АКТУАЛЬНОСТЬ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АКТУАЛЬНОСТЬ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ

Перунов А.Ю. 1
1ОГУ, ФГиСН, 15ПрофО(ба)ППД
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом».

Ян Амос Коменский

Классно-урочная система – традиционный метод обучения в настоящее время. Она служит всему миру вот уже четыре столетия (еще с XVII века) и не утеряла своей актуальности. Ян Амос Коменский – великий чешский педагог и мыслитель XVII века в своем теоретическом труде «Великая дидактика» описал основы и принципы, которые кардинально изменили взгляды на образование.

Классно-урочная система обучения создавалась в начале промышленной революции в ответ на её запросы. Промышленная революция требовала подготовки большого числа обученных работников. Задача массовой школы была подготовка, учащихся к фабричному, дисциплинированному труду. И такая ситуация продолжалась до середины XX века. Человечество впервые смогло накормить себя, создать для себя благоприятные условия и тем самым обусловило переход в постиндустриальную эпоху своего развития. Всё в мире стало стремительно и непрерывно изменяться. И, следовательно, практика перестраивалась применительно к новым условиям.

Время идет, а вместе с ним прогрессирует и развивается человечество, которое полвека назад шагнуло в информационную эру. Постепенная автоматизация производства привела к тому, что большая доля работоспособного населения переходит в сферу услуг. Возрастает социальный «заказ» на личность, готовую к быстро наступающим переменам во всех сферах, за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена растущей потребностью общества в людях, обладающих личной инициативой, социальной активностью и высоким уровнем развития творческих способностей. Данный социальный заказ способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению и самореализации. Проблемой становится разрешение противоречия, между потребностями школьников в творческом развитии, активном проявлении самостоятельности и неумением реализовать себя в созидательной деятельности в силу серьезных недостатков классно-урочной системы, которая не в полной мере позволяет развить свои способности.

Некоторые элементы, с помощью которых ранее классно-урочная система работала хорошо, не используются в наше время: последовательное изучение языков, исследование искусства, которое в человеке пробуждает творческие способности, ясное и интересное изложение знаний.

Ян Амос Коменский писал: «Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению. Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий». Однако большинство школьных учителей не могут добиться от учеников «обратной связи», то есть не способны мотивировать и вдохновить обучающихся на самостоятельное развитие. «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет» - подтверждает Уильям Артур Уорд. Но родительское воспитание все, же способно повлиять на стремление ребенка к саморазвитию и познанию, тогда может, стоит изменить взгляды на классно-урочную систему Коменского, которая понемногу теряет актуальность в наше время?

Сейчас существует великое множество альтернативных методов обучения. К ним необходимо присмотреться, проанализировать и сравнить с нынешней системой. Классно-урочная система, конечно же, имеет свои положительные стороны: она экономична, способна обучить многих и учит работать в коллективе. Но ведь она ориентирована на среднего ученика и из-за этого пропадают и будут пропадать талантливые дети, порой недооцененные учителями, которые заставляют их учить то, что им неинтересно.

Индивидуальное образование, которое было основным до «образовательной революции» Коменского, позволяло создать многостороннюю и сведущую личность, которая постоянно развивалась и совершенствовалась. К примеру, дворяне, получающие образование знали в среднем четыре иностранных языка, а обычный выпускник средней школы знает два, один из которых его родной.

Назрела необходимость уделить больше внимания индивидуальному образованию, учитывая интересы школьников, давая им рекомендации и оценивая их результативность. Сейчас важен такой учитель, который научит искать истину, а не дает её в готовом виде. Нельзя готовить детей к будущему только старыми методами.

Необходимость в классно-урочной организации обучения с каждым днем все меньше. Но ведь инновации стоятся на традициях, поэтому отказ от классно-урочной системы будет выглядеть, как безумие Традиционная классно-урочная система уникальна в том, что она экономична, поэтому она должна претерпеть качественную трансформацию и стать динамической саморазвивающейся системой. А именно динамичные формы организации учебного процесса, организация динамической структуры учебных дисциплин, делать акцент на самостоятельную работу обучающихся. При таком подходе учителя и ученики становятся саморазвивающимися субъектами педагогического процесса.

Таким образом, традиционную классно-урочную систему необходимо трансформировать так, что бы в ней осуществлялась продуктивная творческая деятельность. А инновацией в классно-урочной системе станет – разработка индивидуальных образовательных маршрутов направленных на развитие самопроцессов.

Просмотров работы: 1391