ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В мире складывается информационное общество, единство которого обеспечено современными технологиями и образование в этом не исключение. Существенная роль в информатизации общества принадлежит информатизации образования - области, от которой зависит всестороннее становление членов этого общества. Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер.

Технологии служат звеном между теорией и практикой, высшим образованием и жизнью. Их можно считать тем каналом, по которому профессиональные знания транслируются в систему обучения. Рассматривая информационные технологии как совокупность методов, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающие сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации, мы считаем их основой информационного ресурса, способного обеспечить сопровождение магистерских программ.

В рамках диссертационного исследования по теме «Разработка информационного сопровождения магистерских программ» создан информационный ресурс «Магистратура ИЦМиМ».

Цель информационного ресурса - обеспечить информационное сопровождение магистерских программ института цветных металлов и материаловедения Сибирского федерального университета (СФУ).

При разработке информационного ресурса нами были учтены следующие особенности магистерского уровня образования:

  • выделение самообразования как ведущего способа обучения магистранта и большой объем самостоятельной работы;

  • использование в учебном процессе интерактивных лекций, групповых проектов, индивидуальных и групповых презентаций, научных семинаров, научно-исследовательских проектов на материале реальных компаний и организаций;

  • акцентирование в магистерской подготовке на деятельность взрослых людей, которые готовы учиться всю жизнь, заинтересованы в получении значимой информации, стремятся к дополнительным знаниям и могут получить необходимую информацию в любое время вне зависимости от места нахождения.

Вышеперечисленные особенности позволили сформулировать структуру информационного ресурса, включающую в себя четыре блока: образовательный, информационный, коммуникационный и блок управления.

Далее остановимся более подробно на структуре и содержании каждого из этих блоков.

Карта информационного ресурса «Магистратура ИЦМиМ» представлена на Рисунке 1:

Рисунок 1 - Карта информационного ресурса «Магистратура ИЦМиМ»

Информационный блок включает в себя разделы: «Главная страница», «Нормативные документы», «Конференции» и «Новости».

Раздел «Главная страница» является титульной страницей ресурса и содержит информацию о современной магистратуре, её целях и задачах (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Раздел «Главная страница»

Вверху располагается постоянный элемент всех страниц – заголовок – Институт цветных металлов и материаловедения, поиск по сайту и ссылка на сайт Сибирского федерального университета.

Раздел «Новости» содержит информацию новостного характера (Рисунок 3). Именно с этой вкладки начинается работа пользователя с ресурсом. Данная вкладка актуальна тем, что в ней магистрант может найти объявления об изменениях в учебном процессе, информацию о защитах практик, курсовых работ и др.

Рисунок 3 – Раздел «Новости»

В магистратуре научно-исследовательская работа является важным разделом профессионального образования. Результаты научно-исследовательской работы магистранты представляют в материалах конференций различного уровня, в публичных выступлениях на научно-исследовательских семинарах и других научных форумах. Поэтому в представленном информационном ресурсе мы сочли необходимым создать вкладку «Конференции» (Рисунок 4).

Рисунок 4 – Вкладка «Конференции»

Образовательный процесс в магистратуре строится в соответствии с нормативными документами, утвержденными на федеральном, краевом и локальном уровнях. Поэтому при разработке информационного ресурса в его структуру был включен раздел «Нормативные документы» (Рисунок 5).

Рисунок 5 – Вкладка «Нормативные документы»

В данном разделе пользователи получают ссылки на такие документы, как закон «Об образовании РФ», Федеральный образовательный стандарт высшего образования, основная образовательная программа, учебный план, положение о магистерской диссертации, приказ о назначении научного руководителя, приказ об утверждении темы магистерской диссертации и др.

В целях обеспечения учебного процесса магистрантов в информационный ресурс мы посчитали необходимым включить образовательный блок, состоящий из разделов «Дисциплины» и «Расписание».

В разделе «Дисциплины» (Рисунок 6) магистранты получают доступ к методическим материалам по каждой дисциплине учебного плана: рабочим программам, конспектам лекций, учебным пособиям, методическим указаниям, контрольным заданиям и др. Используя данный раздел магистранты имеют возможность отправить выполненное задание на проверку преподавателю.

Рисунок 6 – Раздел «Дисциплины»

Раздел «Расписание» содержит информацию о расписании учебных занятий в семестре и расписание экзаменационной сессии (Рисунок 7).

Рисунок 7 – Вкладка «Расписание»

Важным моментом в организации информационного сопровождения является общение между магистрантами, преподавателями, магистрантами и преподавателями, что в информационном ресурсе обеспечивает коммуникационный блок. В его структуру входит раздел «Моя страница», (Рисунок 8), подразделы «Профиль», «Сообщения», «Коллеги».

Рисунок 8 – Раздел «Моя страница»

В подразделе «Профиль» пользователь информационного ресурса может посмотреть профиль собственный и другого пользователя, найти информацию о магистерской группе, получить контактную информацию магистрантов и преподавателей, работающих на магистерских программах.

В подразделе «Сообщения» у пользователей есть возможность обмениваться сообщениями между собой. Получателей сообщений для отправки можно найти в подразделе «Коллеги (рисунок 9).

Рисунок 9 – Подразделы «Коллеги» и «Сообщения»

Для контроля информационного ресурса и его наполнения мы разработали блок управления. Этот блок предназначен для преподавателей и администратора сайта. Он включает раздел «Меню управления» и подразделы: «Создать материал», «Подтверждение аватаров», «Подтверждение пользователей».

Раздел «Создать материал» доступен для администратора сайта и для преподавателей. Раздел позволяет преподавателю создавать материал для магистрантов по своей дисциплине.

Разделы «Подтверждение аватаров» и «Подтверждение пользователей» доступны только для администратора сайта. Здесь администратор подтверждает регистрацию пользователя на данном ресурсе и его аватар.

Данный информационный ресурс был апробирован группой магистрантов ЦМ14-20М и преподавателями, работающими в этой группе. В результате апробации ресурса респонденты выразили мнения, в том числе и критические, в отношении созданного информационного ресурса. Ими было отмечено, что информационный ресурс как целостно, так и фрагментарно может быть использован в сочетании с методическим и информационным обеспечением для магистерских программ; вызывает интерес со стороны магистрантов; прост в использовании; содержит легко воспринимаемый материал и др. В части критики информационного ресурса респонденты указали на отсутствие связи ресурса с электронной почтой пользователей. Другое критическое мнение относится к тестовому наполнению ресурса, рассчитанному только на две магистерские программы, ограничивая тем самым студентов других магистерских программ ИЦМиМ в использовании данного web-сайта.

В настоящее время, учитывая мнения, высказанные респондентами на апробации информационного ресурса «Магистратура ИЦМиМ», ведется его доработка.

Просмотров работы: 572