ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Инновационная деятельность является посредником между научно-техническим прогрессом и потребителем. Без инновационной деятельности все новые разработки и технологии останутся на чертежах и в макетах и никогда не получат своей реализации в виде конкретного товара.

Научные исследования и инновации выполняют особую функцию в системе воспроизводства - функцию порождения изменений, что позволяет оценить их как источник саморазвития и самоорганизации для предпринимателей и как важнейший внутренний процесс и структурообразующий элемент предприятия.

Инновации, научные исследования, составляя основу преобразований в социально-экономических системах, воздействуют на структуру, определяют темпы и масштабы экономических процессов и сопутствующих им структурных изменений [11].

Инновации определяют будущее развитие компании и предполагают значительные изменения в производстве, маркетинге, управлении фирмы для предпринимателя, что объясняет актуальность выбранной темы.

Целью работы становится изучение роли научных исследований и инноваций для предпринимательской деятельности.

Используя новые научные методы, новые технологии, осваивая методы достижения конкурентоспособности или находя лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов, предприниматели подходят к инновациям, в самом широком смысле [8, с.3].

Научные исследования и инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников. В своем большинстве они оказываются достаточно простыми и некардинальными, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений.

Инновационная деятельность - это процесс последовательного превращения научной идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта [12].

Инновация - это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предпринимателя. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия. Инновация определяется как процесс преобразования ради выпуска готовой продукции. Это направление распространяется в период, когда позиции потребителя по отношению к производите­лю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты - не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей [1, с. 65].

Инновации, во-первых, должны носить рыноч­ную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект [1, с.72].

Процесс преобразования научного знания в инновацию можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики.

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.

Важнейшим условием успеха предпринимательской деятельности является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес.

Новшества формируют рынок новаций, инвестиции - рынок капитала, инновации - рынок конкуренции инноваций. Инновационный процесс обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуг) и максимальный прирост добавленной стоимости.

  1. Наука и научные исследования, их особенности

    1. Классификация методов научного исследования

Наука- это совокупность знаний о закономерностях развития природы, общества, мышления, а также отдельная отрасль этих знаний. Наука представляет собой не только совокупность накопленных знаний, но и деятельность по получению новых, ранее не существовавших знаний.

В качестве особенностей науки как формы познания окружающей действительности выделяют следующие:

  • наука ориентирована на познание сущности предметов и процессов;

  • наука оперирует специфическими методами и формами, инструментарием исследования;

  • для научного познания характерны планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования;

  • наука располагает специфическими способами обоснования истинности знаний.

Основой науки как процесса является научно - исследовательская деятельность. При этом целью любого научного исследования является всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления, их структуры, связей и отношений на основе разработанных принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику результатов исследований [3, с.31].

Важнейшими особенностями научных исследований являются:

  • вероятностный характер результатов;

  • уникальность, ограничивающая возможность использования типо­вых методов решений;

  • сложность и комплексность,

  • масштабность и трудоемкость, основанные на необходимости изучения значительного количества объектов и экспериментальной проверке полученных результатов;

  • связь исследований с практикой, усиливающаяся по мере становления науки в качестве основной производительной силы общества [3, с.37].

Любое научное исследование имеет свой объект и предмет. Объектом научного исследования является материальная или виртуальная система. Предмет-это структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы и вне ее, закономерности развития, различные свойства, качества и т.д.

Наука является основным фактором обеспечения конкурентоспособности продукции и престижа страны на мировом рынке, ведущим звеном развития любой деятельности. Поэтому ведущие страны мира уделяют значительное внимание научно-исследовательской деятельности, затрачивая на это значительные средства.

Научные исследования классифицируются по видам связи с общественным производством, по степени важности для экономики, по целевому назначению, по источникам финансирования, по длительности проведения.

По уровню связи с общественным производством научные исследования подразделяются на работы, направленные на создание новых технологических процессов, машин и конструкций, на повышение эффективности производства, улучшение условий труда, развитие личности человека и т.п.

По целевому назначению выделяют три вида научных исследований: фундаментальнее, прикладные и поисковые,

Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений, свойств, закономерностей и законов природы, на создание новых принципов исследования. Их целью является расширение научного знания общества установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие исследования ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью, неопределенности.

Поисковые исследования создаются на основе уже имеющихся теоретических исследований и направлены на установление факторов, влияющих на объект, определение возможных путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований.

В результате проведения фундаментальных и поисковых исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленный процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в отраслях народного хозяйства, обычно называется разработкой. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов для прикладных исследований.

Прикладные исследования направлены на определение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности. Их основная цель - определение возможных путей использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности человека [10, с.102].

Каждую научно-исследовательскую работу можно отнести к определенному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. В связи с этим различают техническое, биологическое, социальное, физико-техническое, историческое и другие направления с возможной последующей детализацией.

Одной из важнейших особенностей научного познания является его организованность и использование конкретных методов исследования. Под методом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической деятельности исследователей. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей-особой дисциплины - методологии исследования.В методологии научных исследований выделяют два уровня познания:

  • эмпирический (наблюдение и эксперимент, группировка, классификация и описание результатов эксперимента);

  • теоретический (построение и развитие научных гипотез и теорий,формулирование законов и выделение из них логических следствий, сопоставление различных гипотез и теорий).

Уровни научного познания различаются по ряду параметров: по предмету исследования (эмпирическое исследование ориентировано на явления, теоретическое - на сущность), по средствам и инструментам познания, по методам исследования, по, характеру добытых знаний (в первом случае это эмпирические факты, классификации, эмпирические законы, во втором - законы, раскрытие существенных связей, теории). При этом оба вида исследования органически взаимосвязаны в целостной структуре научного исследования [6, с. 112].

Исходя из универсальности использования различают следующие группы методов научного познания:

  • общенаучные методы, находящие применение почти во всех науках;

  • частные или специальные методы, характерные для отдельных наукили областей практической деятельности;

  • методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы.

Общенаучные методы используются в теоретических и эмпирических исследованиях. Они включают анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, логический и исторический методы, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, формализацию, создание теории и т.д.

Анализ - метод исследования, который заключается в изучении объекта путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения).

Синтез - метод изучения объекта в целостности, в единстве и взаимной связи его частей. В процессе научных исследований синтез связан с анализом, так как позволяет соединить части объекта, расчлененного в процессе анализа, установить их взаимосвязи и изучить предмет как единое целое.

Индукция - метод исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов делается на основе изучения этих признаков у части элементов множества.

Дедукция - метод логического умозаключения от общего к частному,т.е. сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем - его составных элементов,

Аналогия - метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сходстве и в других признаках.

Моделирование - изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал по определенным моментам, интересующим исследователя.

Важное место в рамках научных исследований занимают логический и исторический методы.

Исторический метод позволяет исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью обнаружения внутренних и внешних связей, закономерностей и противоречий.

Абстрагирование - метод отвлечения от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением существенных свойств и отношений.

Конкретизация - метод исследования объектов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования. При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития.

Системный анализ - изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В научных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование.

Формализация - метод исследования объектов путем представления их элементов в виде специальных символов, например, представление себестоимости продукции формулой, в которой при помощи символов изображены статьи затрат [6, с. 141].

Также в последнее время широкое распространение получили такие общие методы научного исследования, как обобщение (установление общих свойств и признаков объектов), классификация (разделение всех изучаемых объектов на отдельные группы в соответствии с каким-либо существенным признаком), статистические методы (определение средних значений, характеризующих всю совокупность изучаемых объектов).

Конкретно-научные (частные) методы научного исследования представляют собой специфические методы конкретных наук, например, экономических. Эти методы формируются в зависимости от целевой функции науки и характеризуются взаимным проникновением в однородные отрасли наук (например, методы экономического анализа развились на базе бухгалтерского учета и статистики), выходом за пределы области знания, в которой они сформировались.

К основным эмпирическим методам исследования относятся: наблюдение; эксперимент; описание (фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах); измерение (сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или характеристикам).

В рамках эмпирического уровня научного познания чаще всего используются такие методы исследования, как наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное изучение явлений и процессов без прямого вмешательства в их развитие, подчиненное задачам научного исследования. Как правило, наблюдение используется в тех случаях, когда вмешательство в исследуемый процесс нежелательно или невозможно.

Эксперимент- это метод исследования, при котором явления изучаются в контролируемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющей постановку задачи и интерпретацию результатов.

Основной целью эксперимента является проверка теоретических положений (подтверждение рабочей гипотезы), а также более широкое и глубокое изучения темы научного исследования. В зависимости от специфики проведения различают несколько видов эксперимента: качественный (установление наличия или отсутствия предлагаемых гипотезой явлений); измерительный (количественный) эксперимент (определение численных параметров какого-либо свойства, процесса, явления); мысленный эксперимент; социально-экономический эксперимент (осуществляется в целях оптимизации управления и др.) [6, с.144].

  1.  
    1. Этапы теоретических разработок

Для того чтобы научное исследование имело успех и было применено практически, его необходимо правильно организовать, спланировать теоретически.

В целом этап теоретических разработок научного исследования включает:

  • изучение сущности процесса или явления;

  • формулирование гипотезы исследования;

  • выбор, обоснование и разработку модели;

  • математизацию модели;

  • анализ теоретических решений, формулирование выводов [2, с.142].

Первичными в познании сущности процессов выступают наблюдения. Любой процесс зависит от многих действующих на него факторов. Наблюдение (измерение) может зафиксировать лишь некоторые факторы. Для того чтобы наиболее полно изучить процесс, необходимо выполнить значительное количество наблюдений (измерений), выделить главное и затем исследовать процессы или явления с помощью систематизированной информации. Эта информация сконцентрируется в такое абстрактное понятие, как «модель».

Под моделью понимается искусственная система, которая отображает основные свойства исследуемого объекта - оригинала. Модель - это изображение в удобной форме многочисленной информации об исследуемом объекте. Она находится в определенном соответствий с последним, может заменить его при исследовании и позволяет увеличить объем информации о нем.

Метод моделирования (изучения явлений с помощью моделей) является одним из основных в современных исследованиях. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д.

С моделированием органически связана идеализация - мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире.

При построении модели свойства и сам объект, как правило, упрощают и обобщают. Чем ближе модель к оригиналу, тем более эффективно она описывает объект, тем рациональнее теоретическое исследование и тем ближе полученные результаты к принятой гипотезе исследования и объективным предпосылкам.

Разнообразные физические и экономические модели исследуемых процессов исследуются на базе применения математических методов, которые могут быть разделены на такие основные группы: аналитические исследовательские приемы (элементарная математика, дифференциальные и интегральные уравнения, вариационное исчисление и др.), используемые для изучения непрерывных взаимосвязанных процессов.

С помощью аналитических исследовательских приемов устанавливаются математическая зависимость между параметрами модели. Эти методы позволяют глубоко и всесторонне изучить исследуемые процессы, установить точные количественные связи между аргументами и функциями, проанализировать исследуемые явления.

Аналитические зависимости позволяют на основе функционального анализа изучить процессы в общем виде, при этом они могут быть представлены в виде функции, уравнения, в виде системы дифференциальных или интегральных уравнений [2, с.186].

  1. Особенности научных исследований в экономике

2.1.Методология экономической науки

Экономика относится к системе наук, изучающих общество, и основывается на положениях современной философии, которые используются для разработки парадигмы экономического развития.

Экономика как наука представляет собой совокупность научных взглядов на экономические системы, экономическое развитие и экономические законы и закономерности. Она исследует наиболее существенные связи, причинные зависимости, присущие процессам развития экономики. Экономика изучает развитие способа производства и распределения, направления использования результатов труда, отношения собственности.

Существует достаточно большое число различных более частных определений экономики как науки:

  • экономика - наука о производственной деятельности и обмене еерезультатами между субъектами хозяйствования;

  • экономика изучает динамику экономической жизни (тенденции вразвитии цен, производства, безработицы и т.д.);

  • экономика - наука о рациональном выборе (использование ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, знания) для производства продукции);

  • экономика изучает, каким образом осуществляется организацияпроизводства и потребления;

  • экономика изучает деньги, капитал, его формы и богатство [13].

Ни одно из этих определений нельзя исключить, так как в каждом из них находит свое отражение определенная сторона экономических отношений, хотя и не охватывается полностью вся экономическая система.

Существует пять фундаментальных вопросов, на которые исследователи в области экономики пытаются найти ответ: что- производить; как производить; как распределить общий объем произведенных благ; как поддерживать общую занятость; как обеспечить гибкость экономической системы.

Экономика как наука включает в себя два взаимосвязанных уровня исследования:

макроэкономику (экономические явления и процессы на уровне государства и мирового хозяйства); микроэкономику (экономические явления и процессы на уровне отдельного хозяйствующего субъекта) [7, с. 48].

К основным функциям экономической науки относятся:

  • познавательная;

  • прогностическая;

  • практическая (формирование на основе теоретических разработок и прогнозов экономической политики как на микро-, так и макроуровне).

В первую очередь экономика должна выполнять практическую функцию. Поскольку объектом ее изучения является особая сфера жизни общества, то экономическая наука, прежде всего, направлена на исследование того, каким образом возможна рациональная организация производства, обмена и распределения созданных в обществе благ. Для этого экономика должна изучать объективные экономические законы и прогнозировать развитие процессов и явлений экономической жизни общества (познавательная и прогностическая функции).

Предметом экономики являются экономические отношения в обществе. Экономика изучает, как выбирается способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того чтобы с наибольшим эффектом произвести разнообразные товары и распределить их для потребления.

Изучая отношения и закономерности, складывающиеся в процессе экономического роста при ограниченных ресурсах, экономическая наука нуждается в особых методах исследования. Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования.

Методология научного исследования, прежде всего, направлена на изучение естественных и общественных наук, это является общим подходом и сводится к таким принципам:

  • изучению подлежат объективные факты и явления;

  • процесс изучения предполагает расчленение сложных процессов начасти (анализ), рассмотрение каждой из которых позволяет определитьсвойства частей и особенности их взаимодействия;

  • методом изучения характерных признаков рассматриваемых явлений и процессов является движение мысли от простого, частного, к сложному, всеобщему (индукция) или, наоборот, от общего к частному (дедукция);

  • единство исторического и логического подходов, т.е. процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и влогической взаимосвязи;

  • широкие использование метода абстракции (освобождение исследования от частного) случайного, кратковременного, единичного и определение сущностного, постоянного, типичного).

  • рамки экономической науки находят свое применение все общенаучные методы дознания, но с учетом определенных особенностей, исходя из того, что названные принципы исследования используются по-разному в зависимости от того, относятся они к макро- или микроэкономике [4, с. 75].

Макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ на государственном уровне таких величин, как объем продукции, уровень занятости, объем дохода, объем расходов, уровень цен и т.д.

В микроэкономических исследованиях оперируют более частными понятиями (отрасль, фирма и домохозяйство) и сосредоточивают внимание на таких величинах как производство и цена конкретного продукта, доходы и расход отдельного хозяйствующего субъекта.

Ценность, использования общенаучных методов в экономике заключается в возможности делать обобщения, полезные не только для объяснения экономического поведения участников хозяйственной деятельности, но, что более важно, и для выработки экономической политики предприятия и государства; методология экономической науки предполагает наличие соответствующей цели в самом методе, т.е. должен соблюдаться принцип целеполагания, лежащей в основе каждого метода исследования как на микро-, так и на макроэкономическом уровне, методологии экономики можно выделить несколько главных подходов:

  • субъективный.

  • эмпирический;

  • рационалистический.

  • диалектико-материалистический.

При субъективном подходе исходным пунктом анализа экономических явлений является хозяйствующий субъект, деятельность которого составляет объект экономической науки. Главные категории при таком подходе - «потребность» и «полезность». Основной упор при субъективном подходе делается на теорию выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом.

Эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлении и их оценке.

Рационалистический подход ставит целью открытие естественных законов развития экономики. Это требует исследования системы в целом, формулирования экономических законов, регулирующих данную систему. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход является инструментом решения научных проблем на основе не только опыта, но и объективного анализа, характеризующего внутренние связи экономических явлений и процессов.

Методологию научного исследования нельзя смешивать с различными методами этих исследований. Методология, - это общий подход к изучению экономических явлений, включающий систему методов и приемов анализа при определенном философском подходе [5, с.54].

Методы же представляют собой инструменты, приемы исследования и воспроизведения результатов исследований в системе экономических категорий и законов.

В экономике используется широкий спектр методов научного познания. Одним из них при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции. Руководствуясь этим методом, исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что именно в этих явлениях наиболее существенно. При помощи абстрактного мышления осуществляется раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, отражающих реальную экономическую действительность. Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны хозяйственной жизни общества, - это экономические категории (спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, прибыль, заработная плата и др.).

В результате исследований на основе метода научной абстракции формулируются экономические законы - выражение существенных связей между экономическими процессами и явлениями (закон стоимости, закон денежного обращения, закон спроса и предложения закон убывающей отдачи факторов производства и др.).

Теоретическая экономика широко использует математические и статистические методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество [9 с. 48].

Особую роль в экономике играют методы экономико-математического моделирования (описание экономического явления на формализованном языке с помощью математических и графических символов и алгоритмов).

Существенную роль в экономике имеет функциональный анализ (раскрытие взаимосвязей между различными экономическими процессами). Большинство моделей и законов теоретической экономики могут быть выражены в виде математических уравнений или графически. Достаточно широко в экономике используется метод графических изображений.

В экономических исследованиях широко используется метод экономического экспериментирования (изучение экономического явления или процесса за счет их искусственного воспроизведения). Наиболее известные примеры экономического экспериментирования на микроуровне были связаны с научной деятельностью Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф. Тейлора, Г, Форда, Дж. Кейнса, М. Фридмена и др.

2.2. Критерии научного исследования в экономике

Любое научное исследование можно охарактеризовать исходя из следующих критериев:

  • полезность (практическая значимость полученных результатов);

  • научность (полнота и широта научного инструментария, используемого исследователем);

  • актуальность (интересность, масштабность исследуемой проблемы);

  • изящность (элегантность и эстетичность полученных результатов);

  • основа инновационной системы.

В настоящее время, по мнению ведущих экономистов, существуют некоторые закономерности, влияющие на исследования в экономике.

Во- первых, несоответствие практической значимости научных открытий в экономике их научной значимости. Экономические теории, использующие математический аппарат и логику, а также оригинальные вычислительные алгоритмы, вскрывающие сложные связи и экономические эффекты, не находят своего применения из-за повышенной научной сложности.

Во-вторых, изящность (элегантность и эстетичность) результатов научного исследования, как правило, не соответствует их научной и практической значимости.

В-третьих, практически все интересные, актуальные экономические проблемы не предполагают применения их решений на практике [14].

Однако, критерий инновационности, сам по себе, имеет практическое применение научного исследования в дальнейших разработках. Инновационность науки - это не только ее нацеленность на получение нового знания, открытие новых свойств и закономерностей исследуемых объектов, но прежде всего ее вклад в развитие экономического потенциала общества, в создание новых потребительских стоимостей.

Будучи встроенной в качестве одного из звеньев экономической системы современного общества, наука неизбежно стала объектом, подпадающим под сферу действия экономических законов и экономическую оценку характера эффективности ее идей и их значимости для общества как потребителя наукоемкой продукции, т.е. товаров, созданных на основе соответствующего научного знания.

Как показывают экономические расчеты, доля науки в виде ее вклада в общую стоимость большинства современных наукоемких товаров и услуг достигает в среднем 10-20 %. При этом необходимо отметить, что около 90 % современного мирового рынка товаров и услуг состоит из наукоемкой, в основном высокотехнологичной продукции [14].

Таким образом, именно наукоемкая продукция (ее количество и качество) является сегодня главным конкурентным преимуществом любой страны в экономическом соревновании на мировом рынке.

Зависимость современной науки от экономики определяется, во-первых, решающим влиянием последней на выбор тех или иных направлений и тем научных исследований как наиболее востребованных и перспективных.

Во-вторых, зависимость науки от экономики непосредственно определяется размерами ее финансирования со стороны частного бизнеса и государства. Во многом этот размер зависит от предполагаемой или осуществленной реализации произведенной наукоемкой продукции. При этом науке справедливо возвращается ее доля добавленной стоимости в общую стоимость произведенной и реализованной продукции. В целом возвращение этой заработанной наукой стоимости (в виде ее денежного эквивалента) распределяется по звеньям инновационной цепочки науки в полном соответствии с вкладом (объемом трудозатрат) каждого из звеньев во вновь созданный инновационный продукт. Это в полной мере относится и к такому звену науки, как ее фундаментальные исследования.

Инновационный характер современной науки оказал важное влияние на ее понимание как системы знания и познания, а также на влияние науки на отрасли общественной жизни в целом, а в частности на экономику.

Основными пунктами влияния инноваций на экономику являются:

  • воздействие на качество продукции, т. е. появляются совершенно новые или усовершенствованные продукты, которые способны наиболее полно удовлетворить потребности человека;

  • воздействие на потребности человека;

  • повышение экономического роста, т. е. создаются новые отрасли экономики, единый рынок (например, Интернет);

  • влияние инноваций на уровень жизни людей;

  • инновации способствуют увеличению прибыли предпринимателя [15].

Создаются продукты более высокого качества, увеличивается количество выпущенной продукции за тоже количество времени. Инновации влияют на конкурентоспособность отдельного человека или организации.

  1. Роль инновационного процесса в предпринимательской деятельности

Инновации для предпринимательских структур выступают в качестве основыдостижения их конкурентоспособности и обеспечения долгосрочного экономического роста. В то же время повышение эффективности деятельности предпринимательских организаций выступает в качестве одного из важнейших факторов, обеспечивающих устойчивые темпы роста экономики страны в целом.

Проблемы предпринимательства и инновационной деятельности являются одними из наиболее-обсуждаемых в современной экономической науке. В то же время большинство исследований осуществляется,как правило, либо преимущественно в контексте развития предпринимательства, либо в рамках проблематики инновационного процесса.

Однако, если определить нововведение как любое новшество, а инновацию-как продукт, обладающий существенно новыми или улучшенными свойствами или характеристиками, то возникает необходимость определения инновационного процесса, который понимается как взаимодействие научно-исследовательской, технической, технологической, социальной, маркетинговой, интеллектуальной, информационной составляющими для укрепления внутренних и внешних связей организацийна основе преобразований с выделением в них особого места предпринимательскойструктуре как наиболее эффективному элементу инновационной системы.

В данном определении особое место определяется предпринимательской деятельности, которая не только сама по себе инновационна априори, но и является одним из элементов инновационного процесса. Предпринимательская деятельность напрямую связана с инновационной деятельностью. Кроме того, предпринимательские структуры являются активным участником инновационного процесса.

При организации предпринимательской деятельности предметом инновации могут выступать как продукт новый или усовершенствованный, новый или усовершенствованный производственный процесс, так и организация [16].

Под условиями применения инноваций в предпринимательской деятельности понимаются механизмы предпринимательской инновационной деятельности как системного образования, принципы построения и управления инновационной сферой.

При организации предпринимательской деятельности научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации.

Основным содержанием инновационного процесса в рамках отдельных территориальных образований является эффективное взаимодействие предприятий, науч-но-исследовательских организаций и инфраструктурных объектов в рамках регионального аспекта, разработка и реализация обоснованной региональной стратегии развития отдельных элементов экономики, создание особых экономических зон прорыва.

На организационном уровне вопрос инновационного развития присутствует практически в любом управленческом процессе и решает основные проблемы эффективного развития организации через оптимизацию затрат, совершенствование товаров и услуг, диверсификацию и освоение новых рынков, создание предпосылок для конкурентных преимуществ и т.д.

Специфическая особенность инновационного процесса связана с высоким уровнем неопределенности происходящих событий, а соответственно, сосложностью планирования и управления ими. Эта неопределённость присуща практически всем основным параметрам инновационного процесса: затратам, времени,содержательным характеристикам отдельных частей и всего инновационного продукта в целом. Однако нестандартность инновационных процессов имеет и свои положительные стороны. К ним, прежде всего, относится возможность изменять структуру иформировать варианты развития инновационного процесса [17].

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка.

Инновационная деятельность является необходимым условием развития предпринимательской деятельности, и управление этой областью является одной из задач предпринимателя.

Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний. Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.

Научные исследования и разработки отличаются от других видов деятельности наличием в них значительного элемента новизны. Бизнес –план, который разрабатывает предприниматель – ни что иное как научная работа. Любой существенный научный результат, имея самостоятельную значимость для науки, приобретает рыночную ценность только после прохождения инновационного этапа.

Взаимосвязь науки и инновационной сферы и предпринимательской деятельности очевидна: результаты исследований способствуют возникновению инновационных идей, реализация которых проходит через процесс коммерциализации.

Предпринимательская инновационная деятельность включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств к потребителям. Это деятельность, направленная на реализацию накопленных научно-технических достижений с целью получения новых товаров (услуг) или товаров (услуг) с новыми качествами.

Предпринимательский инновационный процесс представляет собой подготовку, осу­ществление и распространение инноваций и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, материализованное новшество.

Управление инновациями представляет собой процесс управления всеми аспектами предпринимательской инновационной деятельности, что осуществляется через разработку предпринимательской инновационной политики организации.

Концепцию предпринимательской инновационной политикиследует рассматривать в сущностном аспекте как стратегию и тактику предприятия в части реализации предпринимательского инновационного процесса, а в прикладном - как детальный план, программу действий.

Предпринимательская инновационная политика в своей основе ставит задачу совер­шенствования системы путем изменения ее элементов.

  1. Долгосрочные цели предпринимательской инновационной политики направлены на установление баланса между изменением элементов системы (инноваций в производство), заменой ресурсов по качеству использований (инноваций в качество ресурсов) и повышением эффективности использования имеющихся ресурсов (инноваций в организацию системы и использования ресурсов).

  2. Среднесрочные цели направлены на максимальное исполь­зование потенциала эффективности имеющихся ресурсов.

  3. Краткосрочные цели направлены на использование альтернативных вариантов ресурсов без предпринимательского инновационного развития производственной системы с сохранением эффективности в целом.

  4. Оперативные цели направлены на компенсацию потерь в производственной системе.

Предпринимательский инновационный потенциал организации- это мера готовно­сти организации выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной предпринимательской инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации проекта или программы предпринимательских инновационных стратегических изменений.

Предпринимательский потенциал организации - главный критерий целесообразности ее существования. Через развитие предпринимательского потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Развитие организации рассматривается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер.

Предпринимательский потенциал организации имеет две составляющие: готовность ее к стабильной производственной деятельности и готовность к инновациям.

От состояния предпринимательского инновационного потенциала зависит выбор предпринимательской инновационной стратегии, а его развитие может осуществляться за счет компонентов и элементов внутренней среды организации. Оценка предпринимательского инновационного потенциала производится по схеме: «ресурс - функция - предпринимательский проект», где под предпринимательским проектом понимается возможность выпуска определенной продукции.

Стратегия предпринимательской инновационной позиции организации определяется совместным анализом внутренней и внешней среды, т.е. предпринимательского инновационного потенциала и предпринимательского инновационного климата [18].

Таким образом, научные исследования (разработки, идеи) – это то, с чего начинает работу молодой предприниматель. При этом результаты исследования дают начало для возникновения инновационных идей, которые развивают предприниматели.

При огромных условиях конкуренции на рынке, предпринимателю нужно быть предельно внимательным для достижения успеха, поэтому при разработке новых идей подход должен носить и фундаментальный и прикладной характер.

Предприниматели, как правило, это стратеги, которые применяют в своей деятельности всевозможные методы исследования (рынка, конкурентов, ценовой политики): анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.

Инновационная предпринимательская деятельность при этом включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств к потребителям.

Заключение

Таким образом, научные исследования особо актуальны для предпринимателя. Научные исследования и инновации выполняют функцию порождения изменений в бизнесе, что позволяет оценить их как источник саморазвития и самоорганизации предпринимателя.

Инновации, научные исследования, составляют основу преобразований в социально-экономических системах, воздействуют на структуру, определяют темпы и масштабы развития не только предприятий, но и экономических процессов масштабного характера.

Инновации определяют будущее развитие страны и компании предпринимателя. Они предполагают значительные изменения в производстве, маркетинге, управлении фирмы для предпринимателя.

Используя новые научные методы, новые технологии, осваивая методы достижения конкурентоспособности или находя лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов, предприниматели подходят к инновациям, в самом широком смысле.

Научные исследования и инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников. В своем большинстве они оказываются достаточно простыми и некардинальными, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений.

Современный предприниматель, прежде чем найти практическое применение новой идеи проводит исследования, применяя при этом различные научные методы и подходы.

Проходя основные этапы теоретических разработок, научное исследование становится инновационным. Учитывая основные закономерности, выдвинутые современными экономистами о критериях научных исследований, предприниматель должен обладать мощной мотивацией развития бизнеса. Процесс последовательного превращения научной идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта становится инновационной деятельность предпринимателя.

Взаимосвязь науки и инновационной сферы и предпринимательской деятельности очевидна: результаты исследований способствуют возникновению инновационных идей, реализация которых ложится на плечи предпринимателя.

Список литературы

  1. Васильева Л.Н., Муравьев Е.А. Методы управления инновационной деятельностью: учеб.пос. – М.: КНОРУС, 2005. – 320с.;

  2. Горелов, Н. А. Методология научных исследований: уч. для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов. - М.: Юрайт, 2015. - 290 с.;

  3. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: учеб.пос. - 2-е изд., стер. - К.: Общество «Знания», КОО, 2001. - 113 с.;

  4. Мармазов И.Б. Методологические проблемы современной науки. - М.: Политиздат, 1979. - 241 с.;

  5. Михалевская М.Б. Основы экономических исследований. –М.: ДИС, 1998.–М.: МГУ, 1997.- 194 с.;

  6. Мокий, М. С., Никифоров В.С. Методология научных исследований: уч. для магистров - М.: Юрайт, 2015. - 255 с.;

  7. Наймушин А.И., Наймушин А.А. Методы научных исследований. Материалы для изучения. – Уфа: ЛОТ УТИС, 2000. - 134 с.;

  8. Покровская Л.Л. Реализация инноваций как фактор развития сферы услуг/Теория и практика общественного развития №9.- Спб.: 2012, - 27 с.;

  9. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. - М.: Мысль, 1974. - 251 с.;

  10. Сиденко В.М., Грушко И.М. Основы научных исследований. - Харьков: Вища школа, 1979. - 200 с.;

  11. Бобряшова Т.В., Попова Н.А. Роль инвестиций и инноваций в деятельности предприятий IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 2012

  12. [Электронный ресурс] http://gruzdoff.ru/wiki/Инновационный_процесс Дата обращения: 12.01.2016;

  13. [Электронный ресурс] http://edusupport.ru/?statya=352 Дата обращения: 15.01.2016;

  14. [Электронный ресурс] http://uchebnikionline.com/politekonomia/ekonomichna_teoriya_-_chepinoga_vg/metodi_ekonomichnih_doslidzhen_ekonomichni_zakoni.htm Дата обращения: 12.01.2016;

  15. [Электронный ресурс] http://arbir.ru/articles/a_4034.htm Дата обращения: 12.02.2016;

  16. [Электронный ресурс] http://economy-lib.com/organizatsiya-predprinimatelskoy-deyatelnosti-s-ispolzovaniem-sistemy-antikrizisnogo-upravleniya Дата обращения: 22.01.2016;

  17. [Электронный ресурс] http://www.buildeconomic.ru/hankips-399-1.html Дата обращения: 21.02.2016;

  18. [Электронный ресурс] http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4061 Дата обращения: 17.02.2016;

26

Просмотров работы: 4926