Воспитание становится насилием в том случае, когда к ребёнку не относятся как к личности, навязывают ему шаблоны и не пытаются помочь найти правильный путь. Что может быть печальней, чем человек, не знающий какую дорогу ему выбрать?
Система образования, ориентированная на среднего ученика как раз и является ярким примером «убийства» личности. Большинство учителей и школ не заинтересованы в том, чтобы найти и раскрыть уникальные черты личности своего ученика. Ведь им достаточно лишь подготовить его к удачной сдаче экзамена. Существует замкнутый круг, на учителей давит администрация школы, которой нужны хорошие результаты учеников в олимпиадах и высокие баллы на экзаменах, а они давят на учеников, чтобы те помогали своей школе в увеличении её статуса. Многие исследования являются доказательством этого, в них было выяснено, что креативность учеников школы с годами ухудшается. Нынешняя система образования нацелена на то, чтобы подготовить учеников к ЕГЭ, ГИА, дать как можно больше знаний, но не учит их применять, не учит мыслить, рассуждать, работать в команде, хотя безусловно всё это необходимо человеку, который в дальнейшем должен будет работать и использовать все знания, которые у него есть. Так как информация увеличивается в разы с каждым годом, то невозможно дать ученику все знания, но необходимо научить его учиться, ведь только самообразование поможет никогда не выбиваться из колеи жизни, и иметь возможность побеждать в конкуренции. А именно конкуренция развивает наше общество и движет его вверх.
Но не стоит забывать и о родителях, которые порой слишком заняты собой и своей работой, чтобы уделять достаточное количество внимания своему ребёнку. Ещё одной проблемой мам и пап является то, что многие из них хотят «вылепить» из своего чада того человека, которым они сами не смогли стать. Порой родители просто забывают, что главное для их отпрыска – это быть счастливым и достигнуть того, чего он сам хочет. Но и давать ребёнку полностью распоряжаться своей жизнью тоже не является правильным решением, так как он часто просто не понимает, к чему приведут его поступки, и кем он будет после принятия всех его решений, которые в виду отсутствия опыта часто бывают неправильными.
Обойтись без воспитания нельзя. В качестве примера можно вспомнит про детей-маугли, которых нельзя даже назвать личностями, так как они абсолютно не приспособлены к жизни в обществе и не обладают самыми необходимыми навыками, которые мы применяем каждый день, например, речь и прямохождение. Важно с первых дней жизни ребёнка развивать в нём потенциальные возможности – это то что у него заложено от природы, не направлять в нужное русло, а помочь ребенку стать с тем, кем он хочет стать.
Таким образом, оказывая образовательную поддержку процессу развития личности, образование становится сферой, в которой создаются прецеденты и образцы самоактуализации, в которой наряду с передачей культурных образцов передаются способы самоактуализации, опирающегося на рефлексию деятельности и анализ ее последствий. Образовательная поддержка позволяет акцентировать роль социальных институтов образования в поиске и нахождении человеком своего образа и места в мире.
Список литературы:
1. Иванова, В. М. Теоретико-методологические предпосылки проектирования образовательной поддержки процесса самоактуализации студентов / В. М. Иванова, Н. В. Назаров // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. - № 12. – С. 30 – 35. – ISSN 1814-6457