РОЛЬ УЧЕБНЫХ ОЛИМПИАД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ УЧЕБНЫХ ОЛИМПИАД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

Юматов Д.Д. 1, Тюрина С.Г. 1, Кобякова Т.И. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности обучающегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебной и воспитательной работы в ходе занятия с целенаправленным воздействием на обучающегося во внеаудиторное время, поэтому внеаудиторные мероприятия справедливо рассматриваются как важная составная часть работы в военном вузе. Внеаудиторную работу по предмету необходимо так организовать, чтобы курсанты добровольно выполняли её под руководством преподавателя в часы самостоятельной работы сверх учебного плана.

Основные цели внеаудиторной работы по предмету:

 помощь курсантам в усвоении изучаемого материала;

 выявление склонностей, способностей и дарований;

 расширение знаний и кругозора обучающегося в ходе углублённого изучения программных вопросов;

 осуществление трудового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся;

 развитие интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности.

Важной задачей внеаудиторных занятий по дисциплинам естественнонаучного цикла – «(Концепции современного естествознания», «Химия», «Экология» – на кафедре Химии является развитие у курсантов умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории. Во внеаудиторной работе по указанным дисциплинам большое внимание уделяется межпредметным связям, что важно в плане профессиональной ориентации обучающихся и понимания роли естественных наук в жизни человека. Внеаудиторную работу можно представить как систему, состоящую из отдельных элементов. Во внеаудиторной работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика её разнообразна. Тем не менее, содержание внеаудиторной работы по химии подчиняется строго определенным требованиям: научность, доступность, актуальность, практическая значимость, занимательность и др. В зависимости от содержания следует выбирать форму и вид внеаудиторной работы по химии:

 массовая – химический вечер, олимпиада по химии, викторина, конференция;

 групповая – ВНС, выпуск стенной газеты, изготовление стенда, прибора;

 индивидуальная – работа с литературой, составление докладов, рефератов, исследование, научный эксперимент, написание научно-исследовательской работы и её защита, изготовление оборудования для химической аудитории, разработка приборов для исследований и др.

При использовании индивидуальной и групповой форм внеаудиторной работы по интересам возможно также изготовление моделей, таблиц, схем, дидактического материала и других пособий, подготовка демонстрационных опытов для лекций, к химическому вечеру. Такое расчленение на формы и виды внеаудиторной работы является условным, так как подготовка, например, химического вечера или брейн-ринга по экологии или по дисциплине «Концепции современного естествознания» требуют большой и кропотливой индивидуальной работы каждого их участника, оказывает влияние на направление и характер их работы. Это свидетельствует о взаимной интеграции разных форм и видов внеаудиторной работы, о том, что все её элементы связаны между собой, влияют друг на друга. Таким образом, внеаудиторная работа по дисциплинам естественнонаучного цикла в военном вузе – это особая организуемая форма занятий с курсантами, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету.

Химические олимпиады для курсантов нехимического военного вуза являются одной из важных форм внеаудиторной работы по химии.

Они не только помогают выявить наиболее способных учащихся, но и стимулируют углубленное изучение предмета, служат развитию интереса к химической науке. Кроме того, олимпиады способствуют пропаганде научных химических знаний особенно знаний, обладающих прикладной направленностью.

Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления наиболее подготовленных, одарённых и заинтересованных курсантов. В этом преподавателю помогает наблюдение в ходе занятий и, конечно же, рейтинговая система оценки знаний.

Перейдем к содержательной стороне подготовки к олимпиаде. Что необходимо курсанту для успешного участия в этом интеллектуальном состязании? Учитывая особенности химии как естественной и экспериментальной науки, можно выделить три составляющих такого успеха:

 развитый химический кругозор, знание свойств достаточно большого круга веществ, способов их получения, областей применения;

 умение решать практические химические задачи;

 знание основных приёмов проведения химических реакций, очистки веществ и разделения смесей, идентификации.

В формировании химического кругозора решающая роль принадлежит разнообразной химической литературе. На начальных этапах возникновения интереса к химии это может быть научно популярная литература, книги об интересных химических открытиях, о знаменитых учёных, о химических элементах. В качестве примера можно привести ставшую уже библиографической редкостью книгу Ходакова «Рассказ-загадка по химии», Г. Манолова «Великие химики», С.И. Венецкого «Рассказы о металлах», кроме того курсантам будет интересна и более серьёзная литература – научные журналы. В настоящее время, наряду с книгами всё большую роль начинает играть и такой информационный источник, как Интернет. На разнообразных химических сайтах могут быть найдены и электронные варианты книг, журнальных статей, и самостоятельные материалы, не говоря уже о возможности дистанционного общения с различными представителями химической области знаний от преподавателей до профессоров вузов.

Опыт непосредственной работы с веществами и химическим оборудованием также очень важен для успешного выступления на олимпиаде, причём не только на практическом туре. Ведь и в теоретических заданиях могут встретиться вопросы на знание свойств веществ или качественные задачи. Если курсант ни разу не собирал самостоятельно приборы, не держал в руках чашку с серой, не видел, чем отличается сульфат меди от сульфата натрия – справиться с такими заданиями ему будет нелегко. Для непосредственного знакомства с химическими веществами будут полезны уже и такие виды деятельности, как систематизация реактивов в химической лаборатории, обновление этикеток, составление коллекций, приготовление растворов.

Из приёмов, которые будут необходимы непосредственно на практическом туре, можно отметить следующие: взвешивание, измерение объёма, плотности, температуры, приготовление растворов, фильтрование, разделение смесей, собирание газов, высушивание, распознавание веществ с помощью качественных реакций на важнейшие ионы и классы органических соединений, титрование, работа с мерной пипеткой, бюреткой, использование индикаторов.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Прошедшая олимпиада обсуждается, разбираются наиболее интересные задания. На кафедре имеется стенд, на котором отражаются результаты химической олимпиады, выделяются победители. Такая информация будет формировать интерес и уважение к предмету у других курсантов. Результаты такой олимпиады можно приплюсовать к общей сумме баллов, набранных курсантом за прошедшие занятия.

Примеры олимпиадных заданий по химии:

1. Как изменится скорость химической реакции, А + 2В →, если

а) концентрацию обоих реагирующих веществ увеличить в три раза?

б) температуру реакционной смеси увеличить в три раза (исходная температура 30 °С, температурный коэффициент равен 3)?

Дать теоретическое обоснование полученным результатам. От каких ещё факторов зависит реакционная способность веществ? Каким образом следует учитывать эти закономерность в службах тыла и повседневной жизни?

2. В каком случае подсолнечное масло будет усваиваться легче – если оно в чистом виде или в составе майонеза? Поясните.

Список используемой литературы

1. Злотников Э.Г., Веселова Т.А., Штремплер Г.И. и др. Внеклассная работа по химии. 8–11 кл. / Учебное издание / Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. –133 с.

2. Штремплер, Г.И. Дидактические игры при обучении химии / Г.И. Штремплер, Г.А.Пичугина. – М.: Дрофа, 2005. – 96 с.

3. Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии / Г.И. Штремплер. – М.: Дрофа, 2007. – 253 с.

Просмотров работы: 660