Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполиса, районов с преобладанием сельского населения, моноэтнических и полиэтнических регионов), которые отражаются на специфике труда педагога.
Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т. п.).
Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе. Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетентностей, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, разработаны профессиональные стандарты по следующим специальностиям: педагог дошкольного образования (воспитатель); педагог начальной; педагог основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога для следующих специальностей: педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования. Учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение профстандартов для специальностей: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида и т.п. Таким образом, профессиональный стандарт педагога является открытым документом, который может быть дополнен и расширен.
Профессиональный образовательный стандарт педагога преследует и способствует реализации ряда целей:
– определяет необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
– обеспечивает необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов своего труда;
– обеспечивает необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
– содействовует вовлечению педагогов в решение задач повышения качества образования;
– определяет необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
– обеспечивает необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
– обеспечивает необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
– содействует вовлечению педагогов в решение задач повышения качества образования.
Предполагается поэтапное введение профессионального стандарта педагога, исходя из различного уровня квалификации педагогов страны,
условий, в которых учителя осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение регионального и школьного компонентов, учитывающих как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т. п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует объединения творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса.
Следует отметить что, если раньше учитель был главным носителем знаний, то сейчас, мы видим на примере введения ФГОСов в начальной школе, новые требования, предъявляемые к деятельности учителя. Помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и сформировать у детей совершенно новые метапредметные компетентности: умение учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве и др. Задача современной школы – не только приобщение к знаниям, культуре, но и воспитание гражданина, будущего профессионала, и при этом решение гигантских социальных проблем: коррекция нарушений в поведении, избавление от различных зависимостей, адаптация детей-мигрантов, совместное (инклюзивное) образование. Не случайно ключевая идея профстандарта – способность педагога работать с разными категориями детей: мигрантами, сиротами, одаренными, инвалидами, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и т.д.
Что на данный момент может быть рекомендовано руководителю образовательной организации по обеспечению перехода на профессиональный стандарт педагога?
Вариант решения вопроса применения профстандарта педагога работодателями рассматривается в разработке «Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», которые включают в себя: критерии оценки квалификации; примеры должностной инструкции на основе профстандарта педагога; пример трудового договора с учетом требований профстандарта педагога; рекомендации руководителю по оплате труда; рекомендации по порядку аттестации, основанной на профстандарте педагога и др.
От педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации
Следует понимать и то, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанных в стандарте, поэтому каждый директор школы вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности педагогического коллектива: предметном, воспитательном, работе с одаренными, с трудными, с инвалидами – в зависимости от особенностей своей образовательной организации. Стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от учителя, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Педагог в данном случае выступает в роли социального терапевта, который обнаруживает проблему и при необходимости направляет пациентов к разным специалистам. Поэтому одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.