ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Общие сведения о муниципальных образованиях и доходах их бюджетов

Муниципальное образование — часть территории Российской Федерации, в границах которой наряду с государственным управлением осуществляется местное самоуправление для решения только местных вопросов. Местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения. На территории муниципальных образований властные полномочия распределены между органами государственной власти и органами местного самоуправления.1

На сегодняшний день законодательство РФ предусматривает семь основных видов муниципальных образований:

  • Сельское поселение

  • Городское поселение

  • Муниципальный район

  • Городской округ

  • Внутригородская территория города Федерального значения

  • Городской округ с внутригородским делением

  • Внутригородской район

Все эти поселения выделяются на основе общего признака – наличия собственного местного самоуправления. Данный вид административно-территориальных единиц в РФ является важным звеном в системе управления, так как это нижний уровень управления – самый близкий к населению. На данном уровне решаются насущные вопросы жизнеобеспечения граждан.

Экономической основой местного самоуправления являются: местные бюджеты, имущество в муниципальной собственности, имущественные права муниципальных образований2. Также органы местной власти могут создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Объектом исследования выбран местный бюджет, так как он является, по сути, объединением всех доходов и расходов, связанных с имуществом и деятельностью муниципалитетов.

Бюджеты муниципальных образований являются неотъемлемой частью бюджетной системы России. Они представляют собой финансовую основу для выполнения своих функций органами местной власти. С их помощью решаются конкретные местные, можно сказать насущные, задачи, такие как: ремонт местных дорог; улучшение инфраструктуры городов, поселков и других, более мелких поселений; развитие спортивной инфраструктуры в муниципальных образованиях и другие. Местные бюджеты строятся по тому же признаку и по тем же правилам, что и федеральный и региональный бюджеты.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении3:

• формирование денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

• распределение этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления;

• контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти;

Объектом для исследования была выбрана доходная часть бюджетов муниципальных образований и, в частности, ее зависимость от развития малого бизнеса. Взаимосвязь доходов бюджетов и малого бизнеса довольно прочная, так как она основана на налоговых поступлениях от малых предприятий, а налоговая часть доходов в любом бюджете должна являться одной из преобладающих. Однако ситуация на сегодняшний день такова, что бюджеты нижних уровней не могут быть обеспечены доходами подобного рода, в силу слабого развития предпринимательства на их территориях, и несовершенства налоговой системы. На сегодняшний день в доходной части бюджетов муниципальных образований преобладают поступления из вышестоящих бюджетов.

Итак, рассмотрим виды доходов местных бюджетов с теоретической точки зрения, так как именно доходная часть нас интересует в данном исследовании.

Доходы местных бюджетов делятся на:

  • Налоговые

  • Неналоговые

  • Безвозмездные поступления

В свою очередь налоговые доходы включают в себя доходы от местных налогов и сборов, а также от федеральных налогов, зачисляемые в местные бюджеты по нормативам.

Неналоговые доходы включают в себя доходы от использования или продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, оказания казенными учреждениями платных услуг, часть прибыли МУПов, платы за использование лесов и прочие доходы.

Безвозмездные поступления – это средства, получаемые от бюджетов других уровней в виде дотаций, субвенций, субсидий, а также поступления от физических лиц (безвозмездные), иностранных государств и прочие.

Сегодня, по данным специалистов, структура доходов местных бюджетов примерно выглядит следующим образом: 4% - поступления от местных налогов, 40% - поступления от федеральных и региональных налогов, около 45-50% - межбюджетные трансферты, остальная часть – поступления от использования имущества и прочие. Далее мы рассмотрим на конкретном бюджете данную структуру.

Так как тема данной работы – зависимость доходов местных бюджетов от развития малого бизнеса, то наиболее важно рассмотреть именно налоговые доходы, так как они имеют в бюджете большой удельный вес и напрямую зависят от малого бизнеса. Также необходимо будет рассмотреть эффективность использования муниципального имущества и возможность ее повышения путем передачи в аренду и продажи малому бизнесу на льготных условиях.

  1. Анализ доходов бюджета муниципального образования «Городской округ Гусь-Хрустальный»

Итак, налоговые доходы бюджетов муниципальных образований включают в себя:

  1. Доходы от местных налогов – земельного и налога на имущество физических лиц по нормативу 100% в любых видах муниципальных образований

  2. Доходы от федеральных налогов, в том числе по специальным налоговым режимам, по нормативам, установленным бюджетным кодексом РФ для каждого вида муниципальных образований. А также доходы от региональных налогов и сборов, в том числе по специальным налоговым режимам, по нормативам, устанавливаемым органами власти субъектов.4

В данной работе объектом анализа структуры доходов будет городской округ Гусь-Хрустальный, находящийся во Владимирской области. Поэтому приведем нормативы отчислений для этого вида муниципальных образований, находящихся в данном субъекте федерации:

  • НДФЛ – 15%

  • ЕНВД – 100%

  • ЕСХН – 100%

  • государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 БК РФ

  • Патентная система – 100%

Также другие налоговые доходы от региональных налогов и сборов в соответствии с законодательством Владимирской области.

Сначала рассмотрим общую структуру доходов бюджета городского округа Гусь-Хрустальный. Приведем соответствующие данные в таблице 1.

Таблица 1. Общая структура доходов бюджета МО городской округ Гусь-Хрустальный

 

2012

2013

2014

Доходы бюджета, тыс.руб.

897867,8

1036045,2

1065063,5

Налоговые доходы бюджета, тыс.руб.

276609,9

297943,9

285932,7

Налоговые доходы бюджета, %

31

29

27

Неналоговые доходы бюджета, тыс.руб.

79546,2

41600,3

82915

Неналоговые доходы бюджета, %

9

4

8

Безвозмездные поступления, тыс.руб.

541711,7

696501

696215,8

Безвозмездные поступления,

%

60

67

65

Анализ доходов бюджета МО Городской округ Гусь-Хрустальный, как можно видеть из таблицы, показывает, что в период с 2012 по 2014 год доходы бюджета в натуральном выражении выросли.

Однако анализ структуры доходов бюджета показал, что 60-65% доходов бюджета составляют безвозмездные поступления из бюджетов вышестоящих уровней, что негативно сказывается на общеэкономическом состоянии муниципальных образований. Данная проблема вызвана, в частности, политикой бюджетного выравнивания, которая заключается в распределении средств между бюджетами таким образом, чтобы каждый муниципалитет был обеспечен средствами для исполнения расходных обязательств. Однако данная политика не всегда оправдана. Так, в связи с данной политикой, муниципалитеты теряют мотивацию к развитию собственных источников доходов, а именно рационального использования муниципального имущества и, что важно, к развитию малого бизнеса в муниципальном образовании.

В структуре собственных доходов бюджета (налоговые и неналоговые) превалируют налоговые доходы, что отражено в таблице 2.

Таблица 2. Структура собственных доходов бюджета

 

2012

2013

2014

Собственные доходы бюджета, тыс.руб.

356156,1

339544,2

368847,7

Налоговые, %

78

88

78

Неналоговые, %

22

12

22

Как видно из таблицы, доля налоговых доходов структуре собственных доходов бюджета в среднем составляет 80%. Данный показатель говорит о том, что налоговые доходы являются точкой роста. Невысокий уровень неналоговых доходов говорит о низкой эффективности использования имущества муниципалитета.

Учитывая, что тематика работы направлена на зависимость доходов бюджета от развития малого бизнеса на территории муниципального образования, стоит отметить, что именно налоговые доходы являются производной от развития малых предприятий. Рассмотрим структуру налоговых доходов бюджета и представим данные в таблице 3. Также представим таблицу с данными о количестве малых и микро-предприятий в городском округе. Ввиду отсутствия статистических данных о количестве ИП по годам используем усредненное значение. Данные представлены в таблице 4.

Таблица 3. Структура налоговых доходов бюджета

 

2012

2013

2014

Налоговые доходы бюджета, тыс.руб.

276609,9

297943,9

285932,7

НДФЛ, %

57

57

42

ЕНВД, %

27

23

24

Земельный налог, %

13

16

25

Прочие налоги, %

3

4

9

Таблица 4. Количество малых и микро-предприятий, а также ИП

 

2012

2013

2014

Микро-предприятия (до 15 чел)

638

558

538

Малые предприятия (до 100 чел)

150

139

127

ИП

~290

~290

~290

Всего

1078

987

955

Как видно из таблицы, независимо от года в структуре налоговых доходов бюджета играют поступления от НДФЛ (норматив – 15%), ЕНВД (норматив 100%) и Земельного налога (норматив – 100%). Данные поступления напрямую зависят от развития малого бизнеса в муниципалитете, так как ЕНВД – наиболее используемый специальный режим в малом бизнесе, который также формирует львиную долю рабочих мест граждан, с доходов которых уплачивается НДФЛ, а также владеет землями под производствами.

Из таблицы 4 видно, что в Гусь-Хрустальном происходит ежегодное снижение количества предприятий малого бизнеса в среднем на 9% ежегодно. Данный факт обуславливает и снижение поступлений от ЕНВД, как преобладающего режима налогообложения среди ИП и микро-предприятий, а также снижение поступлений от НДФЛ, в связи с потерей рабочих мест ликвидированных предприятий.

Таким образом, анализ доходов бюджета муниципального образования городской округ Гусь-Хрустальный показал стабильно высокую долю (~65%) долю поступлений из бюджетов вышестоящих уровней в совокупности со снижением доли налоговых поступлений и незначительным ростом доли неналоговых доходов. Стоит учесть, что рост неналоговых доходов вызван, прежде всего, продажей имущества принадлежащего муниципалитету, что не всегда является оправданным и требует рассмотрения альтернативных вариантов. Так, например, продажа земельных участков, принадлежащих муниципалитету, организациям, зарегистрированным в других субъектах, или федеральным торговым сетям не всегда целесообразна, так как налоги они платят в вышестоящие бюджеты, а не в местный. Снижение доли налоговых поступлений связано с сокращением числа малых предприятий, которые платят ЕНВД непосредственно в местный бюджет, а также создают львиную долю рабочих мест в городе и, соответственно, объекты обложения НДФЛ, который зачисляется в местный бюджет по нормативу 15%. Сокращение количества малых предприятий связано со снижением платежеспособности граждан, а также со слабой эффективностью программ поддержки малого предпринимательства. Так, например, программа поддержки малого бизнеса в Гусь-Хрустальном с 2015 по 2020 год предполагает лишь 3 миллиона рублей финансовой помощи на весь срок программы. Также не стоит забывать о налоговой политике и учитывать, что ЕНВД перестает действовать с 2018 года. В связи с этим необходимо разработать программу мероприятий по поиску замены данному источнику доходов местного бюджета.

Резюмируя вышесказанное, выделим направления, в которых, по нашему мнению, стоит развивать доходную часть бюджетов муниципальных образований:

  • Снижение доли безвозмездных поступлений до уровня, при котором данные поступления будут необходимы лишь для реализации делегированных муниципалитету государственных полномочий

  • Поддержка малого бизнеса и развитие проектов по партнерству бизнеса и власти

  • Создание эффективной системы использования имущества, находящегося в ведении муниципалитетов, с целью получения максимального дохода от его использования

  • Развитие на базе малого бизнеса концепции социальной ответственности

Данные направления помогут обеспечить бюджет собственными доходами на высоком уровне, а также создать эффективную систему социального развития муниципального образования.

  1. Рекомендации к оптимизации доходной части бюджета городского округа Гусь-Хрустальный

На основе проведенного анализа можно предложить следующие мероприятия по развитию доходности бюджетов муниципальных образований и бюджета городского округа Гусь-Хрустальный в частности:

  • Создание эффективной программы развития малого предпринимательства, как экономической основы формирования доходов местного бюджета. Данная программа не обязательно должна предусматривать финансовую помощь начинающим предпринимателям. Она должна создать условия, при которых данный вид бизнеса будет выгоден как предпринимателю, так и муниципалитету. Она может включать мероприятия, например, по предоставлению налоговых льгот на первых этапах развития бизнеса, упрощенные процедуры регистрации организаций и другие.

  • Пересмотр политики в отношении использования муниципального имущества. Следует сделать акцент на сдачу в аренду местным организациям. Для предприятий малого бизнеса отдельных отраслей, важных для региона и местности, возможна передача имущества в аренду на льготных условиях, если в будущем это принесет больший доход.

  • Развитие теории межмуниципального сотрудничества, в целях перераспределения определенных видов доходов.

  • Предоставление льгот местному бизнесу на условиях участия его в программе по социальной ответственности бизнеса.

Данные мероприятия помогут создать на территории муниципального образования сеть предприятий малого бизнеса, активно взаимодействующих с местной властью, которые сформируют основу собственных доходов бюджета муниципального образования, а также будут вовлечены в развитие инфраструктуры и социального обеспечения граждан. Также это позволит сократить дефицит бюджета и более гибко реагировать на возникновение непредвиденных расходных обязательств. Местной власти стоит обратить внимание на то, что в развитых странах доходы бюджета, получаемые от малого бизнеса, составляют более 50% всех доходов, что доказывает его эффективность. Также следует уходить от политики бюджетного выравнивания, которая лишает муниципалитеты мотивации к развитию собственных источников доходов.

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные источники доходов бюджетов муниципальных образований и их зависимость от развития малого бизнеса, а также проведен анализ доходной части бюджета городского округа Гусь-Хрустальный в данном разрезе.

Исследования показали, что местные бюджеты играют одну из ключевых ролей в обеспечении социальных потребностей населения и что на сегодняшний день в России состояние доходной части этих бюджетов неудовлетворительное, так как в структуре доходов преобладают безвозмездные поступления.

В процессе работы было выявлено, что малый бизнес является основой налоговых поступлений в местный бюджет и что его развитие необходимо для увеличения доли собственных доходов в структуре доходов местных бюджетов.

Выявленные проблемы показали необходимость проведения таких мероприятий, как разработка эффективной программы поддержки малого бизнеса, пересмотр политики использования муниципального имущества, предоставление льгот малому бизнесу и привлечение его к работе в концепции социальной ответственности, а также развитие теории межмуниципального сотрудничества.

Данные мероприятия, по нашему мнению, позволят создать прочную экономическую основу местного бюджета, опирающуюся на собственные источники доходов и независимую от политики бюджетного выравнивания.

Список использованной литературы

  1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015)

  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 28.11.2015)

  3. Википедия/ Муниципальное образование/ Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Муниципальное_образование Дата обращения: 10.11.2015

  4. Википедия/ Местный бюджет/ Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Местный_бюджет#.D0.94.D0.BE.D1.85.D0.BE.D0.B4.D1.8B Дата обращения: 11.11.2015

  5. Муниципальное право России/ Местный бюджет [Электронный ресурс] Режим доступа: http://isfic.info/munici/prudn38.htm Дата обращения: 10.11.2015

  6. Распределение налоговых доходов от малого предпринимательства по уровням бюджета и роль налоговых поступлений от малого бизнеса в муниципальных бюджетах/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=129292 Дата обращения: 13.11.2015

  7. Торгово-промышленные ведомости/ О роли малого и среднего бизнеса в развитии муниципалитетов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/regions/6237.html Дата обращения: 17.11.2015

1 Википедия/ Муниципальное образование/ Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Муниципальное_образование Дата обращения: 10.11.2015

2 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ п. 1 и 2 ст. 49

3 Википедия/ Местный бюджет/ Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Местный_бюджет#.D0.94.D0.BE.D1.85.D0.BE.D0.B4.D1.8B Дата обращения: 11.11.2015

4 Бюджетный кодекс Российской Федерации ст.60 – 61.5

Просмотров работы: 5961