ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (АНСАМБЛЕ НАРОДНОГО ТАНЦА) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (АНСАМБЛЕ НАРОДНОГО ТАНЦА)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В ходе теоретического и экспериментального исследования были решены следующие задачи: На основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки воспитания нравственно-эстетической направленности у младших школьников.

Проведённое исследование доказало значимость рассматриваемой проблемы и указало на её недостаточную изученность в теории и практике современного образования. Сравнительно-сопоставительный анализ результатов экспериментальной работы позволил обосновать педагогические условия эффективности воспитания нравственно-эстетической направленности у младших школьников во внеучебном образовательном процессе современной начальной школы (ансамбле народного танца).

Ключевые слова:нравственно-эстетическая направленность, воспитание, младшие школьники, внеучебный образовательный процесс, современная начальная школа, хореографический коллектив, ансамбль народного танца.

Abstract. During theoretical and experimental research the following problems were solved: On the basis of analysis of psychological, pedagogical, methodological literature on the problem under study and study the current state of practice education identified the theoretical background of education of moral-aesthetic orientation of children.

The study proved the importance of the problem and indicated the insufficient knowledge in the theory and practice of modern education. Comparative analysis of the results of the experimental work has allowed to substantiate substantiate pedagogical conditions of effectiveness of education of moral-aesthetic orientation of younger students in extracurricular educational process of modern primary school (folk dance).

Keywords: moral-aesthetic orientation, education, younger students, extra-curricular educational process, modern primary school, dance band, folk dance ensemble.

Введение. В практике дополнительного образования детей накоплен большой опыт стимулирования интереса к воспитанию культуры танца (соревнования, конкурсы, призы, поездки, экскурсии, и т.д.). Воспитания у школьников танцевальную культуру в учреждениях дополнительного образования детей, хореографический коллектив становится основным способом реализации моральных стимулов (интерес, игра, общественное ыявить

Следует учитывать то обстоятельство, что основная задача педагогики дополнительного образования — социализация детей, помощь в творческом саморазвитии ребенка.

Послеурочное время выступает как досуг, способствующий развитию творческой самореализации в учреждениях дополнительного образования, опирающиеся на исторические, духовные, танцевально-культурные традиции как способ в выборе ценностных ориентаций.

Поэтому актуальность темы исследования характеризуется тем, что процесс воспитания в хореографических коллективах в учреждениях дополнительного образования детей вытекает из желания развития в детях эмоционального отношения к нравственным нормам и формирования сферы общения.

Актуальность проблемы, её различные аспекты в сфере дополнительного образования детей изучены недостаточно в педагогической науке. Однако потребность практики в обоснованных научных рекомендациях по воспитанию личностных качеств через танцевальную культуру обусловила выбор темы нашего исследования и его понятийно-категориального аппарата.

Проблема: Каковы педагогические условия воспитания нравственно-эстетической направленности у младших школьников во внеучебном образовательном процессе современной начальной школы?

Цель – выявить и научно обосновать педагогические условия воспитания нравственно-эстетической направленности у младших школьников во внеучебном образовательном процессе совр. нач. школы.

Объект - образовательный процесс современной начальной школы.

Предмет – особенности воспитания нравственно-эстетич. направленности у мл. щк. во внеучебной образовательной деятельности.

Гипотеза исследования: воспитание нравственно-эстетической направленности у младших школьников в системе дополнительного образования детей будет успешной, если:

- изучить современную систему дополнительного образования школьников;

- определить особенности воспитания нравственно-эстетической направленности у младших школьников в хореографическом коллективе;

- рассмотреть деятельность хореографического коллектива как фактор воспитания нравственно-эстетической направленности у младших школьников.

-осуществлять педагогическую поддержку участников хореографического коллектива в учебно-воспитательном процессе.

Задачи исследования. 1. Характеристика системы дополнительного образования школьников; 2. Определение специфики воспитания нравственно-эстетич. направленности у мл. шк.; 3. Рассмотрение возможностей внеучебной образовательной деятельности в воспитании нравственно-эстетической направленности у мл. щк.; 4. Экспериментальная проверка эффективности пед. условий эффективности воспитания нравственно-эстетич. направленности у мл. шк.

Характеристика выборки и методов исследования

Базой исследования стало муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Якшур-Бодьинский Дом Детского творчества».

На экспериментальной базе была создана группа из 20 школьников 7-8 лет.

Для сравнительного анализа и выявления специфики учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей была подобрана контрольная группа детей в возрасте 7-8 лет в количестве 20 человек, где обучение проходило по традиционной программе дополнительного образования художественной направленности.

В работе данной программы использовались методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, общее эстетическое развитие занимающихся.

Обе группы состояли как из мальчиков, так и из девочек, ранее не посещавших танцевальные кружки, имеющих одинаковый уровень развития, характерный для данного возраста. Все дети проживают в селе Якшур-Бодья.

В рамках практического исследования была проведена диагностика обучающихся в танцевальных коллективах МБОУ ДОД «Якшур-Бодьинский ДДТ».

В рамках дипломной работы в начале учебного года нами была проведена диагностика детей по выявлению эмоционального отношения к нравственным нормам и сферы общения детей.

В ходе исследования нами была использована диагностическая методика «Два дома». Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад [] в 1994 году и предназначена для диагностики сферы общения ребенка.

Цель исследования заключалась в определении круга значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Следующая диагностическая методика "Сюжетные картинки"(автор Р.М. Калинина). Данная методика предназначена для изучения эмоционального отношения детей к нравственным нормам.

Целью выявления танцевальных умений и эмоциональной выразительности детей был использован комплекс методик, связанных с танцевальными навыками. Часть заданий по методикам дети выполнили на музыкальных занятиях, часть – в индивидуальном общении через музыкально-дидактическую игру и часть – в хореографическом кружке.

Выявляя музыкально-слуховые представления, мы просили детей в игровой форме станцевать под любимые мелодии свои композиции.

Целью данной методики стало определение характера музыки и подбор танцевальных движений в соответствии с ритмом.

2.2. Этапы исследования

Исследование проводилось в несколько этапов:

  1. Проектировочный этап.

Цель: Разработать программу освоения педагогических технологий.

Содержание деятельности. Обоснованный выбор педагогических технологий, реализующих личностно-ориентированную модель взаимодействия.

Результат. Разработана программа освоения педагогических технологий.

  1. Диагностический этап.

Цель: Изучить модель взаимодействия с ребенком и тактики поведения.

Содержание деятельности. Формирование группы участников констатирующего эксперимента, проведение методик исследования.

Результат. Выявлены подгруппы на основании модели взаимодействия с ребенком, проанализированы полученные данные.

3. Организационно-деятельностный этап.

Цель: Реализовать дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу «Танцевальная азбука» и описать опыт ее реализации.

Содержание деятельности. Проведение занятий по программе, описание опыта реализации программы.

Результат. Опыт освоения технологий взаимодействия.

4. Аналитический этап.

Цель: Проанализировать и дать интерпретацию продуктивности программы.

Содержание деятельности. Повторное проведение методик исследования, проведение сопоставительного анализа, контент-анализа и статистической обработки данных исследования.

Результат. Обоснование результативности программы освоения технологий взаимодействия.

Проанализируем результаты, полученные на диагностическом этапе исследования.

На основе проведенного анализа по методике «Два дома» были сформированы выводы об общих особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).

В итоге, из 20 детей экспериментальной группы только 30 % (6 человек) поселили вместе с собой в один домик одногруппников. Это можно объяснить тем, что в начале учебного года ребята еще плохо знают друг друга и не со всеми успели подружиться. В основном ребята располагали в красном домике родителей, сестер, братьев и тех одногруппников, с которыми ходили в один детский сад (см. рис. 1).

Рис. 1 Результаты методики «Два дома»

(экспериментальная группа)

В контрольной группе результаты были схожи с экспериментальной группой. В данном случае 25 % (5 детей) поселили вместе с собой одногруппников.Здесь также ребята располагали в красный домик родителей, сестер, братьев и тех одногруппников, с которыми они давно дружат (см. Рис. 2).

Рис. 2 Результаты методики «Два дома»

(контрольная группа)

Представим сравнительный анализ экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе по методике «Два дома» (см. Таблицу 1)

Таблица 1

Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе по методике «Два дома»

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Поселили одногруппников вместе с собой

30% (6 чел.)

25% (5 чел.)

Поселили одногруппников в другой домик

70% (14 чел.)

75% (15 чел.)

С заданиями, предусмотренными методикой «Сюжетные картинки», дети справились следующим образом. Мы получили данные, свидетельствующие о различном отношении детей к моральным нормам.

В экспериментальной группе только одна девочка Александра Б., что составляет 5% от всего коллектива, получила 3 балла, т.к. обосновывала свой выбор, эмоциональные реакции ее были адекватными и яркими; она сумела определить и назвать такую моральную норму, как «вежливость».

По 2 балла получили50% детей (10 человек). Эти дети правильно раскладывали картинки, пытались обосновать свои действия. Хотя эмоциональные реакции были адекватны, выражены они были слабо.

Остальные дети – 45% (9 человек) – получили всего по 1 баллу, т.к. правильно раскладывая картинки, эти дети так и не смогли обосновать свои действия; эмоциональные реакции их были неадекватными. Так, например, Вова К., рассматривая картинку, на которой два ребенка дерутся, стал смеяться, а на картинке, где девочка угощает подруг пирогом, заявил, что он бы все съел сам, т.к. в этом случае ему досталось бы больше пирога (см.Рис. 3).

Рис.3 Результаты методики «Сюжетные картинки»

(экспериментальная группа на констатирующем этапе)

В контрольной группе результаты диагностики «Сюжетные картинки» проявились следующим образом. 3 балла получил также 1 ребенок – 5%. Дима В.обосновывал свой выбор, эмоциональные реакции его были адекватными и яркими.

По 2 балла получили 55% детей (11 человек). Эти дети правильно раскладывали картинки, пытались обосновать свои действия. Их эмоциональные реакции были адекватны, но выражены были слабо.

Остальные дети – 40% (8 человек) – получили всего по 1 баллу, т.к. правильно раскладывая картинки, эти дети так и не смогли обосновать свои действия; эмоциональные реакции их были неадекватными (см. Рис. 4).

Отрадно, что никто из ребят из обеих групп не набрал 0 баллов.Это говорит о том, что у всех детей имеются первоначальные понятия нравственных норм.

Рис. 4 Результаты методики «Сюжетные картинки»

(контрольная группана констатирующем этапе)

Таким образом, в результате проведенного экспериментального исследования мы приходим к выводу, что у основной массы детей сложились первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы. Однако, эмоциональное отношение детей к нравственным нормам далеко не всегда адекватно. Это связано с тем, что, хотя в этом возрасте у детей и возникает сознательная нравственность, нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением.

Представим полученные результатыпо методике «Сюжетные картинки»в экспериментальной и контрольной группах (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе по методике «Сюжетные картинки»

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Неправильно раскладывает картинки (0 баллов)

0

0

Правильно раскладывает картинки, не может обосновать свои действия (1 балл)

45% (9 чел.)

40% (8 чел.)

Правильно раскладывает картинки, эмоциональные реакции выражены слабо (2 балла)

50% (10 чел.)

55% (11 чел.)

Обосновывает свой выбор, яркие эмоциональные реакции (3 балла)

5% (1 чел.)

5% (1 чел.)

С заданиями, предусмотренными методикой, направленной на выявление уровня тревожности, дети справились следующим образом.

Из экспериментальной группы к детям с высоким уровнем тревожности мы отнесли 35% детей (7 человек). К повышенному уровню тревожности мы отнесли 40% обучающихся (8 человек), а к умеренному уровню тревожности – 25% детей (5 человек) (см. Рис. 5). Столь высокий уровень тревожности детей можно объяснить тем, что они совсем недавно пришли в школу, сменили основной вид деятельности (с игрового на учебный), еще не успели наладить контакты с одноклассниками, одногруппниками, педагогами. Всё для них ново и незнакомо. В большинстве случаев «грустные лица» появлялись на тех картинках, где ребенок стоит рядом с учителем у доски и в компании сверстников. При этом испытуемые комментировали картинки следующими фразами: «мальчик стесняется», «девочка не знает этих девочек». Это говорит о том, что дети испытывают чувство стеснительности, неуверенности, застенчивости.

Рис. 5 Результаты методики, направленной на выявление уровня тревожности детей (экспериментальная группа)

В контрольной группе результаты диагностики, направленной на выявление уровня тревожности, проявились следующим образом.

К детям с высоким уровнем тревожности мы отнесли 30% детей (6 человек). К повышенному уровню тревожности мы отнесли 40% обучающихся (8 человек), а к умеренному уровню тревожности – 30% детей (6 человек) (см. Рис. 6).

Рис. 6. Результаты методики, направленной на выявление уровня тревожности детей (контрольная группа)

Представим полученные результаты в таблице (см. Таблицу 3).

Таблица 3

Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе по методике, направленной на выявление уровня тревожности детей

Уровень тревожности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий уровень тревожности

35% (7 чел.)

30% (6 чел.)

Повышенный уровень тревожности

40% (8 чел.)

40% (8 чел.)

Умеренный уровень тревожности

25% (5 чел.)

30% (6 чел.)

Проанализировав результаты методик, направленных на выявление танцевальных умений и эмоциональной выразительности детей, мы пришли к выводу, что дети во время задания чувствовали некоторую скованность и напряжение. Это мешало им точно передать образ танцующего персонажа.

Таким образом, проанализировав результаты всех используемых в процессе обследования методик, пришли к следующему выводу: детей обследуемой группы можно разделить на три уровня: высокий, средний, низкий.

В экспериментальной группе к высокому уровню можно отнести20% детей (4человека), у которых присутствует эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера и устойчивый интерес к ней, знают жанры, композиторов любимых произведений, присутствует желание заниматься танцами. Эти дети самостоятельно подбирали два – три танцевальных движения в соответствии с ритмом музыкального произведения.

К среднему уровню мы отнесли 45% (9 человек) группы, у которых присутствует эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера, интерес к музыке есть, но не устойчивый, путают жанры любимых произведений, не знают композиторов. Обучающиесяимеют желание заниматься в танцевальном коллективе.

К низкому уровню отнеслись35% обучающихся (7 человек), у которых эмоциональная отзывчивость может быть неадекватной, отсутствует интерес к музыке, ее целостное восприятие, отсутствует чувство ритма и способность к музыкально-ритмическим движениям. Проявляется всего лишь одна музыкальная способность к дидактическим играм, но воспроизводить танцевальные движения под музыку отказывается, в своем поведении скованны и стеснительны(см. Рис. 7).

Рис. 7 Результаты группы методик, направленных на выявление танцевальных умений (экспериментальная группа)

Из контрольной группы к высокому уровню можно отнести 15% обучающихся (3 человека).У этих детей наблюдается эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера, они знают жанры, композиторов любимых произведений, присутствует желание заниматься танцами. Эти дети самостоятельно подбирали несколько танцевальных движения в соответствии с ритмом музыкального произведения.

К среднему уровню мы отнесли 50% детей (10 человек). У этих детей присутствует эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера, интерес к музыке есть, но не устойчивый, путают жанры любимых произведений, не знают композиторов. Обучающиеся имеют желание заниматься в танцевальном коллективе.

К низкому уровню из контрольной группы мы отнесли 35% детей (7 человек).Порой их эмоциональная отзывчивость была неадекватной, отсутствовал интерес к музыке, чувство ритма и способность к музыкально-ритмическим движениям. У детей проявлялась всего лишь одна музыкальная способность к дидактическим играм, но воспроизводить танцевальные движения под музыку они отказывались, в своем поведении были скованны и стеснительны (см. Рис. 8).

Рис. 8 Результаты группы методик, направленных на выявление танцевальных умений (контрольная группа)

Представим полученные результаты в таблице (см. Таблицу 4).

Таблица 4.

Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе по группе методик, направленных на выявление танцевальных умений

Уровень развития танцевальных умений и эмоциональной выразительности детей

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество

Количество

Высокий

20% (4 чел.)

15 (3 чел.)

Средний

45% (9 чел.)

50 (10 чел.)

Низкий

35% (7 чел.)

35 (7 чел.)

Следовательно, результаты констатирующего этапа послужили основанием для определения содержания работы формирующего этапа.

2.3. Содержание дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Танцевальная азбука»

В Якшур-Бодьинском доме детского творчества реализуется дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа “Танцевальная азбука”. Программа рассчитана на детей 7-8 лет. Воспитанники знакомятся с основами танцевального искусства, получают необходимые знания, навыки, овладевают танцевальной техникой. Дети разучивают элементы классических, историко-бытовых, бальных танцев, хореографические композиции в этих жанрах.

Образовательная программа художественной направленности «Танцевальная азбука» подразумевает не только развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность, но и влияет на формирование личности ребенка, способствует воспитанию уважения к духовным ценностям, умению понимать и ценить искусство.

Цель программы: обучить детей базовым элементам бальных танцев.

Задачи программы:

  • выявить первоначальные хореографические склонности и способности детей;

  • изучить элементы музыкальной грамотности;

  • изучить базовые танцевальные элементы;

  • развить танцевальные и музыкальные способности, память и внимание;

  • развить выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;

  • воспитать умение работать в коллективе.

Отличительными особенностями настоящей образовательной программы являются следующие:

-теоретический материал тесно связан с практическим его применением и преподается с опорой на жизненный практический опыт обучающихся;

Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. В процессе обучения возможно проведение корректировки уровня сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта деятельности детей и уровня усвоения ими учебного материала.

Возрастной диапазон, в котором реализуется программа, дети младшего школьного возраста. Младший школьный возраст - время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Доверительность и открытость, послушание и исполнительность - важные личностные особенности младших школьников.

Танцевальный материал дается в элементах и движениях, разучивается по правилам школы классического и бального танца. Показателем танцевальной культуры является эмоциональное восприятие хореографического искусства, способность самостоятельно оценить хореографическое произведение, музыкальность и выразительность, благородство манеры исполнения, понимание выразительности отдельных элементов, чувство товарищества и взаимопомощи.

По окончании освоения курса обучающийся должен:

Знать:

- технику безопасности;

- основу базовых видов двигательных действий;

- комплексы упражнений для развития гибкости и подвижности мышц, связок, суставов;

- специальную лексику;

- позиции классического танца;

- основные виды бальных танцев;

- базовые фигуры бальных танцев.

Уметь:

- развивать, разогревать, укреплять мышцы и связки;

- развивать координационные (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на словесные и звуковые сигналы, согласование движений всех звеньев тела) способности;

- управлять своим телом, закреплять навык правильной осанки;

- выполнять простейшие элементы танца;

- точно и выразительно исполнять основные движения бального танца;

- артистично двигаться под музыку.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы работы:

- Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению обучающимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

- Практические методы основаны на активной деятельности самих обучающихся. Это метод целостного освоения упражнений, ступенчатый и игровой методы.

- Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

- Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

- Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества обучающихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на обучающихся.

На формирующем этапе занятия в двух группах проводилось по отдельности. В первую группу педагогом-хореографом был внедрен личностно-ориентированный подход. Во второй группе проводились занятия без введения личностно-ориентированного подхода.

Введение личностно-ориентированного подхода на занятиях в танцевальном кружке позволяет обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребёнка, не в формировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребёнку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.

Формирующий этап проводился согласно перспективного планирования, был направлен на формирование у детей не только восприятия музыкальных образов и способности передавать их в соответствии с музыкой, но и на развитие личностных качеств, таких как умение дружить, выражать эмоциональное отношение детей к нравственным нормам. Предполагаемая образовательная программа «Танцевальная азбука» на начальном этапе обучения рассчитана на один год, что условно может совпадать с младшим школьным возрастом (приблизительно 7-8 лет). В этот период среди основных задач можно выделить:

- развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);- развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации), изучение танцевальных элементов;- развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;- воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.

Уроки хореографии проводились в танцевальном зале, где одна из стен зала была оборудована зеркалами. Для того, чтобы обучающиеся научились контро­лировать себя через ощущение, педагогу приходилось во время занятий периодически менять направление движения учащихся, поворачиваясь то лицом, то спиной к зеркалу. Постоянные занятия лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать свое тело и мышцы, а впоследствии затруднят ориентацию при выступлении на сценической площадке.

Занятия группы проходили два раза в неделю по два академических часа с десятиминутной переменой. В год — 144 часа. Форма обучения: групповые и индивидуальные занятия.

Цель каждого занятия хореографии при реализации личностно-ориентированного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. В соответствии с этим, педагогом-хореографом в начале занятия с детьми озвучивалась следующая формулировка: «сегодня каждый из вас научиться чему-то, чего еще не знал и не умел вчера». Это означает, что обучающийся должен отрефлексировать наличный, исходный уровень своего знания и затем оценить свои успехи, свой личностный рост. Такая постановка вопроса означает, что все методические решения (организация учебного материала, использованные упражнения) преломляются через призму обучаемого – его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологический особенностей.

Одной из составляющих личностно-ориентированного подхода являются принципы, о которых подробно говориться в первой главе выпускной квалификационной работы. Педагогом на занятиях был введен принцип самоактуализации.

Так как ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие, то в начале работы применяли наглядно – слуховой метод. В процессе прослушивания мелодии напоминали, что надо слушать очень внимательно музыку, что она обязательно подскажет, какой характер у этого произведения, какие движения можно выполнять под эту мелодию.

После прослушивания проводили обсуждение: какой характер у музыки и танца, какой темп, сколько частей в этом произведении и какой характер каждой части. Затем включали повторно эту же музыку и предлагали двигаться на свое усмотрение. Задача педагога заключалась в том, чтобы снять с ребенка напряжение, для этого использовали элементы психогимнастики и аутотренинга.

Основной акцент в психогимнастике был сделан на обучение элементам технике выразительных движений, а также на приобретение навыков в расслаблении. С помощью предлагаемого материала дети обучались азбуке передаче эмоций – выразительным и разнообразным движениям (“Соленый чай”, “Ем лимон”, “Сердитый дедушка”).

Дополнительно проводили специальные игры с наглядными пособиями, например, “Определи настроение”. Очень нравились игры на координацию движения “Тень”, “Зеркало”. Давали упражнение на расслабление рук, ног: “Легкие и тяжелые руки”, “Насос и мяч”, “Надувной матрац”.

Элементы психогимнастике и аутотренинга вводились в структуру занятий, например полное расслабление – напряжение: “Тепло – холодно”, “Солнце – снег”, “Юг – северный полюс”). Это учило детей расслабляться и отдыхать.

В ходе работы было отмечено, что детям стало проще выражать свои чувства эмоции, понимать чувства других, обращаться друг с другом, появилась уверенность в себе во время выполнения движений.

Таким образом, принцип самоактуализации заключается в побуждении обучающихся к проявлению своих интеллектуальных, художественных, коммуникативных и физических способностей.

В основе обучения детей младшего школьного возраста педагогом было положено игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке танца не должна являться наградой или отдыхом после нелег­кой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыс­лом и продолжением.Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Поэтому педагог в течение года очень внимательно относился к подбору репертуара для учащихся младшего школьного возраста, постоянно его обновлял, внося с учетом времени и особенностей обучаемых детей определенные коррективы.

Игры – превращения помогали детям освоить выразительность образа, оживить фантазию и воображение, например, игры “Веревочки”, “Цветочек”, “Стрехнем воду с локоточков” помогали после занятий расслабить мышцы.

Работа над музыкально-двигательными упражнениями помогали развивать у детей двигательный навык и умение, которые необходимы при передаче и движениях музыкальных впечатлений, в то же время способствовала углублению и уточнению танцевального восприятия детей. Каждое упражнение имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи. Движения во всех музыкально-двигательных упражнениях (их характер, формы, выразительность) продиктованы музыкой, дети всегда передают в них музыкально-двигательный образ. Упражнения “Пружинки”, “Качание рук с лентами”, “Веселые ножки”, “Рисуем на песке” (плавные движения) помогали ребятам улучшать качество движений, развивать у них умение непринужденно придавать движениям пружинный, плавный или маховый характер в зависимости от особенностей музыкально-двигательного образа.

Нередко дети чувствовали характер музыки, но не могли или не умели передать его в движении. В таком случае использовались вспомогательные упражнения: “Стряхивать воду с пальцев”, “Кошка выпускает когти”, напоминая детям или повторяя ранее усвоенные упражнения со сходными задачами, сравнивали новые движения и музыку уже известным, объясняли ошибки, включая в занятия новые упражнения, помогающие эти ошибки исправить и т.д.

Таким образом, в задачу входило – сохранить у детей первоначальный живой интерес к упражнению, эмоциональность восприятия и в то же время вызвать у них желание настойчиво и старательно над ним трудиться. Для этого на каждом занятии ставились перед детьми новые задачи, обращали внимание на упражнения, которые связаны с пляской, играми и направлены на осуществление развития музыкального восприятия и ритмичности движения у детей.

Большое место в развитии творческой инициативы детей занимает выполнение несложных музыкальных этюдов.

Этюд – это набросок, импровизация. Во время исполнения детьми этюда следили за качеством исполнения движений. Своевременные уточнения позволили ребятам более четко согласовывать свои движения с музыкой. В процессе построения этюда можно было увидеть, как совершенствуется выразительность детского исполнения. При повторении закреплялись лишь те движения, который соответствовали программе музыкального произведения. Напоминанием сюжета этюда, повторным слушанием музыки, указаниями, пояснениями, показом некоторых движений и действий при дальнейшей работе над этюдом целенаправленно воздействовали на ребенка. Все это помогало ребенку чувствовать характер и форму музыкального произведения, сознательно относится к заданию, выразительно воспроизводить образ в движении. А увлеченность игровым образом способствовала дальнейшему развитию творческой активности и музыкальных способностей у детей.

Знакомя детей с новой сюжетной игрой, этюдом предварительно заинтересовывали детей: рассказывалось содержание, давалась характеристика образов. Все время направлялось внимание детей на восприятие музыкального произведения в целом.

Роль слова при выполнении музыкально-ритмических и творческих заданий огромна. Содержание давалось пред слушанием музыки. Иногда образный рассказ чередовался с исполнением законченных частей произведения. Несюжетные этюды анализировались детьми после слушания музыки. Самостоятельный анализ музыкального произведения активизировал детей, приучал внимательно слушать музыку.

Систематическое использование таких заданий активизирует чувства музыкального ритма. Дети учились правильно реагировать на характер музыки и передавать его в движении.

Личностно-ориентированный подход связан с устремлением педагога содействовать развитию индивидуальности ребенка, проявлению его субъективных качеств.В преподавании танца индивидуальный подход к учащимся очень важен, причем в данном случае имеется в виду не столько педагогический метод подачи материала для изучения, сколько психологическая сторона процесса обучения.

Таким образом, преподавателю необходимо не только владеть материалом, который он должен донести до учеников, но также обладать хорошими знаниями в области психологии. В личностно-ориентированном обучении детей классическому танцу присутствует психолого-педагогический компонент. Например, познавательный аспект психолого-педагогической составляющей подразумевает развитие внимания и памяти, что необходимо для успешного освоения программы танца.

Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагруз­кой. Как известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней его жизни: вначале ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать и т. д. Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танце­вальным движением требуется время. По этому, индивидуальные занятия просто необходимы. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.

Очень много труда, сил и времени приходилось тратить на движения, требующих длительного разучивания. К ним относятся такие танцевальные упражнения, как боковой галоп, пружинящий шаг, шаг польки, переменный шаг, элементы национальных народных плясок. Вся работа по усвоению детьми перечисленных движений проводилась как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.

Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога-хореографа - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Педагог дополнительного образования на занятиях использовал основной закон усвоения материала: воспринять, осмыслить, запомнить, применить, проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыс­лением, осмысление - запоминанием. Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения и проверки на практике.

При повторении танцевального движения в коре головного мозга образуются временные связи. Когда музыкальное движение выучено и прочувствовано, закрепляется определенная последовательность возбудительно-тормозных процессов, т.е. вырабатывается динамический стереотип данного двигательного навыка.

В этой связи предлагается следующая формула: от ощущений к чувствам, от них к привычке. Такое дополнение к закону усвоения способствует более эф­фективному формированию стереотипа движения. Следовательно, формулу необходимо применять в такой последовательности:

1. воспринимая - ощущай;

2. осмысливая - чувствуй;

3. запоминая - действуй, пробуй;

4. проверяя результат - показывай другому.

Педагогом-хореографом в течение учебного года были проведены индивидуальные беседы с каждым ребенком, в ходе которых педагогом были изучены индивидуально-психологические особенности обучающегося. Этот учет применялся в содержании и форме самих учебных заданий, через характер общения с учеником. Адресованные ученику вопросы, замечания стимулируют их личностную, интеллектуальную активность, поддерживают и направляют их учебную деятельность без лишнего фиксирования ошибок, промахов. Тем самым осуществляется не только учет индивидуально-психологический особенностей обучающихся, но и формирование познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик.

Следующий принцип, который был использован на занятиях в хореографическом коллективе в рамках внедрения личностно-ориентированного подхода, это принцип выбора. На занятиях танцами преподаватель должен развивать у учащихся творческую активность, воображение, эмоциональность. Поэтому одним из условий реализации вышеперечисленных требований является стремление учащегося к самовыражению. Для этого педагог дополнительного образования создавал на занятиях атмосферу свободы творчества (при безусловном соблюдении дисциплины). Развитию у ребенка творческих возможностей, формированию стремления к самостоятельному творчеству способствовали занятия на выбранную тему, то есть танцевальная импровизация.

На занятиях по импровизации педагог либо задавал определенную тему, либо ребенок самостоятельно выбирал ее.

В результате у обучающихся формировался свой внутренний мир, который в творческом процессе играет немаловажную роль. Это помогло детям более адекватно воспринимать ситуации, возникающие на уроках – например, замечания в свой адрес или похвалу.

Принцип выбора побуждает детей к творческой активности, ассоциативному мышлению, пластической выразительности. Именно на занятиях импровизации раскрываются артистические способности каждого ребенка.

Еще один немаловажный принцип, использованный в ходе работы, это принцип творчества и успеха. Воспитание потребности в творчестве, умение творить по законам красоты — это та сторона эстетического воспитания, которая связана с формированием мировоззрения и с воспитанием нравственных норм. Хореографическую работу в коллективе должна отличать высокая организованность и дисциплина, культура поведения и настоящая воспитанность в общении между участниками коллектива и их педагогами. Поэтому, в ходе каждого занятия между педагогом и детьми происходило обсуждение о том «что такое хорошо, что такое плохо». Педагог рассказывал детям о ведущей роли и ответственности партнера, о том, что мальчики должны пропускать девочку вперед, уступать место. Девочки должны научиться отвечать на приглашение к танцу вежливо, без выражения отрицательных эмоций.

На начальном этапе обучения танцу важную роль играет именно воспитание процессе урока. Отношение учеников друг другу в танцевальном зале, взаимоуважение, реакция обучающихся на ошибки или успехи своих одноклассников – все это должно воспитываться на уроке преподавателем. В итоге, дети стали соблюдать элементарные нормы этикета. В апреле в рамках семинарского занятия педагогом-хореографом был проведен открытый урок «Вы поедете на бал», целью которого было ознакомить обучающихся с элементами бального этикета (Приложение ).

Педагогом в работе был использован метод «Помоги другу», когда неуспевающего ребенка ставили в пару с хорошо танцующим. Через некоторое время неуспевающий легко овладевал движением, потому что хорошо танцующий ребенок помогал напарнику научиться новому танцевальному элементу. Самостоятельная работа детей в целях оказания помощи друг другу воспитывает в детях чувство коллективизма и трудолюбия.

Достижение успеха в танцевальной деятельности способствует формированию позитивной «Я-концепции» личности, в связи с этим в течение учебного года было организовано несколько концертов для родителей, педагогов и других обучающихся Дома детского творчества. Такие мероприятия стимулируют осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». Кроме этого, выступление на концертах, участие в общественно-массовых мероприятиях воспитывают в детях чувство ответственности и пунктуальности.

2.4. Опыт реализации и анализ эффективности дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

«Танцевальная азбука»

Таким образом, мы провели контрольный этап, который был направлен на сравнительный анализ личностных качеств детей после проведения формирующего этапа. В процессе обследования детей использовались те же методики констатирующего этапа.

В итоге после проведения формирующего этапа, из 20 детей экспериментальной группы 80 % (16 человек) поселили вместе с собой в один домик одногруппников. Это можно объяснить тем, что за время работы в коллективе, дети сдружились между собой, совместно работая над художественными образами, ребята сплотились. При разучивании новых движений дети помогали друг другу понять и осмыслить те или иные па. 20% детей, это 4 мальчика, поселили одногруппников в другой домик. Эти ребята

отличаются замкнутостью и скрытностью. Для работы с ними в дальнейшем потребуется больше внимания и индивидуальных занятий (см. Рис.9).

Рис. 9 Результаты методики «Два дома»

(экспериментальная группа)

В контрольной группе не наблюдается особого сплочения коллектива. В результате повторной диагностики результаты были схожи с экспериментальной группой. В данном случае лишь 45 % (9 детей) поселили вместе с собой одногруппников (см. Рис.10).

Рис. 10 Результаты методики «Два дома»

(контрольная группа)

Представим полученные результаты в таблице (см. Таблицу 5).

 

Таблица 5

 

Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной группы после формирующего этапа по методике «Два дома»

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Поселили одногруппников вместе с собой

80% (16 чел.)

45% (9 чел.)

Поселили одногруппников в другой домик

20% (4 чел.)

55% (11 чел.)

 

Рис. 10 Результаты методики «Два дома»

(контрольная группа)

 

С заданиями, предусмотренными методикой «Сюжетные картинки», дети справились следующим образом.

В экспериментальной группе 9 человек, что составляет 45%, получили 3 балла, - Кира Н., Татьяна В., Диана П., Диана Ш., Александра Б., Ирина Ф., Егор У., Данил А., Илья И. При раскладке картинок они сумели четко обосновать свой выбор, их эмоциональные реакции были адекватными и яркими; почти все они сумели определить и назвать такие моральные нормы, изображенные на картинках.

По 2 балла получили 40% детей (8 человек) –Роберт Т., Никита В., Валерия Р., Татьяна У., Григорий М., Максим К., Дмитрий Б., Дамир Г. Эти дети правильно разложили картинки, обосновывали свои действия. Хотя эмоциональные реакции были адекватны, выражены они были слабо. Нужно отметить, что почти все эти ребята на констатирующем этапе получили по 1 баллу.

Остальные дети – 15% (3 человека) – получили всего по 1 баллу, т.к. правильно раскладывая картинки, эти дети так и не смогли обосновать свои действия; эмоциональные реакции их были неадекватными. С этими детьми требуется продолжать работу, направленную на формирование эмоционального отношения к нравственным нормам (см.Рис. 11).

Рис. 11 Результаты методики «Сюжетные картинки»

(экспериментальная группа)

В контрольной группе результаты повторной диагностики «Сюжетные картинки» проявились следующим образом. 3 балла получили4 ребенка – 20%. Они обосновывали свой выбор, эмоциональные реакции были адекватными и яркими.

По 2 балла получили 45% детей (9 человек). Эти дети правильно раскладывали картинки, пытались обосновать свои действия. Их эмоциональные реакции были адекватны, но выражены слабо.

Остальные дети – 35% (7 человек) – получили всего по 1 баллу, т.к. правильно раскладывая картинки, эти дети так и не смогли обосновать свои действия; эмоциональные реакции их были неадекватными (см. Рис.12).

При повторной диагностике вновь никто из ребят не набрал 0 баллов.

Рис. 12 Результаты методики «Сюжетные картинки»

(контрольная группа)

Таким образом, в результате проведенного исследования мы приходим к выводу, что у основной массы детей из экспериментальной группы сложились верные моральные суждения и оценки, эти ребята лучше стали понимать общественного смысл нравственной нормы.

Представим полученные результаты в таблице (см. Таблицу 6).

 

Таблица 6

 

Сравнительный анализ нравственно-эстетической воспитанности у испытуемых после формирующего этапа по методике «Сюжетные картинки»

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До формирующего этапа

После формирующего этапа

До формирующего этапа

После формирующего этапа

Количество

Количество

Количество

Количество

Неправильно раскладывает картинки (0 баллов)

0

0

0

0

Правильно раскладывает картинки, не может обосновать свои действия (1 балл)

45% (9 чел.)

15% (3 чел.)

40% (8 чел.)

35% (7 чел.)

Правильно раскладывает картинки, эмоциональные реакции выражены слабо (2 балла)

50% (10 чел.)

40% (8 чел.)

55% (11 чел.)

45% (9 чел.)

Обосновывает свой выбор, яркие эмоциональные реакции (3 балла)

5% (1 чел.)

45% (9 чел.)

5% (1 чел.)

20% (4 чел.)

По итогам работы за год, была проведена повторная диагностика, направленная на выявление уровня тревожности детей.

В экспериментальной группе общий фон тревожности явно снизился. К высокому уровню тревожности мы отнесли уже только 2 ребят – это 10% обучающихся. Эти ребята отличаются скованностью и малообщительностью. Для работы с ними в дальнейшем потребуется больше внимания и индивидуальных занятий. Повышенный уровень тревожности был обнаружен у 20% детей (4 человека). И умеренный уровень тревожности показали 70% обучающихся (14 человек) (см. Рис.13). Такой хороший результат получился благодаря совместному обсуждению характера музыки и танца, а также благодаря тому, что каждый мог танцевать на свое усмотрение. Так они учились высказывать свое мнение, не боясь, что их осудят. Задача педагога заключалась в том, чтобы снять с ребенка напряжение.

Рис.13 Результаты методики, направленной на выявление уровня тревожности детей (экспериментальная группа)

В контрольной группе результаты повторной диагностики сложились следующим образом. К детям с высоким уровнем тревожности мы отнесли 20% детей (4 человека). К повышенному уровню тревожности мы отнесли 45% обучающихся (9 человек), а к умеренному уровню тревожности – 35% детей (7 человек) (см. Рис.14).

Рис.14 Результаты методики, направленной на выявление уровня тревожности детей (контрольная группа)

Представим полученные результаты в таблице (см. Таблицу 7).

 

Таблица 7

 

Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной группы после формирующего этапа по методике, направленной на выявление уровня тревожности детей

Уровень тревожности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий уровень тревожности

10% (2 чел.)

20% (4 чел.)

Повышенный уровень тревожности

20% (4 чел.)

45% (9 чел.)

Умеренный уровень тревожности

70% (14 чел.)

35% (7 чел.)

Проанализировав результаты повторных методик, направленных на выявление танцевальных умений и эмоциональной выразительности детей, мы пришли к выводу, что дети стали более раскованы в своем поведении, большинство из них с легкостью выполняли любимые танцевальные этюды, с удовольствием передавали образ танцующего персонажа.

В экспериментальной группе к высокому уровню в конце учебного года можно отнести 55% детей (11человек), у которых повысился уровень эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера и устойчивый интерес к ней. Эти ребята знают жанры, композиторов любимых произведений, у них присутствует желание заниматься танцами. Эти дети с легкостью самостоятельно подбирали танцевальные движения в соответствии с ритмом музыкального произведения.

К среднему уровню мы отнесли 25% (5 человек) группы. У большинства этих детей уровень танцевальных умений на констатирующем этапе мы относили к низкому уровню. Но за год работы в танцевальном коллективе у этих ребят повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера, интерес к музыке есть, но не устойчивый, путают жанры произведений. Обучающиеся имеют желание заниматься в танцевальном коллективе.

К низкому уровню отнеслись 20% обучающихся (4 человека), у которых эмоциональная отзывчивость может быть неадекватной, отсутствует интерес к музыке, ее целостное восприятие, отсутствует чувство ритма и способность к музыкально-ритмическим движениям. С этими ребятами необходимо продолжать заниматься, увеличить количество индивидуальных занятий. Для них необходимо спланировать дополнительный комплекс двигательных упражнений на укрепление и развитие этих навыков. Желание заниматься танцами у этих ребят непостоянное. Сравнительный анализ проведенных данных показал, что после проведенной работы качественно изменились показатели овладения музыкально-ритмическими движениями у детей среднего и низкого уровня (см. Рис. 15).

Рис.15 Результаты методик, направленных на выявление танцевальных умений (экспериментальная группа)

К концу учебного года из контрольной группы к высокому уровню можно отнести 30% обучающихся (6 человек). У этих детей наблюдается эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера, они знают жанры, композиторов любимых произведений, присутствует желание заниматься танцами. Эти дети могут самостоятельно подобрать несколько танцевальных движения в соответствии с ритмом музыкального произведения.

К среднему уровню мы отнесли 40% детей (8 человек). У этих детей присутствует эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера, интерес к музыке есть, но не устойчивый, путают жанры произведений, не знают композиторов. Обучающиеся имеют желание заниматься в танцевальном коллективе.

К низкому уровню из контрольной группы мы отнесли 30% детей (6 человек). Порой их эмоциональная отзывчивость была неадекватной, отсутствовал интерес к музыке, чувство ритма и способность к музыкально-ритмическим движениям. В своем поведении были скованны и стеснительны (см. Рис.16).

Рис. 16 Результаты методик, направленных на выявление танцевальных умений (контрольная группа)

Полученные результаты представим в таблице (см. Таблицу 8).

 

Таблица 8

 

Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной группы после формирующего этапа по группе методик, направленных на выявление танцевальных умений

Уровень развития танцевальных умений и эмоциональной выразительности детей

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество

Количество

Высокий

55 % (11 чел.)

30% (6 чел.)

Средний

25% (5 чел.)

40% (8 чел.)

Низкий

20% (4 чел.)

30% (6 чел.)

После проделанной работы можно с уверенностью сказать, что основная масса детей в группе может четко, легко выполнять музыкально-ритмические движения. Эти дети при первом же напоминании начинают правильно выполнять задания. У них хорошо развито чувство ритма, внимание. Если даже что-то не получается, то для них достаточно какого-то очень короткого, незначительного замечания или помощи, подсказки. Они не требуют индивидуальной работы. В упражнениях эти дети являются “костяком”, поэтому очень часто даем им задание научить кого-то из неуспевающих детей какому-то движению, и это им удается. Уровень тревожности этих детей умеренный.

Есть дети, которые способны выполнить программный материал, но только при постоянном напоминании, обращении к ним, заострения их внимания на отдельных элементах. Они легко усваивают движения, но их неоднократно в течение занятия приходится призывать к вниманию. Они требуют не более двух– трех индивидуальных занятий для того, чтобы осмыслить и выполнить нужное задание. У большинства детей этой группы умеренный уровень тревожности.

И третья группа детей – требующая длительного особого внимания. Этим ребятам сложно выполнять музыкально-ритмические движения. Уровень тревожности обучающихся повышенный и высокий. С данными детьми требуется индивидуальная работа.

С целью развития танцевальных навыков у детей использовались различные переплясы, при звучании которых дети с большой охотой искали новые сочетания знакомых элементов. Конечно, такие попытки у детей еще не совсем уверенны, но есть среди детей активисты, которые не боятся трудностей, идут вперед и ведут за собой остальных.

При наблюдении за обучающимися в танцевальном коллективе, где был внедрен личностно-ориентированный подход было выявлено, что:

  1. К концу периода обучения заметно возросла ведущая роль и ответственность партнера, мальчики начали проявлять некоторые признаки мужского поведения: пропускать девочку вперед, уступать место. Девочки научились отвечать на приглашение к танцу вежливо, без выражения отрицательных эмоций. Дети стали соблюдать элементарные нормы этикета.

  2. Заметные изменения произошли в межличностных отношениях детей: меньше конфликтов стало происходить между обучающимися, появилась общая цель (постановка танца), способствующая сплочению группы.

  3. Обучающиеся стали меньше копировать друг друга – появилось больше самостоятельных решений; в движениях и позах стал проявляться характер музыки; позы стали выразительными.

  4. Обучающиеся с удовольствием сочиняют комбинации из проученных движений, пытаются добавить к знакомым движениям ног, придуманные движения рук.

  5. Значительно изменился уровень общекультурного развития воспитанников. Произошли положительные изменения произошли во внешнем виде (стремление к аккуратности одежды и прически) и поведении (сдержанность, саморегуляция) детей.

  6. Занятия хореографией при внедрении креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус.

На основании полученных результатов исследования нами были разработаны следующие методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и специалистов, работающих с детскими хореографическими коллективами.

При проведении программ по танцевальной подготовке младших школьников и с целью повышения их эффективности, необходимо:

- создать обстановку всеобщей заинтересованности, уменьшить использование обучающих приемов с ярко выраженными элементами конкурентности;

- применять такие формы работы, где детям предоставляется выбор заданий;

- поощрять и позитивно оценивать деятельность ребенка на занятиях, замечать даже незначительные успехи;

- создавать для ученика ситуации успеха и уверенности;

- учитывать время выполнения задания в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося;

- проводить занятия в атмосфере сотрудничества педагога и обучающегося;

- создать для обучающегося условия, в которых он может выбирать уровень сложности и трудности задания;

- создать для ребенка педагогическую атмосферу доброжелательности, но при этом дать возможность работать самостоятельно.

Литература:

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений. -М.: Академия, 2007. - 400 с.

2.Афанасьев А.Н. Народная русская сказка/ А.Н.Афанасьев - М.: Просвещение, 2010 - 111с.

3.Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин - М.: Просвещение, 2010 - 430с.

4.Гурович, Л.М Ребенок и книга [Текст]: Книга для воспитателя детского сада/ Л.М. Гурович [и др.]; под редакцией В.И.Логиновой. - М., Просвещение,2002.

.Григорович, Л.А. Педагогика и психология. [Текст] / Л.А. Григорович - М., Педагогика, 2011 - 210с.

.Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т - М., 2010.

7.Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. Труды / А.В. Запорожец в 2 т . - М., 2010. - т. 1.

8.Зябкина В.В. Роль художественной литературы в формировании нравственно-эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 5. - С. 59-62

9.Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) [Текст] / Н.С.Карпинская. - М.: Просвещение, 2011.

.Клейменова Н.С. Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования как средство этического и нравственного развития школьников. // Начальная школа. - 2010 - №8.

.Колесов Д.В. Психологические основания нравственности. // Хрестоматия по педагогике. - Барнаул, 2009.

.Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители/А.И.Никифоров - М.: Просвещение, 1930 - 105с.

.Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьника/ М.А.Никитина - Мн.: Народная асвета, 2008 - 215с.

14.Нравственно-эстетическое воспитание учащихся/ Под ред. Н.И. Загоренко. - Новосиб., 2008.

Просмотров работы: 1573