ЗДОРОВЬЕНАПРАВЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЗДОРОВЬЕНАПРАВЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Балашева А.Б. 1
1Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина, Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

ГЛАВА 1. Теоретические основы оздоровительной физической культуры

  1.  
    1. Оздоровительная направленность как важнейший принцип системыфизического воспитания школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

    2. Содержательные основы оздоровительной физической культуры. .8

    3. Сохранения и укрепление физического здоровья школьников . . . 10

ГЛАВА 2. Физическая культура как фактор укрепления здоровья детей

2.1 Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

2.2 Двигательный режим школьников и здоровье сберегающие технологии в процессе занятий с учащимися. . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

2.3 Формы занятий физическими упражнениями в режиме дня школьника и средства оздоровления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Введение

В настоящее время все большее значение приобретает проблема здоровья подрастающего поколения. Актуальность работы определяется тем что, несмотря на большое количество специальной и методической литературы, освещающей многие аспекты формирования здорового образа жизни школьников, в том числе и на уроках физической культуры, рассматриваемая проблема, все еще не нашла своего разрешения.

Специалисты, работающие в данном направлении, отмечают низкую общую двигательную активность учащихся начальных классов, недостаточный уровень развития физических качеств и функциональных возможностей, что отрицательно сказывается на состоянии их работоспособности. Уроки физической культуры не в полной мере осуществляют необходимую физическую подготовленность детей. Объем двигательной активности в условиях двухразовых занятий в неделю явно недостаточен. Кроме того, в современной школе не ведется систематической работы по формированию привычек здорового образа жизни детей, не полностью используются при этом возможности физической культуры.

Требует неотложного решения проблема научного обоснования новых средств, методик физкультурно - оздоровительной работы школе, которые способствовали бы формированию основ здорового образа жизни учащихся и содействовали развитию физических качеств и высокой работоспособности.

Цель исследования: изучить факторы, условия, принципы, методики школьного образования в сфере физической культуры, реализация которых обеспечит наибольший оздоровительный эффект.

Объект исследования: образование школьников в сфере физической культуры.

Предмет исследования: процесс сохранения и укрепления здоровья средствами физической культуры.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания школьников

Суть оздоровительной направленности как принципа заключается в том, что физическая культура должна содействовать укреплению здоровья. По понятию здоровье соответствуют и определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Способность организма адекватно изменять свои функциональные показатели и сохранять оптимальность в различных условиях - наиболее характерный критерий нормы, здоровья. [18]

Наукой доказано, что здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15-20% от генетических факторов, на 20-25% - от состояния окружающей среды и на 50-55 % от условий и образа жизни. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями: Н.А.Агаджанян, Н.М.Амосов, Г.Л.Апонасенко, В.К.Бальсевич, Э.Г.Булич, И.И.Брехман, А.А.Виру, Л.П.Матвеев, Р.Е. Мотылянская, И. В.Муравов, Л.Я.Иващенко, и многие другие, которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни.

Чтобы физическая культура в школе оказывала положительное влияние на здоровье школьника, необходимо соблюдать определенные правила:

  • средства и методы физического воспитания должны применяться только

такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

  • физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с

возможностями учеников;

  • в процессе использования всех форм физической культуры необходимо

обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля. Периодичность и содержание врачебно-педагогического контроля зависят от форм занятий физическими упражнениями, величины физической нагрузки и других факторов.

Принцип оздоровительной направленности обязывает специалистов по физической культуре и спорту так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо:

- совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям;

- компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.

Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса отводится проектированию различных физкультурно-оздоровительных систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека [6].

К настоящему времени разработан и практически апробирован целый ряд авторских комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования. Основные их достоинства - доступность, простота реализации и эффективность. Это, прежде всего:

  • контролируемые беговые нагрузки (система Купера);

  • режим 1000 движений (система Амосова);

  • 10 000 шагов каждый день (система Михао Икай);

  • бег ради жизни (система Лидьярда);

  • Всего 30 мин спорта в неделю на фоне повседневной естественной физической нагрузки, учитывая правила: если можешь сидеть, а не лежать -сиди, если можешь стоять, а не сидеть - стой, если можешь двигаться - двигайся (система Моргауза);

  • произвольное поочередное сокращение мышц тела без изменения их длины в течение всей «бодрствующей» части суток (скрытая изометрическая гимнастика по Томпсону);

  • калланетика: программа из 30 упражнений для женщин с акцентом на растяжение (система Пинкней Каллане) и т.д.

В настоящее время появились новые направления оздоровительной физической культуры, дающие несомненный оздоровительный эффект. К ним можно причислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: степ, слайд, джаз, аква- или гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), акваджогинг, шейпинг, стретчинг, которые широко внедряются в школах в виде факультативных занятий с целью оздоровления занимающихся.

В России разработана и внедрена в практику методология программирования физкультурных занятий оздоровительной направленности, основанная на энергетических критериях эффективности занятий имитационного и компьютерного моделирования процесса выполнения упражнений с проверкой их соответствия энергетическим возможностям конкретного человека или гомогенной по энергетическим возможностям группы людей. [6]

Выбор той или иной методики занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью соотносится с реальной обстановкой, возможностями, запросами, иногда является делом интереса.

Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь только в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.

Не менее положительное влияние регулярные занятия физическими упражнениями (и процедуры лечебной физической культуры) оказывают на деятельность органов пищеварения и выделения: улучшается перистальтика желудка и кишечника, повышается их секреторная функция, укрепляется мускулатура передней стенки живота, играющая большую роль в работе кишечника; более совершенными становятся функции органов выделения, а также желез внутренней секреции. [2]

Кроме оздоровительного эффекта физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на школьника (повышается умственная и физическая работоспособность), позволяют повысить уровень физических качеств, содействуют формированию и дальнейшему совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков (плавание, ходьба на лыжах и др.). Оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а также массажа [10].

Таким образом, регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждает преждевременное старение.

1.2 Содержательные основы оздоровительной физической культуры

В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие основные направления: оздоровительно - рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое.

Оздоровительно-рекреативная физическая культура - это отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения). Термин рекреация (от лат. recreatio) означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. Чтобы оттенить специфический смысл этого термина в сфере физической культуры, часто говорят «физическая рекреация». Основными видами физической рекреации в школе являются: туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные игры: волейбол, теннис, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и др. [5].

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура - это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Применение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения преимущественно в виде лечебной физической культуры. Общее представление о лечении с помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма, обусловленного улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом, как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов и т.д.

В оздоровительно - реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок. Оздоровительно - реабилитационное направление в нашей стране представлено разными формами:

  • Группы ЛФК;

  • Группы здоровья в школьных коллективах физической культуры;

  • Самостоятельные занятия.

Специфика работы в группах ЛФК рассматривается в соответствующих разделах предмета «Лечебная физическая культура». В рамках ЛФК широко используются лечебная гимнастика, дозированные ходьба, бег, прогулки на лыжах и т.п. Определены двигательные режимы (щадящий, тонизирующий, тренирующий), разработаны организационно - методические формы занятий (урочные, индивидуальные, групповые). Занятия в группах здоровья носят как общеоздоровительный характер для школьников, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, а также специально направленный характер с учетом специфики заболевания. Основными средствами занятий являются легко-дозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавания, легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использовании упражнений, желательно разнообразных [13].

Занятия проводятся по специально разработанным программам под руководством методиста педагога и наблюдением врача. Индивидуальные занятия реабилитационного типа могут также носить как общеоздоровительный, так и специально направленный характер, укрепляющие наиболее слабые функции и системы организма. Например, при функциональных нарушениях сердечно-сосудистой и дыхательной систем целесообразно широко использовать физические упражнения аэробного характера. При самостоятельных занятиях без непосредственного медицинского контроля максимальная ЧСС во время нагрузок не должна превышать 130 уд./мин для людей моложе 50 лет и 120 уд./мин для лиц старше 50 лет [2].

Оздоровительно-реабилитационная культура играет существенную роль и в системе научной организации труда. Проведение профилактических мероприятий позволяет устранять стрессовые явления и негативные последствия, возникающие вследствие физического умственного и психического перенапряжения на и современных условий жизни школьников. В комплекс профилактических мероприятий входят различные восстановительные упражнения, применяемые в режиме дня школьника и после него.

Большую роль в системе подготовки школьных спортсменов играет спортивно - реабилитационная физическая культура. Она направлена на восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм [12].

1.3 Сохранение и укрепление физического здоровья школьников

Проблема формирования здоровья детей в современной школе не требует серьезной аргументации. Рост функциональных изменений, хронических заболеваний, отклонений в состоянии здоровья школьников требует поиска новых форм и методов работы в школе по восстановлению и укреплению здоровья.

Условия современной жизни и существующая педагогическая система могут дать школьникам достаточный объём знаний, но не способны выполнить социальный заказ общества - сохранить здоровье детей. Подтверждением тому является катастрофическое понижение здоровья юных россиян, неустойчивая мотивация в сохранении своего здоровья, отсутствие механизмов внедрения, принципов здорового образа жизни в массовую практику. Педагогической общественностью осознана необходимость формирования новой стратегии современной общеобразовательной школы, в которой здоровье рассматривается как необходимый компонент образования. Отсюда важной педагогической задачей является воспитание физически культурного и грамотного юного гражданина страны, способного нести ответственность за своё здоровье.

Утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня рассматривается в практике работы школы как одно из приоритетных направлений гуманизации образования. Значимость формирования ценностных ориентации в аспекте рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью сохранения и совершенствования их физического, психического и социального благополучия. Здоровье и физическая дееспособность являются условием и базисом для раскрытия потенциала личности. От того, насколько успешно удаётся сформировать и закрепить валеологические ориентации и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни человека [6].

В современных сложных социально-экономических условиях как никогда возрастает роль личности в сохранении здоровья. В документах Всемирной организации здравоохранения подчеркнуто, что осознанная ответственность общества и, прежде всего, каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья является ключевым фактором, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будет оставаться недостаточно эффективными.

Своевременное формирование устойчивых ценностных ориентации на здоровье, физическую культуру позволит избежать детям приобретения отрицательного опыта вредных привычек, сохранить потребность в двигательной активности, укрепить растущий организм.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, а также имеющийся опыта работы образовательных учреждений подтверждает необходимость преодоления противоречий между:

  • одной из причин снижения уровня здоровья школьников является низкий уровень здоровья самих педагогов. У педагогов в виду стрессового характера профессии достаточно высок уровень невротических реакций и, соответственно, низок уровень сдержанности, соблюдения педагогического такта в общении с детьми.

  • и ещё одна, очень важная, причина низкого уровня здоровья школьников, отсутствие сознательного отношения каждого учащегося к собственному здоровью, стремления быть здоровым.

Как показывает практика, здоровье во многом зависит от применяемых технологий семейного, дошкольного и школьного воспитания, от здорового образа жизни младшего школьника. К сожалению, многочисленные данные свидетельствуют, что именно образовательная среда является сегодня одним из наиболее сильных (дидактогенных) факторов отклонений в здоровье и развитии детей. - По данным В. Ф. Базарного, к ним относятся:

  • комплекс факторов закрытых помещений:

  • возрастающее воздействие комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств, или обеднённой природными сенсорными стимулами среды обитания;

  • информационно-психогенные факторы;

  • возрастающее воздействие потоков абстрактной сигнальной информации на фоне бледнеющей образной сферы (воображения);

  • комплекс факторов телесной анатомии;

  • возрастающая телесно-мышечная атония, гипокинезия, гиподинамия на фоне моторно-закрепощённых состояний организма;

  • комплекс духовно-психических факторов. [3]

II. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

2.1 Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры

Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.

Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе и на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя.

Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнения:

1. Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая все дело в шутку. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность учителя (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учеников. Не следует смешить и развлекать школьников, бесконечно шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах [15].

2. Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учебных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры или соревнований, поэтому использовать эти методы на уроке следует, определив их место, форму и меру. Упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать на конец урока. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений [7].

Игра – это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям [7].

3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: монотония, психическое пресыщение.

Существует множество способов разнообразить средства и методы проведения уроков: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения (например, для развития одного и того же физического качества можно использовать разные по содержанию упражнения); менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений в водной части урока). [12]

Правильная постановка задач урока. Исследователи проблем, связанных с изучением проявлений активности школьников на уроках физической культуры, отмечают снижение учебной активности у учащихся из-за того, что учитель допускает ошибки, ставя задачи урока. Наиболее типичными из них являются следующие:

  • учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которую следует решить;

  • задача, которая ставится учителем, значима для него, а не для учеников;

  • учитель ставит неконкретную задачу («научиться метать», «будем учиться играть в баскетбол»);

  • учитель ставит непривлекательные задачи для учеников; конкретная и грамотно сформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно, чтобы учебная задача была связана с интересами школьников и их потребностями;

  • учитель ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одного урока. Это создает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке: напрасны [8].

Оптимальная загруженность учащихся на уроке может быть достигнута рядом специальных организационно – дидактических мер, основными из которых являются:

1) устранение ненужных пауз на уроке, которое осуществляется несколькими способами: обеспечив спортивным инвентарем всех членов учебной группы; выполняя с учениками в паузах подготовительные и подводящие упражнения; поручая ученикам наблюдение за качеством выполнения упражнений одноклассниками;

2) осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);

3) включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены от выполнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников – организаторов [17].

2.2 Двигательный режим школьников и здоровьесберегающие технологии в процессе занятий с учащимися

Последние годы в организации и содержании учебного процесса общеобразовательной школы произошли значительные изменения: пересмотрены учебные планы и программы, широко используются технические средства программированное обучение. Все это влечет за собой интенсификацию учебной деятельности школьников. Повышенная напряженность дня вызывает у них неадекватные реакции, нередко у учащихся наблюдаются явления утомления, а иногда и переутомления. В досуге детей преобладают занятия статистического характера. Организованные формы физического воспитания, предусмотренные школьной программой, 13 часов в неделю составляют в среднем 40% общей суточной двигательной потребности ребенка, а бытовые спонтанные движения- 18-22%. Даже все это вместе не может полностью удовлетворить потребности в движениях.

Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают еще более выраженный дефицит двигательной активности, так как находятся в классах 8-9 часов ежедневно. Причем на работу мышц в изометрическом режиме у них приходится до 75% всего дневного времени. Лишь 30% школьников привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, а остальные 70% посещают только уроки физической культуры. Необходимо отметить, что увеличение времени целенаправленного педагогического воздействия продленного дня школы таит в себе опасность перегрузки нервной системы учащихся, дальнейшего снижения двигательной активности, умственной и физической работоспособности. Все это отрицательно сказывается на здоровье, успеваемости школьников [10].

Единственной мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокинезии является расширение двигательной активности учащихся, повышение интенсивности физических упражнений, моторной плотностью физкультурных занятий, широкое использование в занятиях подвижных игр, упражнений спортивного характера на воздухе, особенно направленных на развитие общей выносливости, обеспечивающей значительный и общеукрепляющий эффект [12].

Наблюдения, проведенные в разное время дня, свидетельствует о том, что правильно поставленное физическое воспитание детей положительно влияет на их мыслительные особенности, успеваемость. Так, у школьников, которые регулярно занимаются физической культурой, к концу учебного года успеваемость повышается на 7-8%, а у не занимающихся снижается на 2-3%. Таким образом, занятия физической культурой не только укрепляют здоровье и совершенствуют физическое развитие детей, но и обеспечивают устойчивость умственной работоспособности.

У школьников, регулярно занимающихся физической культурой, ускоряется процесс формирования сердца, сокращается период отставания его роста от темпов увеличения тотальных размеров тела. У них больше объем сердца, чем у их сверстников, ведущих малоподвижный образ жизни дыхания. Все это говорит о повышении функциональных возможностей дыхательного аппарата.

Важным показателем деятельности системы дыхания является ее реакция на физические нагрузки. Оказалось, что двигательной активностью выполняют одинаковую с малоподвижными детьми стандартную физическую работу при меньшей легочной вентиляции, но большем проценте использовании кислорода, т. е. им свойственны выраженная экономичность и кислородная эффективность внешнего дыхания при выполнении стандартной мышечной работы. А при напряженных мышечных нагрузках легочная вентиляция у них достигает значительно больших величин за счет учащения дыхательных движений и значительно увеличения дыхательного объема [9].

Таким образом, школьники с высокой двигательной активностью обладают более высокой физической работоспособностью, чем ведущие малоподвижный образ жизни, поэтому необходимо в школах вводить, здоровье сберегающие технологии в процесс занятий с учащимися.

Любая инновационная технология становится педагогически безупречной только в процессе ее совершенствования в условиях школы.

В интересах охраны здоровья школьников при внедрении новых педагогических технологий необходимо включать оценку утомляемости учащихся в течение учебного дня с тем, чтобы массовые внедрения получили не просто новаторские, но и здоровье сберегающие технологии.

Успешность педагогических технологий зависит от личности учителя, его мастерства, характера учебно-воспитательного воздействия на учащихся. Указанные воздействия должно основываться на принципах лечебной педагогики, особенно сейчас, когда здоровые дети составляют среди школьников не более 10%.

У школьников с высокой двигательной активностью увеличивается объем грудной клетки и ее экскурсия, отмечается более редкое дыхание, чем у их сверстников с низкой двигательной активностью. Глубина дыхания и минутный объем дыхания в покое изменяется менее заметно, что обусловлено совершенной координацией и согласованностью между дыханием и кровообращением, а также лучшим использованием кислорода из вентилируемого воздуха. У детей, ведущих подвижный образ жизни, более четко проявляется возрастное увеличение ЖЕЛ, и нарастание так отмечается значительное увеличение резервного объема выдоха, общей емкости легких емкости резервного вдоха, рост максимальной вентиляции легких и резерва. В настоящее время большинство детей рождаются ослабленными, а в школу приходят с массой недуг и болячек. Система школьного воспитания в свою очередь продолжает дело разрушения их здоровья. По данным Минздрава, только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 80%-хронически больны, 50%- имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70%- страдают различными нервно-психическими расстройствами [9].

Одним из главных факторов, разрушения здоровья детей является их поза во время учебного процесса. Второй фактор - это продолжительное воздействие на детей обедненной природными стимулами учебной среды - закрытых помещений, ограниченных пространств, заполненных однообразными, искусственно созданными элементами, лишающих детей живых чувственных впечатлений. В этих условиях происходит угасание животворного мироощущения, образно-чувственного восприятия мира, угнетение эмоциональной сферы детей. В итоге - быстрое истощение нервно-психической энергии, имунно-защитных сил организма. Третий фактор - вербальный принцип построения учебного процесса, некритическое восприятие готовой информации,- приводит к тому, что ученик превращается как бы в принимающее программируемое устройство, а учитель в передающее программирующее. Четвертый фактор - это лежащие в основе учебного процесса методики, предполагающие дробное, поэлементное овладение учебными знаниями, умениями и навыками. А значит - разрушающие целостность мировосприятия, миропонимания и мироотношения детей. Пятый фактор - это чрезмерное увеличение методиками «интеллектуального» развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Ранее, начиная уже с детского сада, обучение детей чтению, счеты, компьютеру приводит к ухудшению сознания. Реальный образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным миром букв, цифр, символов, слов, что ведет к расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального, к распаду важнейшей психической функции - воображение. Перечисленные факторы представляют собой скрытую от общественного сознания технологию психозомбирования детей, технологию формирования психозависимости личности [12].

С целью оздоровления, учащихся проводиться организованные групповые занятия, которые являются основной формой физкультурно-оздоровительной работы в группах продленного дня. Эти занятия способствуют решению основных задач физического воспитания учащихся, позволяют переключить учащегося с умственной работы на физическую деятельность, создают благоприятные условия для активного отдыха, вызывают положительные эмоции и хорошее настроение, повышают общую и умственную работоспособность, предоставляют возможность интересно и содержательно провести свободное время.

Учитывая специфику организованных групповых занятий, необходимо применять соответствующую методику их организации и проведения. Они должны проводиться в свободной, непринужденной форме и носить развлекательный характер с преимущественным использованием игрового метода, соревнований и т.п. нарушение этих требований может привести к превращению занятий в обычный дополнительный школьный урок, который может привести к переутомлению учащихся. [19]

В отличие от школьных уроков занятия в группах продленного дня проводится в течение 40-60 мин. Их продолжительность зависит от общего состояния занимающихся, степени их утомления после учебного дня, а также от условий проведения занятий и других факторов.

Значительное место в содержании групповых занятий занимают упражнения, которые используются для всесторонней и постепенной подготовки опорно-двигательного аппарата к выполнению основных упражнений, планируемых в занятии. Строевые упражнения также используются в занятиях группы продленного дня. Однако удельный вес их значительно меньше, чем в обычных уроках физической культуры. Используются они при необходимости как способ удобного и быстрого построения перестроения [13].

Очень важным в организации занятий является их двигательная плотность. Чем больше двигательная плотность занятий, тем больше их эмоциональная насыщенностью. Высокая плотность занятий способствует укреплению дисциплины, повышению интереса к занятиям.

Для обеспечения высокой плотности занятий большое значение имеет оснащенность спортивным инвентарем - мячами, скалками, гимнастическими палками, лыжами, коньками, санками, а также наличие в помещении спортивного оборудования - гимнастической стенки, гимнастических скамеек, перекладин и т.д. Если в школе недостаточно спортивного инвентаря, учащиеся могут кое-что сделать своими руками, например, мешочки из ткани для метаний в цель и на дальность, гимнастические палки, скакалки, ходули и многое другое.

В зимний период основное внимание уделяется лыжной подготовке, катанию на коньках и с горки на санках, проведению игр на снегу и на льду. Организация и проведение занятий в зимний период имеет свои особенности и требует от воспитателя особого внимания к их подготовке. Дети должны быть соответственно одеты и обуты. Одежда и обувь должны быть легкими, удобными, но теплыми. С целью предупреждения простудных заболеваний необходимо внимательно следить, чтобы дети не перегревались, ни в коем случае не садились на снег или лед, долго не стояли без движений, правильно дышали. На холодном воздухе вдох надо делать через нос, а выдох через рот. Вдох через нос способствует согреванию воздуха и предупреждает охлаждение верхних дыхательных путей.

В зимний период следует больше проводить игр на снегу - игры в снежки, игры с использованием санок, лыж, коньков. Игры и упражнения на свежем воздухе способствует закаливанию детей, укреплению их здоровья [7].

2.3 Форма занятий физическими упражнениями в режиме дня школьника и средства оздоровления

Гимнастика до занятий проводится на открытой площадке или в помещении непосредственно перед уроками. Она способствует регуляции состояния центральной нервной системы учащихся, активизации их внимания, Что важно для более быстрой настройки на продуктивную учебную деятельность, улучшения крупных мышечных групп туловища, что особенно ценно, если учесть предстоящие длительные статические нагрузки в течение учебного дня.

Школьники выполняют комплексы гимнастики до занятий в повседневной одежде, расстегнув предварительно воротничок и расслабив пояс. В комплексы включаются только упражнения в положении стоя. Для повышения эмоционального и физиологического воздействия упражнений на организм желательно выполнять их в виде ритмической гимнастики, под музыку, разучив предварительно на уроке физической культуры или динамическом часе продленного дня. Выполнение упражнений под музыку позволяет дозировать как величину, так и направленность физической нагрузки во время гимнастики до занятий, создавая оптимальные возможности для выработки у школьников динамического стереотипа правильной осанки, активизируя их внимание перед предстоящей умственной нагрузки [5][19].

Дозировка выполнения упражнения 6-8 раз повторений. Бег и прыжки на месте выполняются в течение 15-20 с. После этого необходимо закончить гимнастику до занятий ходьбой, упражнениями на дыхание и координацию.

В результате длительной умственной или физической работы уровень работоспособности у учащихся постепенно снижается, особенно у первоклассников. Причиной этого является утомление, наступающее после 25-30 мин напряженной работы. Основными признаками умственного утомления являются: снижение внимания, ухудшение усвоения учебного материала, частые ошибки. Наряду с этим нарастает и мышечное утомление, что приводит к нарушению осанки - голова наклоняется все ниже и ниже, плечи также опускаются, а спина сутулится. Нарушение осанки и длительное сидение приводят, в свою очередь, к снижению функций органов и систем организма, в частности к замедлению кровообращения. Все это также способствует снижению работоспособности. Часто повторяющиеся подобные состояния могут обусловить ухудшению здоровья и тяжелые нарушения осанки. Чтобы избежать этого, надо применять так называемый активный отдых: чередование одного вида работы с другим в виде физкультминуток или физкультпауз [9].

Гимнастика до занятий в режиме школьного дня является важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы. Ее цель способствовать организованному началу учебного дня. Наряду с этим гимнастика до занятий содействует воспитанию у учащихся привычки к регулярным физическим упражнениям, формированию навыков правильного их выполнения. Она также способствует осуществлению ряда оздоровительных задач, к которым относятся активизация обменных процессов, укрепление мышечной системы, улучшение самочувствия и настроения, повышение работоспособности учащихся на уроке [17].

Проведение физкультминуток - это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку вовремя физкультминуток обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Физкультминутка проводится обычно непосредственно в классе на уроке, при выполнении домашних заданий в режиме продленного дня школы или дома. Минута активного отдыха позволяет снять умственное и статическое утомление с мышц туловища, активизировать кровообращение в брюшной полости и нижних конечностях. Схема комплексов физкультминуток следующая: потягивание - для мышц всего тела; упражнения для мышц спины; повороты и вращательные движения головой; упражнения для мышц ног.[9]

Упражнения можно делать, сидя на стуле или вставая из-за стола или парты. При выборе упражнений предпочтение следует отдавать наклонам назад и в сторону. В комплекс следует также включать сгибания и разгибания пальцев, потряхивание кистями и другие упражнения для мышц рук. Это особенно важно во время письменных работ, когда в результате усталости появляются ошибки, нарушается почерк, замедляется скорость письма.

После длительного сидения устают также нижние конечности. Поэтому в комплекс физкультминутки обязательно надо включать приседания, ходьбу на месте, простейшие прыжки. Дозировка 6-8 повторений. Темп средний. Своевременный активный отдых, снимающий статическое напряжение, способствует не только сохранению нормальной осанки школьников, но и полноценному учебному труду.

Физкультминутки являются эффективным средством активного отдыха учащихся, повышения работоспособности и лучшего усвоения учебного материала, средством укрепления здоровья и закаливания организма детей. Организация удлиненных перемен. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы. Особенно важно рационально чередовать учебную деятельность школьников с активным отдыхом. Среди различных видов физкультурно-оздоровительной работы особое место занимает проведение подвижных игр на удлиненных переменах. Регулярное проведение подвижных игр и физических упражнений на перемене повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность, что на последующих занятиях способствует более высокой сосредоточенности и усилению внимания к заданиям учителя, содействует лучшему восприятию проходимого материала и продуктивности учебной работы. Игры и упражнения во время больших перемен лучше проводить на открытом воздухе, что наряду с фактором оздоровления способствует закаливанию организма учащихся. Общее руководство организацией и проведением подвижных игр и упражнений на переменах осуществляют директор школы, и его заместители непосредственное проведение таких перемен возглавляется на учителей, классных руководителей и на актив школы. Особая роль в этом отводится учащимися старших классов - общественным конструкторам [7].

Придавая большое значение подвижной перемене как целенаправленному мероприятию по снижению напряженности в учебной деятельности учащихся, ее организаторам следует добиваться главного - чтобы не заорганизовать данный вид активного отдыха учеников. Необходимо придать такому виду отдыха произвольный характер, не принуждать учащихся к обязательному выполнению намеченных видов игр и упражнений, не начинать перемену с построения, задач и заданий, надо, чтобы учащиеся сами избирали для себя то, чем хотят заниматься за время перемены.

Прогулки, экскурсии и походы являются распространенной, интересной и очень полезной формой физического воспитания в группах продленного дня. Являясь простыми и несложными в организации, они позволяют воспитателю решать целый комплекс оздоровительно-гигиенических и образовательных задач. Во время прогулок, экскурсий и походов широко используются разнообразные игры на местности и другие виды физических упражнений - бег, прыжки, метания и т.д. Использование освоенных двигательных навыков в естественных условиях значительно повышает их прикладную ценность, способствует их закреплению. Во время прогулок, экскурсий и походов у учащихся воспитывают чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи, находчивости, самостоятельности и дисциплины, личной ответственности перед коллективом. Каждая прогулка, экскурсия или поход должны быть тематическими и целенаправленными. Тема их обусловливает времена года, а также местом расположения школы. Прогулки, экскурсии и походы следует проводить не реже одного раза в неделю, лучше всего в предвыходные дни, когда домашнее задания не даются совсем или даются в ограниченном объеме. Готовность учащихся к прогулке или походу учитель обязан проверить накануне. Особое внимание необходимо обратить на состояние обуви и одежды.

После проведения прогулки, экскурсии или похода обязательно подводят итоги. Учитель должен поинтересоваться, что больше всего понравилось ребятам, куда они хотели бы пойти в следующий раз. Эти пожелания необходимо учитывать при планировании подобных мероприятий в будущем [5].

Физические упражнения и подвижные игры в естественных условиях вызывают у детей большой интерес. Любят дети играть с мячом. Мячи нужно подготовить заблаговременно. Переносить их во время прогулки лучше всего в обыкновенной сетке [7].

К внеклассным формам физического воспитания школьников и оздоровительной работы с учащимися относятся: 1) спортивные секции по видам спорта; 2) секции общей физической подготовки; 3) секции ритмической и атлетической гимнастики; 4) школьные соревнования; 5) туристические походы; 6) дни здоровья и т. д. Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы: удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта; обеспечить здоровый, активный, содержательный отдых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задача укрепления и сохранения здоровья школьников в последнее время выделяется в качестве одной из ведущих задач учреждений образования, что является положительным моментом. Изучив научно - методическую литературу можно сделать определенные выводы:

  • физкультурно - оздоровительные мероприятия являются одной из форм физического воспитания, помощью этих мероприятий развивается и, укрепляется состояние организма, а также улучшается работоспособность, и содействуют правильному оздоровлению всего организма учащихся.

  • Правильно поставленное физическое воспитание детей положительно влияет на их мыслительные способности, а также и успеваемость. Так, у школьников, которые регулярно занимаются физической культурой, к концу учебного года успеваемость повышается на 7-8%, а не занимающихся - снижается на 2-3%. Таким образом, занятие физической культурой не только укрепляют здоровье и совершенствуют физическое развитие детей, но обеспечивают устойчивость умственной работоспособности.

Статистические данные о состоянии здоровья детей в Российской Федерации свидетельствуют о то, что в последние десятилетия здоровье подрастающего поколения и главным образом у школьников заметно ухудшилось. В итоге на самом высоком государственном уровне констатируется, что в начальную школу с каждым годом приходит все меньшее число здоровых детей которые не превышают 10-12%.

Физическая культура является важным фактором укрепления здоровья детей. У регулярно занимающихся физической культурой более высокие мыслительные способности и успеваемость, они более активны. Занятия физической культурой не только укрепляют здоровье и совершенствуют физическое развитие детей, но и обеспечивают устойчивость умственной работоспособности.

Разнообразные оздоровительные мероприятия занимают особое место в физическом воспитании школьников. Они способствуют улучшению работоспособности на протяжении всего дня.

Изучив научную методическую литературу, отмечаем основные формы физкультурно оздоровительной работы с учащихся и выделяем наиболее важные: утренняя гимнастика, организованные перемены, физкультминутки, спорт час, рекреативные, реабилитационные занятия в секциях, ОФП, прогулки, экскурсии, походы, игры на свежем воздухе, групповые и индивидуальные занятия и т.д.

Как главное средство оздоровительно физической культуры: физические упражнения, игры, естественные силы природы. В настоящее время появились новые направления оздоровительной физической культуры. К ним можно отнести: разнообразные виды аэробики, шейпинг, стретчинг которые широко сейчас внедряются в школах в виде факультативных занятий с целью оздоровления учащихся.

Делая вывод мы отмечаем, что оздоровительный эффект физических упражнений будет в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности, объёму и в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акилов, М. В. Индивидуальный стиль здорового образа жизни цель обучения в системе физкультурного образования / М. В. Акилов // Теория и практика физической культуры. - 1993. - 349 - 10. - С. 10.

  2. Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья / Н. М. Амосов // Издательский дом: ACT, Сталкер, Москва, Донецк. 2004. – 173 с.

  3. Вишневский, В. А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии) / В. А. Вишневский. – М.: «Теория и практика физич. культуры», 2002. – 270 с.

  4. Голикова, Е. М. Проблема здоровья - проблема комплексная / Е. М. Голикова / / Физическая культура в школе - 2010. №3. C. 6

  5. Гунн, Г. Е. Школа здоровья: теория, программы, проекты развития : учебно-методическое пособие / С. А. Лисицын. - СПб.: 2003. – 128 с.

  6. Зайцева, В. В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий : автореф. дис…док. пед. наук / В. В. Зайцева. – М., 1995. – 322 с.

  7. Ивонина, Г. Ф. Подвижные игры в режиме школьного дня / Г. Ф. Ивонина // Физическая культура в школе - 2012. №2. – С. 62-64.

  8. Касаткин, В. Н. Комплексная программа здоровья в школе / В. Н. Касаткин // Школа здоровья. - 1997. - № 3. - С. 7-19.

  9. Куинджи, Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие / Н. Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000, - 139 с.

  10. Кучма, В. Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников: для медицинских и педагогических работников образовательных учреждений лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы / В. Р. Кучма, Г. Н. Сердюковская, А. К. Демин. - М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2000. - 152 с.

  11. Лопатина, В. И. Здоровьсберегающие технологии в условиях модернизации образования Центрального административного округа // Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений / В. И. Лопатина, Т. Ю. Щипкова, О. А. Шклярова. - М.: Пушкинский институт, 2003. – 96 с.

  12. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под редакцией М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. – Триада-Фарм. – 2002. – 114 с.

  13. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л. Д. Назаренко. - М., 2002. – 431 с.

  14. Назаркина, Н. И. Преподавание физической культуры в общеобразовательных учреждениях в условиях введения ФГОС второго поколения и 3 часа физической культуры / Н. И. Назаркина, И. М. Николаичева // Издательство: ТВТ Дивизион, 2011. – 240 c.

  15. Прогонюк, Л. Н. Исследование мотивации достижения в условиях спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе / Л. Н. Прогонюк, Л. Н. Мустафина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. - № 1. - С. 15-16.

  16. Спирин, В. К. Теоретико-методические аспекты индивидуальной направленности занятий оздоровительной физической культурой школьников: автореф. дис…док. пед. наук / В. К. Спирин. – М., 2002. – 499 c.

  17. Физкультурно-оздоровительная работа в школе / Под ред. А. М. Шлемина. - М., 2008. – 462 с.

  18. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. –

480 с.

  1. Янсон, Ю. А. Оздоровительная направленность физического воспитания школьников / Ю. А. Янсон // Валеология. 1997. №4. – 47 с.

Просмотров работы: 3928