ФРАНЧАЙЗИНГ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье рассматриваются вопросы формирования стратегии развития туристских предприятий посредством франчайзинга. Анализируются основные цели франчайзеров и виды франчайзинга, механизмы которых за последнее десятилетие показало эффективность данного инструмента в отечественной экономике.

На современном этапе индустрия туризма является динамично развивающейся отраслью. Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий, вовлечение в сферу туристической деятельности значительной части населения, развитие конкуренции, внедрение современного оборудования и прогрессивных технологий, обусловили потребность в новых подходах к организации коммерческой деятельности и технологических процессов на предприятиях в развитии частной инициативы и предпринимательства.

За рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Одной из таких популярных форм интеграции малого и крупного бизнеса является франчайзинг. Именно франчайзингу, как мощному инструменту привлечения реальных инвестиций в экономику страны, создания рабочих мест, формирования малого и среднего бизнеса, отводится одна из ведущих ролей в современной экономике России.

В соответствии со Стратегией РАФ, франчайзинг должен стать основным механизмом мультипликации субъектов и объектов малого и среднего бизнеса, инструментом развития крупных компаний, драйвером роста экономики, модернизации и инновационного развития.

Стратегии РАФ на 2015-2017 годы определила следующие целевые показатели:

  • увеличение франчайзинговых объектов в России в 3 раза - до 120000 точек продаж;

  • увеличение действующих франчайзинговых концепций до 2500 брендов;

  • увеличение доли российских концепций до 75%;

  • увеличение числа объектов российских концепций за рубежом до 5000 точек продаж.

По темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. По информации Российской Ассоциации Франчайзинга, лидером франчайзинга является розничная торговля (57%) и общественное питание (около 16%), остальные отрасли сферы услуг составляют 25% от общего количества действующих франчайзеров (владельцев франшиз) [1].

Таким образом, подавляющее большинство франчайзинговых предприятий в России относится к сфере услуг, а не к производству, что соответствует сложившейся мировой тенденции. Примечательно, что франшизы российских компаний составляют 62% отечественного рынка франчайзинга, среди них порядка 45% — это молодые предприятия, работающие в этой сфере менее 5 лет, что говорит о растущем интересе к данному способу организации бизнес-отношений.

Однако статистика и отдельные примеры неудачных внедрений систем франчайзинга и обанкротившихся франчайзи, говорят об ошибках в стратегическом планировании, что обуславливает выбранную нами проблематику и актуальность разработки стратегий франчайзинга, в частности с учетом особенностей сферы туристских услуг.

В настоящее время франчайзинг получил чрезвычайную популярность в развитых странах. В этой связи все бoлее актуальным становятся задачи, связанные с осмыслением специфики франчайзинга как особой формы хозяйствования и кaк механизма формирования стратегии развития сетевых организаций.

Франчайзинг в настоящее время получает все большее распространение в России и нуждается в выработке комплексного знания о нем. Что и предопределило выбор темы исследования, цели исследования, а также необходимость постановки и решения следующих задач:

  • изучить сущность и характерные особенности франчайзинга;

  • выявить специфические характеристики механизма взаимоотношений делового партнёрства в системе франчайзинга;

  • раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России;

Сегодня растущий мировой рынок франчайзинга считается одним из самых перспективных. Франчайзингoвые фирмы, успешно функционирующие в 80 странах, создают около 13% валового национального продукта. Есть основания полагать, что в скором времени более половины розничных продаж будет осуществляться торговыми точками в рамках системы франчайзинга.

Мировым лидером и родоначальником современного франчайзинга являются США. В 2009 году в США уже было создано около 900 тысяч франчайзинговых компаний. Среди самых известных, популярных и активных американских франчайзеров, функционирующих в сфере услуг можно назвать «Америка Центр» (услуги), «А-15» (прокат автомобилей), «Баскин Роббинс» (мороженое), «Бургер Кинг» (быстрое питание). В европейских странах лидирующие позиции по распространению франчайзинга занимает Франция, затем Германия и Великобритания [2].

В России такой способ организации бизнеса вошел в практику лишь в 1995 году. При этом, только в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, то есть в среднем по 10 новых франшиз в год. При этом улучшается качество франшизных предложений, а технологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески выгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга [3].

Таким образом, франчайзинг - явление объективное, которое сложилось исторически и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. В последнее время все больший интерес у производителей и торговых компаний вызывает франчайзинг как способ создания стабильной и гибкой сети розничных магазинов. Особенно привлекает российские компании возможность открывать новые агентства в рамках франчайзинга, не отвлекая собственные средства. Первые итоги работы франчайзинговых проектов на розничном рынке свидетельствуют о том, что самые успешные компании прошли лишь часть пути в этом направлении, а попытки многих других пока не увенчались успехом.

Наиболее наглядно отношения в системе франчайзинга показывает рис. 1.

Организатор франчайзинговой сети сбыта – франчайзер (большое предприятие), который владеет определенной торговой маркой и ноу-хау, - предоставляет франчайзи - малому предприятию, входящему в франчайзинговую сеть – право на ведение дела под его торговой маркой, фирменный дизайн, маркетинговые технологии и определенный набор товаров и услуг. Франчайзи, который является независимым хозяйствующим субъектом, обязуется перед франчайзером соблюдать установленные стандарты качества продукции и услуг, а также технологии производственных и обслуживающих операций, выплачивать соответствующее вознаграждение и предоставляет франчайзеру право его контролировать. Рисунок 1[4].

Рис.1. Схема взаимодействия в системе франчайзинга

Безусловным лидером распределения франшизных систем по видам деятельности является торговля (которая занимает 48% рынка франчайзинга), что наглядно демонстрирует рисунок 2. Перекос в сторону розничной торговли сохраняется и это не является нашей какой-то исключительной особенностью. В Италии и Франции, например, как и в России, в формате франчайзинга главенствует сфера розничной торговли, только с еще большим преобладанием. В этих странах лидирует франчайзинг в сфере фэшн-ритейла. Если в России, франчайзинг в сфере розничной торговли занимает чуть больше 50 % (включая и продовольственный ритэйл), то в Италии больше 65 % (только фэшн-сегмент).

Таким образом, условия рынка диктуют, в каком из сегментов выгоднее развиваться, которые отражены на рисунке 2 [5].

Рис. 2. Распределения франшизных систем по видам деятельности.

Как видно, перспективы развития франчайзинга в России очень велики, поскольку рынок далек от насыщения, особенно в регионах, а сетевой бизнес именно в форме франчайзинга доказал во всем мире свою эффективность. Следует отметить, что именно в крупных странах с большим количеством регионов, разбросанных на большие расстояния, франчайзинг с его системой регионального развития, основанной на так называемых «мастерских» франшизах, получил огромную популярность.

Например, исследуемое нaми туристское агентство ООО «Малина-тур Волгодонск», подписав франчайзинговый договор, имеет возможность не только работать от имени Malina Tours, но и имеет доступ к проверенным, эффективным методикам ведения бизнеса, постоянную поддержку головного офиса агентства и непосредственное участие в развитии компании, включая управленческий ресурс, рекламу, тренинги для персонала, а также документооборот и IT. ООО «Малина-тур Волгодонск» имеет возможность также работать с большим количеством надежных и хорошо зарекомендовавших себя туроператоров.

Сеть туристических агентств Malina Tours имеет интересный и очень удобный корпоративный сайт, где можно найти информацию об адресах агентств сети в городах России. Сайт создан с превосходной веб-графикой, с поисковой системой по турам (более чем 180 крупнейших туроператоров, более чем 2 585 500 000 пакетных туров, более чeм 402 горящих авиабилетов), самой полной отельной базой, где клиент может заказать ж/д и авиабилет, может быстро и самостоятельно подобрать себе необходимый тур, забронировать отель, заказать доставку турпутевки в офис или домой, узнать больше информации об интересующей его стране и масса других удобных возможностей.

Одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности турфирмы является уравновешенный баланс элементов управления, обязанности, ответственности, прав, воли работников, то есть структура организации.

Как известно, наиболее приемлемой организационной структурой является та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников на производство конкурентоспособных услуг. Структура организации и управления турфирмой определяется задачами и стратегией компанией, но, как правило, на первом этапе имеет руководителя-основателя, отделы посреднических операций, маркетинга, рекламы и бухгалтерии.

ООО «Малина-тур Волгодонск» представляет собой сеть туристических агентств Malina Tours в которую входят представители нескольких офисов в городах: Ростов-на-Дону, Москва, Астрахань, Батайск, Каменск-Шахтинский, Нальчик, Нижний Новгород, Новочеркасск, Ставрополь.

Центральный офис в городе Ростове-на-Дону Ростовской области. Malina Tours обладает успешным опытом построения развитой региональной сети, является надежным партнером и хорошим наставником во всех вопросах туризма. Компания постоянно расширяет свое представительство в России и СНГ, предлагая сотрудничество по системе франчайзинг.

Сеть туристических агентств Malina Tours по договору франчайзинга предоставляет агентствам:

  • работа под зарекомендовавшим себя брендом и логотипом;

  • всесторонняя поддержка в процессе подготовки к открытию офиса;

  • первоначальное обучение-стажировка сотрудников потенциального франчайзи в головном офисе Malina Tours, а также помощь в подборе персонала;

  • возможность знакомства с работой уже действующих агентств сети, изучать их опыт, получать представление о специфике ведения бизнеса в сфере туризма;

  • повышенная комиссия по списку приоритетных туроператоров;

  • использование корпоративного сайта без оплаты, IT сопровождение, программное обеспечение офиса;

  • сотрудничество по продажам ж/д и авиабилетов по ценам сети;

  • рекламная кампания, предоставление выставочных площадей на сезонных выставках, наборы сувенирной и рекламно-информационной продукции;

  • поддержка центрального офиса сети и помощь в консультировании по юридическим и финансовым вопросам;

  • возможность предоставления бесплатного рекламного баннера на главной странице корпоративного сайта, создание дополнительной персональной страницы франчайзи на сайте компании с контактной информацией представительства;

  • возможность оказания туристам дополнительных услуг сети Malina Tours;

  • отсутствие первоначального взноса.

Таким образом, франчайзинг является одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся видов бизнеса. В будущем, по словам Александра Майлера, президента Российской Ассоциации Франчайзинга, отечественные франчайзеры должны занять 70% рынка.

Тем не менее, к сожалению, можно констатировать, что темпы развития франчайзинга в России относительно невелики по сравнению с развитыми странами. Что же мешает развитию российского франчайзинга, а также широкому выходу зарубежных франшизных компаний на российский рынок?

В числе специфических и негативных явлений, препятствующих эффективному формированию российского рынка франчайзинга, можно назвать следующие элементы реальной общей предпринимательской практики:

  • несовершенство законодательства;

  • отсутствие в предпринимательских кругах серьезных знаний о франчайзинге;

  • практика ухода от налогов и обыденность применения "теневых" операций;

  • практика невыполнения обязательств между партнерами;

  • излишняя бюрократическая регламентация бизнеса и взяточничество (Рисунок 3.)

Рис.3 Факторы, препятствующие развитию Франчайзинга в России

Для ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса необходимо принять закон о франчайзинге, внести соответствующие изменения в 54 главу ГК РФ и включить в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга. При этом созрела необходимость обеспечить систему налоговых льгот для франчайзи и предоставления возможности применения им упрощенной системы бухгалтерского учета. Важным является и создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центральной части , но и по всей России.

Список литературы

  1. Российская Ассоциация Франчайзинга. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:

http://ru.rusfranch.ru (дата обращения: 22.02.2016).

  1. Боровская И.Л.,Сараханова Н.С.// практикум Международный менеджмент – СПб. : Изд-во СПб ГУЭФ, 2011. – 51 с.

  2. Панюкова В.В. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - журнал № 2. С. 75-80.

  3. Земляков Д. Н., Макашев М. О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учеб. Пособие для вузов. - м.: юнити-дана, 2003. - 142 с.

  4. Майлер А. Франчайзинг как наиболее успешная система развития малого бизнеса в мире. Актуальные мировые тенденции франчайзинга.//Клуб Франчайзинга.-2010.- № 1. – С.

Просмотров работы: 1398