ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образование определяет будущее страны - состояние общества, культуры экономики. В настоящее время высшее образование является неотъемлемой частью подготовки специалистов высших квалификаций для различных отраслей народного хозяйства: экономики, науки, техники, культуры и др. В условиях увеличивающейся нестабильности мирового и российского рынка все большую значимость приобретают не знания, которые вложены в уже разработанную продукцию, а те знания, на основе которых в будущем, возможно, будет создана стратегически значимая продукция. Основная задача высшего учебного заведения заключается в выпуске высококвалифицированных кадров.

Современные высшие образовательные учреждения работают в условиях рынка, они должны уметь гибко реагировать на изменяющийся спрос, управлять финансовыми потоками, повышать экономическую эффективность своей деятельности. В организационно-экономическую основу совершенствования системы финансирования вузов должен быть положен методический аспект обоснования эффективности подготовки специалистов с учетом соответствия количества выпускников потребностям региональной экономики. Разработка рекомендаций должна быть направлена на улучшение качества образования.

Изучением проблем функционирования некоммерческих организаций высшего образования в современной экономике занимались многие ученые. Среди российских ученых следует указать следующих авторов:

Тищенко Галина Андреевна – ныне кандидат экономических наук. Тема диссертационной работы «Экономические основы функционирования некоммерческих организаций в сфере услуг высшего профессионального образования». В ходе исследования кандидатом выявлено, что экономические основы функционирования некоммерческих организаций в сфере высшего профессионального образования определяют специфику деятельности организации и высшее образование выступает как важный элемент, способствующий научно-техническому прогрессу и повышению производительности труда, что является полезным для общества и удовлетворяет его потребности в получении знаний. А знания, полученные конкретным человеком, получают стоимостную оценку на рынке труда. Автор в работе акцентирует внимание на том, что «…образовательные услуги имеют высокую личностно-общественную значимость. … потребители образовательных услуг являются частью общества и могут воспользоваться данным видом услуг, оплатив их» [1]. Автором доказывается, что в стране сформирован рынок образовательных услуг с присущими ему атрибутами конкуренции между вузами за студентов, которые оплачивают свое обучение.

Абрегова Фатима Муратовна – ныне кандидат экономических наук. Тема диссертационной работы «Механизм интеграции некоммерческих организаций в сфере высшего профессионального образования» [2]. В ходе исследования выявлено, что интеграция (процесс объединения) образования выступает как императив, так как формирование качественного человеческого ресурса гарантирует достойное будущее страны. Образование выступает в качестве значимого ресурса интеграции в обществе, так как грамотность дает огромный эффект для функционирования общества и экономики страны.

Тебуева Адима Салыховна – кандидат экономических наук. Тема диссертационной работы «Эффективность функционирования высших учебных заведений в условиях формирования рынка образовательных услуг в России». Автором в работе выявлены такие ключевые проблемы системы высшего профессионального образования в современных рыночных условиях, как «…демонополизация профессионального образования, когда наряду с государственными вузами активно развиваются частные; коммерциализация государственных образовательных учреждений в условиях недостаточного бюджетного финансирования; усиливающаяся вариативность образовательных стандартов и программ; увеличение числа уровней высшего образования в рамках болонского процесса; продвижение содержательной стороны более низких уровней системы профессионального образования в сторону более высоких уровней [3].

Щербак Евгений Николаевич - кандидат исторических наук, профессор, автор научной статьи на тему «Развитие высшего профессионального образования – базис экономического суверенитета государства в условиях рыночной экономики и глобализации» [4]. Автор раскрывает проблемы высшего профессионального образования в современных рыночных условиях. Выявлена зависимость влияния высшего профессионального образования на устойчивое функционирование национальной экономики и ее безопасность

Гончаренко Сергей Николаевич, Морева Оксана Валерьевна. Научная статья на тему «Анализ исследований в области моделирования показателей эффективности функционирования системы высшего профессионального образования» [5]. В статье авторами представлен обзор ряда исследований в области функционирования системы высшего профессионального образования. Представлена прогнозная оценка численности студентов системы высшего образования на основе равновесия рынков труда и образования.

Уткина Антонина Николаевна. Научная статья на тему «Влияние рынка образовательных услуг на развитие экономики и эффективность функционирования рынка труда». Автор отмечает, что «… в настоящее время диспропорции в структуре подготовки специалистов приводят к снижению эффективности функционирования всего экономического механизма (возрастает дефицит кадров определенных специальностей, замедляется развитие отраслей и производств), а также обостряются социальные проблемы (происходит переизбыток специалистов определенных профессий» [6]. Поэтому возникает потребность в согласовании стратегических планов развития сферы экономики и сферы образования.

В научной статье Луховской Ольги Константиновны «Повышение качества образования специалистов в сфере туризма в условиях реализации НИР» особая роль отводится развитию дополнительных услуг в системе высшего образования за счет развития хозрасчетной деятельности педагогическо-преподавательского коллектива. Автор поднимает проблему привлечения молодых ученых к выполнению научно-исследовательских проектов в рамках конкурсов РГНФ и РФФИ [7].

Значение полученных результатов для теории заключается в формировании научного подхода к совершенствованию управления и разработке мероприятий по повышению эффективности деятельности некоммерческих организаций в сфере услуг высшего образования в условиях рынка. Реализация предполагаемых методических положений позволит вузам обеспечить эффективное формирование конкурентоспособных образовательных услуг, а также выявить резервы повышения эффективности образовательной деятельности.

Существенными для раскрытия организационно-экономических аспектов функционирования некоммерческих организаций высшего образования в рыночной экономике являются следующие заключения:

- обоснование доступности высшего образования за счет того, что оно стало платным, позволяющим компенсировать нехватку бюджетных средств и решать тем самым проблему «выживаемости» вузов [1];

- выделены такие основные ограничения интеграционного взаимодействия организаций высшего образования, как отсутствие содействия со стороны государства, частного сектора, населения [2];

- предложены направления конкурентоспособности высших учебных заведений в условиях экономического роста рыночной составляющей в сфере высшего профессионального образования, а именно демонополизация высшего образования; коммерциализация государственных образовательных учреждений в условиях недостаточного бюджетного финансирования; усиление вариативности образовательных стандартов и программ [3];

- определено в качестве приоритетных направлений развития высшего образования проведение его адаптации к решению задач социально-экономического развития страны [4];

- определены такие аспекты, способствующие повышению эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на систему высшего образования, как введение государственного минимального социального стандарта, характеризующего объем предоставляемых образовательных услуг, необходимых и достаточных для получения необходимой квалификации, и финансируемых в полном объеме за счет бюджетных средств; сокращение до 4-х лет сроков обучения студентов на дневном отделении; вывод магистратуры за пределы высшего профессионального образования [5];

- выделены основные положения, направленные на финансирование высших учебных заведений, а именно финансирование образовательной деятельности государственных высших учебных заведений осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием или органами исполнительной власти; финансирование вуза может осуществляться из средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, в введении которого находится вуз [6];

- эффективное развитие научно-исследовательской работы в Вузах является одним из условий повышения их финансовой устойчивости в рыночной экономике[7].

Таким образом, проблема и пути решения эффективного функционирования некоммерческих организаций высшего профессионального образования занимает важное место в современных научных исследованиях. Это связано с тем, что высшее образование относится к ряду социально значимых институтов, а проблема доступности в его получении является одной из актуальных социальных проблем в настоящее время. В то же время малоизученными остаются вопросы обоснования дополнительных услуг высшего образования в качестве важных экономических ресурсов. Поэтому исследование организационно-экономических вопросов функционирования организаций высшего образования является одним из важных этапов разработки предложений по совершенствованию их функционирования в современной экономике.

Список литературы

1. Тищенко Г.А. Экономические основы функционирования некоммерческих организаций в сфере услуг высшего профессионального образования: на примере Хабаровского края: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Тищенко Г.А.; [Место защиты: Тихоокеан. гос. ун-т].- Хабаровск, 2011. -163 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-8/2214.2. Абрегова Ф.М. Механизм интеграции некоммерческих организаций в сфере высшего профессионального образования (ВПО) [Текст]: автореферат кандидата экономических наук: 08.00.05 / Абрегова Ф.М. - Майкоп, 2009. - 26 с.: ил. - Библиогр.: с. 25-26(8 назв.).

3. Тебуева А.С. Эффективность функционирования высших учебных заведений в условиях формирования рынка образовательных услуг в России: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 Кисловодск, 2007. -156 с. РГБ ОД, 61:07-8/2198.

4. Щербак Е.Н. Развитие высшего профессионального образования - базис экономического суверенитета государства в условиях рыночной экономики и глобализации [Текст] / Щербак Е.Н. // Право и государство. Москва, - 2011. - № 11. - С. 109 – 113.

5. Гончаренко С.Н. Анализ исследований в области моделирования показателей эффективности функционирования системы высшего профессионального образования / Гончаренко С.Н. // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). – Москва, – 2011. - №12, том 6.

6. Уткина А.Н. Влияние рынка образовательных услуг на развитие экономики и эффективность функционирования рынка труда // Уткина А.Н. кандидат социологических наук // Концепт (научно-методический электронный журнал). – 2013. – № 01 (17).

7. Луховская О.К. Повышение качества образования специалистов в сфере туризма в условиях реализации НИР / Луховская О.К. // Международная торговля и торговая политика. 2010. №7-8. С. 20-24

Просмотров работы: 741