Знакомство детей с художественной литературой в дошкольном учреждении это первая ступень в литературном образовании, цели и задачи его – подготовка ребенка к следующим ступеням, к долгому пути литературного образования
Художественная литература является универсальным развивающим образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, А. М. Шахнарович, В. И. Яшина и др.)
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр.
Исследователи, в частности В. И. Яшина, отмечает такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости [50].
Чтобы осуществлять литературно-речевое развитие дошкольников, необходимо ориентироваться в том, каковы характерные особенности развития их речи на разных возрастных этапах. Эта проблема достаточно хорошо изучена, нашла отражение в работах исследователей детской речи Л. С. Выготского, Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, Ф. А. Сохина и др
Исследователи отмечают, что процессы восприятия и понимания художественной литературы в дошкольном детстве своеобразны и отличаются характерными особенностями. Дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.
Круг чтения у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора, сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Дети в возрасте трех-четырех лет, пишет Л. М. Гурович, понимают основные события произведения, улавливают их динамику, но это понимание тесно связано с непосредственным личным опытом, еще очень ограниченным. Поэтому элементы повествования, незнакомые детям по жизненному опыту, не вызывают у них никаких наглядных представлений [3]. Для усиления эмоциального отклика детей целесообразно сказки не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки).
При анализе литературного произведения дети трёх-четырёх лет устанавливают наиболее простые связи, которые касаются, прежде всего, последовательности событий. Прорыв прямой последовательности событий в сюжете, появление в нем скрытого замысла часто затрудняет их восприятие. Более всего их интересует герой произведения, его внешность и его поступки. Представить героя, воссоздать его образ в воображении младшие дошкольники ещё не могут, поэтому желательно в книге иметь иллюстрации, помогающие увидеть героя и каждое его действие.
К четырем-пяти годам дети усваивают новые знания об окружающем, расширяется их опыт, увеличивается круг их конкретных представлений. Все это вызывает изменения в понимании литературных произведений: появляется большая осмысленность в восприятии, легкость в установлении последовательных и простых причинных связей в сюжете, в вычленении из цепи событий нужного. Однако скрытые, замаскированные события и замыслы дети всё еще не осознают или осознают с большим трудом.
C пятилетнего возраста, как отмечает Л. М. Гурович, начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. В этот период в какой-то мере утрачивается яркая, внешне выраженная эмоциональность детей, возникает пристальный интерес к содержанию произведения. Дети этого возраста способны понять в литературном произведении такие события, каких подчас не было в их собственном непосредственном опыте. Поэтому в этом возрасте в круг чтения детей добавляются более «длинные» и «толстые» произведения [3].
По мнению М. М. Алексеевой, детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Знакомясь с литературным героем, дети воспринимают его действия и поступки, но и начинают учитывать и некоторые его переживания, пока еще наиболее простые, ярко выраженные: страх, слезы, радость [1]. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости.
Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,– писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагогу следует помнить, что излишнее морализирование по поводу прочитанного, приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает.
Кроме того, как отмечают исследователи, в частности В. В. Гербова, большое значение художественная литература имеет для усвоения детьми грамматики родного языка, поскольку средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой [2].
Таким образом, художественная литература – это такой вид искусства, который сопровождает человека с первых лет жизни. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение художественной литературы огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная литература играет большую роль в развитии речи, в нравственном, познавательном, а также в эмоциональном развитии ребенка.
Литература
Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 400 с.
Гербова, В. В. Планирование работы по развитию речи и ознакомлении с художественной литературой : Вторая младшая группа // Дошкольное воспитание – 1999. - №3. – 19-22 с.
Гурович, Л. М., Л.Б.Береговая, В.И.Логинова, В.И. Пирадова // «Ребёнок и книга» - СПб. : «Детство-Пресс», 2004
Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей: учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Яшина. - 3-е изд.,стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 192с.