МЕХАНИЗМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕХАНИЗМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ

Хабарова А.А. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

Введение 3

1. Определение, понятие и развитие термина «мотивация» 4

2. Структура мотивации человека 9

3. Методы и приемы повышения мотивации 11

3.1 Формирование факторов мотивации первой группы 13

3.2 Формирование факторов мотивации второй группы 15

3.3 Формирование факторов мотивации третьей и четвертой групп 18

4. Внешне организованная мотивация 21

Заключение 26

Библиографический список 28

Введение

На сегодняшний день польза от занятий физической культурой доказана наукой, подтверждена опытом и принята гражданами. По данным опросов ВЦИОМ за 2015 год больше половины россиян (52%) говорят о важности занятий спортом. При этом только каждый десятый делает посильные ему упражнения ежедневно, 14% - несколько раз в неделю, 9% - однажды в неделю, 7% - несколько раз в месяц, 11% - несколько раз в год. Таким образом число людей, ежедневно проявляющих физическую активность, составляет 10%, несколько раз в неделю - 14%. Самые активные - молодые респонденты в возрасте от 18 до 24 лет. Среди них 40% регулярно занимаются спортом (среди старших набралось лишь 16% убежденных спортсменов). Мужчины несколько активнее женщин в зале, на корте или на беговой дорожке (27 % против 22 % соответственно).

По данным опросов причины, по которой россияне игнорируют занятия спортом, - это отсутствие времени - 37%, отсутствие т в этом потребности - 28%, жалобы на плохое здоровье – 23 %, лишь 22 % опрошенных честно признались: для регулярных занятий спортом ему не хватает силы воли, также были названы: нехватка денег – 11 %, плохо развитая спортивная инфраструктура в населенном пункте – 4 %, отсутствие возможности заниматься с тренером – 3 %. Подчеркну, что эти причины были названы самими гражданами, и являются субъективной оценкой. Однако под видимыми причинами скрывается отсутствие мотивации, силы, побуждающей к действию.

Мотивация (от лат. movere) — внутреннее побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении [15]. То есть мотивация – это процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека удовлетворять свои потребности.

Таким образом проблемой, которой посвящена данная работа, является отсутствие или недостаточная сила мотивации к занятиям физической культурой у граждан.

Объект исследования – создание и повышение мотивации.

Предмет исследования – механизмы, методы и средства создания и повышения мотивации.

Целью данной работы является изучение, анализ, структурирование и применение к области физической культуры и спорта механизмов, методов и средств создания и повышения мотивации.

В данной работе поставлены и решены следующие задачи:

  1. Изучить литературу, объясняющую природу мотивации, дающую понятие этому явлению;

  2. Выполнить анализ полученной информации;

  3. Выявить закономерности и применить полученную информацию к формулированию механизмов создания и повышения мотивации.

Методы развития физических качеств изучены, проверены и сформулированы, специалисты по физической культуре подготовлены, спортивные сооружения построены, оборудование и инвентарь разработаны и произведены, но основная масса населения по-прежнему далеки даже от оздоровительной физкультуры, не говоря уже о спорте. Мотивация – вот что еще должно быть принято во внимание.

  1. Определение, понятие и развитие термина «мотивация»

Мотивация - система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека [5]. То есть это внутренняя сила, побуждающая к действию, и, одновременно отвечающая на вопрос – почему человек действует, почему выбирает именно такой путь, почему некоторые люди обладают более сильной мотивацией, чем другие.

Существует множество теорий и объяснений на этот счет, так, одни психологи отдают предпочтение роли внутренних механизмов, ответственных за действия индивида; другие акцентируют снимание на внешних стимулах; третьи изучают основополагающие мотивы как таковые, разделяя врожденные и приобретенные механизмы; четвертые исследуют вопрос о том, служит ли мотивация для ориентирования деятельности индивида с целью достижения определенной цели или же просто является источником энергии для поведенческих актов, и как она связана с привычкой [5].

Различные аспекты мотивации исследуются биологией, психологией, социологией, политическими науками. Мотивация характеризуется сложным набором компонентов: видом потребности, которой она отвечает, формой, которую она принимает (понятие, образ, мысль, мечта), степенью актуализации, масштабом (широтой или узостью), содержанием реализуемой деятельности.

В социальной психологии проводят различие между вербальными, демонстративными и реальными мотивациями, побуждающими к удовлетворению реальных потребностей [15]. Кроме того, наличие различных потребностей и путей их реализации может вызывать борьбу мотиваций, тогда реальный выбор мотивов действия зависит от уровня развития личности, характера ее ценностных ориентации.

Потребности и влечения идентифицированы как основные элементы в составе человеческой личности, а со времени приложения теорий Чарлза Дарвина (1809 – 1882), английского исследователя-натуралиста, к проблемам психологической адаптации к окружающей среде были обнаружены две важные связи между идеями Дарвина и мотивацией. Во-первых, люди в силу своей принадлежности к животным, по крайней мере частично, действуют под влиянием инстинктов (утоления жажды, голода, стремления к продолжению рода и т. д.). Во-вторых, внутренняя сила заключена в эволюционной роли поведенческих характеристик [12].

Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) - австрийский психолог, видел основу человеческого поведения в иррациональных инстинктивных влечениях, он был заинтересован бессознательной природой этих мотивов. Фрейд считал двумя основаниями мотивации человека эрос (жизненный, или сексуальный, инстинкт) и танатос (инстинкт смерти) [9].

Роберт Вудвортс (1869—1962) - американский психолог, представитель одного из направлений функциональной психологии, названного динамической психологией, ввел в употребление термин «влечение» как замену противоречивому термину «инстинкт». Влечение – это сила, снабжающая организм энергией для действия. Согласно его теории, важнейшая роль в организации поведения принадлежит его внутренним движущим силам - динамике мотивов («Динамическая психология», 1918). Вудвортс установил, что мышление не сводится к ассоциациям чувственных образов, а имеет собственное, несенсорное содержание. Отклонив основную схему бихевиоризма «стимул-реакция», Вудвортс предложил включить в неё промежуточное звено - организм и его установки. Разработал учение о мотивации и её роли в процессах двигательной и интеллектуальной активности. В динамике поведения Вудвортс разграничил два основных компонента — потребности и механизмы и выдвинул гипотезу о том, что сформировавшиеся навыки сами могут приобретать побудительность, вне зависимости от инстинктов, обусловивших их формирование [1].

Уильям Мак-Дугалл (1871 - 1938) - англо-американский психолог, считал инстинкты основополагающими факторами в поведении человека и подчеркивал преобладание мотивации над восприятием и эмоциями. Она объяснял это тем, что человек воспринимает лишь то, что он мотивирован воспринять своими инстинктами, соответствующий объект, вызывает эмоции, которые, уже ответственны за действия индивида [4].

Генри Александр Мюррей (1893-1988) – американский психолог, основатель психологической клиники «Annex» при Гарвардском университете. Его персонология, опирающаяся в большой степени на работы З. Фрейда нацелена на анализ индивидуальных проявлений. Им было введено большое число базовых потребностей, где наряду с первичными, или витальными, потребностями выделялись вторичные (психогенные), свойственные человеку. Он выделил 36 потребностей и определил соответствующие им побудительные условия (Исследование личности, 1938). Перечень потребностей, составленный Мюррей несколько позже, включал в себя такие потребности, как потребности в достижении, уважении, общении, порядке, в привлечении к себе внимания, независимости, защите, содействии, внутреннем анализе, помощи, доминировании, унижении, заботе, изменении, терпении, в индивиде другого пола, агрессии, игре. Мюррей одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Но, вместе с тем, он пришел к заключению, что целенаправленное поведение можно объяснить лишь как результат взаимодействия личностных и ситуативных факторов: «давление» актуализирует соответствующую потребность, а потребность ищет соответствующее ей «давление», их встреча обозначалась Мюррей как «тема». Он провел цикл исследований по определению влияния потребностных состояний на восприятие и разработал ряд методик для изучения личностных потребностей [2].

Абрахам Маслоу (1908-1970) - американский психолог, основатель гуманистической психологии, изучали человеческие потребности, а не механизмы, управляющие ими. Маслоу разработал иерархию мотивов, от физиологических потребностей, таких, как голод и жажда, как нижних составляющих, до потребности в безопасности, принадлежности, любви, уважении и – как высших – потребностей в самоактуализации и достижении когнитивных и эстетических целей. Он считал, что прежде, чем перейти к высшим потребностям, индивид должен получить удовлетворение основных нижних составляющих иерархии. Маслоу утверждал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека. Маслоу разделил все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, вторая группа служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и её достижением. Маслоу ввел понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота... Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых «пиковых переживаниях», представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций. Развивая эти идеи, Маслоу приходит к пониманию ограниченности рамок гуманистической психологии и участвует в создании новой, трансперсональной психологии [11].

  1. Структура мотивации человека

Общую структуру мотивации человека можно представить, как область, включающую в себя три группы факторов, которые можно рассматривать как несколько уровней мотивации [3]:

  1. Источники деятельности, ее конечные причины: либидо, потребность в самоактуализации, смысл жизни, ценности, инстинкты и др. Факторы этого уровня — всегда обобщенные, устойчивые факторы, то, что стабильно характеризует человека и относится в равной степени как к мотивации, так и к личности.

  2. Факторы, обеспечивающие выбор направленности деятельности в конкретной ситуации. Имеется в виду не тот сознательный выбор, который мы делаем, взвешивая и оценивая все альтернативы. Чаще всего этот выбор делается без участия сознания, автоматически принимается какое-то направление деятельности в конкретной ситуации. Это факторы собственно мотивационные, не личностные в узком смысле слова, потому что определение направленности действия в конкретной ситуации зависит от конкретных особенностей текущей ситуации, от того, что происходит здесь и сейчас и что нельзя вывести из глобальной иерархии потребностей и ценностей личности. Конкретная ситуация характеризуется уникальной динамической констелляцией причин и детерминант поведения.

  3. Третий уровень мотивационных процессов — это те факторы, которые обеспечивают регуляцию, направленность деятельности на реализацию мотива. Когда направление деятельности определилось, мы должны ещё проанализировать, что помогает деятельности не отклониться от своего пути. Мотив порождает свои вторичные регуляторы, которые помогают деятельности не отклониться от курса и позволяют довести деятельность до конца. Сюда относятся цели, установки, эмоциональные процессы, то есть то, что сопровождает течение деятельности, все то, что входит в ёмкое понятие регуляции. Эмоциональные процессы служат сигналами на этом пути. Ориентируясь на эмоции, человек корректирует свой путь к предмету потребности.

  4. Установки — ещё одна группа факторов, которые тоже выступают в роли регуляторов. Они являются концентратами ранее полученного опыта. Опыт - варианты действий сохраняются аккумулированными в виде установок. Установки тоже включаются в систему мотивационной регуляции деятельности, придают ей стабильность.

Далее курс строится именно по функциональной логике регуляции. Сначала рассматриваются разные подходы к источникам мотивации, далее к процессам, влияющим на выбор направленности деятельности в конкретной ситуации, потом к регуляторам (эмоции, установки, целеполагание и т. д.) и наконец, к процессам самого сложного высшего уровня, процессам рефлексивной саморегуляции и самодетерминации, когда человек на определенных отрезках берет на себя управление собственной мотивацией. Речь идет о процессах воли, о процессах выбора, о психологических механизмах свободы и ответственности [9, 10].

Таким образом, психология мотивации занимает пространство между психологией личности и психологией регуляции деятельности. Источники мотивации относятся к общей области, к психологии личности, то, что происходит здесь и сейчас, конкретный выбор направленности деятельности, - это специфическая тема психологии мотивации, то, что регулирует деятельность на пути к достижению желаемого - это уже психология деятельности. Психология мотивации объединяется с психологией деятельности и превращается в более широкую область - психологию регуляции.

  1. Методы и приемы повышения мотивации

Любое психологическое или физиологическое состояние, любое изменение организма в какой-то мере связано с мотивацией, и представляет собой мотивационные состояния. Теория мотивации исходит из противоположного допущения, предполагающего, что мотивация непрерывна, бесконечна и изменчива, она выступает универсальной характеристикой практически любого состояния живого организма [11].

Человек – существо желающее. Человек крайне редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. Стоит ему удовлетворить одно желание, на его месте тут же возникает другое, затем третье, четвертое, и так до бесконечности. Желание непрекращающееся - характерная особенность человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни.

Мотивационные единицы тесно связаны между собой, их нельзя рассматривать изолированно. Внешнее проявление частного мотива практически всегда зависит от общего уровня удовлетворенности или неудовлетворенности потребностей организма, то есть от того, насколько удовлетворены прочие, более фундаментальные, более сильные по сравнению с ним потребности.

В данной работе повышение мотивации к какому-либо виду деятельности у человека подразумевает воздействие извне, поэтому крайне важно понимать, на какие именно факторы структуры мотивации может реально осуществляться воздействие. Практически невозможно повлиять на факторы первой группы – на источники деятельности, поскольку это индивидуальные внутренние ресурсы, определяющие характер, уровень сознания и модели поведения человека. На факторы второй группы возможно повлиять со стороны, используя глобальный подход. Воздействие направлено на формирование образа жизни человека, создание таких условий обитания, в которых у человека будут складываться определенные представления о себе, о мире и о своем месте в мире. И, наконец, факторы третьего и четвертого уровня – это та область, на которую возможно значительно повлиять извне. На данном этапе работа проводится не с внутренними источниками и не с глубокими мотивами, а с механизмами достижения своих целей. Человеку можно предложить путь, область в которой он будет реализовывать свои мотивы, и средства, с помощью которых он сможет это сделать.

  1.  
    1. Формирование факторов мотивации первой группы

Внутренние источники мотивации являются индивидуальной особенностью каждого человека, зависят от уровня его сознания. Дэвид Хокинс (1930 – 2012) - специалист по процессам мышления описал уровни человеческого сознания на школе от 1 до 1000: позор, вина, апатия, горе, страх, желание, гнев, гордость, храбрость, нейтралитет, готовность, принятие интеллект, любовь, радость, мир, просветление. На каждом уровне сознания человеку присуще определенный образ мышления и мотивы, провоцирующие деятельность. Эти внутренние мотивы выражаются в определенных действиях, имеющих свой подтекст. Причем люди, обладающие разными уровнями сознания и совершающие однотипные действия, получают разные результаты [18].

Д. Хокинс пишет в своей книге: «Говоря о мотивах человеческих поступков, нужно отталкиваться от процессов разума. Если обратить взгляд внутрь и шаг за шагом проследить за работой разума, то выяснится, что он действует гораздо быстрее, чем кажется» (Сила против насилия 2010, 146). Таким образом, ошибочным, иллюзорным является распространенное мнение о том, что действия совершаются в соответствии с разумными решениями. Процесс принятия решения представляет собой функцию сознания; с невероятной скоростью разум делает выбор, основываясь на миллионах разрозненных фактов, их соотнесении и оценке, и все это происходит за пределами осознанного понимания. Эта функция находится под управлением энергетических структур, которые динамика нелинейных систем называет аттракторами. Ум автоматически выбирает тот вариант, который представляется лучшим в данный момент, потому что по сути это является единственным предназначением сознания. Относительная важность событий определяется влиянием структур господствующего в индивидуальном или коллективном сознании аттрактора. Аттрактор - это опознаваемая структура, возникающая из внешне бессмысленной массы данных. Во всем, что кажется бессвязным и непоследовательным, присутствует скрытая последовательность. Эти структуры можно определить, описать и измерить; из полученной информации возникает совершенно иное понимание поведения людей, истории и предназначения человечества [18].

Таким образом, уровень сознания определяет внутренние мотивы, далее человек ищет путь, сферу, в которой сможет реализовать себя, удовлетворить свои потребности, либо изменить их, переходя на иной уровень сознания.

  1.  
    1. Формирование факторов мотивации второй группы

Данная группа факторов представляет собой совокупное влияние окружающей среды, событий, обстоятельств, в которых находится человек. Существуют общепринятые понятия о благополучии, эти идеи присваивает человек и создает мотивацию. Такие факторы формируются в течении жизни, закладываются с детства, поэтому мотивация данного характера – это глобальный процесс. Важное значение в данном вопросе имеет понятие «норма»

Норма – это понятие общечеловеческого размаха. Для большинства людей это ценностное понятие, в котором раскрывает понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, что должно беспокоить человека, чего он должен стыдиться и чем он может гордиться. К тому же понятие нормы всегда соотносится с масштабом и особенностями конкретного человека, что делает его абсолютно субъективным. Эрих Фромм (1900 – 1980), немецкий социолог считал, что нормально то, что идет на благо человеку, что делает его лучше. По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать, что «человеческая натура - страсти, и тревоги его - продукт культуры» [16].

В своей книге «Бегство от свободы» (1941) Фромм исследовал ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведёт к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Он провёл анализ периода становления личности эры капитализма — периода формирования новой философии, нового взгляда на человека и смысл его жизни. Фромм рассматривал проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие. Согласно последним данным, неврозы рассматриваются как симптом моральной несостоятельности». Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, - это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер [13].

Таким образом, современный человек живет в некотором противоречии сам с собой, чувствует несоответствие его представлений и действительности, и испытывает желание изменит сложившуюся ситуацию, в результате возникают мотивированные действия. Такую необходимость в изменении образа жизни можно направить, предложить человеку вектор. В человеке присутствует тяга к развитию его способностей и задатков, реализации его индивидуальности, что является внутренним фактором мотивации второго уровня. Эта же мысль все чаще звучит в работах других авторов.

Статистические исследования человеческого поведения отражают реально существующее положение дел, но не предполагают оценки. Как правило, все среднестатистическое, все привычное и знакомое, то, что наиболее распространено в культуре, вызывает у нас одобрение. Отсюда следует вывод о том, что понятие средней величины или среднего значения не служит синонимом понятия "норма". Происходит подмена понятия «норма» на понятие «среднее значение» [11].

Но следует ли рассматривать среднее как полезное, желательное для человека? Слишком часто при упоминании нормы имеется в виду следование традициям и конвенциональное поведение. Слово "нормально" употребляется для того, чтобы высказать одобрение привычному ходу вещей, причем, употребляется это понятие по отношению к различным, иногда полярным ситуациям и явлениям. Человек, несоответствующий понятиям нормы по собственным представлениям замотивирован на изменение данной ситуации, поэтому, для создания мотивации на данном уровне необходимо создать адекватное понятие нормы.

Когда занятия физкультурой и спортом прочно ассоциируются с физическим здоровьем, красотой и функциональностью тела, нет необходимости доказывать эти идеи каждому конкретному индивидууму, потому что люди итак будут осознавать свое несоответствие норме. Здесь же появляется понятие «не норма» как антоним понятия «норма». «Не норма» должна быть обоснована, так де, как и «норма», она несет в себе понимания негативных последствий в случае несоответствия норме. Должна быть создана четкая ассоциация на уровне коллективного сознания: например, здоровье и хорошее самочувствие – «норма», болезнь и плохое самочувствие – «не норма».

  1.  
    1. Формирование факторов мотивации третьей и четвертой групп

Эти группы факторов являются наиболее чувствительными к внешнему воздействую, поскольку ориентируются на путь, а не на конечную или начальную точку. Человек имеет долгосрочные и кратковременные цели, на выполнение которых он замотивирован. Чтобы замотивировать человека к занятию физической культурой и спортом нужно адаптировать эти сферы деятельности к целям этого человека. Так, сами по себе физические упражнения крайне редко являются самоцелью, это лишь средства. Потребности часть не связаны на первый взгляд с определенным видом деятельности, нередко и сам человек не понимает какую именно потребность он реализует тем или иным способом.

Если человек уже занимается физической культурой и спортом, то зная его истинный мотив можно повысить мотивацию к занятиям, если правильно подобрать точки воздействия. На основании исследований Ильина Е.П. можно выделить 10 доминирующих целей занятий [6]:

  1. Мотив эмоционального удовольствия - стремление, отражающее радость движения и физических усилий. Ему соответствует суждение: "Я получаю радость от спорта, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение".

  2. Мотив социального самоутверждения - стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями. Ему соответствует суждение: "Я занимаюсь, спортом, так как добиваюсь успехов. Окружающие уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж.

  3. Мотив физического самоутверждения - стремление к физическому развитию, становлению характера. Ему соответствует следующее суждение: "Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу потолстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым".

  4. Социально-эмоциональный мотив - стремление к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности. Ему соответствует суждение: "Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований".

  5. Социально-моральный мотив - стремление к успеху своей команды, ради которой надо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером. Ему соответствует суждение: "Моя спортивная команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей, это заставляет меня больше тренироваться".

  6. Мотив достижения успеха - стремлению к достижению успеха, улучшению личных результатов. Ему соответствует суждение: "Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиться поставленной передо мной цели".

  7. Спортивно-познавательный мотив - стремление к изучению вопросов технической и тактической подготовки научно-обоснованных принципов тренировки. Ему соответствует следующее суждение: "Я хочу разбираться в вопросах техники, тактики, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться".

  8. Рационально-волевой (рекреационный) мотив - желание заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности при умственной (сидячей) работе. Ему соответствует суждение: «Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня -хобби. Спортивные результаты интересуют меня в меньшей степени».

  9. Мотив подготовки к профессиональной деятельности - стремление заниматься спортом для подготовки к требованиям избранной профессиональной деятельности. Ему соответствует суждение: «Достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт».

  10. Гражданско-патриотическип мотив - стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа коллектива, города, страны. Ему у соответствует суждение: "Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие спортивные результаты, защищать честь своего коллектива, спортивного общества, нашей страны".

В том случае, если человек далек от физической культуры и спорта, работа с мотивацией проводится на несколько ином уровне. Необходимо выявить уровень сознания, образ жизни и окружающую человека среду, чтобы понять истинные мотивы его поступков, его цели. И только после этого можно предложить определенные виды деятельности, объяснив при этом, как они поспособствуют достижению личных целей этого человека. Разнообразие существующих видов деятельности позволяет подобрать необходимые средства.

  1. Внешне организованная мотивация

Воздействие, призванное формировать мотивации и изменять потребности на человека оказывается извне вовнутрь, и представляет собой комплекс разнообразных способов и методов, работающих совокупно.

Под внешне организованной мотивацией понимается воздействие (в основном оперативное, срочное) на процесс мотивации субъекта со стороны субъекта (или группы объектов, или средств массовой информации) с целью либо инициации мотивационного процесса, либо вмешательства в уже начатый процесс формирования намерения (мотива), либо стимуляции, увеличения силы побуждения, мотива. Формирование мотивации из вне – понятие условное, так как невозможно извне сформировать внутренние мотивы, не существует таких способов воспитания. Это название характеризует лишь отражение психологического влияния. Все, что можно осуществить из вне – это поспособствовать процессу формирования внутренних мотивов [8].

Существует понятие – степень навязанности – это эффект внешних воздействий, то есть степень соответствия поведения субъекта воздействия целям этих воздействий. Этот фактор показывает, учтет их субъект при формировании намерения или нет. Эффект внешнего воздействия зависит от взаимодействия двух слагаемых: характеристик субъекта и субъекта (или группы). Степень принятия внешнего воздействия (навязанности) определяется наличием или отсутствием у субъекта гипотезы и количеством вариантов решения задачи (чем больше вариантов, тем меньше проявляется навязанность), сложностью разрешаемой задачи, принимаемого решения (чем они сложнее, тем в большей степени проявляется навязанность), степенью неопределенности, творческим характером деятельности (чем она более творческая, тем сильнее сказывается значение внешнего канала информации). При этом если решение приходит в результате навязывания, то оно менее вариабельно, хуже воспроизводится и больше контролируется. Со временем навязанное решение должно превратиться в собственное, что обеспечит его устойчивость [6].

К неимперативным формам воздействия на субъекта относятся [6]:

  1. Просьба - эта форма внешней инициации мотивационного процесса субъекта используется в том случае, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто-то нуждается в помощи).

  2. Предложение (совет). Предложить кому-либо что-то — значит представить на обсуждение это что-то как известную возможность (вариант) решения проблемы. Принятие субъектом предлагаемого зависит от степени безвыходности положения, в котором он находится, от авторитетности лица, которое предлагает, от привлекательности предлагаемого, от особенностей личности самого субъекта.

  3. Убеждение - это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

Выделяют следующие методы убеждения:

- фундаментальный - представляет собой прямое обращение к собеседнику, которого сразу и открыто знакомят со всей информацией, составляющей основу доказательства правильности предлагаемого;

- метод противоречия - основан на выявлении противоречий в доводах убеждаемого и на тщательной проверке собственных аргументов на непротиворечивость с целью предотвратить контрнаступление;

- метод «извлечения выводов» - аргументы излагают не все сразу, а постепенно, шаг за шагом, добиваясь согласия на каждом этапе;

- метод «кусков» - аргументы убеждаемого делят на сильные (точные), средние (спорные) и слабые (ошибочные); первых стараются не касаться, а основной удар наносят по последним;

- метод игнорирования - если изложенный собеседником факт не может быть опровергнут;

- метод акцентирования - расставляются акценты на приводимых собеседником и соответствующих общим интересам доводах;

- метод двусторонней аргументации - для большей убедительности излагают сначала преимущества, а затем и недостатки предлагаемого способа решения вопроса; лучше, если собеседник узнает о недостатках от убеждающего, чем от других, что создаст у него впечатление о непредвзятости убеждающего. Особенно эффективен этот метод при убеждении образованного человека, малообразованный же лучше поддается односторонней аргументации;

метод «да, но...», используется в тех случаях, когда собеседник приводит убедительные доказательства преимуществ своего подхода к решению вопроса; сначала соглашаются с собеседником, потом после некоторой паузы приводят доказательства недостатков его подхода;

- метод кажущейся поддержки - это развитие предыдущего метода: доводы собеседника не опровергаются, а, напротив, приводятся новые аргументы в их поддержку. Затем, когда у него сложится впечатление о хорошей осведомленности убеждающего, приводятся контраргументы;

- метод бумеранга - собеседнику возвращают его же аргументы, но направлен¬ные в противоположную сторону; аргументы «за» превращаются в аргументы «против».

В ряде случаев эффективным средством воздействия со стороны на процесс образования мотива является внешнее внушение. Оно понимается как психологическое воздействие одного человека (сугеестора) на другого (суггерента), осуществляемое с помощью речи и неречевых средств общения и отличающееся сниженнои аргументацией со стороны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого содержания со стороны суггерента.

При внушении суггерент верит в доводы суггестора, высказываемые даже без доказательств. Существуют три формы внушения: сильное уговаривание, давление и эмоционально-волевое воздействие [6].

К императивным формам воздействия относятся приказы, требования и принуждение [6]:

  1. В случае приказа, требования (т. е. понуждения) или просьбы особенностью формирования мотива является то, что человек принимает их как цель. В этом случае взаимоотношение цели с потребностями имеет особый характер: цель не возникает из развития потребностей субъекта, а накладывается на уже существующую систему потребностей, соответствуя ей в различной степени.

  2. Принуждение как форма инициации мотивационного процесса используется обычно в тех случаях, когда другие формы воздействия на мотивацию и поведение субъекта оказываются недейственными или, когда нет времени, чтобы их использовать. Принуждение выражается в прямом требовании согласиться с предлагаемым мнением или решением, принять готовый эталон поведения. Принуждение действенно только в том случае, если принуждающий имеет более высокий социальный статус, чем принуждаемый. Авторитет первого облегчает выполнение распоряжения. Как постоянная форма воздействия на субъект принуждение малопригодно, но и полностью от него отказываться, особенно в воспитательном процессе, нецелесообразно.

Еще одно средство воздействия – манипуляция. Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне и признавал себя ответственным за них [8].

Очень эффективен вариант формирования мотива, когда в качестве детерминант поведения оказываются привлекательные объекты, вызывающие у человека желание ими обладать. Возникновение тесной связи между потребностью и предметом ее удовлетворения может вызвать, по механизму ассоциации, как образ предмета - при появлении потребности, так и образ потребности - при появлении предмета ее удовлетворения. Потребность и связанная с ней мотивация могут возникать и при отсутствии предшествующей связи между потребностью и предметом, когда привлекательный объект появляется впервые, например, когда он актуализирует познавательную потребность (любопытство). Психологическими механизмами осуществления мотивации этого типа являются заражение и подражание [6].

Заражение как психологический механизм понимается и узко - как процесс передачи эмоционального состояния от человека или группы другому (другим), и широко - как подражание и внушение. И то и другое обусловлено наличием внешних факторов, влияющих на процесс мотивации, на формирование побуждения к осуществлению каких-то действий, совершению каких-либо поступков. Заражению способствуют: высокая энергетика поведения человека, оказывающего влияние на субъект, артистизм поведения, создание интриги, загадочность поведения, прикосновение и телесный контакт [6].

Подражание - это следование какому-либо примеру, образцу, принятие и воспроизведение внешних и внутренних особенностей других людей, привлекательных для данного субъекта. Выделяют разные виды подражания: непроизвольное и произвольное, логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай; подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса. Подражание, способствуя научению, адаптации к условиям существования и выживания. Подражанию субъекта способствуют: «модное» поведение и образ жизни других людей; демонстрация высокого мастерства; примеры милосердия, доблести, служения идее; публичная известность [6].

К внешне организованной мотивации потребителя можно отнести рекламу товаров, туристических маршрутов и прочего, связанных с соблазном, совращением и т. п. [8].

Заключение

В данной курсовой работе было рассмотрено и раскрыто такое обширное понятие, как мотивация. Была описана структура данного явления, средства и методы ее формирования, мотивационные состояния и установке.

В процессе изучения материала было выяснено, что такое явление, как мотивация постоянно интересовало выдающихся исследователей прошлых лет, таких как Фрейд, Вудвортс, Мак-Дугалл, Мюррей, Маслоу и дргуие. Однако, эта тема по-прежнему актуальна, многие исследователи современности продолжают познавать данный феномен.

Мотивация – это посредник между действием и бездействием, сила, побуждающая человека к деятельности, некий внутренний механизм развития. Мотивация – это очень мощный ресурс, помогающий преодолевать любые препятствия и трудности. Поэтому грамотное и направленное взаимодействие с мотивационными проявлениями человека оказывают колоссальное влияние на жизни как отдельного индивида, так и общества.

Мотивация представляет собой целостное, сложное явление, которое, тем не менее, можно разделить на четыре уровня факторов, которые предполагают наличие внутренних заданных параметров, влияние окружающей среды, выбор и целенаправленное воздействие.

При воздействии на мотивационные механизмы человека из вне важно выбрать правильные ориентир, найти точку влияния для конкретного индивидуума. Строго говоря, невозможно предложить человеку конечную цель, но можно предложить путь её достижения. Также нельзя сформировать базовую, ключевую потребность, зависящую от состояния сознания конкретной личности, но можно предложить варианты удовлетворения этой потребности, или облечь её в более конкретную форму - разложить на частные потребности и дать способ их удовлетворения.

Что касается создания и повышения мотивации к занятиям физической культурой, фитнесом, здесь также необходимо понимать основные принципы этого процесса. Многие человеческие потребности не имеют прямого отношения к занятиям физической культурой, но могут быть удовлетворены с её помощью. Так, например, человека, который испытывает потребность в общении, можно замотивировать командными и групповыми видами физической активности, а человека, заинтересованного в самоутверждении (повышении самооценки), будет мотивировать победа в соревнованиях или даже уникальное умение, отличающего его от других.

Немаловажными в данной ситуации факторами является пропаганда здорового образа жизни и формирование знаний о пользе занятий физической культурой, это поможет человеку выбрать соответствующий путь, область деятельности, для реализации своих потребностей.

Библиографический список
  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с. – (Серия «Мастера психологии»).

  2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – 2-е изд. – М.: Смысл, 2001. – 414 с.

  3. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации / В.К. Вилюнас – СПб.: Речь, 2006. – 458 с.

  4. Дружинина В.Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинина. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. 656 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

  5. Дубенюк Н.В. Большая психологическая энциклопедия / Н.В. Дубенюк. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с. – (Серия «Большая современная энциклопедия»).

  6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

  7. Левин К.Н. Намерение, воля и потребность / К.Н. Левин // Динамическая психология: Избранные труды. – М.: Смысл, 2001. – С. 165 – 205.

  8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. – 352 с. – (Серия «Классическая учебная книга).

  9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология" / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2000. – 509 с.

  10. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Маралов В.Г. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

  11. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. – 3-e изд. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с. – (Серия «Мастера психологии»).

  12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

  1. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекциии, практики: Учеб. Пособие для студ. психол. фак. вузов / А.Б. Орлов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

  2. Первин Л.А. Психология личности = Personality / пер. с англ. М.С. Жамкочьян. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 606 с.

  3. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.

  4. Фромм Э. Бегство от свободы = Die Furcht vor der Freiheit / пер. с нем. Г.Ф. Швейника. – М.: Аст, 2011. – 288 с. – (Philosophy).

  5. Фромм Э. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики = Man for Himself: An Inquiry Into the Psychology of Ethics / пер. с нем. Э.М. Спировой. – М.: Аст, 2010. – 352 с. – (Психология).

  6. Хокинс Д. Сила против насилия: Скрытые мотивы человеческих поступков = Power vs. Force: The Hidden Determinants of Human Behavior / пер. с англ. Е.О. Федотовой. – СПб.: Весь, 2010. – 304 с. – (Серия «Путь духа»).

29

Просмотров работы: 2252