ФАКТОРЫ И КРИТЕРИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФАКТОРЫ И КРИТЕРИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Епифанцева А.С. 1
1РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях переходной экономики в период модернизации рынка образовательных услуг необходимо исследовать такое явление как конкуренция. В ходе конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, также как и на другом рынке товаров и услуг, происходит «естественный отбор» путем ухода с рынка субъектов, неспособных конкурировать в данных условиях, т.е. слабых, неконкурентоспособных организаций. Конкуренция на рынке образовательных услуг может означать борьбу вузов за лучших абитуриентов и, если говорить о российском рынке образовательных услуг, то за абитуриентов с наивысшими баллами ЕГЭ. Для того, чтобы адекватно оценить свои возможности и конкурентные преимущества, а также иметь необходимый инструментарий для достижения вузом наиболее выгодной конкурентной позиции, необходимо исследовать факторы и критерии оценки конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Жизнестойкость образовательной организации зависит от инновационного управления факторами конкурентоспособности: налаживание предоставления новых услуг, выход на новые сегменты образовательного рынка, внедрение новых систем управления. В исследовании мы рассматриваем факторы конкурентоспособности в зависимости от объекта конкурентоспособности: конкурентоспособность образовательной услуги, конкурентоспособность вуза, конкурентоспособность образовательного рынка.

Анализ параметров дает возможность усовершенствовать государственную политику в области образования, а поставщикам образовательных услуг – оптимизировать свою стратегию на рынке образовательных услуг.

Исследование рынка образовательных услуг позволяет отметить несколько принципиальных положений: конкурентоспособность во многом зависит от того, насколько система управления сможет приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке; в отличие конкурентоспособности услуги конкурентоспособность организации не может быть достигнута в короткий срок.

В работах зарубежных авторов для определения основных факторов конкурентоспособности ВУЗов предлагается использовать модифицированный комплекс маркетинга 7P, при помощи которого становится возможным контролировать ограничители развития внешней и внутренней среды. В целях адаптации комплекса маркетинга в образовательную среду Котлер Ф. и Фокс К. еще в 1995 году предложили включить следующие показатели: programme (программа), price (цена), place (место), promotion (продвижение), processes (процессы), physical activities (социальная инфраструктура), people (люди). Далее, предлагается более подробно описать каждый компонент комплекса.

Programme (программа) — совокупность образовательных программ и их составляющих, которые должны формироваться или совершенствоваться согласно привлекательности с точки зрения как рынка труда, так и конечного потребителя (обучающегося).

Price (цена) — как правило понимается как процесс формирования стоимости обучения в ВУЗе. Иногда, что является вполне обоснованным, в данный компонент также включается совокупность стипендиальных программ.

Place (место) — также понимается как система распределения образовательных услуг. Под данным элементом понимается процесс обеспечения доступности образования во времени и пространстве. На формирование данного элемента влияет географическое расположение образовательного учреждения, уровень развития кампуса и качество предоставления дистанционного образования.

Promotion (продвижения) — это совокупность методов для обеспечения продолжительной коммуникации со студентами, профессорско-преподавательским составом, работниками ВУЗа и другими участниками образовательного процесса. Также, в этот элемент включают инструменты формирования спроса и стимулирования сбыта, которые использует образовательное учреждение.

Processes (процессы) — способ организации и способность ВУЗа совершенствования процессов управления, обучения, вовлечения студентов в образовательный процесс и т. д. Например, методы преподавания и система их постоянного улучшения.

Physical activities (социальная инфраструктура) — совокупность методов и инструментов по повышению эффективности предложения ВУЗа, которые включают все аспекты инфраструктуры, оборудования, способа организации библиотек, организации спортивных и общественных мероприятия, питания и проч.

People (люди) — включает в себя совокупность профессиональных навыков и компетенций и профессорско-преподавательского и административного персонала ВУЗа, с которыми обучающийся вступает в контакт во время потребления образовательных услуг [2].

Другие авторы указывают на то, что конкурентоспособность ВУЗа формируется благодаря влиянию двух основных факторов: инновационности и адаптивности. Под инновационностью ВУЗа понимается его способность самообновляться и систематически совершенствовать внутренние структуры. Данный фактор характеризует, в первую очередь, управление внутренней средой организации. Адаптивность ВУЗа, в свою очередь, это качество взаимодействия ВУЗа с внешней средой.

Проанализировав существующие системы факторов конкурентоспособности, авторский уточненный перечень факторов конкурентоспособности.

Конкурентоспособность услуги определяется следующими факторами:

1. Факторы, влияющие на условия предоставления услуг. Нормативно-правовые; функциональные показатели (количество уникальных образовательных программ, индивидуальность предоставляемых образовательных программ (соотношение количества преподавателей и студентов), факторы ценообразования и льготирования.

2. Потребительские факторы. К ним можно отнести востребованность выпускников, срок окупаемости обучения по данной программе.

Конкурентоспособность вуза:

1. Организационно-управленческие (организационно-правовая форма, статус вуза, структура вуза, кадровый потенциал, информационное обеспечение, скорость реализации управленческих решений, четкость разделения полномочий и прочее).

2. Технологические. Инфраструктура, научно-исследовательский потенциал, инновационный потенциал (наличие лабораторий, научно-исследовательских центров, индекс цитируемости ППС, система оценки качества знаний, наличие учебно-методического управления, своевременное обновление материально-технической базы) и т.д.

3. Экономические. Ценовая политика вуза, финансовое состояние организации.

4. Маркетинговые. Имидж вуза, доля вуза на национальном и международном рынке, позиции вуза в национальных и мировых рейтингах, стратегия рынка сбыта, степень интернационализации, развитость академической мобильности, наличие маркетинговой стратегии и объем рекламной деятельности.

Конкурентоспособность образовательного рынка:

1. Историко-географические;

2. Территориальные;

3. Культурно-исторические;

4. Национально-этнические.

Безусловно, при формировании стратегии повышения конкурентоспособности, каждый конкретный ВУЗ вынужден адаптировать как комплекс маркетинга 7P для образовательных учреждений, так и отредактировать перечень факторов конкурентоспособности, приведенный в данной работе, не говоря об уточнении определения конкурентоспособности.

Факторы конкурентоспособности - непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.

Анализ причин снижения отдельных критериев конкурентоспособности продукции и установление факторов, повышающих конкурентоспособность, называемый факторным анализом – важный аспект деятельности субъектов оценки конкурентоспособности: страны, отрасли, предприятия.

Не следует смешивать критерии и факторы конкурентоспособности, также как причину и следствие. Одна и та же характеристика с точки зрения разных субъектов рынка может рассматриваться или как фактор, или как критерий.

Образовательная среда постоянно видоизменяется из-за изменений социальных потребностей и рынка труда. Четкое осознание и понимание основных факторов конкурентоспособности может, при наличии прочих элементов, способствовать безболезненной и качественной адаптации к этим изменениям.

Просмотров работы: 2647