Ключевые слова: имидж, репутация, корпоративный имидж, формирование имиджа.
Abstract: The question of identity, difference and correlation of such notions as "image" and "reputation" is studied in this article.
Key words: image, reputation, corporate identity, formation image.
В настоящее время в рыночных отношениях ведется большая конкурентная борьба в различных сегментах рынка. При огромном количестве идентичных товаров и услуг потребитель зачастую ориентируется на собственные чувства, поэтому многие компании видят в создании положительной репутации важную и неотъемлемую роль для удержания позиций на рынке.
В связи с этим, впечатление, которое компания производит на сознание потребителя, играет немалое значение. Как именно миссия, цели, принципы и деятельность компании в целом воспринимаются в кругах общественности. Образ организации формируется в общественном сознании с целью создания определенного отношения к ней и представляет собой корпоративный имидж [1].
Сопоставим понятия «имидж» и «репутация». Есть ли между ними различия или же эти слова являются синонимами, и если различия есть, то в чем же они заключаются?
Понятие «имидж» имеет очень много определений. Его рассматривали различные специалисты из разных областей науки, такие как В.М. Шепель, Ф. Котлер, О.С. Виханский [3]. Но впервые понятие «имидж» ввел в употребление американец Эдвард Бернейз в книге «Инжиниринг согласия» (1955) для обозначения процесса создания репутации [5].
Понятием «репутация» обозначается система сформированных оценок, а также отношений, мнений и ожиданий о физическом или юридическом лице. На основании оценок о товарах конкретной компании, а также продукции, качества предоставления услуг потребители выстраивают в своем сознании деловую репутацию компании. Это действительная позиция, остаток имиджа.
Имидж в свою очередь представляет собой искусственный идеальный образ, который формирует в общественном или индивидуальном сознании эмоциональное отношение к компании (либо к человеку), создающийся преимущественно средствами массовой коммуникации. Его основа- эмоциональное восприятие на подсознательном и бессознательном уровнях. Целью имиджа является привлечение внимания и идентификация субъекта.
Рассматривая конкретно корпоративный имидж, можно сказать, что имидж организации составляет ее целостное восприятие различными группами общественности, которое основывается на информации о деятельности организации и в зависимости от этих групп может различаться. Другими словами, спонсоры, партнеры, местная общественность и государственные структуры будут оценивать компанию по-разному.
При формировании имиджа организации важно учитывать, что он создается на основе миссии компании, ее индивидуальности и с помощью таких инструментов как визуализация, вербализация, манипулирование, позиционирование, детализация и применение влияния на эмоции.
Важно, чтобы организации не только формировали свой имидж, но и постоянно работали над ним [2]. Стоит учитывать, что имидж может сформироваться и без непосредственного взаимодействия с компанией, а если им не заниматься, формируется стихийно.
Имидж компании достаточно быстро создается и изменяется по сравнению с репутацией. Если имидж можно создать в одночасье, то хорошая репутация вырабатывается годами [4], это долгосрочная и стратегическая задача. Благоприятный имидж помогает организации построить положительную репутацию[2]. Но всю наработанную годами репутацию можно легко разрушить в один момент, и на ее восстановление уже уйдет много времени и работы.
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что роль репутации в формировании имиджа можно определить как конечную цель и желаемый результат при создании имиджа с помощью PR средств.
Использованные источники:
Гвоздецкая И.В., Андина Л.С. Формирование имиджа компании
Горчакова Р.Р. Имидж организаций//Актуальные вопросы экономических наук №25-1, 2012. — с. 82-86.
Квеско Р.Б., Квеско С.Б. Имиджелогия: учебное пособие / Р.Б. Квеско, С.Б. Квеско. –Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 116 с.
Маслов Михаил. Между имиджем и репутацией //«Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations», 2003.
Шарков Ф. И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: Учебное пособие / Ф. И. Шарков. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; 2010. — 272 с.