Лэнд-арт (земельное или ландшафтное искусство) — это течение, основной характеристикой которого является неразрывная связь художественного объекта и окружающего пейзажа [1]. Целью направления является создание произведения искусства или радости и красоты, изобретение новых способов видеть знакомые пейзажи.
Для создания арт-объекта чаще всего используются естественные материалы, такие как почва, камни, ветки и листья, вода с добавлением пигмента. Рукотворными скульптурами не просто дополняют пейзаж, а используют саму окружающую среду для их создания. Нередко художники применяют землеройное оборудование и другую технику для воплощения своих идей. Такие работы обычно создаются вдали от цивилизации и после завершения проекта постепенно разрушаются под дождем и ветром. Остаются только фотографии или видеозаписи, благодаря которым мы можем увидеть продукты земельного творчества.
Временем рождения ландшафтного искусства стали 60-е годы. Движение Лэнд-арт началось с выставки "Земных Работ"в галерее Dwan в Нью-Йорке. Одним из основателей направления является Роберт Смитсон, который вместе со своими соратниками, решил обратить внимание общественности на взаимосвязь человека и природы. Тогда была создана целая серия работ, в которых провокационные конструкции дополняли пейзаж [2].
Внезапное появление лэнд-арта в 1968 может быть расценено и как ответ поколения художников (большинству из них не было и тридцати) обостренной политической активности того года, а также появившемуся экологическому движению и борьбе за права женщин.
С наибольшим энтузиазмом художественный мир протестовал против традиционных устоев. Само существование рыночной системы подвергалось ими сомнению, а традиционные музеи и галереи, где картины были просто таким же товаром, как и любые другие вещи, доступные людям определенного материального уровня, не воспринимались всерьёз.
Но проекты нового направления также оказались очень дорогостоящими и требующими финансовой поддержки все той же (рыночной) системы. Кроме того, арт-объекты устанавливались вдали от населенных пунктов, добраться до которых удавалось только обеспеченным людям. Вдобавок ко всему, многие проекты предполагали просмотр с высоты птичьего полета. Все это привело к тому, что начавшееся под лозунгом «назад к природе» движение превратилось в искусство для элит, особенно после того, как все в тех же галереях стали выставляется фотографии и проходить видео-показы.
В поисках решения многие художники обратились к менее масштабным и простым работам. Но в любом случае, основной принцип ландшафтного искусства – естественные материалы, предполагает недолгую жизнь шедевра. В оправдание художникам, которые стремились уйти из галерей, можно добавить, что благодаря интернету сегодня их работы действительно могут быть доступны зрителю напрямую.
Термин лэнд-арт используется, чтобы охватить огромный диапазон художественных проектов, называя одним словом разных людей с разными взглядами на искусство. Приведём в пример некоторые из них.
Английский художник Ричард Лонгс помощью бульдозеров воплощал в жизнь крупномасштабные проекты, цель которых - увековечить в природе какой-нибудь грандиозный памятник [3].
Виднейшие лэнд-мастера Кристо и Джин-Клод запланировали и осуществили проект окружить одиннадцать островов в заливе Майами розовой плавающей тканью полипропилена. Яркий розовый цвет солнечной ткани был в гармонии с тропической растительностью необитаемого зеленого острова, светом неба Майами и цветами мелководья залива [4].
На Большом Солёном озере в штате Юта (США) Роберт Смитсонвозвёл из чёрных камней, земли и соли насыпь в виде спирали длиной 1500 футов. Природа сама раскрасила её в голубые и розовые цвета (голубые - соли меди, выпавшие в осадок на камни, розовые - микроорганизмы, населявшие залив). Так земля стала объектом и субъектом искусства [5].
Зеркало Гравия Смитсона с Трещинами и Пылью (1968) является редким примером лэнд-арта, существующего в галерее, а не на природе. Этот объект искусства состоит из груды гравия, расположенного около частично зеркальной стены галереи. В простоте его форм и вниманию к самим материалам угадывается дух минимализма, как и в других произведениях лэнд-арта [6].
Нет никакой теории, дающей полный анализ методов этого направления. Наоборот, стиль поощряет постоянное творческое движение, самобытность. Основной материал - земля, используют её и всё, что она даёт. В символической форме это значит, что художники пробуют добраться до самой сущности произведения искусства. Для них поиск архитектуры в природе и воплощение природы в архитектуре является наивысшей степенью гармоничного взаимодействия, а взаимное равновесие сил - залог гармонии. Наивысшая цель - формирование архитектуры как единого организма созданного человеком в гармонии с природой.
Списоклитературы:
1. Earth Art [Электронный ресурс]: The Art Story Foundation. 2016. – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.theartstory.org/movement-earth-art.htm . – Загл. с экрана.
2. Land art [Электронный ресурс]: Wikipedia, the free encyclopedia. 2016.– Электронные данные. – Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Land_art . – Загл. с экрана.
3. Richard Long [Электронный ресурс]: Lisson gallery. – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.lissongallery.com/artists/richard-long . – Загл. с экрана.
4. Land art [Электронный ресурс]: Tate. – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.tate.org.uk/learn/online-resources/glossary/l/land-art . – Загл. с экрана.
5. Robert Smithson American Sculptor and Writer [Электронный ресурс]: The Art Story Foundation. 2016. – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.theartstory.org/artist-smithson-robert.htm – Загл. с экрана.
6. Robert Smithson [Электронный ресурс]: Art in Context Center for Communications. 1995-2016 . – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.artincontext.org/image/image_main.aspx?id=5466 . – Загл. с экрана.