КОРРУПЦИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ, СОПРОВОЖДАЮЩЕЕ ИНСТИТУТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОРРУПЦИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ, СОПРОВОЖДАЮЩЕЕ ИНСТИТУТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Этимология термина «коррупция» подробно исследовалась рядом зарубежных и российских ученых-правоведов. Сам термин в современном понимании происходит от немецкого слова «korruption», производного от латинского «corruptio», то есть – порча, совращение, извращение, разложение. Первоначально в Древней Греции в IV–I веках до н. э. под коррупцией понимались бытовые явления. Позднее этот термин получил социальное звучание и означал более тяжкие по своим последствиям антиобщественные действия, наказуемые в судебном порядке: упадок нравов, фальсификация результатов, подкуп и др. В Древнем Риме термин «corrumpere» наряду с иными нарушениями права обозначал аморальное поведение, подкуп судьи.

Нам думается, что более аргументированной представляется точка зрения, согласно которой рассматриваемый термин произошел от сложения латинских слов «correi» – несколько участников одной из сторон обязательственного отношения, предметом которого является единственный предмет, и «rumpere» – ломать, повреждать, нарушать. В результате их слияния появился новый термин – «corrumpere», означавший участие нескольких лиц в «порче», «повреждении» нормального хода судебного процесса и процесса управления делами общества. Таким образом, нарушение порядка дел в суде и государстве становилось возможным в итоге деятельности одной стороны, а не двух, хотя бы и вступающих между собой в сделку.

Развитие юридической техники и законодательное закрепление меры борьбы с коррупцией получили в период возникновения централизованных государственных образований, нуждающихся в регулировании деятельности формирующегося аппарата чиновников. Безусловно, что эволюция правовой мысли неразрывно связана с развитием религии, политики и культуры. Следствием этого явилось сосредоточение нормативных предписаний и правовых взглядов не только в кодифицированных правовых актах, но и в религиозных писаниях, литературных источниках и др.

В дошедших до нашего времени законах вавилонского царя Хаммурапи, наставлениях египетских фараонов XVIII династии (XVII–XVI века до н. э.) антикоррупционные ограничения в первую очередь относились к судьям и военным начальникам.

Антикоррупционные предписания и рекомендации содержатся в Библии: законах Моисея (Ветхий завет, 2 книга Моисея, Исход), Книгах премудрости Соломона и пророка Исайи. Многочисленные примеры взяточничества и злоупотребления полномочиями можно найти в Новом завете.

Следует признать, что коррупция появлялась в любом государстве, независимо от формы правления и религии. Одним примером развития юридической техники и законодательного противодействия коррупции являются римские Законы XII таблиц, законодательство Индии и ранних мусульманских государств.

Средневековые государства, их светские и духовные власти не менее древних нуждались в надежном государственном аппарате, способном обеспечить управляемость системы. Одним из наиболее важных инструментов поддержания порядка являлись чиновники, выполнявшие судейские функции и имевшие для их реализации широкий объем полномочий. Злоупотребление должностными полномочиями и их ненадлежащее исполнение вносило разлад в работу государственного механизма и подрывало верховную власть. Это вынуждало вносить в законы, регулирующие деятельность этих лиц, нормы, предупреждающие коррупцию либо карающие за нее. Подобные предписания имелись в Баварской и Салической правдах, Капитуляриях Карла Великого о королевских посланцах (802 г.) и отправлении правосудия (811-813 гг.), Эклоге (726 или 741 гг.) византийских императоров Льва III и Константина V. Наиболее яркие примеры антикоррупционных предписаний содержатся в английских Вестминстерских статутах (1275 и 1285 гг.), французских ордонансах (1357 и 1498 гг.) и германской Каролине 1532 г.

Не менее уникальный опыт развития юридической техники и формирования правовых средств борьбы с коррупцией накоплен как русским и российским дореволюционным (до 1917 г.) законодательством, так и советским правом. Значение российского опыта заключается в том, что осознание природы коррупционных проявлений традиционно в России основывалось на понимании их системной взаимосвязи, что предопределило системность подхода к борьбе с ними.

Не имея возможности в рамках данной статьи рассмотреть в полном объеме историю развития отечественного антикоррупционного законодательства, необходимо отметить следующее. Отсутствие практического опыта демократии, чрезвычайное усиление с XVII века единоличной власти монарха, формирование и длительное существование абсолютной монархии определили национальные особенности коррупции в нашей стране. Отдельными монархами предпринимались попытки выявить и устранить причины коррупции, обуздать ее, для чего ими использовался правовой и организационный инструментарий. Однако всякий раз эта борьба носила характер компании и существенного влияния на распространенность в российском обществе оказать не могла. Кроме того, многолетние традиции чинопочитания, зависимость населения от чиновничества, отсутствие развитого гражданского общества обусловили не только размах и масштабность коррупции в дореволюционной Российской империи, но и ее существование на многие годы вперед.

Обобщая сказанное, необходимо отметить:

1. Коррупция как социально-политический феномен появляется с разделением труда на управленческую и производительную разновидности и развивается с дальнейшим самостоятельным существованием разнотипных социальных слоев, обладающих разными возможностями присваивать общественные ресурсы.

2. В силу высокой адаптивности коррупция способна существовать в любом обществе, меняться вместе с ним и легко приспосабливаться к любому государственному устройству и режиму. Кроме того, она носит многоплановый характер и затрагивает каждое общество независимо от уровня развития и сложности его иерархической структуры.

3. Универсальный характер коррупции дает возможность выработать единое для всех стран понятие, разработать стандартные меры по борьбе с нею, а также разработать механизмы их применения (с некоторой адаптацией к национальным особенностям и традициям).

4. На основе исторического опыта выработать наиболее целесообразные методы использования средств и приемов юридической техники.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что в современном российском обществе масштабы коррупции в системе государственного управления достигли размеров, угрожающих национальной безопасности.

По оценкам Transparency International, наблюдается такая ситуация. За последние годы уровень коррупции в России имеет следующую динамику:

2011 - 143 место, 2012 - 133 место, 2013 – 127 место, 2014 -136 место (Всего в опросе учувствовало 182 страны). Данная статистика показывает, что уровень коррупции в России соответствует уровню коррупции стран третьего мира.

Такая статистика говорит о неэффективность большинства существующих законов антикоррупционного законодательства.

Сложность борьбы с коррупцией состоит в том, что коррупция - это проблема не только криминальная, но и политическая, экономическая, социальная. Несмотря на всеобщее осуждение, декларацию борьбы с ней и обещание политических партий и руководства страны ее искоренить, коррупция продолжает уверенно существовать. Более того, на современном этапе трансформации российского общества появляется больше возможностей для коррупционных действий, последствия которых для социального развития становятся все более опасными. Масштабная коррупция, существующая в России, негативно влияет на репутацию страны в международном сообществе, что препятствует привлечению иностранных инвестиций и создаёт угрозу социальной и экономической безопасности.

На протяжении последних лет было достаточно много публикаций, посвященных противодействию указанным негативным явлениям, в том числе и серьезных монографических исследований (работы А.А. Аслаханова, Б.В. Волженкина, А.И. Долговой, П.А. Кабанова, В.В. Лунеева и некоторых других авторов), которые констатировали факт её наличия и прогрессирования, но практически не было работ, посвящённых комплексному изучению данного вопроса после принятия Закона о противодействии коррупции.

Общеизвестно, что по некоторым экспертным оценкам объем рынка коррупции в нашей стране, сопоставим с доходами федерального бюджета и оценивается в 240 миллиардов долларов.

Сегодня озабоченность государственной власти, вызванная ростом коррупции, нашла отражение в целом комплексе мер, разрабатываемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. Утвержден Национальный план противодействия коррупции, 25 декабря 2008 г. принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», а также разработано и принято огромное число иных нормативно-правовых документов, направленных на сдерживание коррупции в различных сферах жизни общества и государства. Их цель - обеспечить оптимальную (согласованную, эффективную) регламентацию противодействия коррупции всеми возможными правовыми способами и средствами.

Утопические идеи некоторых ученых о том, что коррупцию можно победить полностью – нереальны.

Так как мировой кризис затронул и Россию, с большой долей вероятности уровень коррупции в стране вырастет не менее чем на 4%, т.к. в соответствии с кризисом 2008-2009 годов, уровень этого явления возрос более чем на 4%.

Литература.

  1. А.М. Краснов – «Исторические аспекты развития юридической техники антикоррупционного законодательства»

  2. М.А. Подгрушный – «О совершенствовании антикоррупционного законодательства России»

  3. Ш. Монтескье – «Избранные сочинения»

  4. Г.В. Игнатенко – «Международные уголовно – правовые и уголовно процессуальные вопросы борьбы с коррупцией»

  5. Указ РФ - «О Национальной стратегии противодействия коррупции и о Национальном плане коррупции» - 2010 – 2011 гг.

Просмотров работы: 604