператора Процедура или оператора Функция до любого исполняемого оператора вне тела описания процедур или функций.

Раздел основной программы размещается от первого исполняемого оператора вне тела процедур или функций до конца модуля. В этом разделе могут находиться только исполняемые операторы. Раздел основной программы исполняется в момент запуска модуля на выполнение. Обычно в разделе основной программы имеет смысл размещать операторы инициализации переменных какими-либо конкретными значениями, которые необходимо провести до первого вызова любой из процедур или функций модуля.[3]

Глава 2. Анализ предметной области 2.1 Информация о предприятии

На начальном этапе создания конфигурации необходимо изучить предметную область, получить сведения о входной и выходной информации.

Спортивный клуб представляет собой два зала со спортивными тренажерами. В большом зале проводятся преимущественно силовые тренировки, в малом- кардио тренировки. При покупке абонемента покупатель самостоятельно выбирает зал для тренировок.

Основным направление работы любого спортивного зала являются организация спортивной деятельности и обслуживание клиентов.

Деятельность спортивного зала по обслуживанию клиентов осуществляется в следующей форме. Абонемент предоставляет гостю получить право на пользование тренажёрами в выбранном зале на определенный срок (1 месяц,3 месяца,6 месяцев или 1 год). Клиент имеет право на пробную бесплатную тренировку, после которой и принимает решение о покупке абонемента.

При желании клиента получить абонемент сотрудникам необходимо ознакомить покупателя с условием покупки. А именно: на какой срок покупается абонемент (1 месяц,3 месяца,6 месяцев или год), стоимость абонемента (2000 руб.,6000руб.,10000 руб.,20000 руб), предоставляемый зал (большой/ малый). При согласии клиента с условием покупки администратор должен получить следующую информацию о клиенте:

-ФИО

-номер телефона

-срок действия абонемента

-имеющиеся медицинские противопоказания

Затем оформляется двусторонний договор, выдается чек об оплате и создается абонемент, что и является выходной информацией.

2.2 Права и обязанности администратора

Так как конфигурация создается непосредственно для администратора спортивного зала, то необходимо знать его основные права и обязанности. Администратор фитнес-клуба должен знать:

1. Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся работы предприятия.

2. Структуру управления предприятием, права и обязанности работников организации и режим их работы.

3. Правила и методы организации процесса обслуживания посетителей.

4. Виды оказываемых услуг.

5. Основы маркетинга и организации рекламы.

6. Основы экономики, организации труда и управления.

7. Правила внутреннего трудового распорядка.

8.Вести отчет по количеству клиентов

9.Напоминать об оплате и продлении абонемента

10.Поддержание базы данных

Администратор фитнес-клуба подчиняется непосредственно директору фитнес-клуба.

Должностными обязанностями администратора фитнес-клуба являются:

  1. Обеспечение работы по эффективному и культурному обслуживанию посетителей, созданию для них комфортных условий.

  2. Осуществляет контроль за сохранностью материальных ценностей.

  3. Консультирует посетителей по вопросам наличия имеющихся услуг.

  4. Принимает меры к предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций.

  5. Рассматривает претензии, связанные с неудовлетворительным обслуживанием посетителей, и проводит соответствующие организационно-технические мероприятия.

С помощью созданной информационной системы администратор будет вести контроль клиентов и платежей, статистику, наблюдать за тенденциями в отрасли, оперативно принимать решения и совершать сделки, прогнозировать спрос и планировать предложения, формировать отчеты.

Глава 3. Теоретические основы создание конфигурации 3.1 Создание подсистем информационной системы «Деятельность спортивного зала»

Подсистемы - это общие объекты конфигурации. На их основе платформа формирует командный интерфейс прикладного решения и визуально разделяет всю функциональность программы на крупные и мелкие блоки.

Подсистемы могут иметь иерархическую структуру, т.е. одна подсистема может включать в себя несколько других подсистем. Каждый объект конфигурации можно включить в состав одной или нескольких подсистем. [4]

В конфигурации фитнес-клуба созданы две подсистемы: «Оперативный учет» и «Бухгалтерский учет». В первой хранятся данные о клиентах, а во второй поступившие на счет денежные средства.

3.2 Создание справочников

Для работы с постоянной информацией с некоторым множеством значений в системе используются объекты типа «Справочник». Система 1С: Предприятие 8 позволяет вести практически неограниченное количество необходимых справочников. Каждый справочник представляет собой список однородных объектов: должностей, сотрудников, клиентов, услуг и т. д. В данной конфигурации были созданы следующие справочники:

-Тренеры

-Абонементы

-Залы

-Цены

-Клиенты

3.3 Создание документа и регистра накоплений

Объект конфигурации «Регистр накопления» предназначен для описания структуры накопления данных. На основе регистра накопления платформа создает в базе данных таблицы, в которых будут накапливаться данные, поставляемые различными объектами. Эти данные будут храниться в таблицах в виде отдельных записей, каждая из которых имеет одинаковую структуру. Основное назначение – накопление числовой информации в разрезе нескольких измерений, которые описываются разработчиком в процессе создания регистра. Изменение состояния регистра происходит, как правило, при проведении документа и заключается в том, что в регистр добавляется некоторое количество записей. Каждая запись содержит значение измерений, приращение ресурсов, ссылку на документ вызвавший изменение и направление (приход/расход). Такой набор записей называют движениями. [5]. В данной конфигурации документ «Поступления» отражает финансовые потоки предприятия.

3.4 Создание отчетов

Отчеты предназначены для вывода информации из базы данных. Отчеты похожи на документы, только эти объекты выполняют разные функции. Документы вводят информацию в базу данных, отчеты выводят результаты.

У любого отчета в системе 1С есть экранная форма - диалог, который пользователь видит на экране. В диалоге пользователь обычно задает параметры формирования отчета, например, период времени. Также у отчета обычно есть одна или несколько бумажных форм - таблиц. С помощью таблиц отчет печатается на бумаге. Алгоритм формирования отчета записывается в модуле отчета на встроенном языке 1С.

В данной конфигурации отчеты были выполнены схемой компоновки данных (СКД).

Схема компоновки данных — содержит описания наборов данных и параметров получения данных. В ней записано, откуда получать данные и как управлять компоновкой данных. Данная схема получается с помощью конструктора.

Источники данных для наборов данных — это неиспользуемый функционал, созданный для указания на некоторые внешние информационные базы. Сейчас указывают на локальную базу, в которой выполняется отчёт.

Схема компоновки данных состоит из запроса- обращения к текущей информационной базе для получения данных; объекта — в качестве объекта выбирается: таблица значений, табличная часть, результат запроса, область ячеек табличного документа, документ, набор записей регистра и т.д ; объединения— объединяет данные из наборов данных: запрос и объект.

Следует выделить основные этапы, из которых состоит выполнение отчета с использованием системы компоновки данных.

1) Макет компоновки данных — схема построения отчета, готовое описание построения отчёта, указание системе какие нужно выбрать данные, какие построить запросы. Указание процессору компоновки формировать отчёт определённой структуры с учётом заданных настроек. Итак, Схема компоновки данных содержит общее описание схемы, а макет компоновки данных содержит также и конкретные настройки пользователя.

2) Процессор компоновки данных — получает информацию из БД или внешних источников с учётом данных из макета компоновки данных. Выполняет компоновку данных и формирует результат. Полученный результат содержится в самом процессоре компоновки данных.

3) Процессор вывода результата — выводит результат работы, для представления пользователю, либо в табличный документ, либо в таблицу значений. [ 6]

Глава 4. Реализация конфигурации

Справочник «Абонементы». Здесь находится информация о клиенте, выбранном зале, типе абонемента, тренере, дате покупки и дате окончания действия абонемента.

Рис 1 «Справочник «Абонементы»»

Справочник «Залы». Здесь содержится ифнорамация о существующих залах. В данном фитнес-клубе их два -большой и малый.

Рис.2 «Справочник «Залы»»

Справочник «Цены» . В этом справочнике предствлены цены на предлагаемы услуги. Таким образом, абонемент на 1 год занятий стоит 20 000 рублей , на 3 месяца-3 000, на 6 месяцев-10 000 и на один месяц-2 000.

Рис.3 «Справочник «Цены»»

Справочник «Клиенты». Здесь находятся личные данные посетителя спортивного зала: фамилия, имя, дата рождения, номер телефона и медицинские противопоказания.

Рис.4 «Справочник «Клиенты»»

Справочник «Тренеры». Здесь содержатся данные о сотрудниках: фамилия, имя, звание и опыт работы.

Рис.5 «Справочник «Тренеры»»

Для ведения бухгалтерской отчетности был создан регистр накоплений «Поступления». В нем отражаются денежные средства, которые поступают от физических лиц на счет фитнес-клуба.

Рисунок 6. «Регистр накоплений. «Поступления»»

Для того, чтобы администратор мог отслеживать дату конца действия абонемента и напоминать о покупке нового, был создан отчет, в котором отражается ФИО клиента, телефонный номер и дата окончания действия абонемента.

Рис.7 «Отчет «Окончание действия абонемента»»

Заработная плата тренеров зависит от проданных абонементов, для отслеживания денежных средств, поступающих на счет спортивного зала, был создан отчет «Поступления», в котором отражается сумма и дата поступлений и имя тренера.

Рис 8. «Отчет «Поступления»»

Администратор должен информировать тренера о противопоказаниях клиентов. Для этого в отчете «Противопоказания» отражается имя тренера, а также имя и противопоказания клиента.

Рис.9 «Отчет «Противопоказания»»

Отчет «Количество клиентов у тренера» позволяет оценивать эффективность деятельности тренеров.

Рис.10 «Отчет «Количество клиентов у тренера»»

Заключение

Результатом выполнения данной работы является создание информационной системы «Деятельность спортивного клуба», которая решает следующие задачи:

1) возможность поиска необходимой информации о стоимости абонемента, о занимаемом зале, о количестве клиентов и тренерах.

2) формирование необходимых отчетов:

6) быстрый поиск необходимой информации администратором о клиентах

7) в случае необходимости – модифицирование и вставка имеющихся записей;

Таким образом, созданная информационная система значительно облегчает работу администратора в спортивном зале.

Список используемой литературы
  1. Официальный сайт разработчика 1С. Электронный ресурс http://www.1c.ru/

  2. http://1cprofi.com/content/view/69/

  3. http://www.ronl.ru/lektsii/informatika/869445/

  4. http://programmist1s.ru/podsistemyi-1s-interfeys-upravlyaemogo-prilozheniya/

  5. http://1c-ucheba.ru/obekt-konfiguracii-registr-nakopleniya/

  6. http://1c.do.am/index/0-16

  7. Гончаров Д.И., Хрусталева Е.Ю. Решение специальных прикладных задач в 1С:Предприятие 8.2. – Спб. :»1С Паблишинг» 2012.-680с.

  8. Хрусталева Е.Ю. 1С:Предприятие 8.1 Конфигурирование и администрирование-3-е изд.перераб.и доп - Спб. : «1С Паблишинг».2010.- 485с.

  9. Радченко М.Г. 1С:Предприятие 8.2 .Коротко о главном - Спб .: «1С Паблишинг «2012.-270с.;

  10. Ажеронок В.А., Островерх А.В., Радченко М.Г., Хрусталева Е.Ю. Разработка управляемого интерфейса- Спб.: «1С Паблишинг» 2013.-106с.;

  11. Богачева Т.Н. 1С: Предприятие 8. Управление торговлей в вопросах и ответах – Спб. : «1С» 2010.-270с.

  12. Методические материалы для слушателя сертифицированного курса- Спб. : «1С»2010.-470с.

Просмотров работы: 5120