Такая постановка задачи влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь. Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.
Понятие «инклюзия» (включение) означает – процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого.
Инклюзивное образование – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие способностей каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия предполагает учитывать потребности и специальные условия, поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. Данная форма образования направлена на улучшение образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей, она является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех. Инклюзия является динамичным процессом, который постоянно находится в развитии.
В опыте инклюзивного образования сложилось три пути его развития:
1) создание инклюзивной культуры, включающей в себя: построение школьного сообщества; принятие инклюзивных ценностей;
2) разработка инклюзивной политики, предполагающей развитие школы для всех; организацию поддержки разнообразия;
3) развитие инклюзивной практики, предполагающей управление процессом обучения; мобилизацию ресурсов.
Включающее (инклюзивное) образование базируется на восьми принципах:
– ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
– каждый человек способен чувствовать и думать;
– каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
– все люди нуждаются друг в друге;
– подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
– все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
– для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
– разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В организации инклюзивного образования можно практиковать различные варианты:
1) класс полной интеграции (из 20 учащихся 3-4 ребенка с ОВЗ) используется тогда, когда уровень психофизического и речевого развития детей с ОВЗ соответствует или приближается к возрастной норме, когда дети психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению;
2) организация специального (коррекционного) класса с частичной интеграцией; данный вариант подходит для тех детей с ОВЗ, кто способен наравне со своими сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени (коррекционные часы, внеклассные мероприятия);
3) школа надомного обучения;
4) семейное обучение, экстернат.
Естественно, что на начальном этапе внедрения инклюзивного обучения существуют множество барьеров. В сознании людей и профессионалов сложилось убеждение, что дети с особыми образовательными потребностями по большей мере необучаемые. Большинство учителей и директоров массовых школ не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в обычные классы, в силу недостаточного знания о проблемах инвалидности. Родители детей инвалидов испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки и не знают, как отстаивать права детей на образование. Во многом сдерживает внедрение инклюзивного образования в массовую школу архитектурная недоступность образовательных учреждений.
Решение проблемы преодоления этих барьеров требует системного подхода.
Во-первых, для введения инклюзии недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом. Важнее и сложнее подготовить позитивное общественное мнение педагогических работников и родителей относительно совместного обучении здоровых детей и детей с особыми проблемами здоровья.
Во-вторых, к свободному перемещению детей с ОВЗ в городе должна быть приспособлена бытовая среда (включая транспорт).
В-третьих, необходимо срочно приступить к подготовке специалистов и методического обеспечения совместного образования детей-инвалидов в массовой школе и предусмотреть меры по распространению эффективных моделей инклюзивного образования в массовых школах. Кроме того, для сохранения и укрепления кадрового потенциала ОУ, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка мер материального стимулирования деятельности работников этих учреждений (определение размеров и условий оплаты труда, установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи).
В-четвёртых, необходимо обеспечить выделение необходимых ресурсов для разработки, апробирования и внедрения моделей инклюзивного образования.
В-пятых, для формирования толерантного отношения в обществе к детям-инвалидам и к детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить информационно-просветительскую, разъяснительную работу.
Только при таком системном подходе можно ожидать реального существенного сокращения количества детей, обучающихся в специальных образовательных учреждениях, и увеличения темпов развития инклюзивных школ.