НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной работе раскрывается понятие налогового потенциала как экономической категории и как экономического явления, особое внимание уделено понятию налогового потенциала хозяйствующего субъекта, дано осмысление его сущности, обоснована роль, значение данного показателя и необходимость его расчета.

Прогнозирование налоговых поступлений является одним из элементов налогового менеджмента как системы управления социально-экономическим развитием страны и ее регионов. Его главной целью является определение объемов финансовых ресурсов по каждому субъекту налоговых отношений для централизации денежных средств в бюджетах всех уровней. Руководствуясь необходимостью покрытия постоянно растущих государственных расходов, прогнозирование объема налоговых поступлений ориентировано на максимально возможный уровень взимания налогов и сборов. Показателем, характеризующим данную величину, служит налоговый потенциал.

Понятие «налоговый потенциал» начало применяться во второй половине 90-х гг. XX в., в настоящее время продолжается активное развитие и совершенствование теоретических основ данной области знаний.

Многие учёные, изучающие налоговый потенциал и как экономическую категорию, и как экономическое явление, справедливо считают, что налоговый потенциал – это условная возможность государства собрать в бюджет налоги и сборы за определенное время. Под налогооблагаемыми ресурсами понимаются ресурсы, которые согласно налоговому законодательству государства подпадают под объект налогообложения и являются основой для исчисления налоговой базы того или иного налога.

Показатель налогового потенциала может быть рассчитан для страны в целом, ее регионов в отдельности, той или иной сферы экономической деятельности, конкретного предприятия (иными словами на макро-, мезо- и микроуровне). Налоговый потенциал государства определяется состоянием хозяйства и внешней торговли, налоговым законодательством и налоговой политикой. Налоговый потенциал выражается всей суммой подлежащих взиманию налогов, либо средней суммой собранных за последние несколько лет налогов и сборов. Также существует индекс налогового потенциала – это величина, отражающая отношение выше названных показателей к численности населения, площади или другим показателям.

Налоговый потенциал на макроуровне применяется для сопоставления налоговой возможности разных стран, для выработки экономической, социальной, финансовой, бюджетной и налоговой политики, а также для бюджетного планирования. Очень часто термин «налоговый потенциал» используется в значении налоговой возможности государственного образования (которая определяется также размещением производительных сил и бюджетным устройством в стране, наличием таможенных зон и деловых центров и т.п.). Например, показатель налогового потенциала на макроуровне может быть использован: в бюджетном регулировании при сопоставлении налоговых возможностей разных государственных образований и выборе для оказания финансовой поддержки образований, характеризующихся наименьшими показателями; в аналитической работе по размещению новых производительных сил в стране, созданию туристических центров и прокладыванию туристических маршрутов; привлечению инвестиций в хозяйственное и социальное развитие государственных образований.

Как инструмент налогового регулирования налоговый потенциал используется для решения следующих задач:

  • корректировка пропорций расширенного воспроизводства;

  • оптимизация уровня налоговой нагрузки на экономику;

  • оценка степени эффективности существующих и планируемых к введению налогов;

  • определение состава и структуры системы налогообложения;

  • разработка направлений налоговой политики.

В масштабе страны налоговый потенциал может рассматриваться как прогнозируемый объем совокупного финансового результата, созданный в сфере производства и приращенный в обращении после вычета стоимости совокупных затрат по его извлечению.

Чаще всего налоговой потенциал рассчитывают для субъектов Российской Федерации. На региональном уровне данный показатель характеризует максимально возможный объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, собранный на территории отдельного региона страны. Это позволяет использовать его для анализа и прогнозирования уровня доходной части местных бюджетов, иными словами величины финансовых ресурсов для финансирования их расходов, а также региональных программ развития и т.д. В рамках данного анализа можно также рассчитать налоговый потенциал каждой сферы экономической деятельности, что позволяет оценить ее фискальную значимость для региона. При сопоставлении с фактическим объемом налоговых поступлений изучаемый показатель позволяет оценить величину теневого сектора в регионе в целом или конкретном виде экономической деятельности.

Налоговый потенциал региона является наиболее разработанной категорией среди других видов потенциалов (фискальный, бюджетный, рыночный, экономический и финансовый). Налоговый потенциал территорий напрямую связан с производственным потенциалом, т.е. с результатами производственной деятельности хозяйствующих субъектов. Возможно проведение ранжирования предприятий по критериям социально-экономической значимости. Он также может основываться на системе показателей, позволяющих оценить налоговую базу, уровень налоговой нагрузки в разрезе отдельных видов налогов и выявить определенную тенденцию для анализа влияния отдельных факторов на налоговые характеристики муниципальных образований. Но в основном налоговый потенциал региона характеризуется обеспеченностью налоговыми базами для исчисления того или иного налога, в частности, суммой налогооблагаемой прибыли, полученной всеми зарегистрированными предприятиями; объемом доходов физических лиц; стоимостью, добавленной в процессе производства; стоимостью имущества, наличием тех или иных природных ресурсов и т.д.

В последнее время растет интерес ученых к исследованию налогового потенциала на микроуровне экономики, где собственно и формируется налоговая составляющая экономики всех уровней – как на этапе прогнозирования потенциальных налоговых поступлений, так и на этапе анализа поступивших налоговых платежей.

Так, например, Кортьева Т.Ю. рассматривает налоговый потенциал на уровне хозяйствующего субъекта, как возможность получения государством дохода в виде налоговых платежей, подлежащих уплате хозяйствующим субъектом в бюджетную систему за определенный временной период в объеме, предусмотренном налоговым законодательством, исходя из его налогового статуса и условий хозяйствований.

Налоговый потенциал хозяйствующих субъектов следует определять как максимальный совокупный объем финансовых ресурсов, подлежащий изъятию на законодательной основе в виде обязательных платежей налогового характера за определенный период. Он отражает финансово-производственный аспект функционирования хозяйствующего субъекта в рыночной среде и находится под влиянием большого количества различных по содержанию экономических, финансовых и производственных факторов: ценовая политика; длительность эксплуатации и степень износа основных средств; применяемые технологии; уровень квалификации производственного персонала; качество продукции; размер собственного капитала и др.

В качестве ограничений налогового потенциала организации выступают законодательно закрепленные виды налогов, ставки налогов и т.п., а также финансовые, производственные, трудовые и прочие ресурсы, доступные каждой отдельной организации.

Роль и значение данного показателя заключается в том, что он может служить источником аналитической информации для внутренних и внешних пользователей, выступать своеобразным «зеркалом» налоговой политики государства, отражающим степень ее оптимальности или экономической эффективности, при планировании и прогнозировании налоговых поступлений в бюджетную систему, в ходе организации и проведении мероприятий налогового контроля.

Более того, динамика данного показателя может служить индикатором направленности налогового регулирования экономики со стороны государства, а также и характера воздействия налогового фактора на хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства.

Налоговый потенциал организации, на сегодняшний день, является мало изученным и недостаточно исследованным. Но, по мнению автора, его нужно изучать и исследовать, так как он может сыграть значительную роль в развитии экономики страны и экономики региона.

Оценка налогового потенциала хозяйствующего субъекта нуждается в разработке соответствующего методического обеспечения, к которому следует отнести формирование и использование в практической деятельности Межрегиональных налоговых инспекций ФНС России критериев соответствия налогового потенциала налогоплательщика показателям налоговой отчетности, представленной в налоговые органы

Подводя итог выше сказанному можно отметить, что региону просто необходимо вести мониторинг налогового потенциала хозяйствующих субъектов, так как финансовое положение региона зависит от эффективности функционирования предприятий, которые ведут свою деятельность на данной территории.

Просмотров работы: 1924