ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ САМОПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 5
1.1. Сущность самопознания личности 5
1.2. Роль самопознания в жизни человека ………………....7
1.3. Главные проблемы самопознания в жизни чеовека……………………....10
ГЛАВА 2.ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА САМОПОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ 10
2.1.Фзическая культура и спорт в жизни человека 10
2.2.Развитие личности под воздействием физической культурой и спортом.12
2.3. Особенности спорта и мотивация в спортивной деятельности.14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
ВВЕДЕНИЕПроблема человека, его сущности и существования в материальном и духовном аспектах, его развития и предназначения, его будущего - одна из главных проблем философской мысли. А именно проблема самопознания личности не нова и в прошлом, и в настоящее время эта проблема интересовала и интересует представителей самых различных дисциплин: философии, психологии, социологии, истории, педагогики, обществоведения и др. Спортивная деятельность представляет собой одну из сфер деятельности, где человек может проявить свое совершенство, используя физические возможности для достижения определенных результатов.
Человеческое самоутверждение в социуме через активно-двигательную деятельность имеет не только внешнее, но и внутреннее измерение, и ее можно рассматривать не только в пространственном, но и в смысловом контексте.
Сейчас открываются очень широкие горизонты для практического самоутверждения человека, актуализируя идею его глобальной социализации. Социальный институт спорта в таких условиях возрождается и становится общественно значимым явлением. Современная модель спорта дает человеку возможность оценить свое отношение к окружающей среде и через эти отношения оценить свое место в обществе. Спорт как вид социальной, непроизводственной деятельности воспроизводит определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагая специфически воспитательными возможностями называться полноценным видом социальной деятельности, сферой утверждения и обретения культуротворческого смысла личности [14].
Анализируя данную проблематику, необходимо также отметить, что физическая активность является базисом, а деятельность предполагает рассмотрение его в качестве совокупности определенных отношений людей. Всякая деятельность, как известно, порождает определенные отношения и раскрывается в них. Подобные отношения дают возможность выбора различных форм деятельности и формируют социализационную норму. Именно поэтому деятельность неотделима от системы общественных отношении, которая создается ею и детерминирует ее [4].
Необходимость и актуальность исследования проблемы самопознания личности вызвана отсутствием в содержании подготовки специалиста способов и средств решения практических задач, ориентированных на личность спортсмена.
Объект исследования: самопознание личности.
Предмет исследования: особенности самопознания личности в сфере физической культуры и спорта.
Целью курсовой работы является рассмотрение аспектов самопознания личности в сфере физической культуры и спорте.
Задачи:
- изучить теоретические основания самопознания личности и спорта;
- проанализировать аспекты самопознания личности в сфере физической культуры и спорта;
- выявить отличительные особенности самопознания личности в сфере физической культуры и спорта.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ САМОПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 1.1. Сущность самопознания личностиСущность самопознания заключается в том, что в отношении личности к себе заложена способность ее самосовершенствования. Познание своих особенностей помогает человеку изменить себя, корректировать свои действия, преодолевать негативное. Психология каждого человека сложна и многогранна, она имеет глубинный пространство.
Самосознание обеспечивает установление равновесия между внешними воздействиями и внутренним состоянием субъекта, определяет формирование сознательного поведения человека. С одной стороны, она выступает как результат развития личности, с другой - как регулятор этого процесса. Итак, самосознание сочетает познания и переживания. В этом проявляется целостность, единство человеческого Я [11].
Чтобы каждый человек открыла себя как неповторимую индивидуальность, осознала свою позицию в социальном окружении, где она живет, нужно познать себя. Психологическое значение самосознания заключается в том, что каждый человек не только познает, но и творит сама себя, утверждает свою самоценность, право на саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Через самопознание происходит развитие личности.
В психологии самопознание человека это изучение собственных физических и психических особенностей. Начинается оно с момента рождения и длится всю жизнь. Выделяют два этапа самопознания:
первичный – человек знакомится с собой через других людей, составляя представление о себе полностью с чужих слов;
вторичный – изменение мнения о себе в результате самоанализа, на этом этапе человек уже не полагается на мнение других людей, а определяет себя сам.
Таким образом, познание других людей и самопознание тесно взаимосвязаны. Одно без другого существовать может, но в этом случае представление человека о себе не будет целостным. Цель самопознания не только в получении информации о себе, но и в дальнейшем развитии личности, нет смысла приобретать какую-либо информацию, если нет планов по ее дальнейшему использованию.
Основой самопознания является самонаблюдение с последующим самоанализом. Также в процессе познания себя происходит сравнение себя с какой-либо меркой или другими людьми, и выяснение своих особенностей. На более поздних этапах происходит осознание того, что у любого качества имеются и положительные, и отрицательные стороны. При нахождении плюсов у качества ранее воспринимавшегося как отрицательное, упрощается процесс самопринятия, которое также является важным моментом самопознания [13].
1.2. Роль самопознания в жизни человека
Роль самопознания неоценима также для правильной самооценки личности Повышенная или заниженная самооценка искажает истину и мешает личностному росту.
Человеку свойственно отождествлять и наделять себя определенными качествами, которые приобретаются еще в процессе воспитания и во многом зависят от отношения к нему окружающих. К примеру, человек считает себя занудой или балагуром, начальником, неудачником и начинает вести себя в жизни соответственно. Часто эти определения ошибочны и не присущи истинному характеру или внутреннему состоянию личности, но они превалируют над ней и вносят дисгармонию. Чтобы избавиться от этого, необходимо выявить и обрести контроль над всеми своими субличностями и в дальнейшем идентифицировать себя с теми качествами, которые соответствуют внутреннему миру. В достижении такой внутренней гармонии играет первейшую роль самопознания [7].
Зрелая здоровая личность, посредством самопознания, учится эффективно участвовать в разрешении конфликтов, искать пути, ведущие к истинному благу, понимать собственные глубинные побудительные мотивы и обмениваться в доступной форме полученными знаниями с другими, причем таким образом, чтобы способствовать общечеловеческому единству и прогрессу.
Самопознание позволяет строить отношения между людьми на сотрудничестве, любви и доверии, а это служит залогом безопасного и стабильного будущего всего человечества. Невозможно преувеличить роль самопознания в процессе личностного роста. Оно развивает умения находить творческий подход и новые конструктивные способы решения проблем, основываясь на принципах взаимопонимания, сопереживания и взаимопомощи. Именно эти способности определяют лидера в любом социуме.
В повседневной, обыденной жизни человек занят земными проблемами и совсем не уделяет времени внутреннему развитию, духовному совершенствованию, без которых не возможен процесс самопознания.
Самопознание - это путь к совершенству, способ познать себя. Именно в самопознании и заключается истина существования. Самопознание - это самый лучший путь обретения свободы и счастья.
Люди часто замечают, что происходит вокруг них, обращают внимание на ненужные вещи. Это очень вредно. Нужно хоть иногда заглядывать внутрь себя, слушать свое сердце, обращать внимание на душевное состояние и исследовать себя. Это очень интересное занятие и куда полезнее, чем другие. Человек часто задает себе вопрос «кто я», «где мое место», «в чем заключается смысл существования».
Это очень важные вопросы для каждого человека, для отдельных людей эти вопросы имеют глобальное значение, они важнее всей вселенной.
Только познав себя, человек сможет стать личностью, почувствовать себя счастливым, сделать счастливыми окружающих, тоже помочь им разобраться в себе и понять истину бытия. Без осознания этого процесса человек будет всю жизнь страдать, маяться, в таком случае может возникнуть тревога, переживания, страх, что может привести к мыслям о суициде и приведет к трагическому концу.
Самопознание поможет обрести физическое и духовное настроение, настроиться на позитив, обрести гармонию души и тела, отвлечься от каждодневных проблем и забот, поможет обрести красоту жизни, радоваться ее проявлениям и движениям, избавиться от ненужного, ошибочного и обрести что-то правильное, полезное. Самопознание - это путь к блаженству, счастью, удовлетворению. Поэтому его роль очень велика как для отдельного индивидуума, так и для всего общества, а может быть, и для человечества.
У некоторых людей такой процесс может занять мало времени, произойти неожиданно, мгновенно, моментально. А у некоторых людей может занять годы, десятилетия, даже всю жизнь. Но этот процесс необратим, так как очень важен для всего человечества [3].
1.3. Главные проблемы самопознания
Невозможно исключить такой момент в своей жизни, когда каждый человек рано или поздно начинает задаваться такими важными для себя вопросами: : «кто же Я есть на самом деле?», «Каким Я был и каким могу стать?», «Зачем Я вообще есть?». Кто-то из нас оставляет попытки найти однозначные ответы, кто-то простои их не находит, а если и находит, то остаётся крайне недовольным результатами самоанализа. Потребность в постановке таких вопросов обосновывает существование такого явления исключительно у людей, как самопознание. Но так как процесс самопознания характеризуется философской природой, рано или поздно мы натыкаемся на проблемы самопознание.
Если предложить человеку попытаться охарактеризовать себя, то наверняка он ответит такими фразами как: «Я умный, честный, умею находить общий язык с остальными». Но такими ответами нас может порадовать и любой ребенок. В качестве интересного факта можно сказать, что народы малокультурных обществ вообще затрудняются хоть как-нибудь охарактеризовать себя.
Анализируя проблемы самопознания, очень важно понять, что же мешает нам, что является барьером для этого процесса. Такие барьеры можно разделить на две группы: барьеры, возникающие из-за несовершенства человеческой природы, и барьеры, определяемые личностными особенностями конкретного человека. Таким образом, наиболее общими проблемами самопознания является упорное нежелание человека признать себя частью животного мира, зацикливание на придании себе высших ценностей и права быть венцом природы.
Если затронуть немного психологии, то проблемы самопознания можно напрямую связать с боязнью обнаружить в своей личности что-то ужасное, отталкивающее, то что может пошатнуть уверенность в себе. Также актуальна теория о том, что для личности важнее оценить себя в соответствии с запросами социума, чем попытаться познать себя как есть на самом деле [17].
Особое значение проблемам психоанализа придается в гуманистической психологии. В данном разрезе самопознание представляется как способность стать тем, кем ты можешь быть, а не тем, каким тебя хотят видеть другие. Подавление Реального Я Идеальным Я приводит к развитию чувства дискомфорта, тревоги, тем самым отрицая реальное представление о себе.
Очевидно, что описанные здесь проблемы самопознания не являются исчерпывающим перечнем. Каждый озадачен индивидуальным барьером, препятствующего самопознанию. И для решения таких проблем следует искать индивидуальные способы, например, педагогическая помощь, самовоспитание у себя способности к самопознанию, стараться преодолевать свои страхи и защиты [22].
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
2.1. Физическая культура и спорт в жизни человека
В условиях развития технического прогресса с появлением компьютеров, смартфонов и прочих «девайсов», облегчающих труд и повседневную жизнь человека, физическая активность людей резко сократилась по сравнению даже с ближайшим прошлым десятилетием. Это ведёт к постепенному снижению функциональных способностей человека, ослаблению его скелетно-мышечного аппарата, изменениям в работе внутренних органов — изменениях, к сожалению, в худшую сторону. Недостаток движения и энергозатрат приводит к сбоям в работе всех систем (мышечной, сосудистой, сердечной, дыхательной) и организма в целом, способствуя возникновению различных заболеваний.
Без движения не то, что сложно жить, без него жить практически невозможно. На сегодняшний день активное время препровождение входит в распорядок дня почти каждого человека. Физкультурой занимаются все : взрослые и дети, мужчины и женщины. Даже те, кто управляют нашей страной и не имеют свободного времени, серьёзное место отводят тренировкам. Спорт - это также отличное средство для борьбы со стрессом. Однако, требуются огромные усилия и отдача. Возможно поэтому люди часто ищут всевозможные причины, благодаря которым можно спокойно сидеть перед телевизором вместо того, чтобы укрепить свое здоровье [9].
Потребности в физической культуре — главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей, играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке, в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др. Потребности тесно связаны с эмоциями — переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение — отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.
Человек, занимающийся спортом, совершенно по-другому смотрит на жизнь, иначе воспринимает себя в обществе, чувствует себя более уверенным и сильным, забывая о проблемах со здоровьем, больше нравится себе, так как обретает идеальные формы. Он начинает по-настоящему радоваться жизни и получать от этого удовольствие. Спорт — это совершенный способ развлечения, это один из основных способов выражения таланта, это деятельность, которая не может быть отделена от нашей повседневной жизни, а иногда это и вовсе является самым эффективным способом понижения стресса и напряжения.
Думается, нет необходимости объяснять, что лучше не бегать за здоровьем в 40 - 60 лет трусцой, а лучше постоянно заниматься физическими упражнениями. Эти занятия должны войти в привычку, как мытье рук и лица, как чистка зубов. Если считать занятия физическими упражнениями второстепенным делом, то задачи оздоровления людей не решим.
И еще хочется отметить - движения, состязания, самоутверждение -естественная суть физической культуры и спорта. Они помогают человека раскрыть свои внутренние резервы, природный потенциал и возможности, о которых мы не догадываемся. И не надо забывать о том, что здоровье одно, и дается на всю жизнь. Поэтому, беречь его надо, как и жизнь свою.
Вот почему столь важным оказывается влияние спорта на здоровье человека. Физкультура и спорт иногда становятся единственными доступными человеку формами двигательной активности, с помощью которых удовлетворяется природная потребность человека к движению и нагрузкам [23].
2.2. Развитие личности под воздействием физической культурой и спортом
Социализация спортсмена. Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Придя в спортивную секцию или школу, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходя щую позицию. Для юного спортсмена тренер также играет одну из ведущих ролей. Ровесники, напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители и тренер. В каком-то смысле, с одной стороны - ровесники, а с другой - родители и тренер воздействуют на юного спортсмена в противоположных направлениях. Тренер в данном случае усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов [21].
Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Нами уже отмечалось, что спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях профессионального спортсмена [13].
Социальная ответственность спортсмена. Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Ему по силам решение необычайно широкого круга задач, начиная с укрепления здоровья населения, отвлечения молодежи от пагубного влияния улицы, удовлетворения спроса на зрелищные услуги, экономических стимулов, защиты чести страны, формирования патриотизма и т.д. Многообразие социальных функций стало основанием для классификации и типологии разновидностей спорта, среди которых явно сформировались следующие направления:
массовый спорт (народный, ординарный, "спорт для всех");
спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт);
профессиональный (коммерческий) спорт.
Каждый, кто связывает свою жизнь со спортом, решает индивидуальные
задачи в рамках тех возможностей, которые содержатся в той или иной разновидности спорта.
Так, массовый спорт позволяет человеку независимо от возраста сохранить здоровье, интересно проводить свободное время, разнообразить досуговую деятельность. В то же время, занимаясь массовым спортом, важно помнить о социальной ответственности, рационально совмещать образовательную, трудовую и спортивную деятельность. Особенно это касается юных спортсменов. Необходимо найти оптимальный вариант для совмещения обучения в образовательной школе и спортивной подготовки [10].
Основные элементы как социокультурный аспект социализации личности, где спорт выступает как среда физической активности и специфически воспитательный фактор, так как он является социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения. А как социальный институт он формирует определенные "профессиональные статусы", в которых каждая личность, занимаясь спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности.
Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения [8].
Характер спорта резко меняет социокультурный смысл формирования личности в зависимости от "модели поведения" человека до "смысла успеха", которую он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях, приближенных к реальным поведенческим образам.
Спорт как социальный фактор как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни [19].
2.3. Особенности спорта и мотивация в спортивной деятельности
Спорт – это уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человеком и человечеством. Общепризнанно связывать спорт с соперничеством, под которым понимается борьба между людьми, между человеком и природными явлениями и человека с самим собой. Ныне содержание понятия спорт лишь отчасти соответствует этому определению, в настоящее время доминирует – результат, сравнение результатов в соревновании, хотя для зрителей первоначальный смысл сохраняется и спорт остается зрелищем [1].
Спорт – очень сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на становление личности не однозначно. Поэтому сами спортсмены видят в спорте, ценят в нём то одну, то другую его сторону. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают и осмысливаются спортсменами по-разному.
Мотивация спортивной деятельности (по Гогунову Е.Н.):
I. Непосредственные мотивы спортивной деятельности
1.Потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;
2.Потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, быстротой, гибкостью, ловкостью;
3.Стремление проявить себя в трудные, даже экстремальных ситуациях;
4.Стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы;
5.Потребность в самовыражении, стремление к общественному признанию, славе.
II. Опосредованные мотивы спортивной деятельности
1.Стремление стать сильным, здоровым;
2.Стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической деятельности;
3.Чувство долга;
4.Потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности;
5.Занятие спортом как профессиональная карьера [6].
Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. Это очень важно. Ещё в 1927 году, в первой отечественной монографии, посвящённой психологии физической культуры, профессор А.П. Нечаев писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность - мускульными пороками» [12].
Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других.
Спорт наряду с живописью, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство - одна из прекраснейших ценностей жизни. Так говорят даже философы, и их слова созвучны с суждениями спортивной общественности. Многие говорят, что высший смысл спорта в раскрытии способностей человека. И не только физических. Спорт делает человека естественнее, ближе к тому идеалу, когда сглаживается жестокое противоречие с мудростью природы, наделившей всё живое радостью жизни. Эта мысль близка к философскому обобщению человеческого бытия [18].
«Десять лет, проведённых в большом спорте, - рассказывает о себе известный горнолыжник Жан-Клод Килли, - были годами борьбы. Я столкнулся со всем, что формирует характер. Были тяготы и лишения, радости побед и горечь поражений, узнал я и самое прекрасное, что есть на свете, - людскую дружбу».
И эти слова прямо дополняют высказывание замечательного гимнаста Юрия Титова. В одном из своих выступлений он заявил: «Ведь это и есть, пожалуй, самое интересное в спорте – душевные, товарищеские отношения между людьми, тут прямое проявление высших нравственных достоинств человека. А чего стоит, например, борьба атлета за самого себя, за собственные возможности, за преодоление, казалось бы, недосягаемых рубежей?..».
В спорте объект труда – сам спортсмен. Но сам спортсмен – субъект труда. В любой работе объект лежит вне субъекта. Токарь обтачивает деталь. Токарь – субъект, деталь – объект труда, на который направлена деятельность субъекта. Спортсмен совершенствует свою силу, выносливость, гибкость, т. е. себя самого, своё умение делать движения быстро, точно, сильно. Спортсмен работает над собой. Спорт – деятельность, где сливаются воедино субъект и объект деятельности [10].
Во – первых, то, что спортсмен обязательно должен узнать о самом себе как можно больше, точнее и полнее. Это совсем не просто, не всегда интересно, иногда – страшновато. Это – работа трудная, кропотливая.
Спортсмен занимается самопознанием по необходимости. Без самопознания ему не обойтись. Ведь он объект своего труда. Скульптор знает особенности мрамора, глины, бронзы, дерева; художник – свойства акварели, масла, пастели, гуаши, бумаги, холста; портной – отличие чистой шерсти от тирилена, льняного полотна от ткани с нейлоном. И так – везде. Мастер – это тот, кто знает своё дело, знает объект своего труда.
В высказываниях представителей разных социально-политических систем много общего. Все больше спортсмены, кроме борьбы, столь характерной для спорта, видят в нём искренность отношений, дружбу и доброжелательность между людьми. Это не случайно. Спортивная, особенно соревновательная деятельность – личностно значима, трудна. Она требует больших и физических сил. В жестоком соперничестве, безусловно, полнее и ярче, чем в обыденности, проявляется и всякая человеческая личность, и каждая черта характера. Тут напряженнее выступают чувства, полнее проявляется воля. Именно, когда тебе трудно, ты весь раскрываешься в порыве. Следовательно, спорт для человека – могучее средство самопознания, самовыражения, самоутверждения, самореализации [6].
С тех пор как Олимпийские игры в Лос-Анджелесе 1984 г. впервые в истории олимпийского движения прошли с серьезным коммерческим успехом, лицо мирового спорта изменилось окончательно и бесповоротно. Политическое противостояние СССР и США – или блока Варшавского договора и НАТО – оказало серьезнейшее влияние не только на политическую жизнь планеты, но и на все отрасли человеческой деятельности, в том числе и на спорт. После бойкота Московской Олимпиады 1980 г. в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан и ответного неучастия спортсменов из стран социалистического блока в Олимпиаде в Лос-Анджелесе стало понятно, что для нормального развития спорта в мире следует искать какие-то новые стимулы. Собственно, искомое решение как раз и было найдено в Лос-Анджелесе, но, правда, для спасения олимпийского движения тогдашнему президенту Международного олимпийского комитета Хуану Антонио Самаранчу пришлось фактически предать забвению основополагающие принципы барона Пьера де Кубертена. Основатель современного олимпизма в начале ХХ в. никак не мог предположить, что спорт станет мощной индустрией зрелищ и суперсовременной разновидностью шоу-бизнеса. Следствием этого стал допуск на Игры профессиональных спортсменов, резкий взлет гонораров и призовых выплат и вообще безудержная коммерциализация мирового спорта вообще и Олимпийских игр в частности. В частности обладатели медалей Олимпиады в Турине получили в подарок внедорожники японского производства [17].
По словам президента ОКР Леонида Тягачева, этот подарок был давно обещан спортсменам, и он очень рад, что все обещания выполнены.
"Спортсмены заслужили эти прекрасные автомобили. Очень хорошо, что все обещания перед ними выполнены. Теперь каждый, кто завоевал медаль в Турине, будет ездить на шикарном внедорожнике и с новыми силами готовиться к Ванкуверу. А тот, кто приехал с Олимпиады без медали, получил новый стимул - получше тренироваться перед следующей Олимпиадой", - заявил Тягачев.
Олимпийцы при виде дорогих подарков не скрывали радости и сразу же уселись за руль новых автомобилей - Lexus и Toyota Land Cruiser. При этом на машинах золотых призеров красовались специфические номера. В числовой части номера машины, принадлежащей олимпийскому чемпиону, помещены цифры "001". Номер автомобиля серебряного призера Турина содержит "002", бронзового - соответственно "003".
"Это сделано для того, чтобы каждый россиянин видел, что мимо него проезжает обладатель олимпийской медали", - пояснил Тягачев.
Спортсмены также оценили идею с номерами. "Был приятно удивлен, когда увидел номерной знак своего автомобиля. Очень приятно такое внимание", - заявил Олимпийский чемпион по лыжным гонкам Евгений Дементьев [18].
Хорошо это или плохо? С одной стороны это хорошо, ведь человек получает возможность зарабатывать на жизнь, занимаясь любимым делом. Но с другой точки зрения деньги развращают спортсмена, появляется нечестность состязаний, возникают допинговые скандалы и как следствие деградация спорта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы сказать, что спорт - это большая школа воспитания и испытания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность сильно помогает человеку справляться с трудностями, воспитывает веру в свои силы, а также честолюбие, инициативу, трудолюбие, терпение, хотя иногда случается и обратное - если человек терпит частые неудачи, то и самооценка у него существенно понизится. Но большинство людей, более-менее профессионально занимавшихся спортом утверждает, что именно спорт сделал их личностью. Еще спорт - очень хороший вид досуга - миллионы людей не мыслят своих выходных без просмотров матчей любимой команды.
В ходе курсовой работы были сделаны следующие выводы:
1)Были изучены теоретические основы и механизм самопознния личности, где было выявлено, что он представляет собой совокупность различных процессов – от физического развития до развития высших форм творчества. Это процесс познания себя, осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, реализация своих ценностей. Процесс самопознания предполагает наличие ориентира – потенциала самопознания, и актуального, имеющегося уровня достигнутого самопознания. Удовлетворенность самопознанием является ощущением того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая часть жизни. То есть это субъективная оценка достигнутого самопознания.
2)Были проанализированы аспекты самопознания личности в сфере физической культуры и спорта. Мотивация спортивной деятельности - особое состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата. Причем спортсмен есть одновременно и субъект и объект собственной сознательной и целенаправленной деятельности. Мотивация же занимает особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности, побуждающая человека заниматься спортом. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели.
3)Были выявлены отличительные особенности самопознания личности в сфере физической культуры и спорта:
•спортивная деятельность может изучаться как самопознание личности в спорте, которая объективно проявляется в спортивных достижениях, уровень которых выступает условием субъективной удовлетворенности самопознания;
•в мотивации спортивной деятельности может быть выделено два типа – индивидуальная и социальная, причем социальная мотивация в большей степени способствуют самопознанию в спорте, чем индивидуальная.
В современной жизни важно создать такие условия, которые бы обеспечивали адекватность представлений человека о самом себе, «научили не получать больше, а быть чем-то большим», позволяя личности выступать подлинным субъектом собственного развития и деятельности. Необходимо содержательное, психологически грамотное знакомство спортсменов со смыслом, назначением, профессионально значимыми ценностями спортивной деятельности, расширяя тем самым их представление о возможностях самопознания в избранной деятельности.
Список литературы
1.Берман М. Я. Соотношение структур ценностных ориентаций, самооценки и оценки других людей Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов./ М. Я. Берман // Краснодар: Изд. Кубанского ун-та, 1975, - с. 63-64.
2.Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б. А. Вяткин М. // - М.: Физкультура и спорт, 1978. – 134 с.
3.Джаумаев А. Д. Теоретические основы физической рекреации как составной части физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук / А. Д. Джаумаев // 2005.-21 с.
4.Дикунов A. M. Педагогическое мастерство / A. M. Дикунов // Учебное пособие для института физ.культуры. Омск: ОГИФК, 2004. - 124 с.
5.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. / Е. П. Ильин // – СПб.: Питер, 2000. – С.15
6.Камю А. Проблема человека в западной философии. / А. Камю // М., 1988. – с.98.
7.Козырева О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография / О. А. Козырева. // – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с.
8.Козырева О. А. Культура самостоятельной работы студентов / О. А. Ко¬зы¬рева // Известия Южного Федерального университета. – 2007. – №2. – С.184-192.
9.Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография / О. А. Козырева. // – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 374 с.
10.Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия / О. А. Козырева // Педагогическое образование и наука. – 2009. –№9. – С.79-83.
11.Козырева О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. // – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с.
12.Купчинов Р. И. Физическое воспитание: учеб. пособие для студ. подготовительных учеб.-тренировочных групп учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Р.И. Купчинов. //– Минск: ТетраСистемс, 2006. – 352 с3.
13.Курбатов В. И. Обществознание. Учебник / В.И.Курбатов. //- Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 512 с.
14.Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. / Д. А. Леонтьев // - СПб.: Питер, 2000. - С. 372-377. 156.
15.Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта. Учеб. пособие/ Л. И. Лубышева //- М.: Академия, 2004.-240с.
16.Майерс Д. Социальная психология. / Д. Майерс //– СПб.: Питер, 1998. – 688 с.
17.Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. / В. Н. Платонов //- Киев: Олимпийская литература, 1997.
18.Родионова А. В. Психология спорта высших достижений / Под ред. А. В. Родионова. // - М. : ФиС, 1979.
19.Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. / А. Ц. Пуни // – М.: Физкультура и спорт, 1959. – 220 с.
20.Сараф М. Я. Спорт и культура (исторический анализ) / М. Я. Сараф // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 2007. - Вып. 1. - С. 51-83.
21.Скрипко, А. Д. Технологии физического воспитания / А. Д. Скрипко. // – Минск: ИСЗ, 2003. – 284 с.
22.Файнбург З. И. Самоутверждение личности в спорте: спорт и личность. / З. И. Файнбург // М.: Молодая гвардия, 2000. - С. 203-212.
23.Фурманов, А. Г. Оздоровительная физическая культура: учебник / А. Г. Фурманов, Т.В. Юспа. // – Минск, 2004. – 526 с.
24.Шапкова JI. B. Функции адаптивной физической культуры: Учебное пособие/ JI. B. Шапкова // СПб ГАФК им. П. Ф.Лесгафта. СПб.; 2002. - 82 с.